Методические рекомендации для студентов по подготовке к Итоговой государственной аттестации по педагогике 2009




Скачать 38.56 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для студентов по подготовке к Итоговой государственной аттестации по педагогике 2009
Дата04.02.2016
Размер38.56 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Областное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Татарское педагогическое училище»


Методические рекомендации

для студентов по подготовке к Итоговой государственной аттестации по педагогике


2009


Гаврилова Л.М.Методические рекомендации для подготовки студентов к Государственной итоговой аттестации по педагогике.- Татарск, 2009.-


Методические рекомендации разработаны для студентов выпускного курса ОГОУ СПО «ТПУ» для подготовки к государственному экзамену по педагогике. Составлены на основе Программы ИГА и содержат необходимый экзаменационный материал, а также варианты выполнения примерных заданий по педагогике.


Уважаемые студенты!

Вы находитесь на заключительном этапе профессиональной подготовки в нашем образовательном учреждении. Для обеспечения его успешности Вам предлагаются методические рекомендации для подготовки к Итоговой государственной аттестации по педагогике.

Они содержат необходимый материал, который поможет вам сознательно и целенаправленно подготовиться к экзамену. В данном сборнике вы познакомитесь с требованиями ГОС СПО по специальности 050709 «Преподавание в начальных классах» по предметам психолого- педагогических дисциплин, материалами программы ИГА по педагогике, со структурой экзамена по педагогике, критериями оценки ответов, списком основной и дополнительной литературы.

В рекомендациях вы найдете примеры тестовых заданий, заданий на моделирование.


Итоговая государственная аттестация по педагогике осуществляется в соответствии с учебным планом ОГОУ СПО «ТПУ» на заключительном этапе обучения студентов в учебном заведении. Материалы аттестации составляются в соответствии с Рабочей программой и Программой государственного экзамена по педагогике и психологии, разработанными в соответствии с ГОС СПО по специальности 050709 Преподавание в начальных классах.

Государственный экзамен по педагогике проводится с целью определения уровня соответствия профессиональной подготовки студентов по предметам психолого-педагогического цикла требованиям Госстандарта по специальности 050709 Преподавание в начальных классах.

В ходе итоговой государственной аттестации решаются следующие задачи:

- создать условия для демонстрации студентами собственного уровня
сформированной профессиональной компетентности;

  • включить студентов в деятельность по систематизации полученных знаний на учебных занятиях психолого-педагогического цикла;

  • способствовать формированию у студентов потребности совершенствовать приобретенный уровень психолого-педагогических знаний, умений и навыков;

  • создать условия для самоанализа деятельности преподавания предметов психолого-педагогического цикла и дальнейшей корректировки процесса обучения.


Требования Государственного образовательного стандарта

к уровню подготовки выпускников по специальности

050709 Преподавание в начальных классах


В области педагогической подготовки выпускник должен:

  • знать теоретические основы и ведущие тенденции развития системы образования, педагогической науки;

  • знать особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов образовательных учреждений;

  • знать основные теоретические подходы, современные концепции воспитания и обучения;

  • знать закономерности, принципы, содержание и структуру целостного педагогического процесса;

  • знать цели, задачи, содержание, формы, методы и средства воспитания и обучения;

  • знать современные инновационные технологии в сфере образования;

  • знать основные общенаучные характеристики исследования в области образования;


уметь применять педагогические знания в разных видах образовательной деятельности;

  • уметь организовывать образовательно-воспитательный процесс в различных социокультурных условиях;

  • уметь анализировать, планировать (проектировать) и оценивать образовательный процесс и его результаты;

  • уметь использовать современные инновационные технологии в сфере образования;

  • уметь осуществлять планирование повседневной учебно-воспитательной работы и вести ее в соответствии с программно-методической документацией;

  • уметь осуществлять педагогическую диагностику;

  • уметь реализовать процесс профессионального самовоспитания с самообразования;

  • уметь осуществлять самоанализ, самоконтроль собственной педагогической

деятельности.

А также:

  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

  • осознавать себя и свое место в современном обществе;

-быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;

- быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу,
способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области
профессиональной деятельности;

- владеть профессиональной лексикой;

- быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению
новых знаний;

- обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию), стремиться к творческой самореализации.

- умение владеть внутренней речью одновременно с внешней, правильно
применять интонацию и модуляцию голоса, владеть правильной грамотной
устной речью.

Демонстрация студентами названных умений на государственном экзамене позволит сделать вывод об уровне соответствия профессиональной подготовки выпускника требованиям Госстандарта


Содержание экзаменационного материала


Наименование разделов и тем по учебной дисциплине «Педагогика»,

выносимых на Итоговую государственную аттестацию


Раздел 1. Введение в педагогическую профессию

Тема 1.1. Педагогическая профессия и её роль в современном

обществе.

Тема 1.2. Пути и формы овладения педагогической профессией.


Раздел 2. Общие основы педагогики

Тема 2.1. Возникновение и развитие педагогики.

Тема 2.2. Система и структура педагогической науки.

Тема 2.3. Основные педагогические понятия.

Тема 2.4. Целостный педагогический процесс как предмет изучения в

педагогике.

Тема 2.5. Ребёнок как объект и субъект целостного педагогического

процесса.

Тема 2.6. Методы педагогического исследования.

Тема 2.7. Развитие системы образования в России.


Раздел 3. Педагогика школы

Тема 3.1. Теория образования и обучения.

Тема 3.2. Сущность и движущие силы обучения. Современные концепции начального и среднего общего образования, их дидактическое и предметное наполнение.

Тема 3.3. Руководство учебно-познавательной деятельностью школьников.

Тема 3.4. Мотивы учения на разных возрастных этапах.

Тема 3.5. Содержание образования.

Тема 3.6. Закономерности и принципы обучения.

Тема 3.7. Методы, приёмы и средства обучения.

Тема 3.8. Организационные формы обучения.

Тема 3.9. Диагностика и оценка учебных достижений школьников.

Тема 3.10. Цели, задачи и движущие силы воспитания.

Тема 3.11. Современные концепции воспитания: социокультурные основания, научно-методическая обоснованность и практическая применимость.

Тема 3.12. Воспитание в учебной и внеучебной деятельности школьников.

Тема 3.13. Взаимоотношения коллектива и личности.

Тема 3.14. Воспитательная система школы.

Тема 3.15. Функции, основные направления и формы деятельности учителя - классного руководителя.

Тема 3.16. Оценка уровня воспитанности школьников.


Перечень экзаменационных вопросов к ИГА по педагогике

  1. Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе. Возникновение и развитие педагогической профессии. Содержание педагогической деятельности. Профессиональная компетентность педагога. Роль педагога в современном обществе.

  2. Возникновение и развитие педагогики. Место педагогики в системе гуманитарных и естественных наук. Выдающиеся педагоги прошлого. Задачи педагогики.

  3. Система и структура педагогической науки.

  4. Основные педагогические понятия.

5. Целостный педагогический процесс. Сущность и функции целостного
педагогического процесса. Основные компоненты целостного педагогического процесса.

  1. Закономерности педагогического процесса. Направления модернизации педагогического процесса: гуманизация, демократизация.

  2. Ребенок как субъект целостного педагогического процесса. Личность ребенка как субъект и объект воспитания. Природное и общественное в развитии человека.

  3. Факторы, влияющие на развитие личности: наследственность, среда и воспитание, активность личности. Права и обязанности ребенка. Содержание основных документов о правах и обязанностях ребенка: Декларация и Конвенция ООН о правах ребенка.

  4. Психолого-педагогические особенности детей разных групп. Младший школьный возраст. Подросток.

  1. Личностно-ориентированный подход в образовании.

  2. Методы педагогического исследования: наблюдения, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование.

  3. Развитие системы образования в России. Закон РФ «Об образовании»: Принципы государственной образовательной политики. Непрерывное образование. Преемственность в работе образовательных учреждений.

  4. Взаимодействие образовательных учреждений с семьёй;

  5. Теория образования и обучения как составная часть педагогической науки. Возникновение и развитие теории обучения и образования. Место и задачи обучения в системе непрерывного образования. Основные понятия дидактики: образование, обучение, преподавание, учение.

  6. Сущность и движущие силы обучения.

  7. Содержание обучения. Элементы и носители содержания образования.

  8. Современные концепции начального и среднего образования: теория поэтапного усвоения действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной; развивающее обучение: Л.В. Занков (дидактическая система для начальной школы), Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, В.С. Библер (развивающая система «Школа диалога культур), Ш.А. Амонашвили (система психологического развития младших школьников на основе реализации принципа сотрудничества).

  9. Мотивы учения школьников на разных возрастных этапах.

  10. Правила стимулирования учебно-познавательной деятельности.

  11. Руководство учебно-познавательной деятельностью школьников. Уровни овладения системой знаний.

  12. Принципы обучения: понятие, классификация. Правила обучения.

  13. Принцип сознательности и активности, наглядности обучения.

  14. Принцип систематичности и последовательности, прочности обучения.

  15. Принцип доступности и научности обучения.

  16. Принцип эмоциональности и связи теории с практикой.

  17. Общая характеристика методов обучения.

  18. Средства обучения:

  19. Методы устного изложения материала.

  20. Наглядные методы обучения.

  21. Практические методы.

  22. Самостоятельная работа.

  23. Выбор методов обучения.

  24. Виды обучения: объяснительно-иллюстративное, программированное, проблемное, компьютерное, дифференцированное.

  25. Организационные формы обучения.

  26. Урок в школе: типы уроков и их структура.

  27. Педагогический анализ и самоанализ урока.

  28. Подготовка учителя к уроку. Домашняя учебная работа.

  29. Требования к современному уроку в начальной школе.

  30. Диагностика и оценка учебных достижений школьников.

  31. Современные образовательные технологии: технология полного усвоения знаний, технология разноуровневого обучения, технология коллективного взаимообучения, технология модульного обучения.

  32. Цели и задачи воспитания на современном этапе.

  33. Сущность воспитательного процесса.

  34. Современные концепции воспитания: технократические и гуманистические.

  35. Современные технологии воспитания.

  36. Воспитание в учебной и внеучебной деятельности школьников.

  37. Взаимоотношения коллектива и личности. Личностно-ориентированная модель воспитания.

  38. Воспитательная система школы и класса.

  39. Функции, основные направления и формы деятельности учителя – классного руководителя.

  40. Программа воспитания школьников. Вариативность программ.

  41. Классный час в начальной школе.

  42. Оценка уровня воспитанности младших школьников.

  43. Общая характеристика методов воспитания: цель, правила использования.

  44. Общечеловеческие ценности – основа идеалов воспитания.

  45. Родительское собрание в начальной школе: методика и технология проведения.



Структура экзамена

Экзамена по педагогике состоит из двух частей.

Первая часть экзамена - компьютерное адаптивное тестирование уровня теоретической подготовки студентов. В тестовый материал включены задания открытой, закрытой формы – с одним или нескольким выбором, на соответствие, на установление порядка), например:

1 Задание на дополнение понятия

Наличие в группе детей социально-значимой цели, органов самоуправления, совместной деятельности, ценностей - это ... коллектива.

Правильные варианты ответа: пр*знак#$#;

2. Задание на выбор нескольких ответов

Функции коллектива :

 воспитывающая

 объединяющая

 обучающая

 корректирующая

3. Задание на выбор одного ответа

Основоположник теории и практики воспитания личности в коллективе в советский период в России:

 А.С.Макаренко

 С.Н.Лысенков

 Л.В.Занков


4. Задание на установление соответствия

Функции коллектива и их признаки

обучающая

обучение детей определённым навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения

развивающая

развитие психических процессов школьников



5. Задание на установление последовательности

Упорядоченность в организации внеклассной работы:

1: изучение и постановка воспитательных задач

2: моделирование

3: практическая реализация модели

4: анализ проделанной работы

Данная часть экзамена оценивается автоматически по результатам компьютерного тестирования.

Во второй части экзамена студенты решают педагогические задачи и моделируют педагогические ситуации.


Алгоритм решения педагогических задач

1) Что дано в тексте?

2) Какие вы­воды можно сделать из имеющихся данных?

3) Какова гипотеза относительно возможных решений данных ситуаций?

4) Постановка вопро­са при анализе поступка.

5) Меры педагогического воздействия, которые можно использовать в данном случае.

6) Как следует предупреждать подобные проступки?


Примерный вариант решения педагогических ситуаций

Задача А

«В пионерском лагере Вова, ученик II класса, рассказывал товарищам и вожа­той о младшей сестренке, с которой он любит играть в разные игры. В беседе с матерью Вовы вожатая узнала, что у мальчика нет и никогда не было сестры, которую он так подробно' и лю­бовно описывал как по внешности, так и по характеру»


Анализ решения

1. В тексте дано:

* Вова — ученик II класса, ему, очевидно, 8 лет»

* Он рассказывает детям и вожатой о сестре.

*У мальчика нет и никогда не было сестры.

2. Из имеющихся данных можно сделать выводы:

* "Вова говорит неправду, он сам выдумал сестру.

3. Постановка вопроса при анализе поступка: «Почему Вова говорит неправду?

Следует ли бичевать Вову за его фантазию?»

4. Гипотезы при решении:

* Может быть, Вова привык говорить неправду?

* У маленьких детей иногда бывает стремление фантазиро­вать.

* Вове хочется иметь сестренку.

* Ему нравится играть с девочками.

5. Меры педагогического воздействия:

* Не обращать внимания на рассказы Вовы.

* Когда Вова начнет рассказывать о сестре, то его това­рищи должны сказать ему, что у него сестры нет, что ее он выдумал,

* Ласково сказать мальчику: «Зачем ты все это придумы­ваешь? Если ты хочешь играть с девочкой, то подружись с кем-нибудь из класса или из живущих в вашем доме». (Вожатая так и сказала.)

* Посоветовать матери приглашать к Вове мальчиков и де­вочек.

6. Система предупреждения проступков:

* Повседневно воспитывать у детей правдивость на ярких примерах, ставить их в такие условия, где эта черта характера проявляется.

Задача Б

«Гена — развитой, спо­собный мальчик. Учился отлично, но большой драчун, по пути до­мой из школы часто обижал девочек».

Однажды, в конце последнего урока, встает девочка и заяв­ляет: «Боюсь идти домой — Гена говорит: поколочу дорогой». — «Что ты сказала?—заметила я. — Разве мыслимо, чтобы Гена, от­личный ученик, такой выдержанный мальчик, и стал драться? Уж если он и запугал тебя, то, верно, шутя. Позорить себя дракой с девочкой он не станет. Иди спокойно домой». Гена покраснел, встал и сказал: «Я пошутил только. Извини, Лида».


Анализ решения

1. В тексте дано:

— Гена умный, но любит обижать девочек,

— Девочка, боясь идти домой, заявляет об этом учительнице.

— Учительница, отмечая положительные черты Гены, говорит, что он шутит..

: Гена, покраснев, просит прощения у девочки.

2. Из имеющихся данных можно сделать выводы:

-— Гена, смутился, значит, он понимает, что поступает плохо. —• У него не сформировано правильное отношение к девочкам.

— В. классе нет настоящего коллектива.

3. Постановка вопроса при анализе проступка.

— Почему Гена обижает девочек?

4. Гипотезы при решении:

— Гене еще недостаточно ясны формы взаимоотношений в кол­лективе, у него не закреплены нормы поведения в коллективе.

5. Методы педагогического воздействия:

— Запретить Гене обижать девочек.

— Сделать ему выговор, апеллируя к чувству стыда.

— Предложить обсудить его поведение на сборе звена.

— Использовать косвенные меры воздействия.

— Так именно и поступила учительница, используя в дан­ном случае поощрение доверием.

6. Система предупреждения проступков:

— Повседневно воспитывать у детей чувство коллективизма и правильные отношения между мальчиками и девочками.

Приводим возможные решения ситуации.

— Вове надо сказать, что у него нет сестры, а това­рищей не следует вводить в заблуждение.

— Надо осторожно поговорить с мальчиком, но все-таки дать ему понять, что он все это выдумал.

— Не обращать внимания на его рассказы.

— Сказать, что если он еще будет выдумывать что-то о сестре, то будет наказан.

— Ласково сказать мальчику: «Зачем ты все это придумываешь? Если тебе так хочется играть с девоч­кой, то подружись с кем-нибудь из класса или из жи­вущих в вашем доме».

— Посоветовать матери приглашать к Вове маль­чиков и девочек.

— Когда Вова снова начнет рассказывать о сестре, прервать его словами: «Никакой сестры у тебя нет, пе­рестань выдумывать!»

— Если Вова опять будет рассказывать о сестре, сказать детям: «Не верьте ему. Он говорит неправду. Его мать сказала, что никакой сестры у него нет и не, было».


Примерные задания на моделирование педагогической деятельности


1. Приведите примеры использования методов психолого- педагогического исследования, направленных на изучение личности младшего школьника и детского коллектива. Покажите их применение в процессе организации учебно-воспитательного процесса с младшими школьниками и их практическую значимость (по материалам преддипломной практики), по плану:

- дать определение понятия «методы педагогического исследования», назвать их классификацию;

- на материалах копилки привести примеры методов исследования;

- рассказать процесс их использования с демонстрацией конкретных результатов участия в исследовании детей, выводов и рекомендаций, приведенных в характеристике детского коллектива;

- продемонстрируйте конкретными примерами из собственной практики организацию или корректировку деятельности детей в ходе их обучения и воспитания ( составление творческих групп или индивидуальные задания на уроках и т.д.).

2. Смоделируйте вариант совместного осуществления целеполагания учителем и учеником на учебном занятии, по плану:

- целеполагание и его роль в организации деятельности детей на учебном занятии,

- привести фрагмент урока (по материалам практики или подготовить специально), на котором ученик участвует в процессе осмысления цели предстоящей деятельности и формулирует ее сам,

-роль процесса совместного целеполагания в обучении младшего школьника.

3.На материалах преддипломной практики приведите примеры заданий, направленных на формирование у школьников универсальных учебных действий, по плану:


- понятие универсальных учебных действий и их основные виды;

- задания на установление причинно- следственных связей;

- задания на сравнение, где требуется найти сходство и различие;

- задания, направленные на упорядочивание мысли;

- задания, связанные с анализом и синтезом;

- задание на постановку и формулирование детьми проблемы;

- роль УУД в обучении младшего школьника.


4. Приведите варианты правил стимулирования учения младшего школьника. Оцените эффективность их использования в учебном процессе на педагогической практике, по плану:

- понятие стимулирование учения, правила стимулирования;

- продемонстрировать конкретные примеры фрагментов занятий с использованием правил стимулирования;

- доказать их эффективность на проведенном учебном занятии.


5.Сделайте обоснование выбора принципов обучения на различных этапах усвоения знаний в процессе учебного занятия в начальной школе, по плану:

- понятие принципов обучения и их многообразие в современной школе;

- этапы усвоения знаний;

- демонстрация фрагментов уроков с использованием принципов обучения на конкретном этапе овладения знаниями;

- результативность примененных принципов обучения.


6. Приведите пример эвристической и сообщающей беседы. Покажите эффективность их использования на уроке, по плану:

- понятие беседы как метода обучения;

- отличительные признаки эвристической и сообщающей беседы;

- пример эвристической беседы;

- пример сообщающей беседы;

- эффективность данных методов.


7. Составьте методические рекомендации по подготовке и проведению личностно- ориентированного классного часа, по плану:

- определение личностно-ориентированного классного часа;

- диагностика потребностей и интересов детей и взрослых;

- участие в его подготовке всех участников образовательного процесса;

- совместное планирование, подготовка, проведение и анализ полученных результатов деятельности.

8. На примере проведенного вами коллективно-творческого дела покажите специфику всех этапов его организации, по плану:

- понятие КТД;

- этапы КТД;

- сущностная характеристика каждого этапа.


9. Составьте свой профессиональный портрет « Какой я учитель?». Отметьте сформировавшиеся и недостаточно развитые умения, подберите примеры ситуаций, подтверждающие степень развития умений.

10.Составьте вариант этической беседы для младших школьников и представьте его по плану:

- понятие этической беседы и ее назначение в работе с младшими школьниками;

-структура этической беседы;

- представление варианта этической беседы и ее результативность.

11.Опишите технологию проведения родительского собрания в начальной школе, по плану:

- понятие формы и методы работы с родителями;

- место родительского собрания в общей системе форм и методов работы с родителями;

- технология проведения родительского собрания.


