Элективный курс по географии Тема: «Решение задач по топографическим картам»




Скачать 22.05 Kb.
НазваниеЭлективный курс по географии Тема: «Решение задач по топографическим картам»
страница1/4
Дата04.02.2016
Размер22.05 Kb.
ТипЭлективный курс
  1   2   3   4
Большеломовисская средняя общеобразовательная школа,

Пичаевский район Тамбовской области


Элективный курс по географии


Тема: «Решение задач по топографическим картам»


Составитель:

Перова Елена Тимофеевна,


- 2 0 0 5 год -


Пояснительная записка


Географическая карта, являясь замечательным творением человеческой мысли, особым средством познания действительности, мира, накопителем, хранилищем и источником знаний давно уже занимает одно из центральных мест в географическом образовании и в системе школьных средств обучения, прочно вошла в нашу повседневную жизнь. Как пространственное изображение физической поверхности Земли географическая карта даёт зрительный образ формы, величины и взаимного положения изображаемых объектов; позволяет получить качественные и количественные характеристики объектов явлений, сопоставить их свойства, выявить связи и зависимости между ними и с географическими явлениями, непосредственно на карте непоказанными.

Карта – отличный путеводитель, надёжный источник информации, незаменимое учебное пособие, обязательный документ при решении многих хозяйственных задач, основа для изысканий и проектирования инженерных сооружений.

В учебном процессе карта служит средством формирования и конкретизации географических понятий, развивает у учащихся творческое воображение, память, логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать выводы. Карта незаменима в туристских походах, соревнованиях по спортивному ориентированию, в повседневной жизни – например, при получении информации из средств массовой информации, атласа автомобильных дорог.

Построение и содержание курса определяются его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, полученных при изучении курса географии в 6-8 классах. Немаловажное значение имеет и подготовка учащихся по математике. Большое внимание обращено на формирование практических умений работы с картой: ориентирование по карте и по компасу, прокладывание маршрута, умение свободно пользоваться планом своего населённого пункта.

Элективный курс предлагается использовать в 9-х классах общеобразовательной школы. Всё более очевидным в современных условиях становится прикладное значение географических знаний, картографического метода получения пространственно распределённой информации. Без этого гражданин не может осознать перспективы хозяйственного и социального развития территории своего проживания. В условиях рыночной экономики каждый член общества должен понимать географическую ситуацию, уметь самостоятельно принимать решения на основе анализа соответствующей информации.

Новизна предлагаемой программы состоит в последовательном развитии идей гуманизации школьного географического образования, включающем изменение целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения.

Формы организации работы – практические работы по топографической карте и на местности.

Цели курса – помочь ученику в углубленном освоении картографических знаний, формировании умений и навыков, в совершенствовании методики изучения и использования картографических произведений.

Задачи – способствовать формированию географического мышления, развитию свободно и творчески мыслящей личности; передать учащимся сумму систематических знаний по картографии, способствовать формированию картографической грамотности.

Планируемые результаты обучения – научить откладывать длины линий на топографической карте, определять площади участков и выделять участки с заданной площадью, определять координатные точки и объекты местности по топографической карте и наносить их на карту по координатам, ориентировать линии по топографической карте, решать задачи с горизонталями, описывать местность по топографической карте, ориентироваться по топографической карте на местности.

Учебно-тематическое планирование





Тема занятия

Всего часов

Из них

Фор-мы Конт-роля

Лек-ций

практ.

работ

1.

Общие сведения о картографических произведениях.

1

1

0

Опор-ный конс-пект

2.

Определение масштаба. Измерение и отложение длин линий на топографической карте.

1

0

1

Кар-точки для уро-ков

3.

Измерение горизонтальных углов по топографической карте.

1

0

1




4.

Определение по топографической карте площадей участков и выделение участков с заданной площадью.

2

0

2




5.

Определение координатных точек и объектов местности по топографической карте и нанесение их на карту по координатам.

2

0

2




6.

Ориентирование линий по топографической карте.

1

0

1

Кар-точки для уро-ков

7.

Решение задач по карте с горизонталями.

3

0

3

Кар-точки для уро-ков

8.

Описание местности по топографической карте.

2

0

2

Опи-сание мест-ности

9.

Ориентирование по топографической карте на местности.

3

0

3

Рабо-та на мест-ности


Содержание программы


Общие сведения о картографических произведениях (1ч).

