Скачать 27.71 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №182 Проект урока. Тема: « Лесные зоны России». 8 класс Выполнила: учитель географии МБОУ СОШ №182 Ленинского района Кудряшова Н.В. Нижний Новгород 2012г. Психолого-педагогическая характеристика 8 «Б» класса. В классе обучается 30 учеников.(14 девочек и 16 мальчиков). Основной возраст детей 14 лет. Социальный состав семей: полные семьи - 24, неполные семьи – 6. Проблемных семей в классе - 3. Из семей рабочих - 19; служащих - 5; частных предпринимателей - 3; военных - 2. Класс по характеру мотивации: У большинства детей класса заинтересованное отношение к предмету - география. Проявляется познавательная мотивация. Ученики осознают значение знаний по географии для своего будущего. Выделяются мотивы долга, поднятия престижа в глазах сверстников. У двоих учеников преобладает эмоциональный характер обучения. Класс по особенностям интеллектуального развития: В классе выделяется 6 учеников с высоким уровнем интеллектуального развития. Они умеют выделять, принимать и удерживать учебную задачу. Эти ребята усваивают материал полностью, контролируют результаты своей работы на уроке, умеют анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Ребята достаточно долго могут слушать речь учителя, быстро переключают внимание с одного вида деятельности на другой и включаются в новый вид работы. Активно работают на уроках, охотно отвечают на вопросы учителя, смело высказывают своё мнение, делятся друг с другом впечатлениями по уроку. Также можно выделить 13 учеников со средним уровнем интеллектуального развития. Учебная задача этими детьми принимается, но до конца не удерживается. Требуется небольшое внимание на уроке со стороны учителя. Эти ученики легче работают и усваивают материал в стандартной привычной обстановке. Тип мышления у этих детей наглядно - образный. Низкий уровень интеллектуального развития имеют 5 учеников. Они практически не усваивают учебную задачу, имеют слабый уровень развития 1 учебных навыков, не умеют правильно и точно выражать свои мысли устно и письменно. Выводы, сравнения, анализ делают только с помощью учителя. Мышление развито слабо. Класс по уровню саморегуляции, волевого развития , внимания: Класс выделяется средней работоспособностью. У большей части детей класса преобладает произвольное внимание. Ребята достаточно быстро и внимательно работают на уроке, способны переключаться с одного вида деятельности на другой. Но у 5 учеников внимание слабое, рассеянное, неустойчивое. Они работают только с помощью учителя. Класс по особенностям произвольного поведения в учебной деятельности: 75% детей класса относится к высокому уровню – это ученики, способные регулировать своё поведение на основании требований учителя. Но есть ученики, которые не в полной мере контролируют своё поведение. Они не могут долго слушать речь учителя, работать в группах. Вывод: На основе данной характеристики 8 «Б» класса можно в целом отметить, что класс со средним уровнем развития. Ребята в классе дружны. Сильные ученики помогают отстающим. Учителя, работающие в этом классе, не испытывают трудностей в общении с детьми. Редко возникают конфликтные ситуации. Но есть группа ребят ( 4 человека ) ,которым необходима психологическая поддержка со стороны учителя. 2 Характеристика исходного уровня знаний, умений, навыков, необходимых для усвоения новой темы и постановки задач. Тема «Природно – хозяйственные зоны России» изучается после темы хозяйства. Ученики уже знакомы с понятиями природной зоны, широтной и меридиональной зональности, умеют определять причины смены природных зон. Поэтому знания о природных зонах в 8 классе даются как знания углубляющие, на примере территории России, подводящие итог тому, что было изучено ранее. Усвоение знаний о природных зонах, как зональных природных комплексах, имеет огромное воспитательное значение, поскольку они способствуют формированию таких мировоззренческих идей, как целостность и взаимосвязь компонентов природы, познаваемость природы, необходимость бережного отношения к ней. Благодаря этому географический кругозор учащихся довольно широк. Очень часто характеристика любой природной зоны заменяется рассказом о каком-либо из составляющих компонентов природной зоны, без установления и объяснения взаимосвязей между ними. Из-за этого ответы учащихся становятся объёмными, обширными, но неполными и нечёткими, и подготовка их вызывает перегрузку. Ученики не всегда умеют показать взаимодействие и взаимообусловленность природных компонентов в каждой из природных зон, т.е. самое главное в характеристике природной зоны ускользает от внимания учащихся. Поэтому на уроках по этой теме необходимо развивать логическое мышление учащихся. Т.к. понятие «природные зоны» вводится ещё в 7 классе, то к 8 классу у учеников складываются определённые умения и навыки, связанные с применением своих знаний , работой с тематическими картами. Ученики могут устанавливать причинно-следственные связи, составлять простейшие прогнозы. Поэтому на уроках я часто применяю частично-поисковый метод обучения, чтобы приобщить учеников к творческой деятельности. Опорные знания: -природная зона; -широтная зональность; -меридиональная смена природных зон; -типичные представители растительного и животного мира; -лесные ресурсы; -биологические ресурсы; -использование тематических карт: анализ, сравнение, обобщение, характеристика, выводы. Содержание учебного материала: Лесные зоны России. а)Зона тайги; б)Зона смешанных лесов; в)Зона широколиственных лесов. Планируемые знания: а)Последующее расширение и углубление понятия- природная зона; б)Взаимосвязь природных компонентов в лесной зоне России; в)Оценка использования человеком природных ресурсов лесной зоны. г)Заселенность человеком лесной зоны Деятельность учащихся: Целенаправленное восприятие нового материала, его самостоятельный анализ и выводы в ходе беседы и урока. Тема урока: « Лесные зоны России ». Тип урока: изучение нового материала. Цель урока: формирование представлений об особенностях лесной зоны России. Задачи урока: Образовательные: 1.Сформировать знания о природных зонах тайги, смешанных и широколиственных лесов. 2.Формировать умения определять географическое положение этих зон. 3.Закрепить умения определять взаимосвязь между компонентами природы в этих природных зонах. 4.Определять причины и особенности различий лесных зон России. Развивающие: 1.Развивать умение овладевать основными мыслительными операциями: анализ, сравнение, вывод. 2.Развивать умение самоконтроля на основе тестовых заданий. 3.Совершенствовать умения работы с картами атласа. 4.Продолжить формирование умения составлять характеристику природной зоны. 5.Развивать логическое мышление, речь и память учащихся. Воспитательные: 1.Экологическое воспитание учащихся на примере бережного отношения к природе. 2.Формирование нравственно-эмоционального отношения к природе, чувства личной сопричастности проблемам охраны природных комплексов. 4 Методы обучения: частично-поисковый. Форма организации занятия: эвристическая беседа Средства обучения: 1.Карта природных зон России; 2.Географические карты атласы ( физическая, климатическая, почвенная, природных зон); 3.учебник: Алексеев А.И. и др. География. Россия. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011 4.рисунки природных зон; 5.опорные конспекты. 6.медиатехника (компьютер, видеопроектор, экран) Формы организации работы в классе: индивидуальная, фронтальная, групповая. 5 План и хронометраж урока : I этап: Организация начала занятия. -1 мин. II этап: Проверка выполнения домашнего задания. -10 мин. III этап: Подготовка учащихся к усвоению нового -4 мин. материала. IV этап: Усвоение нового материала. -8 мин. V этап: Систематизация знаний. -8 мин. VI этап: Обобщение нового материала. -6 мин. VII этап: Контроль и самопроверка знаний. -3 мин. VIII этап: Подведение итогов занятия. -2 мин. IX этап: Рефлексия. -1 мин. X этап: Информация о домашнем задании, инструктаж -2 мин. по его выполнению. 6 Содержание урока.
12 Самоанализ урока. Считаю, что урок получился результативным. Все дети справились с предложенным материалом, т.к. при подборе учебного материала учитывались психологические особенности детей и применялся дифференцированный подход. Положительный результат урока обеспечили:
В ходе урока у учеников развивалось логическое мышление, умение анализировать и обобщать, классифицировать, навык работы с тематическими картами. Развивалось умение самоконтроля и самооценки. Ребята устанавливали причинно-следственные связи между компонентами лесной зоны. Считаю, что все поставленные учебно-воспитательные задачи были на уроке решены. Разнообразные приёмы усвоения учебного материала поддерживали у детей интерес к данной теме на протяжении всего урока. Доброжелательная обстановка способствовала активизации учебной деятельности на уроке. 13 Приложение к уроку: Схема №1 ЛЕС ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() С ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 15 II. Проверка выполнения домашнего задания. 1.Вопросы фронтального опроса: а).Определите и покажите на карте границы природных зон: арктических пустынь, тундры и лесотундры. б).Используя карты атласа и учебника вычислите коэффициент увлажнения для каждой из этих зон. ( В среднем, коэффициент увлажнения будет больше). в).Объясните причины безлесия тундры. (Суровый климат, многолетняя мерзлота ). г).Чем отличается животный мир арктической зоны от зоны тундры? Как приспособлены животные к жизни в этих зонах? (В арктических пустынях жизнь животных связана с морем, которое даёт им тепло и пищу. д).Какие природные ресурсы северных зон использует человек? (Биологические ресурсы). 2.Задание по вариантам. Какое значение для человека имеют северные зоны? Дайте прогноз их развития на 10-15 лет. III. Подготовка учащихся к усвоению нового материала. На доске написано: «Каждая природная зона - это закономерное сочетание ландшафтов» Л.С.Берг Лесная зона занимает около 60% территории России. Поэтому нашу страну по праву называют «лесной державой». Русский лес - это и глухомань тайги, и величие дубрав, и белоствольные березняки. Лес влияет на формирование духовности русского человека, лучших черт его характера: простоты, доброты, отзывчивости, трудолюбия, отваги, мужества, поэтичности. Лес - неиссякаемый источник творчества: живописи, скульптуры, народных промыслов, декоративного искусства. А, главное, лес – это наш важнейший ресурс и наша среда жизни, которую нужно беречь. 16 IV. Усвоение нового материала. Зона лесов в нашей стране состоит из: -зоны тайги; -зоны смешанных лесов; -зоны широколиственных лесов. А где начинается северная граница лесной зоны, какое количество тепла и влаги получает эта территория? ( По климатической карте ученики устанавливают, что на этой территории избыточное увлажнение, прохладное лето и суровая зима. Эти условия лучше переносят хвойные породы деревьев, которые преобладают в тайге). «Тайга» в переводе с якутского означает «горные леса». Но сейчас тайгой называют любые хвойные леса. Это самая большая по площади природная зона России. «Сила и очарование тайги не в деревьях - гигантах и не в гробовой тишине, а в том, что разве одни только перелётные птицы знают, где она кончается»,- писал А.П.Чехов. Тайга протянулась сплошной полосой более чем на 7000 км – от границы с Финляндией почти до Тихого океана. Самая большая ее ширина 2000 км – в Восточной Сибири. А будет ли отличаться тайга Европейской части страны от тайги Западной и Восточной Сибири? (Отличаться будут хвойные породы деревьев из-за изменений климата, почвы). В Европейской части страны и в Западной Сибири преобладают ель и сосна; в Восточной Сибири - лиственница. Определите по карте, где проходят зоны смешанных и широколиственных лесов.( эти зоны не образуют сплошной полосы. Они расположены южнее зоны тайги на Русской равнине, отсутствуют во внутриконтинентальных областях и вновь появляются в южной части Дальнего Востока). V. Систематизация знаний. 1.Какие различия природных условий и ресурсов проявляются в лесной зоне? 17 ( Различия в климате, почвах, биологических ресурсах). 2.Почему, к зонам смешанных и широколиственных лесов относятся наиболее богатые по числу видов и сложные по строению ( многоярусные леса )? ( Более благоприятный климат и почвы. Они не ограничивают развитие лесной растительности, а способствуют накоплению достаточного количества органических веществ). VI. Обобщение нового материала. Какие виды хозяйственной деятельности человека могут быть представлены в лесной зоне? (заготовка леса, охота). Древесину называют «зелёным золотом». Где человек использует ценную хвойную древесину? ( У сибирской лиственницы очень прочная древесина. Из кедровых орехов изготавливают масло, витамины, белок. Для производства лекарств, сучья – для производства картона и древесных плит, ствол дерева используют в производстве мебели, бумаги, карандашей ). А могут люди в лесной зоне строить города и развивать сельское хозяйство? ( Могут, но только в речных долинах). Города в таежной зоне – это в основном центры добывающей промышленности, лесопереработки, рыболовства. Поэтому хозяйственное освоение тайги называют «очаговым». В зоне смешанных и широколиственных лесов появляется больше городов, распаханных земель, на которых высевают зерновые культуры – овёс, ячмень, рожь. VII. Контроль и самопроверка знаний. 1.Выбрать характерные признаки тайги: а)Самая большая по площади природная зона России; б)Климат отличается тёплой зимой и прохладным летом; в)Недостаточное увлажнение; г)Преобладают подзолистые почвы; д)В лесу господствуют хвойные породы деревьев; 18 е)Много ценных пушных животных. 2.Выбрать характерные признаки зоны смешанных и широколиственных лесов: а)Непрерывной полосой тянется от Балтийского моря до Тихого океана; б)Очень холодная зима; в)Достаточное увлажнение; г)Дерново-подзолистые почвы сменяются серыми лесными; д)своеобразны леса Дальнего Востока. 19 Программа: Алексеев А.И. и др. Программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы. – М.: Просвещение, 2009 Учебник: Алексеев А.И. и др. География. Россия. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011 Название темы и место урока в ней: « Природно – хозяйственные зоны ». Урок 1. Зональность в природе и жизни людей. Урок 2. Северные безлесные зоны. Урок 3. Лесные зоны. Урок 4. Степи и лесостепи. Урок 5. Южные безлесные зоны. Урок 6. Субтропики. Высотная поясность в горах. 3 Литература: 1.Жижина Е.А. Контрольно-измерительные материалы. География: 8 класс. – М.: Вако, 2012. – 112 с. 2.Зубанова С.Г. Занимательная география на уроках. 6-8 классы. – М.: Глобус, 2007. – 173с. 3.Карасёв С.А. География России. 8 класс. Тетрадь для работы с учащимися. – Саратов: Лицей, 2000. – 80 с. 4.Касаткина Н.А. Материалы к урокам географии в 6-8 классах. – Волгоград: Учитель, 2005. – 155 с. 5.Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2004. – 160 с. 6.Пармузин Ю.П. Словарь по физической географии. – М.: Просвещение, 1994. – 367 с. 7.Шатных А.В. Современный урок географии. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 128 с. 14 |
![]() | Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «Лесные культуры» Курсовой проект является самостоятельной работой студентов по разделам программы: «Лесное семеноводство», «Лесные питомники» и «Лесные... | ![]() | Кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-фз Российской Федерации (далее объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового... |
![]() | Урока по истории отечества в 8 а классе тема: “крымская война 1853 1856 гг. Оборона севастополя” Цель урока: Обеспечить усвоение учащимися знаний о причинах войны, ее основных этапах, причинах поражения России в войне | ![]() | План-конспект урока по обществознанию Тема урока: Конфликты в обществе, место урока -урок №29, блок «Социальная сфера» |
![]() | Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования (далее оп ноо) муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Лесные озера» Основная образовательная программа начального общего образования (далее оп ноо) муниципального образовательного учреждения средней... | ![]() | План-конспект урока топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика России Цель урока: сформировать представление об электроэнергетике России, ее структуре, задачах, проблемах и перспективах развития |
![]() | Комплект электронных образовательных ресурсов к уроку по предмету Тема курса/название урока – Российская империя в XVIII в. / Народы России в XVIII в | ![]() | Разработка урока по физике Тема урока : «Силы в природе» Конкурсный материал Дракиной Екатерины Анатольевны, учителя физики моу лицея№6 г. Ессентуки |
![]() | Лесные пожары человек Торфяные пожары Подмосковья сопровождались запахом гари и сильным задымлением в Москве и во многих других городах. По состоянию на... | ![]() | Урока Тема урока, раздел Обучение простейшим приемам работы с источниками геоинформации, составление летописей наиболее важных путешествий в разные исторические... |