Скачать 33.49 Kb.
|
Министерство образования Российской федерации КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра технической механики ТЕОРИЯ МЕХАНИЗМОВ И МАШИН МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполнению курсовой работы «Анализ и синтез механизмов» по разделу «Теория механизмов и машин» дисциплины «Теоретические основы механики» для студентов специальности 210200 дневной и заочной форм обучения КРАСНОДАР Издательство КубГТУ 2001 Составители: канд. техн. наук, доц. В. Г. Сутокский докт. техн. наук, доц. С. А. Метильков канд. техн. наук, доц. С. В. Солнцев канд. техн. наук, доц. О. И. Остапенко канд. техн. наук, доц. В. Н. Сухинин УДК 621.8 ТЕОРИЯ МЕХАНИЗМОВ И МАШИН: Методические указания к выполнению курсовой работы «Анализ и синтез механизмов» по разделу «Теория механизмов и машин» дисциплины «Теоретические основы механики» для студентов специальности 210200 - Автоматизация технологических процессов и производств / Сост.: В.Г. Сутокский, С.А. Метильков, С. В. Солнцев, О. И. Остапенко, В. Н. Сухинин; Кубанский государственный технологический университет. Каф. Технической механики. - Краснодар: Изд-во КубГТУ,2001, - 45 с. Приведены основные методы структурного, кинематического и силового анализа кривошипно-ползунного механизма, даны основы синтеза плоских кулачковых механизмов, включающие анализ движения толкателя и определения его закона движения, динамический синтез кулачкового механизма и профилирование кулачка. Представлены типовые примеры проектирования выше названных механизмов. Даны алгоритмы и варианты заданий для выполнения курсовой работы. Предназначены для студентов дневной и заочной форм обучения. Ил. 16. Табл. 2. Библиогр.: 5 назв. Печатается по решению Редакционно-издательского совета Кубанского государственного технологического университета Рецензенты: зав. кафедрой «Систем управления и технических комплексов», канд. техн. наук, проф. В. Г. Корниенко (КубГТУ); канд. техн. наук, доц. А Ф. Петров (КубГТУ) Содержание Введение……………………………………………………………….4 ЧАСТЫ…………………………………………………………………5
3. Пример выполнения 1-й части курсовой работы………………..9 ЧАСТЬ 2………………………………………………………………19
Требования к оформлению курсовой работы……………………...27 Приложение А-Задания на 1-ю часть курсовой работы………....32 Приложение Б- Графические построения в 1-й части…………....34 Приложение В - Задания на 2-ю часть курсовой работы ………...37 Приложение Г- Графические построения во 2-й части.................39 Приложение Д-Титульный лист пояснительной записки ...................41 Приложение Ж- Основная надпись по ГОСТ 2.104-68..................42 Список использованных источников..................................................44 3 Введение Методические указания к выполнению курсовой работы № 1 по разделу «Теория механизмов и машин» дисциплины «Теоретические основы механики» для студентов специальности 210200 дневной и заочной форм обучения состоят из двух разделов. В первой части методических указаний приведены краткие теоретические сведения по структурному, кинематическому и кинетостатическому (силовому) исследованию рычажных механизмов. Во второй части методических указаний даны краткие сведения из теории кулачковых механизмов. Приведены алгоритмы выполнения работы, даны типовые примеры расчета кривошипно-ползунного механизма и кулачкового механизма в соответствии с индивидуальными заданиями. Приведенные примеры наглядно иллюстрируют для студентов методологические основы выполнения поставленных задач. Методические указания дополнят методическое обеспечение по разделу «Теория механизмов и машин» учебных дисциплин и облегчат студентам их освоение. 4 ЧАСТЫ 1 Основные определения теории механизмов и машин 1.1 Структура механизмов Механизм представляет собой совокупность связанных звеньев, предназначенных для передачи и преобразования движения одного или несколько звеньев в определенное движение остальных звеньев. Звеном называют деталь или совокупность деталей механизма, соединенных между собой неподвижно. Деталью называют изделие, изготовленное из одной марки материала без применения сборочных операций. Звено, совершающее полнооборотное вращение вокруг неподвижной оси, называют кривошипом, при неполнооборотном вращении - коромыслом, при возвратно-поступательном движении - ползуном, если образует кинематические пары только с подвижными звеньями - шатуном, а неподвижное звено - стойкой (направляющей). Кинематической парой называют подвижное соединение двух контактирующих звеньев. Любая кинематическая пара ограничивает движение подвижных звеньев. Ограничения, налагаемые на движение звеньев, называют связями. В зависимости от числа связей кинематические пары разделяют на классы. Номер класса совпадает с числом связей, налагаемых парой. Связанную систему звеньев, образующих кинематические пары, называют кинематической цепью. Число степеней свободы кинематической цепи относительно одного из ее звеньев называют степенью ее подвижности. Для определения степени подвижности любой кинематической цепи необходимо подсчитать 5 число степеней свободы всех подвижных звеньев (n). Затем из этого числа следует вычесть число связей, наложенных на звенья кинематическими парами. Кинематические пары 1-го, 2-го и 3-го классов для плоских цепей не могут иметь места, а пары 4-го (р4) и 5-го (р5) классов накладывают соответственно одну и две связи. Тогда структурная формула Чебышева для определения числа степеней свободы плоского механизма примет [1] вид ![]() При анализе структуры механизма рекомендуется: а) отсоединить структурные группы нулевой подвижности, начиная с групп, наиболее отдаленных от ведущих звеньев; б) следить за тем, чтобы степень подвижности кинематиче ской цепи механизма до и после отделения структурной группы осталась неизменной; в) помнить о том, что каждая кинематическая пара и каждое звано могут входить только в одну структурную группу или в один начальный механизм. Структурной группой или группой Ассура называют кинематическую цепь, получающую нулевую подвижность после присоединения ее к стойке. Для групп, содержащих пары только 5-го класса; имеем ![]() Таким образом, количество звеньев в структурной группе должно быть только четное. Структурную группу с n = 2 и р5=3 называют группой 2-го класса второго порядка (двух поводковая группа или диада). Начальный механизм, образованный из ведущего звена и стойки, имеет 1-й класс. Следует иметь в виду, что 6 класс механизма соответствует классу наивысшей группы, входящей в его состав. Основные задачи структурного анализа механизма [2] включают в себя:
1.2 Кинематика механизмов Кинематический анализ механизмов в общем случае предусматривает решение следующих основных задач: - определение положения звеньев и построение траекторий отдельных точек за рабочий цикл; - определение скоростей и ускорений точек и угловых скоростей и ускорений звеньев. Эти задачи могут быть решены графическими, графоаналитическими и аналитическими методами. Первые два метода уступают по точности третьему, однако они наиболее наглядны и сравнительно просты. Кинематическое исследование механизма следует начинать со структурной группы, которая присоединяется к ведущему звену, поскольку положения, скорости и ускорения такого звена известны. 7 Планы скоростей и ускорений выполняют в произвольно выбранном масштабе. 1.3 Кинетостатика механизмов Методы кинетостатики позволяют некоторые задачи динамики механизмов свести к задачам статики. К числу таких задач относится определение реакций в кинематических парах механизма при его движении, а также уравновешивающих сил или уравновешивающих моментов. Добавляя к заданным силам и реакциям связей силы инерции, получаем возможность, на основе принципа Даламбера, ко всей совокупности указанных сил применять известные из статики условия равновесия [2]. 2 Исходные данные и порядок выполнения 1-й части курсовой работы 2.1 Исходные данные для проведения исследования кривошипно-ползунного механизма К исходным данным относят:
2.2 Порядок выполнения 1-й части курсовой работы Первую часть курсовой работы выполняют в следующем порядке: - провести структурный анализ механизма; 8
- определить уравновешивающий (движущий) момент на ведущем звене, построить график его изменения за цикл. 3 Пример выполнения 1-й части курсовой работы 3.1 Цель работы
3.2 Исходные данные для расчета Исходные данные в зависимости от номера задания представлены (приложение А) в следующем виде:
- направление вращения кривошипа - по часовой стрелке (таблица А.1); частота вращения кривошипа n1=2000 мин-1 (таблица А.1); - сила полезного сопротивления ползуна Qnс = 10кН (таблица А.1); 9 - масса ползуна т3 = 0,5 кг (таблица А.1). 3.3 Структурный анализ механизма Обозначим порядковые номера звеньев, начинай с ведущего (рисунок А.1). Тогда подвижные звенья будут обозначены: кривошип -1, шатун - 2, ползун - 3, а неподвижное звено - 4 (направляющая ползуна и стойка кривошипа). Кинематические пары обозначим буквами: стойка 4 и кривошип 1 образуют вращательную пару А 5-го класса, кривошип 1 и шатун 2 вращательную пару В 5-го класса, шатун 2 и ползун 3 -вращательную пару С 5-го класса, ползун 3 и направляющие 4 -поступательную пару С* 5-го класса. Поскольку кривошипно-ползунный механизм является плоским, то степень подвижности определяем по формуле Чебышева ![]() При анализе структуры механизма отсоединим структурную группу (группу Ассура) - диаду 2-го класса (звенья 2 и 3)от ведущего звена 1 (рисунок Б.2). Если такую отсоединенную структурную группу присоединить к стойке, то она будет иметь нулевую подвижность ![]() При этом степень подвижности начального Механизма 1-го класса осталась неизменной ![]() 10 Поскольку класс механизма соответствует классу наивысшей группы, входящей в его состав, то кривошипно-ползунный механизм будет относиться к механизмам 2-го класса [1]. 3.4 Кинематический анализ механизма 3.4.1 Кинематическая схема механизма Построим кинематическую схему кривошипно-ползунного механизма по заданным размерам (таблица А.1) в масштабе 1:1 на ватмане формата А 1 в левой верхней четверти листа при его горизонтальном расположении. Построение ведем в следующей последовательности. В точке А (рисунок Б.1) проводим горизонтальную и вертикальную осевые линии и строим окружность радиусом АВ = г. Откладываем от горизонтальной осевой линии в точке А эксцентриситет е и проводим вторую горизонтальную ось - линию перемещения ползуна (точка С). Если е = 0, то точки А и С лежат на одной оси. Из точки А радиусом, равным длине (АВ+ВС), делаем засечку на второй горизонтальной оси и получаем точку Сn - крайнее правое положение точки С. Разбиваем траекторию точки В (окружность радиуса АВ) на 12 частей. За положение Во примем положение механизма, когда звенья АВ и ВС находятся на одной линии (точка С находится в точке С). Точки В1 ,В2 ,В3 ,..., В12 откладываются равномерно от точки Во в сторону вращения кривошипа. Точка B12 совпадает с точкой Во. При нахождении точки В в положении В6 точка С будет находится в положении Сл - крайнее левое положение ползуна. 11 Из точек Вi отрезком ВС делаем соответствующие засечки на отрезке СлСП, дающие Сi положения ползуна. В 1-м положении механизма изображаем кривошип, шатун, ползун, направляющие и стойку толстой линией и получаем кинематическую схему кривошипно-ползунного механизма в этом положении в масштабе 1:1. В остальных одиннадцати положениях кривошип и шатун показываются тонкими линиями. 3.4.2 Определение скоростей точек механизма Рассмотрим определение скоростей точек механизма для его 1-го положения. Угловая скорость ведущего звена (кривошипа) ω1 и линейная скорость точки В - Ув составляют ![]() Векторное уравнение для скорости точки С, принадлежащей одновременно шатуну и ползуну, имеет следующий вид: ![]() где Ув - является вектором переносной скорости точки С, а Усв -вектором относительной скорости точки С. Вектор скорости точки В - Ув известен как по величине (3.5), так и по направлению (перпендикулярен звену АВ в направлении вращения этого звена). Вектор относительной скорости точки С - Усв по величине не известен, однако известно его направление (перпендикулярно звену ВС). Подчеркнем в векторном уравнении (3.6) вектора, известные по величине и направлению, 2-мя линиями; по направлению 12 одной линией и решим это уравнение графически. Для этого построим план скоростей механизма (рисунок 5.3), для чего примем масштаб построения ![]() где (рvа) - произвольно выбранный отрезок на плане скоростей, изображающий вектор Vв-скорость точки В. Из полюса плана скоростей рv откладываем (рисунок Б.З) отрезок рvа перпендикулярно звену АВ в сторону направления его вращения. Из точки, а проводим линию действия скорости \/св перпендикулярно звену ВС. Из полюса рv проводим линиюдействия скорости Vс параллельно направляющим ползуна. Точка пересечения линий действия отсекает отрезки (рvb) = 31 мм и (аb) = 42 мм, отображающие соответственно вектора скоростей Vс и VСв1 величину которых находим с учетом масштаба построения плана скоростей ![]() Угловая скорость 2-го звена составляет ![]() Аналогичные расчеты скоростей точек механизма проводим в остальных одиннадцати положениях механизма и строим диаграмму изменения скорости ползуна Vс от угла поворота кривошипа φ (рисунок Б.8.а). Необходимо помнить, что в положениях механизма 0(12) и 6 Vс = 0. Диаграмма изменения скорости ползуна строится в своем масштабе μv и μφ,. 13 3.4.3 Вычисление ускорений точек механизма Рассмотрим определение ускорений точек механизма для его 1-го положения. Ускорение точки В кривошипа при постоянной частоте его вращения равно нормальному. Это ускорение направлено от точки В кривошипа к точке А и по величине составляет ![]() Векторное уравнение для определения ускорения точки С имеет вид ![]() Нормальное относительное ускорение кинематической пары С, направленное от точки С к В, вычисляют по зависимости ![]() Аналогично векторному уравнению скоростей подчеркнем известные по величине и направлению ускорения двумя чертами. Тангенциальное относительное ускорение и ускорение точки С известны только по направлениям, причем, аtсв перпендикулярно звену ВС, ускорение ас - параллельно направляющим ползуна. Эти ускорения подчеркиваются одной чертой. Поскольку в уравнении (3.11) имеется два неизвестных по величине ускорения, то решим это уравнение графически Для этого построим план ускорений (рисунок Б.4). Выберем масштаб плана ускорений ![]() где (раа) = 50 мм - произвольно выбранный отрезок на плане ускорений, отображающий ускорение точки В и направленный параллельно АВ из полюса плана ускорений ра. 14 Отрезок на плане ускорений аb, отображающий нормальное относительное ускорение аnсв и направленное из точки а плана параллельно звену ВС, вычисляют с учетом масштаба ![]() Из полученной точки b плана ускорений проводится линия по направлению действия тангенциального относительного ускорения аtсв перпендикулярно к звену ВС, а из полюса ра плана ускорений - по направлению действия ускорения ас вдоль направляющей в - в. Точка пересечения «с» отсекает отрезки рас и bс, отображающие ускорения ас и аtсв ,величину которых рассчитывают с учетом масштаба ![]() Поскольку тангенциальное ускорение 1-го звена равно нулю, то и угловое ускорение также равно нулю. Угловое ускорение 2-го звена равно ![]() Аналогичные расчеты ускорений точек механизма проводим в остальных одиннадцати положениях механизма и строим диаграмму изменения ускорения ползуна ас от угла поворота кривошипа φ (рисунок Б.8.6). Диаграмма изменения ускорения ползуна строится в своем масштабе μа и μφ. Полученную диаграмму также можно получить при помощи графического дифференцирования графика Vс от φ (рисунок Б.8.а). 3.5 Силовой расчет механизма 3.5.1 Силовой расчет структурной группы 15 Прикладываем к звеньям группы Ассура (рисунок Б.5.а) следующие силы: - силу полезного сопротивления Qп.с. которая всегда на правлена противоположно скорости ползуна \/с (Qпс. -.10 кН =10000 Н); - силу тяжести ползуна G3 (всегда направлена вниз) ![]() - силу инерции ползуна Fиз, направленную противоположно его ускорению ![]()
Под действием указанных сил группа Ассура находится в равновесии, т.е. сумма действующих сил равна нулю. Запишем векторное уравнение равновесия сил ![]() Векторы Qп.с, Fиз. Gз следует подчеркнуть двумя линиями, поскольку известны их величины и направления, реакции R43 и R12 подчеркиваем одной линией, поскольку известны только их направления. Решим векторное уравнение (3.19) графически, построив план сил. Определи»! масштаб сил с учетом наибольшей силы ![]() где (рfа) = 100 мм - произвольно выбранный отрезок, отображающий на плане сил сипу полезного сопротивления. 16 Отрезки аb и bс, отображающие силу инерции и силу тяжести, находим с учетом масштаба ![]() Для определения неизвестных по уравнению (3.19) проведем построение плана сил (рисунок Б.6) в следующем порядке. Из полюса плана сил рf параллельно направляющим ползуна против направления скорости Vс откладываем отрезок (рfа). Из точки а откладываем отрезок аb параллельно направляющим противоположно направлению ускорения ас. Из точки b откладываем отрезок bс (вертикально вниз), равный весу ползуна, который в данном случае вырождается в точку из-за малой ее величины (формула 3. 21), т.е. точки b и с совпадут. Из точки с проводим направление действия реакции R43 со стороны направляющей β – β перпендикулярно ей. Затем через полюс плана сил рf проводим направление реакции R12 со стороны звена 1 на звено 2 параллельно звену ВС. Точка пересечения б отсекает отрезки рf d и cd, отображающие реакции, величину которых вычисляем с учетом масштаба ![]() Освободим звено ВС от связей. Действие отброшенных звеньев - кривошипа и ползуна заменим их реакциями R12 и R32 (рисунок Б,7). Считаем для упрощения шатун невесомым. Тогда на шатун действуют только две силы: R12 и R32, под действием которых шатун будет находиться в равновесии. Из условия равновесия шатуна следует равенство 17 ![]() Следовательно, силы, действующие на шатун, с учетом соотношений (3.22) и (3.23) равны по абсолютной величине ![]()
По третьему закону Ньютона (о равенстве действия и противодействия) получаем равенство сил ![]() Следовательно, сила, действующая на кривошип равна ![]() Укажем плечо h* силы R21 относительно точки А (рисунок Б.5.5), который по данным примера равен 31 мм. Вычислим с учетом масштаба чертежа длину этой нормали (если чертеж механизма выполнен в масштабе 1:1, то μ= 1) ![]() Тогда уравновешивающий (движущий) момент будет равен ![]() Мгновенная мощность составляет ![]() Реакция R11 со стороны стойки 4 на звено 1 легко найдется из условия равновесия звена 1 ![]() Из равенства (3.30) следует, что R41, = - R21, те, реакции R21 и R41 равны по величине, и противоположны по направлению. Аналогичные расчеты уравновешивающего (движущего) момента (зависимость 3,28) проводим в остальных одиннадцати 18 Положениях механизма и строим диаграмму его изменения от угла поворота кривошипа φ (рисунок Б.8.в). Диаграмма изменения уравновешивающего (движущего) момента Мдв строится в своем масштабе μм и μφ». В пояснительной записке к курсовой работе приводится расчет для одного положения механизма, а расчеты для других положений удобнее привести в виде таблиц. ЧАСТЬ 2 1 Основные определения в кулачковых механизмах 1.1 Общая характеристика и анализ механизма Рабочий процесс многих машин вызывает необходимость иметь в их составе механизмы, движение выходных звеньев которых должно быть выполнено строго по заданному закону и согласовано с движением других механизмов. Наиболее простыми надежными и компактными механизмами для выполнения такой задачи являются кулачковые механизмы. Закон движения толкателя, задаваемой передаточной функции, определяется профилем кулачка и является основной характеристикой кулачкового механизма [2]. Проектирование кулачкового механизма разделяется на ряд этапов: назначение закона движения толкателя, выбор структурной схемы, определение основных размеров механизма и профиля кулачка. Примером кулачкового механизма могут служить газораспределительные механизмы двигателей внутреннего сгорания, которые служат для открытия и закрытия клапанов, что позволяет наполнять цилиндры двигателя горючей смесью, выпускать отработанные газы и надежно изолировать камеру сгорания от окружающей среды во время тактов сжатия и рабочего хода. 19 В зависимости от особенностей конструкций, функционального назначения машины и ряда других факторов применяют разные виды кулачковых механизмов. По характеру движения кулачковые механизмы подразделяют на пространственные и плоские. В зависимости от вида движения кулачка механизмы могут быть поступательные, вращательные и качающиеся. По взаимному расположению кулачка и толкателя механизмы называют центральными и дезаксиальными. По типу замыкания высшей кинематической пары их подразделяют на пары с кинематическим и силовым замыканием. Основной задачей анализа движения кулачкового механизма является определение перемещения толкателя в зависимости от закона изменения его скорости или ускорения [1]. Анализ механизма выполняют аналитическим или графическим методами. Графический метод менее точен, но более нагляден. Поэтому в дальнейшем применяем графический метод анализа кулачкового механизма. 1.2 Синтез кулачковых механизмов Задача синтеза состоит в воспроизведении заданного закона движения толкателя, т. е. в построении профиля кулачка по заданным законам движении кулачка и толкателя и некоторым конструктивным параметрам. Синтез включает несколько этапов:
20 Закон движения ведомого звена должен удовлетворять кинематическому и динамическому условиям. Кинематическое условие работоспособности кулачковых механизмов состоит в том, что передача движений между двумя звеньями, входящими в высшую кинематическую пару, возможна только тогда, когда составляющие скоростей точек касания этих звеньев по общей нормали одинаковы по величине. Одной из важнейшей задач динамки? кулачковых механизмов является анализ сил и условий нормального взаимодействия звеньев. При этом существенное значение имеют угол давления и КПД механизма. 2 Исходные данные и порядок выполнения 2-й часта курсовой работы 2.1 Исходные данные для проведения исследования кулачкового механизма В задании на 2-ю часть курсовой работы даны (см. приложение В): кинематическая схема кулачкового механизма, закон изменения аналога скорости толкателя dS/dφ, угол рабочего профиля - δ, внеосность (эксцентриситет) толкателя в кулачковом механизме - е, ход толкателя - hв ,максимально допустимый угол давления в кулачковом механизме - αмах 2.2 Порядок выполнений 2-й части курсовой работы Вторую часть курсовой работы выполняют в следующем порядке;
21
3 Пример выполнения 2-й части курсовой работы 3.1 Цель работы Целью работы является ознакомление студентов с типами плоских кулачковых механизмов; овладение методами анализа, их кинематики и динамики, основами синтеза механизма и профилирования кулачка. 3.2 Исходные данные для расчета Исходные данные для выполнения работы (приложение В):
- максимально допустимый угол давления в кулачковом механизме а мах =30° (таблица В.1). 3.3 Анализ закона движения толкателя Полный цикл работы кулачкового механизма в общем случае состоит из четырех фаз (рис. Г.1, а): 22
Сумма фазовых углов поворота кулачка равна одному полному его обороту, т.е. φу + φд + φв + φб = 2я, а рабочий угол поворота - сумме углов удаления, дальнего выстоя и возвращения δ = φу + φд + φВ. Для нашего примера имеем: φР = φу + φД + φВ = φУ + (2/3)- φу + φу = 130е, откуда φу = φВ - 48,75°; φД=32,5°; 3.4 Определение закона движения толкателя В начале строим (рис. Г. 1, а) заданную диаграмму аналога скорости (dS/dφ) - φ. С этой целью в произвольном масштабе μφ, по оси абсцисс откладываем фазовые углы φу = 48,75°, φД = 32,5°, φв = 48,75° (для удобства построения можно откладывать углы из расчета 1 ° в мм чертежа). Масштаб оси абсцисс при этом равен: μ, = φр/ (0-13) = (130л/180)/130 = 0,017 рад/мм. В этой формуле (0-13)=130 мм отрезок по оси φ, соответствующий рабочему углу φр. |
![]() | Индикаторы и способы оценки и прогнозирования устойчивого развития системы региона (на материалах Краснодарского края) Работа выполнена в фгбоу впо «Кубанский государственный технологический университет» | ![]() | Критерии выбора эффективных углеводородных растворителей для удаления асфальто-смоло-парафиновых отложений Работа выполнена на кафедре технологии нефти и экологии гоувпо «Кубанский государственный технологический университет» |
![]() | Методология совершенствования системы организации и управления процессами транспортного обслуживания населения в курортных зонах Абота выполнена в фгбоу впо «Кубанский государственный технологический университет» на кафедре транспортных сооружений | ![]() | Моделирование тепломассопереноса в электродиализных аппаратах водоподготовки для парогенераторов тэс и аэс Защита состоится «29» марта 2011 г в 14 ч. 00 мин на заседании диссертационного совета д 212. 100. 06 в гоу впо «Кубанский государственный... |
![]() | Международная научно-практическая конференция «инновационные пищевые технологии в области хранения и переработки сельскохозяйственного сырья» информационное письмо Которая состоится в г. Геленджик Краснодарского края 23…24 июня 2011 года при поддержке Законодательного собрания, Департамента образования... | ![]() | Российской федерации Тамбовский государственный технический университет, Томский государственный университет, Тульский государственный университет, Тюменский... |
![]() | Министерство образования Российской Федерации кубанский государственный университет Доктор педагогических наук, профессор кафедры информационных систем технологий в образовании Куб гу с. П. Грушевский | ![]() | Типы повторов и их функции в поэтических текстах евгения евтушенко Фгбоу впо «Кубанский государственный университет» / кафедра общего и славяно-русского языкознания, профессор |
![]() | Управление политическими процессами в условиях полиэтничности (на материалах республик северного кавказа) Работа выполнена на кафедре политологии и политического управления гоу впо «Кубанский государственный университет» | ![]() | Политические технологии обеспечения информационной безопасности региона (на примере краснодаского края) Диссертация выполнена на кафедре политологии и политического управления гоу впо «Кубанский государственный университет» |