Понятие о картографических произведениях. Картографические термины – картографическое произведение, общегеографическая карта, топографическая карта, топографический план, тематическая карта, атлас, , географический атлас, глобус, географический глобус, рельефная карта, блок-диаграммы. Изображение земной поверхности на карте. Классификация карт – по масштабу, по территории, по содержанию, по назначению. Приёмы работы с географическими картами – визуальный, графический, картометрический, математический.

Определение масштабов. Измерение и отложение длин линий на топографической карте (1ч).

Масштаб карты. Масштаб плана. Величина масштаба. Точность масштаба. Виды масштаба – численный, именованный, графический.

Практическая работа №1. «Измерение и отложение длин линий по топографической карте».

Измерение горизонтальных углов по топографической карте (1ч).

Измерение углов по топографической карте. Направления на объекты местности. Прокладывание маршрута движения.

Практическая работа №2. «Измерение горизонтальных углов по топографической карте».

Определение по топографической карте площадей участков и выделение участков с заданной площадью (2ч).

Определение площади участка по карте или плану. Способы определения площадей по карте: графический, механический. Определение площади участка графическим способом. Определение площади участка квадратной палеткой. Определение площади участка точечной палеткой. Определение площади участка линейной палеткой. Выделение на карте участка заданной площади.

Практическая работа №3. «Определение по топографической карте площадей участков и выделение участков с заданной площадью».

Определение координатных точек и объектов местности по топографической карте и нанесение их на карту по координатам (2ч).

Географические координаты. Системы координат – географическая, прямоугольная, зональная, полярная. Определение координатных точек и объектов местности по топографической карте. Нанесение точек на топографическую карту по заданным географическим координатам. Определение по топографической карте прямоугольных координат заданной точки. Нанесение на топографическую карту точки по её прямоугольным координатам.

Практическая работа №4. «Определение координатных точек и объектов местности по топографической карте и нанесение их на карту по координатам».


Ориентирование линий по топографической карте (1ч).

Ориентирование. Магнитный меридиан. Истинный меридиан. Магнитное склонение. Истинный азимут. Измерение магнитного азимута по топографической карте. Вычисление обратного азимута по заданному прямому азимуту.

Практическая работа№5. «Ориентирование линий по топографической карте».

Решение задач по карте с горизонталями (3ч).

Формы рельефа. Отрицательные и положительные формы рельефа. Основные формы рельефа – котловина, гора, хребет, лощина, седловина. Горизонталь. Бергштрих. Крутизна склона, определение крутизны склона по топографической карте. Водораздельные линии. Определение по топографической карте высоты сечения рельефа. Нанесение на топографическую карту характерных линий рельефа. Определение по топографической карте отметок горизонталей. Определение по топографической карте взаимного превышения между точками. Построение по заданной на топографической карте линии профиля местности. Определение границ бассейна водотока. Определение по топографической карте взаимной видимости между двумя точками.

Практическая работа №6. «Решение задач по карте с горизонталями».

Описание местности по топографической карте (2ч).

Условные знаки. Графические и пояснительные условные знаки. Площадные и внемасштабные условные знаки. Описание участка местности по топографической карте – характеристика рельефа, характеристика водных объектов, характеристика растительности, характеристика населённых пунктов, характеристика путей сообщений и средств связи. Описание маршрута движения по топографической карте.

Практическая работа №7. «Описание местности по топографической карте».

Ориентирование по топографической карте на местности (2ч).

Ориентирование карты. Точка стояния. Ориентиры. Определение расстояния до данного предмета на глаз. Ориентирование листа топографической карты. Определение по топографической карте своего местоположения. Сличение топографической карты с местностью. Ориентирование по топографической карте на местности в движении. Движение на местности по азимутам. Восстановление потерянной ориентировки. Определение обратного пути движения.

Практическая работа №8. Ориентирование по топографической карте на местности».


Список литературы


1. Голицын С. М. Хочу быть топографом. – М.: Государственное издательство детской литературы, 1954.

2. Куприн А. М. Занимательная картография: Книга для учащихся 6-8 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1989.

3. Левицкий И. Ю., Евглевская Я. В. Решение задач по географическим картам: - М.: Просвещение, 1996.

4. Матрусов И. С. И др. Методика обучения географии в средней школе. – М.: Просвещение, 1995.

5. Меньчуков А. Е. В мире ориентиров. – М.: Недра, 1978.