12.Сделайте самоанализ личностно-ориетированного урока, по плану:

- назовите предмет, ФИО учителя, класс, в котором проходили практику;

- назовите тему урока, воспитывающую, развивающую, образовательную направленность урока;

-назовите приемы работы, направленные на проявление учеником познавательной активности ребенка на уроке и развитие его индивидуальности;

- продемонстрируйте формирование личностной значимости изучаемого материала для ученика;

- продемонстрируйте формирование сознательности ученика в овладении зун;

- покажите место самоконтроля, самоанализа и самооценки деятельности детей на уроке и их влияние на результат учебного занятия.

13.Разработайте замысел использования наглядного материала на уроках в начальной школе и представьте его по плану:

- понятие наглядности, ее значение в обучении младших школьников;

-продемонстрируйте и оцените их использование на уроке;

а) наглядных пособий,

б) раздаточного дидактического материала,

в) видеоматериала,

г) всех названных средств вместе.

14.Составьте перечень типичных ситуаций затруднения, возникающих у детей на уроке, и предложите приемы работы учителя, ликвидирующие или предупреждающие их, по плану:

- затруднения при проверке домашней работы;

- затруднения при работе над новой темой;

- затруднения при работе с учебником;

- затруднения при выполнении практических заданий.

15.Разработайте проблемную задачу или проблемное задание и представьте их по плану:

- понятие «проблемная задача»;

- понятие «проблемная ситуация»;

- пример данных заданий на материалах практики.


16. Опишите дидактические концепции, на основе которых строится реализация стандартов второго поколения ( В.В.Давыдова и Д.Б. Эльконина,

Л.В. Занкова, Ш.А. Амонашвили и др.) и покажите использование их элементов в период преддипломной практики, по плану:

- название концепции и ее автор;

- их основные методологические идеи;

- фрагмент урока или урок с педпрактики, их целесообразность.


Примерный вариант выполнения задания №9

Внимательно прочитайте работу студентки, сделайте ее анализ.

Какой я учитель?

(самоанализ профессиональной подготовки в ОГОУ СПО «Татарское педагогическое училище» студентки 5 курса).

Проанализировав листы наблюдений и оценки уроков, в дневнике профессионального становления будущего учителя определила мой профессиональный рост. Профессионально значимые умения сформированы на допустимом уровне. На графиках можно наглядно увидеть, что все умения не опускались до критического уровня, а шли на повышение до оптимального, но все же преобладал допустимый уровень. Это было связано, по моему мнению, с тем, что у меня имеется достаточный объем профессионально- значимых умений в организации педагогической деятельности.

Используя характеристику трех уровней сформированности профессиональных умений, можно сказать следующее. В основном я умею организовывать процесс обучения и воспитания детей, но не всегда уделяю внимание пассивным детям. В связи с этим, мне как будущему специалисту, нужно уделять внимание мотивации детей к деятельности, поощрять их.

У меня нет трудности в установлении контакта с детьми, стараюсь адекватно реагировать на внутриколлективные отношения. Умею видеть отдельных учащихся в ходе деятельности, но не всегда вижу весь класс, не всегда чувствую эмоциональное состояние школьников.

На допустимом уровне проявляются умения мобилизовать учащихся на познавательную деятельность, но не всегда удается оптимально подготовить детей к восприятию учебного материала, не всегда учитываю особенности и способности уч-ся, т.к. они не были ранее мною изучены. Организуя педагогическую деятельность, уделяю внимание развитию познавательной сферы ребенка, формированию учебных умений и навыков, но затрудняюсь в создании условий для творческой деятельности детей на уроке и после него.

Умею отбирать, анализировать и конструировать учебно-воспитательный процесс, но не всегда учитываю уровень обученности и воспитанности. У меня не всегда получается управлять своим внутренним состоянием, испытываю затруднения в оценке деятельности детей. В полной мере владею устной речью, но не всегда грамотно интонирую ее допускаю ошибки.

Таким образом, можно отметить, что как будущему педагогу необходимо иного работать над собой. Важно уметь анализировать свою деятельность, находить ошибки в ней и постоянно работать над ними, чем можно повысить свой профессиональный уровень. Результаты преддипломной практики показали повышение моего профессионализма, что свидетельствует об эффективности процесса моего обучения в Татарском педагогическом училище.

май 2008год.


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ВЫПУСКНИКОВ НА ЭКЗАМЕНЕ ПО ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ

( вторая часть экзамена)


Оценка "5" (отлично)

1. Демонстрация способности к разностороннему анализу педагогического явления.

2. Умение теоретически обосновывать действия педагога в моделируемой или анализируемой ситуации.

3. Аргументированность высказанных суждений.

4. Владение понятийным аппаратом науки. Грамотность речи.

5. Логичность, последовательность изложения, наличие плана или схемы ответа.

6. Умение находить нестандартные подходы к решению педагогической проблемы.


Оценка "4" (хорошо)

1. Демонстрация способности к анализу педагогического явления.

2. Умение теоретически обосновывать действия педагога и модулируемой или анализируемой ситуации.

3. Правильное употребление научных терминов, грамотная речь.

4. Допущены незначительные ошибки в логике и последовательности изложения.


Оценка "3" (удовлетворительно)

1. Неполнота анализа педагогического явления.

2. Неполнота педагогического обоснования действий педагога в анализируемой или моделируемой ситуации.

3. Допускаются ошибки в употреблении терминологии.

4. Допущены грубые ошибки в логике и последовательности изложения, аналогичные ошибки в соответствии плана.


Оценка "2" (неудовлетворительно)

  1. Не выполнение выше указанных требований.



ЛИТЕРАТУРА


ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

К ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЭКЗАМЕНАМ

ПО ПЕДАГОГИКЕ


Основная:

  1. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию. Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.

  1. Коджаспирова Г.М. Педагогика. Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. - М: Гуманитар. Изд. центр Владос, 2004.

  1. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. - Новосибирск, 1991.

  2. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. Учеб. для студ. пед. училищ и колледжей. М.:Гуманитар. изд. центр Владос, 2004.

  3. Столяренко Л.Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия» . Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

  1. Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.



Дополнительная

1. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995.

2. Афонина Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов-н/Д: «Феникс», 2002.

  1. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. - Воронеж, 1996.

  2. Волынкин В.И. Педагогика в схемах и таблицах: учеб. пособие - Ростов-н/Д: Феникс, 2007.

  3. Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. - М.: Педагогический поиск, 2003.

  4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1987.

  5. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. - М.: ВАКО, 2007.

  6. Дик Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов. - Ростов-н/Д: Феникс, 2004.

  7. Дик Н.Ф. Воспитываем личность. Воспитательная работа в начальной школе. - Ростов - н/Д.: Феникс, 2005.

10. Засобин Г.А. и др. Практикум по педагогике.Учеб. пособие для учащзихся пед. уч-щ - М.: Просвещение, 1986.
П.Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. - М., 1990.

  1. Коджаспирова Г.М. Педагогика. Учебник ВПО. М.: Гардарики, 2007.

  2. Коджаспирова Г.М., Кождаспиров А.Ю. Педагогический словарь. Для студ. высш и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2005.

  3. Коджаспирова Г.М. Педагогика. Практикум и методические материалы. Учебное пособие для педагогических училищ и колледжей. М.: Владос, 2003.

  4. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектов. Учебное пособие ВПО. М.: Айрис-Пресс, 2006.

  5. Коджаспиров Г.М. Культура профессионального самообразования. - М., 1994.

  6. Кондрашов Л.В. Сборник педагогических задач. Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1987.

  7. Морозова О.П. Хрестоматия по педагогике. Часть 1,2.- Барнаул, 1999.

19. Морозова О.П. Педагогический практикум. - М., 2001.

20. Омельяненко В.П. и др. Задания и педагогические ситуации: Пособие для студентов и учителей. - М., 1993.

21. Пидкасистый П.И. Педагогика. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

22.Подласый И.П. Педагогика начальной школы. Учебное пособие для студ. пед. колледжей. М.: Владос, 2001.

23. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. -М., 1998.

24. Сластенин В.А. Педагогика.: Учебное пособие - М.: Школа-Пресс, 1998.

25. Степанов Е.Н. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

26. Щуркова Н.Е. Культура современного урока. - М., 1997.

27. Цветкова И.В. Как создать программу воспитательной работы. Метод, пособие. - М.: Просвещение, 2006.

28. Педагогическая энциклопедия


Нормативные документы

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. (Извлечения). Принята Правительством РФ от 04. 10. 2000 г

2. Концепция Модернизации Российского образования на период до 2010 г. (Извлечения). Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.12.20001 г. №1756-Р.

3. Проект Государственной программы «Развитие воспитания детей в РФ до 2010

4. Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования.

Социальный стандарт РФ. (Приложение к письму МО РФ от 15.12.02 г. №30-51 914(16).

5. О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении.

Письмо Министра образования РФ от 2 апреля 2002 г. № 13-51 - 28/13.

6. Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную. Письмо департамента общего и дополнительного образования МО РФ от 21 мая 2004 г. № 14 - 51 - 140/13.


МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ ЭКЗАМЕНЕ ПО ПЕДАГОГИКЕ


1. Личные дневники студентов по педагогической практике.

2. Конспекты уроков с преддипломной практики.

3. Вариант составленной характеристики младшего школьника (материал практики внеклассной воспитательной работы или "Первые дни ребенка в школе")

4. Схема составления характеристики ребенка младшего школьного возраста.

5. Схема анализа урока (учебное пособие П.И. Пидкасистого).

6. Папка выпускника: раздаточный материал для организации индивидуальной и групповой работы.

7. Конспект родительского собрания , проведенного на преддипломной практике.

8. Алгоритм составления плана внеклассного мероприятия (учебное пособие С.А. Смирнова).

9. Конспект урока Ш.А. Амонашвили "Реки Грузии".

Похожие:

Методические рекомендации для студентов по подготовке к Итоговой государственной аттестации по педагогике 2009 iconМетодические рекомендации для учителей обществознания по подготовке выпускников основной школы к участию государственной (итоговой) аттестации
Методические рекомендации предназначены для учителей обществознания и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной...
Методические рекомендации для студентов по подготовке к Итоговой государственной аттестации по педагогике 2009 iconМетодические указания по подготовке к государственной итоговой аттестации для магистрантов II курса
Методические указания по подготовке к государственной итоговой аттестации для студентов II курса, обучающихся по направлению 521500...
Методические рекомендации для студентов по подготовке к Итоговой государственной аттестации по педагогике 2009 iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по биологии
Деятельность педагога в рамках подготовки девятиклассников к итоговой аттестации. 26
Методические рекомендации для студентов по подготовке к Итоговой государственной аттестации по педагогике 2009 iconМетодические рекомендации для учителей истории по сопровождению государственной (итоговой) аттестации в 9-х классах в независимой форме
Методические рекомендации предназначены для учителей истории и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
Методические рекомендации для студентов по подготовке к Итоговой государственной аттестации по педагогике 2009 iconМетодические рекомендации для учителей географии по подготовке выпускников основной школы
Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
Методические рекомендации для студентов по подготовке к Итоговой государственной аттестации по педагогике 2009 iconМетодические рекомендации для учителей географии по подготовке выпускников основной школы
Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
Методические рекомендации для студентов по подготовке к Итоговой государственной аттестации по педагогике 2009 iconГоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по алгебре за курс основной школы (методические рекомендации)
Подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по алгебре за курс основной школы (методические рекомендации)
Методические рекомендации для студентов по подготовке к Итоговой государственной аттестации по педагогике 2009 iconМетодические рекомендации хабаровск 2009 удк 61: 37(072) ббк 72 п 74 Подготовка и оформление дипломных работ и рефератов к итоговой аттестации: метод рекомендации / гоудпо «Ин-т повышения квалификации специалистов здравоохранения»
Методические рекомендации предназначены для слушателей и профессорско-преподавательского состава ипксз
Методические рекомендации для студентов по подготовке к Итоговой государственной аттестации по педагогике 2009 iconДипломная работа как компонент итоговой аттестации. Организация и проведение итоговой государственной аттестации студентов специальности «Связи с общественностью»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации для студентов по подготовке к Итоговой государственной аттестации по педагогике 2009 iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по Информатике и икт составители: Синаторов С. В
Олько на усвоение обучающими определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница