Скачать 31.35 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Пангоды» Методическое пособие по проведению уроков в рамках элективного курса «Политические партии и их роль в современном мире» для обучающихся 10 классов Тимяшева Екатерина Рудольфовна, учитель истории и обществознания, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Пангоды» 2013 г. Оглавление.
Пояснительная записка. Методическое пособие представляет собой разработку уроков в рамках элективного курса «Политические партии и их роль в современном мире» для учащихся 10 классов, для профильных классов: социально-экономических и гуманитарных. Материал служит дополнением к политическому курсу «Обществознание» и призван помочь учащимся глубже овладеть знаниями о политических партиях, об особенностях развития политических партий, лучше подготовиться к сдаче единого государственного экзамена по обществознанию и поступлению на гуманитарные факультеты высших учебных заведений. Особенностью данного пособия является то, что он не только дает теоретические знания по изучаемой проблеме, но и предоставляет сведения практического характера: знакомит учащихся с особенностями политической жизни, политического поведения, позволяет моделировать определенные ситуации, формировать собственные суждения по поводу политических ситуаций; дает возможность отчетливо увидеть особенности происхождения и развития партий и их роль в жизни общества. Знакомство с проблематикой данного курса дает каждому учащемуся возможность сформировать активную гражданскую позицию; поможет в формировании мировоззрения и определенного уровня политической культуры, что особенно важно в современной России, поскольку от политической позиции молодежи зависит ее будущее. Целью является формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся, на основе личностного осмысления понятий и особенностей развития политических партий, способствовать развитию политической культуры у школьников, как будущих граждан России, воспитание толерантности, формирование чувства гражданской ответственности, воспитание человека гражданского общества. Задачи курса: познакомить учащихся с проблемами возникновения, становления и функционирования политических партий; типологией партий и партийными системами; помочь составить представление о роли партий в современном обществе. Создать целостное представление об изучаемом предмете, раскрыть сущность понятия «политическая партия» и его признаки. Развивать критическое мышление применительно к реалиям политической жизни. Развивать эвристическое, творческое мышление; навыки самостоятельной работы, самоанализа, самооценки. Умение находить причинно-следственные связи, умение аргументировать суждения, отстаивать собственную позицию, свою точку зрения. Помочь ученику почувствовать себя значимым членом общества, участником политических отношений, формировать чувство гражданской ответственности, толерантное отношение к иным точкам зрения, формирование активной жизненной позиции. Преподавание курса предполагает систематическое проведение практических и лабораторных занятий, построенных на решение проблемных заданий, обсуждение типичных ситуаций, разработке проектов, применение игровых форм, самостоятельном анализе разнообразных текстов – носителей социальной информации. По окончании курса учащиеся должны знать: - что такое политические партии; - историю возникновения и типологию партий, их основные функции; - партийные системы и их сущность; - роль партий в современном мире; По окончании курса учащиеся должны уметь: - находить причинно-следственные связи; - аргументировать суждения и свою точку зрения; - анализировать, сравнивать, обобщать и делать определенные выводы; - самостоятельно подготавливать дополнительный материал; - работать в группе; - работать с текстом учебника и различными документами; - разрабатывать проекты и защищать их; - работать со СМИ, ТСО. Методическая часть. Условия реализации:
Для реализации данного курса целесообразно большое внимание уделять самостоятельной работе учащихся с учебником, документом и другими источниками, а так же умению систематизировать данные в виде схемы и таблицы. Учащиеся должны научиться анализировать и делать выводы. Знания учащихся оцениваются по пятибалльной системе. Проверку знаний и умений учащихся можно проводить в форме тестов, познавательных и дидактических заданий, при работе с источниками. Подготовка творческих работ (доклады, сообщения, проекты и т.д.) Устный фронтальный и индивидуальный опрос. Все это поможет развить мышление и логику учащихся. Критерии оценки ЗУН учащихся по программе: - соответствие материала курса; - творческий подход; - глубина раскрытия основных вопросов курса; - подбор и корректировка материала; - отбор фактов; - владение основными понятиями; - умение анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщать; - аргументировать свою точку зрения. Поурочные разработки по программе. Урок 1. Политические партии Цель: дать представление учащимся о предмете «политология», познакомить с целями и задачами курса, определить место политических партий в современном мире, раскрыть понятия «политика», «политическая система», «политическая структура» Тип урока: вводная лекция с элементами беседы. План урока.
Что мы знаем о политике?
общества» Ход урока.
Тема элективного курса: «Политические партии и их роль в современном мире». Эта проблема относится к области изучения науки политологии. Что же изучает политология? Обратимся к названию данной науки. Politika + logoc (знание, учение). Политология – это учение о политике. Что такое политика? (беседа с учащимися, опираясь на ранее изученные темы по обществознанию, а так же из жизненных примеров) Итак, политика – это деятельность по руководству и управлению общественными процессами с использованием механизмов власти. Политика – это искусство управления власти. Политика – это сфера общественной жизни. Политика, как и другие сферы общественной жизни, образует определенную систему. Давайте вспомним, что характерно для системы? (беседа с опорой на ранее изученный материал) Политическая система состоит их взаимосвязанных элементов, составляющих ее структуру. ![]() ![]() ![]() ![]() Политические Политические Политические Политическая институты нормы отношения культура Как вы думаете, к какой из этих подсистем мы отнесем политические партии? (беседа) ![]() ![]() ![]() Государство Политические партии другие организации Политическая партия и есть структурный элемент политической системы, а так же является политической организацией. Перед нами стоят важные вопросы:
(самостоятельная работа учащихся на основе имеющихся знаний)
Урок 2.Происхождение и сущность партий Цель: Познакомить учащихся с условиями образования партий, историческими условиями возникновения партий в России; раскрыть понятие «партия», познакомить с несколькими определениями понятий «политическая партия», выявить сущность партий, формирование собственного мнения Тип урока: комбинированный урок План урока.
Ход урока. 1 Организационный момент. 2 Вводное слово учителя. 3 Проверка домашней работы (сообщения учащихся) Почему в России партии возникли позже, чем в других европейских странах? Почему в России в первую очередь возникли социал-демократические партии, а потом либеральные? 4. Изучение нового материала. Ученикам предлагается вспомнить, как они определяли партию на предыдущем уроке, показать, что это определение неполное. Далее учащиеся пытаются самостоятельно дать определение «политической партии». Отмечаются наиболее верные. В политологии данное понятие имеет три подхода: Политическая партия – это группа, основанная на духовно-идеологических связях . . . - это внеклассовое образование, стремящихся к власти личностей . . . - это выразитель классовых интересов и идеологий. Можно ли сказать, что эти положения взаимоисключающие, или они дополняют друг друга? Таким образом, политическую партию можно определить как организованную группу единомышленников, представляющая интересы частим народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания власти или участия в ее осуществлении. Политическая партия – это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровне, нацеленная на народной поддержке (Шварценберг) Проведем анализ этих определений, выявим общее и различия? (самостоятельная работа) 5. Проверка работы. Ответ: 1) первично представление интересов 2) первично стремление к власти 6. Домашнее задание. Найти другие определения понятия «политическая партия» и проанализировать их. Урок 3. Признаки и функции партии. Цель: Познакомить учащихся с признаками партии; выяснить функции партии в общественной жизни; раскрыть понятия – устав и программа партии, особенности и назначение; показать различия между партией и другими организациями, исходя из признаков; иллюстрировать функции партии примерами из жизни; Тип урока: лекция с элементами самостоятельной работы учащихся План урока.
Ход урока. 1 Организационный момент. 2 Вводное слово учителя.
Что такое партия? Какие партии вам известны? Что такое политика? Что такое политическая система? Из каких элементов состоит система? В чем сущность партий? 4 Изучение нового материала. Всегда ли можно отличить партию от другой общественной организации? И есть ли признаки, присущие понятию «партия»? Американские ученые Лаполомбара и Вейнер в своей работе «Политические партии и политическое развитие» дают четыре отличительных признака партии. Признаки партий:
К этим признакам можно также добавить: 5. Партия является носителем определенной идеологии (члены других организаций могут стоять на разных идеологических платформах). Например, профсоюз. 6. Наличие программы и устава. Программа партии – документ, в котором содержатся цели, задачи партии; определяется стратегия и тактика борьбы за достижение власти и задачи, реализуемые при помощи власти. Цели и задачи партии зависят от типа партии, идеологии, места в политической жизни, но основная цель – достижение и удержание власти. Устав – документ, определяющий внутренние правила партий. Этот документ обязателен для всех членов партии. В большинстве партий одной из непреложных обязанностей члена партии является уплата членских взносов, которые идут на партийные нужды. Определив основные признаки, мы должны определить, какую роль играют партии в обществе, чем конкретно они занимаются. Это и будут функции партий. Они различаются в зависимости от характера партии и уровня развития государства, но все же существуют и общие для всех партий функции. Как вы думаете, какие функции можно выделить? (беседа с учащимися) Функции партий:
6. Домашнее задание. 1) класс делится на группы (2-3 группы). Каждая получает задание «создать свою партию»: название, отражающее сущность партии; чьи интересы защищает в первую очередь; программа, устав; как выполняются общественные функции; 2) выбрать комиссию для регистрации партий (3 человека), попросить их подумать над критериями для регистрации (см. Конституцию РФ). Урок 4. Признаки и функции партии. Цель: На практике закрепить теоретические знания, полученные на предыдущем занятии Тип урока: практическое занятие. Урок – деловая игра План урока. 1.Презинтация партий. 2.Программа и устав партии. 3.Функции. Ход урока. 1 Организационный момент. 2 Вводное слово учителя. Для проведения данного занятия необходимо воспользоваться следующими документами: Конституция РФ, Закон о политических партиях РФ (см. приложение № 1). Документы должны быть у всех групп и у регистрационной комиссии. 1) представители групп проводят презентацию партии: название, его смысл и значение; представляют символику и дают объяснение. После чего комиссия в соответствии с Конституцией и Законом принимают решение правомерности названия и символики. Если находят ошибки, дают возможность их устранения. Если таковых нет, то учащиеся просто находят в тексте документа условия, при которых название не может быть принято.
В течение урока, учитель выполняет роль помощника и консультанта, направляет, подводит итоги. 3. Домашнее задание. - найти в СМИ материал о деятельности партий; - начать подготовку к избирательной компании (разработать избирательную программу, стратегию; обращение к электорату) Урок 5.Типология партий. Цель: познакомить учащихся с типологией партий, критериями и классификацией партий; дать представление о спектре политических сил в обществе, что поможет им ориентироваться в данной области; помочь сформировать мировоззрение, взгляды на мир; научиться определять различия между типами партий, уметь определять к каким типам относится та или иная партия. Тип урока: лабораторное занятие. План урока. 1 Типология партий 2 Критерии классификации партий Ход урока. 1 Организационный момент. 2 Вводное слово учителя. 3 Проверка домашней работы (экспресс-тест по понятиям, фронтальный опрос по СМИ) Вспомним, какие партии были представлены на прошлом уроке? Цели, задачи, интересы. Мы можем попытаться определить их идеологическую и социальную базу, отношение с властью? Таким образом, мир политических партий чрезвычайно многообразен, иногда очень сложно определить различия, подобрать критерии для классификации партий. Типология партий необходима, чтобы лучше ориентироваться в мире политики; глубже проникнуть в природу политических партий; лучше понять их возможности.
Урок 6. Партийные системы. Цель: познакомить учащихся с партийными системами; их достоинства и недостатки; способствовать формированию политической культуры и активной гражданской позиции; сравнить политические системы; проанализировать и выявить причины установления в стране той или иной партийной системы. Тип урока: комбинированный урок с элементами практической работы. План урока.
Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Вводное слово учителя. 3. Проверка домашней работы (фронтальный опрос) 4. Изучение нового материала. Количество партий в обществе отражает степень его социальной, экономической, культурной неоднородности; чем выше уровень расслоения, тем больше партий существует в стране. Совокупность политических партий и связи между ними называется партийной системой. 5. Сообщения докладчиков и заполнение таблицы.
6. Проверка работы и дополнения учителя по данному вопросу. Существуют классификации партийных систем по политическому весу:
Учитель предлагает данные о расстановке политических сил в Государственной думе, и учащиеся пытаются определить политический вес партии представленных в ней и определить политическую систему РФ. Каждый тип партийной системы неразрывно связаны с историческими условиями развития страны, уровнем социально-экономического развития, особенностью культуры и менталитета, а так же доминированием той или иной партии. 7. Закрепление материала. Что такое партийная система? Признаки системы. В чем достоинства и недостатки? Факторы, влияющие на формирование партийной системы? Как можно определить партийную систему РФ? 8. Домашнее задание. Записи в тетради. Урок 7. Партийные системы. Участие партий в избирательной компании. Цель: показать учащимся как в условиях многопартийности партии реализуют свою задачу обретения власти; формирование навыков самостоятельной работы, умение защищать свои интересы; проанализировать результаты предлагаемых действий; помочь приобрести навыки поведения избирателя. Тип урока: урок – конференция. План урока. 1.определение «партийной системы» 2.классификация политической системы по количеству партии 3.классификация по «политическому весу» 4.почему существуют разные партийные системы Ход урока. 1 Организационный момент. 2 Вводное слово учителя. 3 Проверка домашней работы. В соответствии с д/з представляются три партийных актива (лидерская группа – 4 человека). Они представляют свои партии. Остальные учащиеся представляют электорат. По жребию одна из партий является правящей. Другие стремятся к власти. По условиям партии могут создавать блоки, так же претерпевать раскол. 4. Работа по группам. Партии выступают перед избирателями с предвыборной программой. Проходят дебаты по поводу предвыборных программ. Представители партии отвечают на вопросы электората. Партиям предоставляют время для исправления и корректировки программы. «Электорат» выполняет поставленную задачу. Гражданин П. проголосовал на выборах в Государственную думу под влиянием телепередачи за одну из партий. Какова роль СМИ в данном случае? Можно ли считать подобный выбор свободным и осознанным? Как бы вы повели себя в условиях массового влияния СМИ? Представитель партий выступают с последними предвыборными обращениями (30 сек -1 мин). Выборы происходят по упрощенной схеме. Итоги предоставляются учащимся в % соотношении. Выявляются доминирующая, миноритарная партия. Представители партий образуют парламентские фракции. Итак, теперь партиям предстает осуществлять свои властные полномочия, реализовать свои предвыборные программы; они могут блокироваться с другими. В настоящей Думе представлено больше партий, поэтому ситуация там сложнее. Партия, не преодолевшая барьер, не входит во власть, но может участвовать в политической жизни общества. О том, как партии участвуют в жизни общества, поговорим на следующем уроке. Для этого необходимо опережающее задание. 5. Домашнее задание. 1) Подобрать материал из СМИ о роли партии в различных странах и в РФ. Примеры деятельности партий (акции, выступления, мероприятия). Подумайте о связи партий и электората? Что полезного могут сделать партии для своего электората? Могут ли они повлиять на сложившуюся ситуацию в странах, или не играют никакой роли? 2) Эссе (поддержите или опровергните высказывание) - «Политический язык нужен для того, чтобы ложь звучала правдиво» Дж. Оруэлл. Урок 8. Роль политических партий в современном мире. Цель: рассмотреть основные тенденции деятельности и участия партий в общественной жизни в наше время; способствовать формированию обществоведческого мировоззрения, политической культуры, собственного мнения по политическим вопросам; умение анализировать высказывания, аргументировать собственную точку зрения. Тип урока: урок диспут План урока.
Ход урока.
Существует два направления современного политического развития - развитие правового государства, демократии, предполагающее развитие плюрализма, многообразие партий, усиление их роли - усиление авторитарных тенденций, превращение партий в декоративный атрибут власти, их роль и значение снижается 4. Эвристическая беседа. 1) Какая из этих точек зрения кажется вам наиболее соответствующей истине (в мире? в России?) 2) Какой путь развития более перспективный для мировой практики? Для России? 5. Работа с документом (см. приложение № 4) Деятельность некоторых партий связана с понятием «популизм». Рассмотрим это явление на примере документа. Как, по вашему мнению, верно ли, что существуют обстоятельства, при которых любая партия обращается к популистским лозунгам? 6. Проверка домашнего задания. С этими рассуждениями перекликается тема вашего эссе (целесообразно зачитать 2-3 рассуждения, желательно противоположенных позиций и обсудить их). 7. Беседа с учащимися. Продолжая тему, поговорим об имидже лидера партии. Создание имиджа – это обман избирателей или нормальное явление, не противоречащее этическим нормам? Можем ли мы привести примеры деятельности партий. С целью защиты интересов избирателей, тех групп людей, от имени которых они выступают? Приведите примеры реальных действий партий на благо общества. 8. Закрепление материала. Подведение итогов урока. Какова же реальная роль партии в жизни современного общества? (защищают и представляют интересы социальных групп или свои личные интересы). Судьба политических партий и перспективы их развития зависят во многом от гражданской позиции нынешних школьников, так как они являются не только будущей социальной базой партий, но и возможно лидерами партий. 9. Домашнее задание. Повторить материал курса. Урок 9. Итоговое обобщение. Цель: Подвести итоги элективного курса; провести проверку знаний, умений и навыков приобретенных и развитых в процессе изучения элективного курса. Тип урока: повторительно-обобщающий Ход урока. 1 Организационный момент. 2 Вводное слово учителя. 3. Самостоятельная работа: а) работа с тестом б) тестирование в) написание резюме (см. приложение №5) Список литературы 1. Василенко, И. А. Политология: учеб. для вузов / И. А. Василенко. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт; Высшее образование, 2009. - С. 17. 2. Гаджиев, К. С. Политология (основной курс): учеб. / К. С. Гаджиев. - М.: Высшее образование, 2008. - С. 109. 3. Зотов, В. Д. История политических учений: учеб. / В. Д. Зотов, Л. В. Зотова. М.: Юристъ, 2005. - С. 43-49. 4. Погорелый, Д. Е. Политология / Д. Е. Погорелый, В. Ю. Фесенко, К. В. Филиппов; под общ. ред. С. Н. Смоленского. М. : Эксмо, 2008. - С. 227-229. 5. Политология: Словарь-справочник / М. А. Василик, М. С. Вершинин и др. - М.: Гардарики, 2000. - С. 17. 6. Политология: Словарь-справочник / М. А. Василик, М. С. Вершинин и др. - М.: Гардарики, 2000. - С. 212. Литература для учащихся
Приложение № 1 |
![]() | В современном мире Эволюция образования в современном мире: материалы Международной научно-практической конференции, 28 мая 2007 г. – Челябинск: Издательство... | ![]() | Элективный курс для обучающихся 10 классов Учитель истории «История России с древнейших времен до конца ХIХ века» не позволяет достаточно глубоко рассматривать роль личности в истории страны,... |
![]() | Программа дисциплины «Трансформации политических режимов в современном мире» «Мировая политика и международные отношения». В особенности, курс «Трансформация политических режимов в современном мире» подкрепляется... | ![]() | Рабочая программа «Интернет в современном мире, служба www, основные навыки общения посредством работы в интернет» Разработка учебно-методических материалов для проведения занятий по программе: Интернет в современном мире, служба World Wide Web,... |
![]() | Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Политическая карта современного мира Тема 2 Основные принципы внешней политики Российской Федерации в современном мире. Роль молодёжных организаций в их реализации | ![]() | Программа по граждановедению для 3-4 классов Программа курса «Граждановедение» для младших школьников рассчитана на обучающихся 3 4 классов и разработана на основе Программы... |
![]() | Пояснительная записка в современном мире немаловажную роль в укреплении связей между поколениями, воспитании духовно-нравственных ценностей и в проявлении гражданских инициатив является взаимодействие между молодежью и пожилыми людьми. «Комплексный центр социального обслуживания населения по Советскому району города Челябинска» | ![]() | Сводный финансовый отчет политической партии Уполномоченное лицо, назначаемое в соответствии с уставом политической партии ответственным за осуществление финансовой деятельности... |
![]() | Рабочая программа По физике Для 7-9 классов Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему... | ![]() | «Не лаять на слона» Мы призываем политические партии, структуры гражданского общества, активных граждан России строить Свободную, Справедливую, Солидарную... |