6. Сиротин В. И. Самостоятельные и практические работы по географии (6-10 классы). – М.: Просвещение, 1991.


Раскрытие содержания с методическими рекомендациями


Занятие 1.

Тема 1. Общие сведения о картографических произведениях. Лекция.

Цель: Развить понятие о картографических произведениях: картах, глобусах, атласах, видах и типах географических карт; повторить и закрепить правила и приёмы работы с географическими картами.

Оборудование: карты мира, России, Тамбовской области, топографические карты, глобус.

План:

1. Понятие о картографических произведениях.

Термин «карта» происходит от греческого слова chartes, что означает лист папируса для письма.

Картой называется построенное в картографической проекции, уменьшенное, обобщённое изображение поверхности Земли, поверхности другого небесного тела или внеземного пространства, показывающее расположенные на них объекты в определённой системе условных знаков (под объектами подразумеваются любые предметы и явления окружающей действительности).

Картографические термины

Картографические термины

Определение

Картографическое произведение

Произведение, главной частью которого является картографическое изображение (т.е. картографическими произведениями являются глобусы, карты, атласы, рельефные карты и т.п.).

Географическая карта

Карта поверхности Земли (более полно географическую карту можно определить как построенное в картографической проекции, уменьшенное обобщённое изображение поверхности Земли и её части, показывающее размещение, состояние и связи природных и общественных объектов и явлений в определённой системе условных знаков).

Общегеографическая карта

Географическая карта, отображающая совокупность основных элементов местности.

Топографическая карта

Подробная карта местности, позволяющая определить как плановое, так и высотное положение точек (топографические карты, являющиеся наиболее точными, подробными, многолистными общегеографическими картами, издаются в масштабах 1:1000000 и крупнее, они широко используются при решении многочисленных народнохозяйственных задач).

Топографический план

Картографическое изображение на плоскости в крупном масштабе ограниченного участка местности, в пределах которого кривизна уровенной поверхности не учитывается (составляются в масштабах 1:500, 1:1000, 1:2000 и 1:5000).

Тематическая карта

Карта, основное содержание которой определяется отображаемой конкретной темой.

Атлас

Картографическое произведение, состоящее из множества карт, объединённых общей идеей.

Географический атлас

Атлас географических карт.

Глобус

Шар с картографическим изображением на его поверхности.

Географический глобус

Глобус, изображающий поверхность Земли.

Рельефная карта

Карта, на которой рельеф местности передан в трёхмерной объёмной форме.

Блок-диаграммы

Изображения земной поверхности в картографических знаках при наклонном луче зрения, сопряжёнными с вертикальными разрезами (профилями) земной поверхности.

2. Изображение поверхности Земли на карте.

В геодезии и картографии под общей фигурой Земли понимают фигуру, обозначенную мысленно продолженной поверхностью океанов, находящихся в спокойном состоянии. Её называют уровенной поверхностью Земли или поверхностью геоида.

Геоид – тело, не имеющее правильной геометрической формы. Однако поверхность геоида ближе всего подходит к поверхности эллипсоида вращения. Однако чаще общую фигуру Земли принимают приближённо за шар, радиус которого равен 6371 км.

Переход к изображению поверхности Земли на карте (т.е. на плоскости) как бы состоит из двух действий:

а) ортогонального (по отвесным линиям) проектирования картографических объектов земной поверхности на поверхность земного эллипсоида или поверхность шара, в результате чего земные объекты передаются в своих плановых очертаниях;

б) перехода от поверхности эллипсоида или поверхности шара к плоскости. Осуществить подобный переход невозможно без складок или разрывов (или без сжатия и растяжения), т.е. без тех или иных искажений длин, площадей, углов, форм. Поэтому для перехода от поверхности эллипсоида (или шара) к плоскости применяют определённые математические законы, именуемые картографическими проекциями, которые устанавливают функциональную зависимость между координатами точек на поверхности эллипсоида (шара) и на плоскости, обеспечивают непрерывность и однозначность картографического изображения, дают возможность учитывать его искажения. А следовательно, и определять по карте действительные значения длин, площадей, углов и форм.

3. Классификация карт.

По масштабу

Крупномасштабные (1:200000 и крупнее), среднемасштабные (мельче 1:200000 до 1:1000000 включительно), мелкомасштабные (мельче 1:1000000).

По территории

Карты мира, материков, океанов, групп государств, отдельных государств, их частей, экономических или административных районов и др.

По содержанию

Общегеографические и тематические.

По назначению

Карты многоцелевого назначения, научно-справочные, учебные, туристские, навигационные, военные и др.

4. Правила и приёмы работы с географическими картами.

Для решения задач по карте в камеральных условиях (в школе или дома) желательно пользоваться листом карты без повреждений и изгибов. Измерения по карте следует производить на ровном, удобном для работы столе, в хорошо освещённом помещении. Лист нужно аккуратно развернуть и разложить на поверхности стола, убрав с него все лишние предметы. Осторожно разгладить руками и закрепить углы грузами.

Прежде чем приступить к непосредственному решению по топографической карте тех или иных задач, следует разобраться в её номенклатуре, масштабе (и формах его выражения), картографической и километровой сетках и их оцифровке, системе высот и высоте сечения рельефа, масштабе заложений и др.

Чтобы карта долго сохранялась в хорошем рабочем состоянии, не следует производить на ней какие-либо записи и вспомогательные вычисления; наносить требуемые линии (границы, маршруты и т.п.) нужно остро отточенным карандашом, а удалять вспомогательные линии – мягкой резинкой; наколы точек делать иголкой измерителя; для вспомогательных построений использовать кальку и т.п.

Приёмы работы с картами

Визуальный

Основан на зрительном восприятии картографического изображения, сравнении объектов местности по положению, форме, размерам, структуре и т.п.

Графический

Построение по картам профилей местности, разрезов, схем, диаграмм, графиков и др.

Картометрический

Измерение по картам длин, площадей, углов, определение высот и глубин точек, координат и др.

Математический

Перевод характеристики изображённых на карте объектов и явлений в систему цифровых показателей для установления взаимосвязей между ними, степени взаимодействия с другими явлениями, закономерностей распространения и изменения, построения прогнозных математических моделей и др.


Занятие 2.

  1   2   3   4

Похожие:

Элективный курс по географии Тема: «Решение задач по топографическим картам» iconЭлективный курс по химии Решение расчётных задач по химии
Предлагаемый элективный курс направлен на углубление и расширение химических знаний учащихся через решение расчётных задач, а также...
Элективный курс по географии Тема: «Решение задач по топографическим картам» iconПояснительная записка Элективный курс «Решение геометрических задач»
Элективный курс «Решение геометрических задач» как компонент образования направлен на удовлетворение познавательных потребностей...
Элективный курс по географии Тема: «Решение задач по топографическим картам» iconЭлективный курс «Теория решения изобретательских задач» Предмет: физика Курс предназначен для учащихся 9 класса Автор элективного курса
Возникла идея научить девятиклассников решать задачи, в том числе и физические, но используя другой подход. Эта научная технология...
Элективный курс по географии Тема: «Решение задач по топографическим картам» iconЭлективный курс по биологии «Наше здоровье в наших руках или как воспитать в себе здоровьесберегающую компетенцию…» ( 34 часа)
Данный элективный курс ставит реализацию целей и задач
Элективный курс по географии Тема: «Решение задач по топографическим картам» iconРабочая программа элективного курса «Решение задач с модулем и параметрами»
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, рассчитан на 17 часов
Элективный курс по географии Тема: «Решение задач по топографическим картам» iconЭлективный курс «решение задач по физике повышенной сложности. Механика»
Столяровой В. В., Валлерштейн Г. Г. «Способы решения задач по механике» моу «Лицей №5» город Волгоград. «Сборник программ и методических...
Элективный курс по географии Тема: «Решение задач по топографическим картам» iconЭлективный курс по теме «Квадратный трёхчлен и его приложения»
Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение...
Элективный курс по географии Тема: «Решение задач по топографическим картам» iconПрограмма элективного курса по математике для учащихся 10-11 классов «Подготовка к егэ: решение дополнительных задач по алгебре и геометрии»
Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит систематизировать и расширить знания учащихся в решении задач по...
Элективный курс по географии Тема: «Решение задач по топографическим картам» iconРабочая программа Элективный курс «Практическая стилистика русского языка» Предмет: русский язык
Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов и рассчитан на 34 часа
Элективный курс по географии Тема: «Решение задач по топографическим картам» iconЭлективный курс «Подготовка к егэ по биологии»
Элективный курс предназначен для учащихся 10 и 11 классов общеобразовательного профиля и реализуется за счет времени, отводимого...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница