Тематика контрольных работ по I –му разделу кандидатского курса: «Философия и методология науки» («История мировой философии») для самостоятельной управляемой работы (СУР) с магистрантами заочного обучения Каковы предпосылки возникновения философии? Охарактеризуйте поле проблем философии и структуру философского знания. В чем заключается основной вопрос философии и каковы его стороны? Что такое материализм и каковы его исторические формы? Что такое идеализм и каковы его разновидности? Что такое монизм, дуализм и плюрализм в философии? Чем различаются диалектика и метафизика? Почему буддизм не победил в Индии и каковы его мировоззренческие основания? Приведите основные положения конфуцианского учения. Чем отличается философия от других исторических типов мировоззрения? Кто в античной философии считается «первым философом» и почему? Кто в античной философии является родоначальником объективной диалектики? Кто в античной философии является основоположником материалистической линии в философии? Кто в античной философии является представителем идеализма? Каковы основные положения атомистического учения Левкиппа, Демокрита и Эпикура? В чем заключается связь майевтики и диалектики? У кого из древнегреческих философов познание принимало вид воспоминания? В чем различия взглядов о смысле жизни у стоиков, скептиков, эпикурейцев и киников? Раскройте философский смысл известного изречения: «Платон мне друг, но истина дороже». Сравните социально-политические взгляды Платона и Аристотеля. Что общего между Плотином и Платоном? Как связаны Платон, Плотин и христианство? Поясните высказывание К.С.Ф. Тертуллиана: «Верую, потому что абсурдно». Почему для А. Блаженного вера выше разума? Почему христианская философия истории называется эсхатологией? Поясните, какую роль в борьбе номинализма и реализма играла проблема универсалий в средневековой философии? Каковы доказательства бытия Бога в учении Ф. Аквинского? Обоснуйте тезис о том, что онтология Фомы Аквинского базируется на представлениях Аристотеля о материи и форме. В чем выражается гуманизм эпохи Возрождения? Как Н. Кузанский определяет ученое незнание? В чем заключается пантеизм Дж. Бруно? Почему модели справедливого общества Т. Мора и Т. Кампанеллы названы утопиями? Что означает в философии политики термин «макиавеллизм»? Каковы основные проблемы философии Нового времени? Каковы основные мысли Фр. Бэкона о задачах человеческого познания? Какое значение для современной науки имеет учение Ф. Бэкона о призраках разума? Кто в английской философии является автором теории «общественного договора»? Каковы основные идеи и представители эмпиризма? Почему Р. Декарта называют рационалистом? Чем отличаются учения о субстанции Б. Спинозы и Р. Декарта? В чем заключается сенсуализм Дж. Локка и согласуется ли он с теорией врожденных идей Р. Декарта? Какую роль в учении о познании Дж. Локка играет его теория первичных и вторичных качеств? Каковы взгляды Дж. Локка на общество и государство? Раскройте субъективно-идеалистический смысл высказывания Дж. Беркли: «Существовать – значит быть воспринимаемым». Каковы основные аргументы агностицизма Д. Юма? Как выглядела «Система природы» во французской философии XVIII века? Раскройте ограниченность механистической трактовки человека на примере работы Ж. Ламетри «Человек-машина». Почему в творчестве И. Канта различают докритический и критический периоды и что они означают? Какую роль в философии И. Канта играют понятия «вещь в себе» и «вещь для нас»? Какие ступени человеческого познания выделяются в гносеологии И. Канта? Как связано понятие априорности (a priopi) с учением И. Канта о пространстве и времени? В чем состоит гносеологическое значение антиномий чистого разума в философии И. Канта? Какова роль категорического императива в этике И. Канта? Каково отношение Г. Гегеля к философии И. Канта? Каковы основные положения философии Г. Гегеля? В чем суть диалектического метода Г. Гегеля? Каково основное противоречие гегелевской философии? Каковы основные недостатки антропологического материализма Л. Фейербаха? Одинаковую ли оценку философии Г. Гегеля дали Л. Фейербах и К. Маркс? Как определяется в марксизме философия, ее место в обществе и культуре? Чем отличаются рационализм и иррационализм? В чем проявляется в культуре и социальной практике XIX–XX вв. мировоззренческая оппозиция рационалистического и иррационалистического миропонимания? Каковы источники философии марксизма? В чем главные особенности философии диалектического материализма и с какими научными открытиями XIX – нач. XX вв. связано возникновение диалектического материализма? В чем их философское значение? Каковы основные недостатки всего домарксовского материализма? В чем суть материалистического понимания истории, где и кем оно сформулировано? В чем прогрессивное значение философских идей Ф. Энгельса? Воспроизведите основные положения марксистского учения о формах движения материи и их взаимосвязи. Что нового внесли К. Маркс и Ф. Энгельс в концепцию человека? Как ими трактуется проблема сознания человека? Что такое неомарксизм и постмарксизм и каковы его представители? В чем заключается иррационализм философии А. Шопенгауэра? Нашел ли иррационалистический взгляд на мир А. Шопенгауэра своих философских преемников? Назовите их. Кто первым в европейской философии употребил понятие «экзистенция» и что оно означает? Кто из русских философов является представителем экзистенциализма? Каковы основные проблемы философии Н. Бердяева? Какие идеи «философии жизни» Ф. Ницше подтверждают его мировоззренческую оппозицию к классическому рационализму? К какому направлению в философии относится феноменология Э. Гуссерля и почему? Что нового в представлении о человеке внес классический психоанализ З. Фрейда? Каковы позиции в трактовке бессознательного в неофрейдизме? В чем выражается гуманистическая направленность психоанализа Э. Фромма? Каковы основные идеи экзистенциализма Ж.-П. Сартра? Как трактуется человек в экзистенциализме А. Камю? В чем смысл и назначение истории по К. Ясперсу? Поясните высказывание М. Хайдеггера: «Язык – дом бытия». В чем заключается феномен человека в персонализме П. Тейяра де Шардена? Каковы основные положения философии неотомизма? В чем выражаются установки на постклассический стиль философствования в герменевтике? Какое направление в постклассической философии называют структурализмом и постструктурализмом? Каковы основные идеи постмодернизма? Раскройте, в чем смысл теории деконструкции Ж. Деррида? Почему в постмодернизме выдвигается идея «смерти автора»? Что означает «закон трех стадий» в позитивизме О. Конта? Как определяется предмет философии в первом позитивизме? Почему «второй» позитивизм называется махизмом или эмпириокритицизмом? Каков вклад ленинского учения о материи в критику эмпириокритицизма? Каково понимание предмета философии в логическом позитивизме и как последний связан с логикой? Поясните основные методологические принципы неопозитивизма (верификация, конвенционализм, фальсификация). Какие логические процедуры обоснования подразумеваются в принципах верификации и фальсификации? Что нового во взглядах на науку внес постпозитивизм (Т. Кун и др.)? Каково значение понятия «парадигма» в современной философии и методологии науки? В чем смысл методологического анархизма П. Фейерабенда? Каковы базовые идеи прагматизма Ч. Пирса и У. Джемса? Что сближает прагматизм и позитивизм? Как инструментализм Дж. Дьюи «усовершенствовал» прагматизм? Каковы основные позиции аналитической философии Л. Витгенштейна? Сравните теорию социального действия К. Маркса и М. Вебера. Связаны ли по М. Веберу капитализм и протестантская этика? Что значит «понимающая социология» и кто ее разрабатывал? Применимы ли принципы номинализма и реализма в социальной философии? Каковы принципы рассмотрения социального действия в структурно-функциональной методологии Т. Парсонса? Какую роль представления П. Сорокина об обществе как суперсистеме играют в его периодизации исторического процесса? Кем и когда была написана работа «Закат Европы»? В чем ее основные идеи? Какие философские традиции продолжает интуитивизм А. Бергсона? В чем смысл «Постижения истории» А. Тойнби? Как выглядит учение о цивилизации в работах Н. Данилевского? С какими цивилизационными изменениями связан «Футурошок» Э. Тоффлера? Какую роль в философии информационного общества играют понятия «инфократия», «нетократия» и др.? Укажите представителей этой философии. Какую роль Ф. Скорина и другие белорусские просветители сыграли в становлении национальной философии? Кого и почему в русской философии называют «славянофилами»? Кто в русской философии считается представителем «западничества» и почему? В чем заключается современное значение учения В. И. Вернадского о ноосфере? Что Вы знаете о А.Л. Чижевском? Почему А.Л. Чижевского относят к числу великих преобразователей естествознания. Что означает идея соборности в философии В. С. Соловьева? В чем выражается вклад Ж. И. Алферова в мировую науку и культуру? Какова связь имени И. Пригожина с синергетикой? Каковы основные теоретические выводы исследования кафедрой философии БГУИР проблем социальной и духовной синергии? О каких типах рациональности говорится в работах В. С. Степина? Каковы основные проблемы и представители философии техники?
Тематика контрольных работ по курсу «Философия и методология науки» утверждена на заседании кафедры философии 13.09.2010 протокол № 2.
Зав. кафедрой философии Г.И. Малыхина
Важная информация!!!
Уважаемый магистрант! Получив тему контрольной работы, Вы должны прочитать соответствующую литературу по данной теме и продумать ее содержание. Список рекомендованной ВАКом литературы, а также дополнительный по разделам курса, Вы найдете в следующих основных пособиях кафедры философии: Малыхина Г.И., Харин Ю.А., Габрусь И.Ф. Программа кандидатского минимума «Философия и методология науки». – Минск : БГУИР, 2008. Малыхина Г.И., Габрусь И.Ф., Ермолович Д.В. Философия и методология науки : учеб.-метод. пособие для магистрантов и аспирантов всех форм обуч. / под ред. Г.И. Малыхиной. – Минск : БГУИР, 2008. Малыхина Г.И., Харин Ю.А., Александрова Л.Н., Ермолович Д.В., Дисько М.Р. Идеология и мировоззренческая культура личности: Пособие для студентов, магистрантов и аспирантов БГУИР. – Мн.: БГУИР, 2007. Используйте эти пособия при подготовке как Ваших контрольных работ, так и реферата!
Освоившись в теме, Вам необходимо письменно изложить ее содержание в виде реферата. Образец оформления титульного листа контрольной работы (как и реферата), правил цитирования и др. дан на с. 117 учебно-методического пособия «Философия и методология науки». Не забудьте указать свою фамилию! Порой это случается. Объем контрольной работы – до 20 000 знаков или до 10 стр. текста через один интервал. Главное – не путайте контрольную работу перед зачетом по истории мировой философии в зимнюю сессию с рефератом для допуска к сдаче кандидатского экзамена. Требования к оформлению и тематику этих рефератов вы найдете в этом же пособии, с. 115-127. Наконец, готовую контрольную работу Вам необходимо сдать на кафедру философии, ауд. 304А-4 корп. Срок сдачи контрольной работы – до 1 декабря.
Что касается реферата, то его Вам необходимо сдать на проверку на кафедру философии, ауд. 304А-4 корп., Полещук Оксане Эдуардовне до 1 февраля.
Если у Вас будут возникать вопросы, Вы можете их решать с научными руководителями семинарских групп. Во время установочной сессии они сообщат Вам свои консультационные часы.
Желаем успеха!
|