Публичный отчет муниципального дошкольного образовательного учреждения «детский сад комбинированного вида №138»




НазваниеПубличный отчет муниципального дошкольного образовательного учреждения «детский сад комбинированного вида №138»
Дата04.02.2016
Размер52.3 Kb.
ТипПубличный отчет
ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 138»

ЗА 2010-2011 УЧЕБНЫЙ ГОД


«Детский сад комбинированного вида № 138», расположенный по адресу: город Краснодар, улица Молодежная, дом 1; телефон (861)237-33-00, является муниципальным дошкольным образовательным учреждением департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар.

Учреждение осуществляет педагогическую работу с детьми от полутора до семи лет.

Режим работы – двенадцатичасовой в группах для детей 3-7 лет; десятичасовой в группах для детей 1,5-3 лет при пятидневной рабочей неделе.

МДОУ «Детский сад № 138» функционирует на основании следующих документов:

 Закон Российской Федерации «Об образовании»;

 Конвенция ООН «О правах ребенка»;

 Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

 Устав учреждения;

 Лицензия на право осуществления образовательной деятельности от 07.08.2009 г. № 176428;

 Лицензия на осуществление медицинской деятельности от 09.11.2010 г. № ФС-23-01-003356;

 Свидетельство о государственной аккредитации от 27.02.2010 г. № 00067;

 Локальные акты ДОУ.

Дошкольное учреждение рассчитано на 11 групп, 172 человека. В течение 2010-2011 учебного года ДОУ в среднем посещали 222 ребенка. Из них:

- 38 детей – в группах раннего возраста;

- 99 детей – в группах общеразвивающей направленности

- 85 детей – в группах компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития.

Охрана физического и психического здоровья детей была приоритетным направлением в деятельности дошкольного учреждения.

Совместно с ККИДППО, ДМЦ под руководством заведующего МДОУ Матвийчук С.А. и заместителя заведующего по воспитательной и методической работе Кириллиной Н.Ю., педагогический коллектив проводил практические занятия для слушателей курсов повышения квалификации педагогических работников ДОУ, участников семинаров и методических объединений.

В прошедшем учебном году курсы повышения квалификации в объеме 72 часов прошли 4 педагога:




Ф.И.О.

Должность

Наименование образовательного учреждения

Тема курсовой

переподготовки

1.

Баранникова Елена Алексеевна

учитель-логопед

НОУ «Институт дефектологии и медицинской психологии»

Основы нейропсихологии. Патология речи у детей.

2.

Пергунова Марина Юрьевна

учитель-логопед

НОУ «Институт дефектологии и медицинской психологии»

Основы нейропсихологии. Патология речи у детей.

3.

Кабалина Татьяна Михайловна

воспитатель

ГОУ Краснодарского края ККИДППО

Коррекционно-развивающие аспекты в работе воспитателей групп комбинированной и компенсирующей направленности.


4.


Лысенко Ольга Витальевна

воспитатель

ГОУ Краснодарского края ККИДППО

Основы педагогического взаимодействия воспитателя и ребенка в процессе всестороннего развития личности дошкольника.


Посетили краткосрочные семинары на платной основе:


№ п\п

Ф.И.О.

Должность

Наименование организации, проводившей семинар

Тема семинара

1.

Матвийчук Светлана Александровна

заведующий

АНО «Попечительский совет ДОУ»

Оздоровительно-воспитательная работа в ДОУ

Издательский дом «Воспитание дошкольника»

Современный этап развития дошкольного образования: реальность и перспективы. Содержание работы с детьми в ДОУ в переходный период

2.

Кириллина Надежда Юрьевна

заместитель заведующего по воспитательной и методической работе

АНО «Попечительский совет ДОУ»

Система управления дошкольным образовательным учреждением в условиях инновационного развития

Издательский дом «Воспитание дошкольника»

Современный этап развития дошкольного образования: реальность и перспективы. Содержание работы с детьми в ДОУ в переходный период

3.

Демидова Евгения Владимировна

воспитатель

Издательство «Академкнига/

Учебник»

Учебно-методический комплект «Предшкола нового поколения» как условие подготовки дошкольников к обучению в современной школе


Повышение уровня квалификации позволило педагогам разнообразить методы и формы в работе, добиться качественного усвоения воспитанниками программного материала. Все педагоги принимали участие в повышении своего педагогического мастерства в межкурсовой период: посещали семинары, практикумы, круглые столы, педагогические конференции, системно проводимые Дошкольным методическим центром города Краснодара.

В 2011 году передовой опыт учителя-логопеда Баранниковой Е.А. «Инновационные подходы в формировании речевой готовности к школьному обучению детей с общим недоразвитием речи» был рецензирован МОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Дошкольный методический центр» города Краснодара, ГОУ Краснодарского края Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования и внесен в городской и краевой банк данных.

В течение 2010-2011 учебного года передовой опыт шести педагогов ДОУ был рецензирован МОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Дошкольный методический центр» города Краснодара и внесен в городской банк данных:


п\п

Ф.И.О.

Должность

Тема опыта работы

1.

Зубченко Валентина Николаевна

воспитатель

Использование занимательного материала в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

2.

Кабалина Татьяна Михайловна

воспитатель

Использование дидактических игр и занимательных упражнений при формировании у дошкольников 3-5 лет знаний о геометрических фигурах и форме предметов

3.

Кириллова Наталья Викторовна

воспитатель

Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

4.

Лысенко Ольга Витальевна

воспитатель

Формирование гуманного отношения к животным, живущим рядом с человеком

5.

Шуркина Елена Владимировна

воспитатель

Психолого-педагогическая технология эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе воспитательно-оздоровительной работы

6.

Чеботкова Елена Станиславовна

музыкальный руководитель

Музыка как средство коррекции в работе с детьми групп компенсирующей направленности


Творческая группа педагогов ДОУ (учитель-логопед Баранникова Е.А., воспитатели Кириллова Н.В., Николенко О.О.) принимала участие в краевом конкурсе детского художественного и литературного творчества «Служба спасения 01». Учитель-логопед Баранникова Е.А. стала победителем в номинации «Работа педагога» за практический материал на тему «Человеку друг огонь, только зря его не тронь». Награждена дипломом и кубком победителя.

В прошедшем учебном году прошли аттестацию 5 педагогов:


п\п

Ф.И.О.

Должность

Квалификационная категория

1.

Шуркина Елена Владимировна

воспитатель

высшая

2.

Аксенова Галина Николаевна

воспитатель

вторая

3.

Вохмянина Валентина Петровна

учитель-логопед

вторая

4.

Котричева Наталья Владимировна

воспитатель

вторая

5.

Хакуй Евгения Васильевна

воспитатель

вторая


Аттестуемые представили опыт своей работы в ходе открытых показов, педагогических выставок, на мастер-классах для слушателей курсов повышения квалификации при ККИДППО: учителя-логопеды, инструкторы по физической культуре, воспитатели групп общеразвивающей и компенсирующей направленности, музыкальные руководители.

С апреля 2011 года в детском саду создан сайт, на котором размещаются: основная информация о деятельности ДОУ, материалы из опыта работы педагогов и детского сада, новости о жизни учреждения.

Основной задачей медицинского персонала дошкольного учреждения, являлась четкая организация работы по наблюдению за состоянием здоровья детей. Важнейший этап - проведение профилактических мероприятий, направленных на обеспечение правильного физического и нервно-психического развития, снижения детской заболеваемости. Медицинский персонал занимался санитарно-просветительской работой с педагогами и детьми, имел возможность для широкого использования оздоровительных методов профилактики, реабилитации детей. В течение учебного года воспитанники ДОУ получали оздоровительный массаж (по назначению врача), ежеквартально принимали кислородный коктейль. Систематически проводилась работа и педагогами ДОУ: утренние гимнастики (в теплое время года на свежем воздухе), корригирующая гимнастика после дневного сна с использованием «дорожки здоровья», физкультурные занятия, индивидуальная и подгрупповая работа по физическому воспитанию, физкультурные досуги, праздники.

Комплекс оздоровительных мероприятий способствовал укреплению и развитию опорно-двигательного аппарата ребенка: улучшению крово- и лимфообращения, углубленному дыханию, умеренной вентиляции легких, работы органов пищеварения и выделения, обмена веществ.

Ежемесячно проводился анализ посещаемости и заболеваемости детей. Результаты анализа и возможные причины заболеваний обсуждались на педагогических часах, планерках, принимались меры по устранению выявившихся причин заболеваемости, зависящих от дошкольного учреждения. Совместная работа медицинского и педагогического персонала ежегодно дает стабильные результаты. Уровень заболеваемости снизился с 8,8 дней (в 2009 г.) на одного ребенка до 7,8 (в 2010 г.).

Общее санитарно-гигиеническое состояние дошкольного учреждения соответствует требованиям Роспотребнадзора: питьевой, световой и воздушный режимы соответствуют нормам.

Для наиболее эффективной организации оздоровительных и профилактических мероприятий в качестве одного из приемов работы использовался мониторинг состояния здоровья вновь поступивших воспитанников, что важно для своевременного выявления отклонений в развитии.. Для сокращения сроков адаптации, минимамизации отрицательных реакций у детей при поступлении их в дошкольное учреждение четко организовано их медико-педагогическое обслуживание с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальных особенностей.

Сбор информации и наблюдение за каждым ребенком помогал устанавливать динамику психологических, деятельностных и эмоциональных качеств детей. По мере необходимости устанавливался щадящий режим, неполный день пребывания в дошкольном учреждении, согласованный с родителями. Такие мероприятия способствовали снижению заболеваемости. Рациональное построение режима дня, допускающее его гибкость, создавало комфортные условия пребывания детей в дошкольном учреждении, а соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, обеспечивало безопасное экологическое пространство дошкольников. Гибкие динамичные режимы предусматривали разнообразную деятельность детей в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, с учетом времени года, возраста детей и состояния их здоровья. Такие режимы давали возможность раскрывать индивидуальные способности и творческий потенциал каждого ребенка, видеть и развивать его интересы.

Педагоги совместно с инструктором по физическому воспитанию ежедневно использовали разнообразные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физические упражнения после сна, подвижные игры в помещении и на воздухе, спортивные игры и развлечения, физкультурные праздники и Дни здоровья. Умело поддерживали возникновение у детей в процессе физической активности положительных эмоций, чувства «мышечной радости». Стремились пробудить у каждого ребенка интерес к занятиям или спортивной игре, используя знания его индивидуальных склонностей и способностей. Сюжеты и роли в играх распределялись в зависимости от личностных особенностей детей. Умело вовлекались малоподвижные дети в игры, регулировалась активность подвижных детей. Воспитатели использовали разнообразные формы двигательной активности детей на протяжении всего дня пребывания детей в дошкольном учреждении. Включались элементы двигательной активности детей (бег, лазанье, прыжки) в сюжетно - ролевые игры. В организации физкультурных занятий и подвижных игр педагоги умело регулировали индивидуальный подход к детям, мягко используя поощрение. В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей на физкультурных занятиях, при проведении гимнастики использовались игровые образы и воображаемые ситуации для творческого самовыражения детей. Существенное место в решении разнообразных задач физического воспитания занимали различные формы активного отдыха: спортивные праздники, досуги. Они помогали создавать оптимальный двигательный режим, который способствовал повышению функциональных возможностей дошкольников, улучшению их физической и интеллектуальной работоспособности.

Педагоги заботились о физическом и психологическим благополучии каждого ребенка, не допускали травматизма, физических и эмоциональных перегрузок. Умело доводили до сознания детей, что движения являются одним из источников здоровья. Добивались, чтобы дети в процессе выполнения двигательных заданий разной сложности могли осуществлять контроль за своим самочувствием. С целью регулирования двигательной активности детей и улучшения качества выполнения двигательных заданий рационально сочетались на одном занятии разные способы организации детей: фронтальный, групповой, индивидуальный, поточный. Наряду с рациональной организацией двигательной активности воспитатели предоставляли детям определенную свободу и самостоятельность действий, способствующих раскрытию их творческих замыслов.

Инструктор по физической культуре Канцур С. Н. при организации физкультурных занятий и подвижных игр умело реализовывала принцип индивидуального подхода к детям. Подгруппы детей формировались на основе состояния здоровья детей и темпов физического развития, их функционального состояния в соответствии с медицинскими показателями. Она методически грамотно распределяла нагрузку и содержание занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка. Использовала физические упражнения в различных вариантах и сочетаниях. Разнообразные исходные положения давали возможность детям качественно выполнять упражнения. Используя поощрение, педагог умело корректировала движения и детскую осанку каждого ребенка, который в этом нуждается. В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей использовала игровые образы и воображаемые ситуации на физкультурных занятиях, при проведении утренней гимнастики, спортивных праздников и развлечений. В структуру физкультурных занятий тесно вплетались различные виды двигательной активности: игры на развитие мелкой моторики, дыхательные и двигательные упражнения, психологические этюды. Синтез различных видов деятельности был подчинен одной цели – мотивации здорового образа жизни и формированию здоровья.

Результаты систематического контроля эффективности работы по развитию у детей двигательной активности в режиме образовательного учреждения показали, что дети владеют элементами техники выполнения основных движений, самостоятельно пользуются приобретенными двигательными умениями в различных жизненных ситуациях. Большинство детей способны ставить определенную цель и выбирать способы для ее решения, проявлять выдержку, решительность, ловкость, быстроту, выносливость. В процессе двигательных заданий дети проявляют скоростные, силовые качества, гибкость, ловкость, выносливость. Дети стремятся поддерживать высокий уровень активности, но не всегда могут ее регулировать на должном уровне.

В дошкольном учреждении были созданы условия, при которых все участники педагогического процесса способствовали комфортной адаптации детей, формированию у них чувства защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру. Объединенные усилия администрации, воспитателей групп раннего возраста и родителей обеспечили малышам интересную содержательную жизнь с первых дней посещения детского сада.

С первого прихода в дошкольное учреждение дети попадали в атмосферу тепла, внимания, заботы. Средствами адаптационных игр и занятий воспитанники учились общаться, проявлять доброжелательность друг к другу, чувство симпатии к сверстникам, доверительное отношение к взрослым. Комфортность и уют способствовали созданию атмосферы сотрудничества, взаимопонимания между педагогами и родителями. Педагоги умело создавали условия для полноценной жизнедеятельности, двигательной активности и психологического комфорта пребывания детей.

В группах коррекционно-развивающей направленности создавалась доброжелательная педагогическая атмосфера. Сотрудники поддерживали инициативу детей в общении с взрослыми: взаимодействовали с детьми в спокойной дружелюбной манере. Как правило, в общении с детьми реализовывали позицию равноправного партнера, проявляя уважение к их интересам, мнениям, пожеланиям, поддерживая чувство собственного достоинства. Дети редко конфликтовали между собой, успешно с помощью взрослых и самостоятельно разрешали возникшие конфликты, считались с мнениями и интересами сверстников.

В дошкольном учреждении создана предметно-развивающая среда для детей разных возрастных групп с учетом их возможностей, что позволяло обеспечить им комфортное пребывание.

При оформлении групповых комнат, раздевалок, спален, размещении игрушек и пособий воспитатели стремились к гармоничному сочетанию цвета, формы, величины. Глаз детей радует радужная гармония предметов, размещенных в порядке спектральной последовательности. Так как дети различают не только цветовые тона, но и оттенки, в оформлении использовались как яркие, насыщенные цветовые характеристики, так и пастельные. Игровой материал расположен таким образом, чтобы дети могли им свободно пользоваться.

В группах раннего возраста преобладало оборудование, состоящее из мягких модулей и способствующее проявлению двигательной активности детей. Были созданы организованные пространства для самостоятельных игр и игрового предметного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Пособия достаточно крупного размера, изготовлены из дерева, безопасной пластмассы, их можно подвергать санитарной обработке. Учитывая особенности импровизационной деятельности детей раннего возраста, изобразительные материалы располагались рядом с игрушками, активизирующими музыкальную и игровую среду деятельность.

Территория дошкольного учреждения включает в себя природную среду и культурные ландшафты, физкультурно-оздоровительные и игровые сооружения. Все оборудование травмобезопасно и соответствует санитарным нормам. Зеленые насаждения участков обогащают воздух кислородом, регулируют тепловой и радиационный режим территории, способствуют поглощению вредных веществ в воздухе. Цветники разнообразны по форме, многообразны по подборке растений. Яркая гамма цветов оказывает позитивное влияние на психоэмоциональное состояние и настроение детей. При оформлении клумб были использованы камни, спилы деревьев, садовые фигурки. Растения подобраны по принципу сезонного цветения. Прогулочные веранды оснащены многофункциональным оборудованием для игр, экспериментирования, двигательной, театрализованной, элементарной трудовой и познавательной деятельности. Все это способствовало полноценному и целостному развитию детей.

Содержательная жизнь детей в дошкольном учреждении, целенаправленность педагогов помогала им находить правильные пути и средства руководства играми. Наблюдения, чтение детской художественной и познавательной литературы, рассказывание давали детским играм содержание. Навыки, умения, моральные привычки, правила поведения находили в играх детей применение и дальнейшее развитие. Воспитатели учили детей сопоставлять имеющийся у них опыт, преобразовывать его, анализировать и оценивать себя играющего, свои достижения, особенности своего социального взаимоотношения. Слово в игре служило средством общения между играющими детьми. Детей окружали игры, развивающие мыслительную деятельность детей к умственной познавательной деятельности.

Педагоги Кириллова Н.В., Шуркина Е.В. стимулировали застенчивых детей, детей с задержкой в развитии, формировали самоконтроль у излишне расторможенных и агрессивных детей. Они способствовали поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в игре, обеспечивали д возможность выбора соответствующих игрушек, атрибутов, костюмов, поддерживали индивидуальные интересы и возможности детей в игре. Педагоги умело использовали игровые приемы повседневной деятельности и при выполнении режимных моментов. Распределение ролей происходило на основе возможностей, интересов и желаний детей. Воспитатели проводили конкурсы на лучший подбор предметов-заместителей, самые интересные ролевые действия, выразительность речи, мимики, жестов.

Нарастание самостоятельности детей в игровой деятельности требовало гибкой тактики руководства игровой деятельностью, где позиция педагога постоянно менялась: носитель игровых умений и умений организационного общения в игре, наблюдателя за играми детей, помощник-консультант в случае возникновения затруднений.

Результаты оперативного контроля, наблюдения за детьми в различные режимные моменты позволяют утверждать, что дети умеют создавать игровые ситуации, согласовывать свои действия с партнерами. В играх-имитациях они выразительно передают образы, осуществляют характерные движения, передают в мимике и жестах различные эмоциональные состояния. В совместных играх проявляют инициативу, выступают с предложениями по созданию игровой обстановки, развитию сюжета, распределению ролей. Проявляют настойчивость в решении поставленных задач, видят результат своей деятельности по формированию и развитию сюжета. Сюжетно-ролевые игры носят отражательный характер, дети творчески воссоздают заинтересовавшие их стороны действительности, отношения людей, события.

Педагоги Белкина О.В., Швейкина Е.В. вовлекали детей в беседы на разнообразные познавательные темы. Разговоры сопровождались показом предметных и сюжетных картинок из лото. Педагоги не просто сообщали детям интересные сведения, а включали их в общение, делали равноправными участниками бесед. Для этого детей наводили на правильные ответы, стимулировали их собственные вопросы. Педагоги поддерживали и поощряли любую познавательную активность детей, любые проявления любознательности.

Темы личностного общения детей с взрослыми были самыми разнообразными. Они были связаны с реальными событиями из жизни детей, их личными интересами, опытом общения с другими людьми. При этом педагогам было важно, чтобы оценки детей совпадали с оценками взрослого. Педагоги умело давали детям образцы общения, которыми те еще не владеют. При этом использовался принцип опережающей инициативы взрослого. В различных видах совместных игр педагоги выбирали те, которые близки и понятны детям. Педагоги выполняли роли организатора и участника игры: следили за соблюдением правил, оценивали действия детей и в то же самое время включались в игру.

Для познавательного общения воспитатели выбирали и прошлый опыт детей. Они следили за тем, чтобы ребенок не уклонялся от основной темы и не сводил беседу к рассказу о событиях из личной жизни.

По результатам самоотчетов воспитателей дети свободно вступают в общение друг с другом, со знакомыми детьми и людьми. У многих детей вызывает затруднение общение с незнакомцами. Дети пытаются оценить свои поступки. Поступки других детей оценивают с большим желанием, но не всегда они адекватны совершаемым поступкам. Дети узнают и называют различные эмоциональные состояния по мимике, жестам. Под руководством воспитателя выделяют характерные для того или иного эмоционального, физического состояния взрослого позу, жесты, мимику на картине, в скульптуре, в жизни.

Воспитатель Котричева Н.В. подготовила подборку дидактических игр и упражнений для формирования у детей умения определять эмоции в мимике, жестах, движениях. Особое значение уделялось программным задачам этих игр (познавательным, речевым). Подготовила картотеки художественного слова, побуждающего детей к активному проявлению эмоциональной отзывчивости: пожалеть обиженного, утешить его, разделить переживаемые чувства. Особое внимание было уделено стихам, пословицам, поговоркам, в которых отражена забота и любовь детей к близким, семье, добрые отношения старших.

Воспитатели и музыкальный руководитель представили сюжетные картинки и аудиокассеты с различными музыкальными произведениями для формирования у детей умения сравнивать и устанавливать созвучность настроения человека и музыки, природы: печаль человека и печаль поздней осени; пробуждение природы, радость человека и веселая музыка.

Воспитатель Николенко О.О. сделала подборку репродукций картин известных художников о различных явлениях природы. Это дало возможность педагогу формировать у детей умение устанавливать соответствие между изображенным на картине и настроением человека. В группе создала обстановку любви и доброжелательности, что давало возможность детям чувствовать себя уверенными и защищенными в любой ситуации.

Воспитатели Бородина Т.Е., Павлоградская О.Н. в уголках релаксации поместили сюжетные картинки с изображением взрослых и детей, представителей животного мира с различным эмоциональным состоянием, пиктограммы, разнообразные виды театров. В картотеках практического материала представлены этюды, комплексы психогимнастики на выражение различных эмоций. Материалы картотек используются педагогами в практической деятельности. Сделана подборка дидактических, развивающих игр и упражнений. Дети имеют свободную возможность играть в эти игры в различные режимные моменты.

В своей работе воспитатели всех возрастных групп умело использовали три группы средств эстетического воспитания: искусство, окружающая действительность, включая природу, художественно-творческие виды деятельности. Все эти области взаимосвязаны и, благодаря этому, дети активно приобщались к изобразительному искусству.

Становление эстетического отношения у дошкольников воспитатели проводили на основе практического интереса в развивающей деятельности. Показывали аналогию между аппликационной деятельностью и конструированием из бумаги (свободный перенос освоенных техник). Учили рисовать по размеру силуэты животных, самостоятельно выбирая размер кисти.

С целью повышения уровня овладения детьми цветом воспитатели проводили целенаправленную, предварительную работу с детьми по ознакомлению с цветом. Они использовали иллюстративный литературный материал. Организовывали работу по подготовке пособий для ознакомления детей с цветовой гаммой, готовили цветовые таблицы, широко включая в этот процесс детей. Вместе с детьми подготовлены дидактические игры, которые использовались как на занятиях, так и в свободное время.

Воспитатели групп старшего дошкольного возраста учили детей планировать свою работу, задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей, передавать как смысловые, так и пропорциональные соотношения между изображаемыми предметами. Должное внимание было уделено умению детей комбинировать знакомые приемы лепки, декорирования аппликационного образа (оформлять созданные формы ритмом красочных мазков и пятен). Умело создавались условия для самостоятельного выбора материалов и средств художественной выразительности.

Воспитатели Демидова Е.В., Канцур С.Н. вызывали интерес к лепке фантазийного существа по мотивам литературного образа. Инициировали поиск возможностей сочетания различных материалов (природного и бросового, бумаги и пластилина и т.п.). В ходе работы по изобразительной деятельности системно формировали чувство формы, величины, композиции и движения, умения дополнять основное изображение мелкими деталями.

Педагоги с уважением относятся к предметам детского творчества: экспонируют, оформляют портфолио каждого ребенка, не забывая детям предоставлять право самостоятельно решать судьбу своего творения.

Детские работы оформлялись в разнообразные выставки, панно для украшения групп, коллажи. К календарным праздникам готовились тематические выставки совместного творчества детей, педагогов и родителей.

На основе изучения работ детского творчества, знакомства с детскими портфолио можно сделать выводы о том, что работа с детьми по изобразительной деятельности велась целенаправленно и результативно. Дети могут готовить цветной фон для рисования и аппликации, используя разные техники покрытия бумаги цветом (одним цветом ватным тампоном или плоской большой кистью, размыва, вливание цвета в цвет, набрызг). Выделяют теплые и холодные тона и оттенки, видят богатство оттенков (например, зеленого цвета в траве, листве, одного и того же цвета дерева в тени и на солнечной стороне). Рисуют и чередуют линии разные по цвету и конфигурации (прямые, волнистые, зигзагообразные). Составляют цельный аппликационный образ из готовых и самостоятельно вырезанных силуэтов. Владеют техникой рисования гуашевыми и акварельными красками. Совместно с педагогами создают пластическую композицию из одного большого предмета и 5-10 мелких предметов. Создают основную форму предмета, дополняют изображения предметов карандашными рисунками (ниточки к шарам, дорожки санитарным и педагогическим нормам. Работа по формированию моторики осуществлялась в разнообразных видах детской деятельности в различные режимные промежутки. Это давало возможность сделать работу привлекательной и полезной для малышей. Особое место уделялось формированию мелкой моторики в бытовых ситуациях.

Педагогические срезы, наблюдения за детьми в различные режимные моменты позволяют утверждать, что деятельность детей групп раннего возраста к концу года стала более сложной и разнообразной: предметные (вкладыши, застежки, шнуровки), сюжетные игры с образными игрушками, наблюдения, рассматривание книг, картинок, элементы трудовой деятельности (прием пищи, одевание, уборка игрушек), игры со строительным материалом, изобразительная деятельность. Все эти виды деятельности важны для умственного развития малышей. В процессе этой деятельности у детей складывалось определенное отношение к окружающим его людям и явлениям, а в соответствии с этим и различное поведение. Дети уже могут в отдельных случаях сдерживать свои желания, ждать, пока взрослый чем-то занят. Дети научились ориентироваться в групповой комнате, с удовольствием играют с игрушками, требующими координации движений пальцев. Совместно с педагогами и сверстниками принимают участие в подвижных играх, утренней гимнастике. Уверенно играют с игрушками двигательного характера.

Работа по развитию и формированию правильной речи проводилась педагогами системно и целенаправленно. Воспитатели Кабалина Т.М., Лысенко О.В. умело вызывали у детей речевую и общую инициативу через чувственное познание, широко используя практику свободного речевого общения, закрепления речевых навыков в контексте разнообразных видов детской деятельности. Воспитатели обеспечивали развитие звуковой культуры речи детей в соответствии с возрастными особенностями детей.

Воспитатели Марченко А.В., Штепа Е.В. развивали у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей: поощряли детей к развернутому изложению определенного сюжета (описание игрушек, иллюстраций, пересказ и самостоятельное сочинение сказок). Педагоги приобщали детей к культуре детской художественной литературы: чтение, прослушивание грамзаписей, беседы о почитанном, способствовали развитию образной речи, уточняли словесные оттенки различных слов, знакомили детей с переносным значением словосочетаний. Проводились специальные игровые занятия с детьми, которые помогали детям сделать открытия, освоить содержание литературного произведения, эмоционально откликнуться на него, познакомиться с героями произведения, их поступками.

Педагогами были разработаны дидактические игры и упражнения, предназначенные для того, чтобы научить детей правильно изменять слова, помогать запоминать трудные формы слов, необходимые для повседневного общения, для усвоения познавательного материала разделов программы «Детство». Должное внимание было уделено играм на усвоение и активизацию наречий, сложных предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве. Таким образом, конкретный лексический материал игр и упражнений изменялся с расширением практического и речевого опыта детей, с изменением содержания общения.

При отборе материала для игр и упражнений воспитатели обращали внимание на то, чтобы дети не просто заимствовали ту или иную грамматическую форму, но и в практическом плане осваивали правила словоизменения. Этот материал помогал давать детям широкую ориентировку в типах изменения слов, помогал эти типы выделять и дифференцировать. Обучая детей самостоятельно образовывать трудные формы слов, воспитатели использовали игры и упражнения на подбор рифм. В ходе таких игр, просто играя словами, дети и не замечали, как легко и просто им запоминаются трудные формы слов, которые к тому же они образовывают самостоятельно.

Данная работа, которая опиралась на уровень речевого развития детей, позволила им осознать высокий уровень речевого развития, осознать формальные и смысловые связи слов, которые были уже интуитивно обобщены в процессе речетворчества. Это положительно отразилось на качестве детской речи. Она стала осознанной, произвольной.

Большое значение педагоги придавали первоначальному литературному образованию детей, согласованности этой деятельности в дошкольном учреждении и семье. В процессе разнообразных коллективных встреч и индивидуальных бесед с родителями педагоги давали практические советы по организации книжной среды в семье, совместному с детьми общению с книгой. С помощью анкетирования изучали отношение родителей к роли детской литературы в развитии детей, их интерес к детскому чтению, наличие или отсутствие «книжной среды» в семье.

В ходе проведения итоговых занятий по речевому развитию выявлено, что у детей сформирован интерес к слушанию и запоминанию литературных произведений, значительно расширился круг узнаваемых и исполняемых произведений. Произносительная сторона речи достигла довольно высокого уровня. Они правильно произносят все звуки родного языка, четко и внятно проговаривают фразы, умеют изменять темп речи с учетом содержания высказывания, правильно произносят слова, при этом учитываются нормы литературного произношения. Пользуются интонационными средствами выразительности речи.

Работа с детьми по формированию математических представлений строилась в соответствии с требованиями программы «Детство» и являлась основой для познавательно и творческого развития личности дошкольника.

Воспитатели групп общеразвивающей направленности при ознакомлении детей с математическими понятиями центральное место отводили обогащению сенсорного опыта (формирование понятий из разделов математического развития дошкольников: «величина», «форма», «пространство»). Обучение строилось по принципу постоянного движения от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому, от исторического к научному. Сенсорное восприятие форм предметов было направлено на то, чтобы дети не только определяли форму, но и, абстрагируясь, узнавали, видели ее в других предметах. Подача познавательного материала вызывала у детей интерес, раскрывала их творческие способности в решении проблемных ситуаций. Обучение было продуктивным, так как осуществлялось в контексте практической и игровой деятельности. Создавались условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становились необходимыми для решения практических задач.

Активность детей, направленная на математическое познание реализовывалась педагогами в практической, игровой деятельности, в познавательных и творческих заданиях. Умело создавались благоприятные условия для вовлечения дошкольников в математическую деятельность (счет, сравнение, измерение, воссоздание). При этом педагоги анализировали ситуации, способствовали формированию математических умений. Дети, не осознавая того, что практически включаются в простейшую математическую деятельность, свободно осваивали свойства, отношения, связи и зависимости на предметно-числовом уровне. Обучение детей простейшим формам замещения, систематизации, моделирования осуществлялось с помощью развивающих и дидактических игр, упражнений, разнообразных видов математических театров.

Итоги тематической проверки «Формирование математических понятий дошкольников в процессе интеграции познавательной, продуктивной и поисковой деятельности», проведенной заместителем заведующего позволяют сделать выводы об уровне математического развития детей. В области раздела «Количество и счет» у детей сформировано представление о количественных отношениях в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке, о месте числа среди других чисел ряда, о числе как результате измерения условной меркой. Развито умение сравнивать множества практическим путем и опосредованно. Дети знакомы с элементами знаковой системы («+», «-«, «=», «#», «больше», «меньше»). Они выражают в речи расположение предметов в пространстве, одного предмета относительно другого, изменения или неизменность по расположению, количеству, размеру, форме. Строят сериационные ряды по образцу и по правилу, по одному или двум признакам одновременно. Располагают предметы в том порядке, который определён устной установкой. Проводят простейший анализ строения геометрических фигур (подсчет вершин, сторон, углов), определяют соотношение сторон. У дошкольников развито понимание временных характеристик понятий «год», «месяц», «неделя» и отношение между ними.

Результаты педагогических срезов показали, что дети могут самостоятельно действовать с целью определения неизменности количества. Обобщают группы предметов по количеству, форме, величине. Уверенно считают, обозначают соответствующей цифрой определенное количество предметов. Правильно выражают в речи расположение предметов по отношению друг к другу. Используют в них предлоги места и пространственные наречия. Могут самостоятельно находить и применять способы определения формы, размера предметов, геометрических фигур.

Педагоги всех возрастных групп системно и планомерно обеспечивали условия для развития у дошкольников экологического сознания: знакомили детей с живой и неживой природой, рассказывали о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе. Таким образом они способствовали формированию понимания ребенком того, что Земля – общий дом людей, а человек – часть природы. Педагоги обеспечивали условия для развития у детей эмоционального положительного отношения к живой природе: обращали внимание детей на красоту и совершенство живых форм – растений, насекомых, рыб, птиц, диких и домашних животных.

Воспитатели Биржева Р.К., Хакуй Е.В. методически правильно создали условия для творческой самостоятельной деятельности детей: выполнение тематических рисунков и поделок, составление гербариев, сочинение рассказов и сказок о жизни растений и животных. Для уточнения представлений детей о внешнем виде растений и животных, для обогащения регулярно в соответствии с планами работы организовывались наблюдения в природе, экскурсии, труд в уголке природы.

Педагоги Гук Т.В., Мурлыкина Е.Н. создали условия для формирования у детей элементарных представлений о работе своего организма. Они приобщали к ценностям здорового образа жизни: обращали внимание на совершенство, сложность, хрупкость детского организма, на необходимость бережного отношения к здоровью.

Смотр уголков природы позволил сделать вывод о том, что воспитателями всех возрастных групп правильно растения подобраны правильно. Предметы ухода соответствуют гигиеническим требованиям и нормам безопасности. Календари природы и погоды оформлены эстетически и изготовлены в соответствии с методическими требованиями для каждой возрастной группы.

Результаты оперативного контроля, общение с детьми и педагогами позволяли сделать вывод, что работа в этом направлении ведется целенаправленно. Дошкольники совместно с педагогами ухаживают за растениями живого уголка, цветника. Старшие дошкольники без труда могут установить причинно-следственные связи между действиями человека и состоянием природы, погоды, называют сходства и различия живой и неживой природы. Умело рассказывают о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов. Называют условия, по которым можно определить времена года, время посадки и сбора урожая.

Воспитатели Зубченко В.Н., Керн Л.Б. умело и целенаправленно осуществляли работу по формированию правил поведения за столом. Это обучение происходило как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Педагоги методически грамотно доводили до сознания детей, что люди придумали правила столового этикета, чтобы во время принятия пищи было удобно и под рукой оказалось все самое необходимое.

Воспитатели руководствовались задачами, сформулированными в программе для каждого возрастного периода. Проводились дидактические игры и упражнения с посудой, настольным лото. Сделана подборка детской художественной литературы современных поэтов и писателей России, ближнего и дальнего зарубежья.

Постепенно в игровой и шутливо-доброжелательной форме педагоги доводили до сознания ребенка правила поведения за столом. Если ребенок за столом допускал оплошность, педагоги старались понять ее причину.

Воспитатели умело создали условия для приема пищи: соответствующая сервировка на каждый прием пищи, правильная и своевременная подача блюд, взаимодействие в работе воспитателя и помощника воспитателя. Они умело обеспечивали постоянное, без всяких исключений, выполнение установленных гигиенических правил всеми детьми. Объясняли их значение, помогали детям осваивать нужный навык. Не торопили детей, если они сосредоточенно повторяли одно и то же действие. В случае необходимости напоминали или спрашивали детей, не забыли ли они выполнить тое или иное действие.

Организация и проведение праздников являлось неотъемлемой частью жизни ДОУ, на которых дети учились радушно приглашать и встречать гостей, быть доброжелательными и внимательными хозяевами праздника. Для проведения праздников приглашались сказочные и игрушечные герои.

Знание правил гостевого этикета способствовало развитию доброжелательных отношений и расширяло круг представлений ребенка о жизни.

На занятиях дети получались разнообразные впечатления (сенсорные ощущения), включались в сотрудничество по исследованию объектов окружения, вербализовывали свои чувства в практической деятельности. В беседах педагоги побуждали каждого ребенка к высказыванию. Избегая всяческих сравнений, оценок воспитатели выслушивали мнение всех детей, обращали их внимание на многообразие мнений и впечатлений. На занятиях создавали условия для выражения детьми своих внутренних импульсов, настроения через речь, звуки, через прикосновения. В дошкольном учреждении дети все время находились в атмосфере любви и психологического комфорта. Педагоги избегали высказываний, которые могли стать препятствием для взаимопонимания и совместных действий. Они побуждали детей к сотрудничеству в проблемных ситуациях. При этом избегали советов, готовых рецептов и рекомендаций. Взрослые являлись помощниками ребенка в поисках выхода из проблемной ситуации.

В результате оперативного контроля, общения с детьми на занятиях и в повседневных ситуациях выявлено, что у них сформировано положительное отношение к себе и восприятие самого себя, что во многом определяет поведение и успеваемость детей в школе. Дети могут выражать свои желания и требования; владеют навыками эффективного общения: умение налаживать контакты, вести и заканчивать разговор, выражают как позитивные, так и негативные чувства. Контролируют свое состояние и освобождаются от социального страха в общении с другими детьми.

Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются дети, родители (законные представители), педагоги, воспитатели, специалисты. Отношения участников воспитательно-образовательного процесса строились на основе сотрудничества и уважения. Воспитатели и специалисты последовательно конструировали взаимодействие с родителями воспитанников, помогая им стать активными участниками процесса развития ребенка.

Главной задачей педагогического коллектива являлось создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общих дел. Для решения данной задачи были выбраны соответствующие формы взаимодействия: выставки совместного творчества, праздники, развлечения. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, использовались анкетирование, опрос, книги отзывов и другие методы, которые применялись сразу же после того или иного мероприятия.

Педагоги большое внимание уделяли умению устанавливать доверительные деловые контакты с родителями, которые стали основой совместных дел, налаживания взаимодействия. Компетентные в межличностных отношениях педагоги начинали процесс установления доверительных отношений и контактов с родителями с этапа создания у себя и трансляции родителям положительного образа ребенка. Это очень важно, так как в повседневной общении воспитатели и родители часто упускают из вида особенности ребенка и сосредотачиваются в основном на его проявлениях. Воспитатели передали родителям неожиданные и интересные знания о ребенке, которые не могли быть получены в семье (особенности элементов учебной деятельности, положение ребенка в обществе сверстников и т.п.). При этом педагоги доверительно сообщали родителям о своих затруднениях и советовали, как нужно поступить в конкретной ситуации. Таким образом педагоги устанавливали эмоциональные и деловые контакты с родителями в совместной работе по воспитанию и обучению дошкольников. С целью активации родительского участия в жизни ДОУ использовались интеллектуальные и спортивные развлечения, творческие конкурсы, совместные выставки, музыкальные встречи. От такой активной позиции родителей по отношению к работе дошкольного учреждения выигрывали все субъекты педагогического процесса и, прежде всего, дети. Детско-родительские отношения приобрели конструктивный характер.

Все стенды отвечают общим требованиям, предъявляемым к оформлению учреждения: единый стиль, ясная логика, хороший вкус. Родители получали информацию о том, как решаются в ДОУ вопросы охраны жизни и здоровья детей, как организован режим дня и как соблюдается воздушный, световой, двигательный и питьевой режимы, созданы условия для уединении и психологической разгрузки, какие созданы условия для проведения гигиенических процедур, как организовано детское питание детей. Особое место уделялось оздоровительным процедурам, которые может предоставить детям ДОУ

Несмотря на положительные показатели в деятельности педагогического коллектива, имеют место и вопросы, требующие дополнительного внимания и нуждающиеся в совершенствовании.

Не всеми педагогами планомерно и целенаправленно осуществляется работа по формированию навыков этикета и культуры поведения в разнообразных видах детской деятельности. Требует систематизации работа педагогического коллектива по художественно-эстетическому освоению дошкольниками окружающего мира через интеграцию разнообразных видов изобразительного искусства и художественной деятельности. В новом учебном году при построении воспитательно-образовательного процесса в ДОУ необходимо учитывать новые федеральные государственные требования к организации дошкольного образования и осуществлять интеграцию содержания разных образовательных областей при реализации задач основных направлений развития воспитанников. Исходя из проведенного анализа работы учреждения за 2010-2011 учебный год, определены задачи на 2011 -2012 год:

  • Начать работу по интеграции образовательных областей «Здоровье» и «Безопасность» при формировании представлений, умений и накоплении практического опыта по сохранению и укреплению физического и психического здоровья дошкольников с использованием разнообразных форм работы с учетом особенностей развития детей групп общеразвивающей и компенсирующей направленности.

  • Продолжить планомерную работу педагогического коллектива по реализации задач образовательной области «Социализация» при формировании этикета и культуры поведения в соответствии с нравственными нормами, установленными в обществе.

  • Систематизировать работу по интеграции разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей в целях обеспечения оптимальных условий для полноценного развития творческих способностей дошкольников в соответствии с требованиями, определенными образовательной областью «Художественное творчество»

Похожие:

Публичный отчет муниципального дошкольного образовательного учреждения «детский сад комбинированного вида №138» iconПубличный отчет о деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муници-пального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного...
Публичный отчет муниципального дошкольного образовательного учреждения «детский сад комбинированного вида №138» iconПубличный отчет муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного...
Публичный отчет муниципального дошкольного образовательного учреждения «детский сад комбинированного вида №138» iconПубличный отчет о деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного...
Публичный отчет муниципального дошкольного образовательного учреждения «детский сад комбинированного вида №138» iconПравила приема: Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад комбинированного вида №428 (правоприемник Государственного...
Публичный отчет муниципального дошкольного образовательного учреждения «детский сад комбинированного вида №138» iconПубличный отчет Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Наименование учреждения в соответствии с уставом: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования...
Публичный отчет муниципального дошкольного образовательного учреждения «детский сад комбинированного вида №138» iconПубличный отчет руководителя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей
Публичный отчет муниципального дошкольного образовательного учреждения «детский сад комбинированного вида №138» iconПубличный отчет руководителя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей
Публичный отчет муниципального дошкольного образовательного учреждения «детский сад комбинированного вида №138» iconПубличный отчёт о деятельности мбдоу мо город Краснодар «Детский сад комбинированного вида №132»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного...
Публичный отчет муниципального дошкольного образовательного учреждения «детский сад комбинированного вида №138» iconПрограмма развития муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида№175»
«Детский сад комбинированного вида №175» в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента...
Публичный отчет муниципального дошкольного образовательного учреждения «детский сад комбинированного вида №138» iconО сайте муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования
Краснодар «Детский сад комбинированного вида №211» (далее – мбдоу мо г. Краснодар «Детский сад №211»), а также регламентирует технологию...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница