Олег Геннадьевич современные концепции управления международными конфликтами в миротворческих операциях




Скачать 18.74 Kb.
НазваниеОлег Геннадьевич современные концепции управления международными конфликтами в миротворческих операциях
страница1/5
Дата04.02.2016
Размер18.74 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4   5


На правах рукописи


КАРПОВИЧ Олег Геннадьевич


СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

МЕЖДУНАРОДНЫМИ КОНФЛИКТАМИ

В МИРОТВОРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЯХ


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора политических наук


Специальность 23.00.04 – Политические проблемы международных отношений,

глобального и регионального развития


Москва – 2012

Диссертация выполнена на кафедре политологии и философии политики ФГБОУ ВПО «Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации».








Научный консультант:


А.Д. Шутов, заслуженный деятель науки Российской Федерации,

доктор исторических наук, профессор


Официальные оппоненты:

Б.Н. Бессонов,

доктор философских наук, профессор

А.В. Манойло,

доктор политических наук

Г.А. Рудов,

доктор политических наук, профессор


Ведущая организация:

ФГБУН «Институт социально-политических исследований Российской академии наук»







Защита состоится «19» июня 2012 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета по политическим наукам Д 209.001.01 при ФГБОУ ВПО «Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации» по адресу: Москва, Б. Козловский пер., д. 4.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации».


Автореферат разослан «___» ________ 2012 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор политических наук С.С. Жильцов


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования определяется, в первую очередь, все возрастающим значением, которое играют современные концепции, модели и технологии управления международными конфликтами в миротворческих операциях России, США и ведущих стран Европейского Союза (Великобритании, Франции, Германии).

Несмотря на прилагаемые международным сообществом колоссальные усилия по поддержанию мира, формирование систем коллективной безопасности (поддерживаемых ресурсами военно-политических блоков времен холодной войны, перепрофилированных сегодня под решение задач миротворчества) и стремительную эволюцию стратегических концепций и доктрин миротворческих операций, современный мир продолжает погружаться в состояние глобальной нестабильности. Признаком нарастающего хаоса в международных отношениях становятся международные конфликты, число которых по всему миру неуклонно растет. При этом происходит непрерывная эволюция самих конфликтов, в ходе которой усложняется их внутренняя структура и возникают новые формы (цивилизационные, этнополитические, этноконфессиональные и др.), мало подверженные воздействию традиционных инструментов политического регулирования. Международные конфликты стали одним из ведущих факторов нестабильности в мировой политике: на смену национально-освободительным войнам против колониализма и неоколониализма приходит новое поколение значительно более опасных межцивилизационных конфликтов. Кроме того, современные конфликты становятся точкой пересечения интересов крупнейших мировых акторов: России, США, Китая, ЕС и одновременно полем соприкосновения, взаимопроникновения и столкновения ценностей крупнейших мировых цивилизаций: христианства, конфуцианства и ислама.

Мирному разрешению международных конфликтов препятствует и затянувшийся кризис существующей системы международных институтов, отвечающей с момента заключения ялтинско-потсдамских соглашений за стабилизацию системы международных отношений. Прежде всего этот кризис касается двух ее головных миротворческих организаций – ООН и ОБСЕ. Опыт конфликтов в Персидском заливе, на Балканах, в Афганистане и в других регионах мира выявил в деятельности ООН по управлению международными конфликтами такие системные недостатки, как низкая степень оперативного реагирования на любые изменения политической обстановки, инертность и медлительность в принятии стратегических решений, неспособность к оперативной мобилизации ресурсов, необходимых для решения задач миротворчества, приверженность в своей деятельности к использованию шаблонов, штампов, морально и технологически устаревших политических процедур. Все это в современных условиях лишь подчеркивает ограниченную способность ООН заниматься осуществлением задачи установления и поддержания мира, а также управлять международными конфликтами в интересах их разрешения.

Кризис возглавляемой ООН миротворческой деятельности неизбежно ведет к возникновению в системе международных отношений новых центров управления конфликтами, стремящихся перехватить у ООН стратегическую инициативу в этой сфере и самим возглавить оперативное управление миротворческими операциями. Эти новые полюса миротворческой деятельности – США и НАТО. Практика участия военных контингентов США и НАТО в конфликтах в Сомали и Боснии в 1990-х гг. стала причиной появления в составе нормативной базы НАТО новых стратегических доктрин, рассматривающих миротворческие операции в качестве одного из основных и приоритетных направлений деятельности блока, а также основной причиной формирования в США «жесткого радикального подхода к управлению конфликтами, основанного на активном и упреждающем применении военной силы»1.

Однако в среде новых лидеров миротворцев также нет полного согласия в распределении ролей в совместной деятельности по поддержанию мира: в сфере управления международными конфликтами США стремятся подчинить себе политику стран-союзников по блоку НАТО, рассчитывая под этим предлогом получить право распоряжаться их военно-политическими ресурсами. Это не вполне устраивает ведущие европейские государства, прежде всего Францию и Германию, которые, помимо членства в НАТО, входят в Европейский Союз, стремящийся играть самостоятельную роль в международных миротворческих операциях. В силу этих причин многие инициативы США по управлению международными конфликтами встречают в ЕС волну объективной критики, вплоть до полного их неприятия. Не желает доверять Соединенным Штатам функцию контроля над конфликтами и Китай, мнение которого в отношении форм и методов воздействия на них нередко игнорируется. Довольно осторожно к инициативам США в сфере управления конфликтами относится Россия, законное право которой участвовать в миротворческой деятельности Вашингтон признает, но на деле стремится всячески ограничить ее влияние в зонах международных конфликтов. Все это снижает эффективность применения англосаксонской модели управления международными конфликтами и умаляет ее способность переводить существующие конфликты в мирную фазу.

Между тем в условиях обостряющейся борьбы мировых лидеров за власть региональные конфликты могут с легкостью перерастать свои начальные рамки и выливаться в более масштабные столкновения, вплоть до глобальных войн. Ярким примером может служить война в Ливии (2011 г.), показавшая, насколько быстро в современных условиях отдельные выступления слабых и разрозненных групп, недовольных правящим режимом, могут перерасти сначала в вооруженные столкновения, затем в гражданскую войну и, в результате вмешательства США и НАТО, - в крупный международный конфликт.

Использование международных конфликтов в качестве повода для вмешательства во внутренние дела стран-участников и фактического установления над ними (под предлогом «гуманитарных интервенций») своего протектората не устраняет первопричины конфликтов. Напротив, это нередко становится причиной их обострения, перехода в малоуправляемую, затяжную фазу и вовлечения в конфликты новых участников. Примером могут служить военные компании США и НАТО в Ираке и Афганистане, на Балканах, в Ливии. При этом в конфликтах последних лет все большую роль играют современные технологии информационно-психологического воздействия, что наглядно подтвердила война в Южной Осетии, начатая Грузией с негласного одобрения США в августе 2008 г. Как указал Президент России Д.А. Медведев, в войне в Южной Осетии «нынешняя система безопасности оказалась взломана и, к сожалению, показала свою абсолютную несостоятельность»2. В этом международном конфликте нового поколения между Россией и грузинскими агрессорами (поддерживаемыми США) развернулась настоящая информационно-психологическая война, в ходе которой против России были использованы новейшие западные разработки в области технологий управления массовым сознанием и международным общественным мнением, а реакция западных СМИ показала, «в какой степени нынешняя реальность определяется не подлинными событиями, а их информационной имитацией»3. Это требует проведение научного анализа, осмысления и обобщения результатов расширяющейся американской экспансии и оправданности применяемых ими технологий управления международными конфликтами.

Сложившаяся ситуация требует от мирового сообщества не только поиска новых подходов и способов воздействия на конфликты, но и формирования новых парадигм управления ими. Такой парадигмой сегодня становятся концепции и модели управления конфликтами с помощью технологий информационно-психологического воздействия, основанные на культурно-цивилизационных традициях. Помимо англосаксонской модели информационно-психологического управления конфликтами, свои культурно-цивилизационные и национально-государственные модели предлагают ведущие страны Западной Европы (Германия, Франция), Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Вьетнам) и Ближнего Востока (исламский мир). Сегодня все эти модели еще находятся в стадии внешне бесконфликтного сосуществования и даже в некоторых случаях дополняют друг друга. Однако этот временно установившийся баланс сил может измениться в любой момент.

Россия возвращается в мировую политику в качестве одного из ключевых игроков и сегодня как никогда заинтересована в укреплении своих позиций в стратегически значимых регионах Земного шара, в которых протекают наиболее опасные международные конфликты. В основном, это страны т.н. «третьего мира»: молодые государства Азии, Африки и Латинской Америки. Основа для этого есть: во всех названных государствах традиционно высоким был авторитет Советского Союза. Возвращение России в эти регионы в виде миротворца – вопрос не только экономической целесообразности, но и международного престижа. К тому же Россия имеет обширный и разнообразный опыт миротворческой деятельности на пространстве СНГ, востребованный в современных условиях. Однако, помимо опыта, ключевым условием успешности России в управлении международными конфликтами является наличие собственной культурно-цивилизационной модели, основанной на национальных технологиях информационно-психологического воздействия. Только выработка собственной модели управления конфликтами позволит России занять достойное место среди уже утвердившихся на этом поле внешнеполитических игроков, каждый из которых в управлении международными конфликтами опирается на собственную культурно-цивилизационную парадигму. При этом российская модель должна не дублировать уже существующие западные или восточные аналоги, а предлагать участникам конфликтов более оптимальную альтернативу.

Какой именно должна быть российская модель и каким именно требованиям она должна удовлетворять, должен показать сравнительный политологический анализ эффективности уже существующих западных концепций и моделей управления конфликтами, а также практики их применения, особенно на примерах тех конфликтов, где эти модели демонстрируют ограниченную способность к мирному разрешению существующих противоречий и проявляют различные системные недостатки. Именно способность разрешать тупиковые, с точки зрения западных подходов, конфликтные ситуации обеспечит российской модели высокую конкурентоспособность и привлекательность в деле поддержания и укрепления мира. Все эти доводы в совокупности и определяют высокую актуальность и значимость настоящей работы, приведенных в ней выводов и практических рекомендаций.

Степень научной разработанности темы исследования. При исследовании современных концепций, моделей и технологий управления международными конфликтами, применяемых, в частности, США, Россией и ЕС в миротворческих операциях, автор опирался на значительный массив исторических документов, международных конвенций и соглашений, нормативных правовых актов, научных публикаций и справочных материалов в области мировой политики и теории международных отношений, дипломатии, сравнительной политологии, политической социологии и психологии, международного права, политической конфликтологии и теории управления политическими конфликтами. Российские источники, посвященные исследованию проблем использования в миротворческих операциях современных концепций, моделей и технологий управления международными конфликтами, в том числе технологий информационного воздействия на массовое и индивидуальное сознание участников конфликтов, можно разделить на несколько основных групп.

К первой группе источников относятся международные конвенции и соглашения, доктрины, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность высших органов государственной власти в сфере организации и проведения миротворческих операций, урегулирования и разрешения международных конфликтов4. В них сформулированы концептуальные основы и приоритеты внешней политики Российской Федерации по поддержанию мира в зонах международной напряженности, урегулированию и разрешению международных конфликтов, в том числе в рамках прямого участия России в миротворческих операциях, проводимых самостоятельно либо под эгидой ООН. Однако, в прямой постановке роль современных концепций и технологий управления международными конфликтами в современных миротворческих операциях не получила достаточного исследования.

Ко второй группе источников относятся работы авторов в области мировой политики и международных отношений, дипломатии, сравнительной политологии и политической конфликтологии, посвященные исследованию существующей политической практики и общепринятых политических процедур разрешения международных конфликтов, а также поиску эффективных способов, методов и технологий управления ими: Т.А. Алексеевой, Л.Н. Алисовой, А.Р. Аклаева, Е.П. Бажанова, А.Д. Богатурова, И.А. Василенко, Л.М. Воробьевой, А.Д. Воскресенского, К.С. Гаджиева, А.В. Глуховой, З.Т. Голенковой, Г.А. Гудова, Ю. Дубинина, С.А. Егорова, С.С. Жильцова, А.Г. Задохина, Т.А. Закаурцевой, И. Иванова, О.П. Иванова, А.Г. Здравомыслова, Г.Г. Кадымова, В.И. Коваленко, В.С. Комаровского, Н.А. Косолапова, В.А. Кременюка, С.В. Лаврова, М.М. Лебедевой, В.Ф. Ли, М.Ю. Мартыновой, А.Ю. Мельвиля, А.В. Митрофановой, Т.Н. Мозель, А.С. Панарина, Е.М. Примакова, В.П. Пугачева, Я.А. Пляйса, Г.А. Рудова, А.И. Соловьева, А.В. Уткина, Д.М. Фельдмана, Д.Б. Фролова, П.А. Цыганкова, А.П. Цыганкова, Е.Б. Шестопал, В.В. Штоля, А.Д. Шутова, и др.5

В исследовании проблем урегулирования современных конфликтов и управления ими в миротворческих операциях автором использован аппарат политической конфликтологии и сравнительной политологии. Отдельно следует отметить появившиеся сравнительно недавно фундаментальные работы по политической психологии и психологии управления конфликтом, такие как монография Н.В. Гришиной «Психология конфликта» (2005 г.)6, монография Л.Н. Алисовой, З.Т. Голенковой «Политическая социология» (2000 г.)7, рассматривающие вопросы управления международными конфликтами с позиций современной социологической науки. Появление названных работ поднимает задачи исследования современных моделей и технологий управления международными конфликтами на общепроблемный уровень значимости.

Современная теория и практика управления этнополитическими конфликтами содержится в трудах Р.Г. Абдулатипова, М.В. Иордана, К.В. Козловой, В.А. Михайлова, В.Г. Смолянского и др. Проблемы межнациональных отношений в международных конфликтах в связи с вопросами национального самосознания нашли отражение в работах Л.Ф. Болтенковой, А.И. Доронченкова, Л.М. Дробижевой, К.В. Калининой, Б.А. Камкия, Г.И. Королевой-Конопляной, А.А. Мацнева, М.М. Назарова, В.А. Печенева, Г.Т. Тавадова, А.А. Чичановского, Ю.Ф. Ярова и др. Ряд работ посвящен изучению различных аспектов и причин возникновения конфликтных ситуаций в международных отношениях, а также условий и методов их урегулирования. В этой связи важное значение имеют исследования, посвященные разработке механизмов предотвращения и разрешения международных этнополитических конфликтов. Этим проблемам посвящены работы Л.А. Баисовой, А. Дзадзиева, Л. Дзугаева, И.В. Ладодо, В.К. Мальковой, Д.М. Фельдмана. Следует также отметить кандидатские и докторские диссертации по тематике урегулирования и разрешения политических конфликтов: это работы В.В. Амелина, О.И. Аршба, И.Н. Кленова, Н.Р. Маликова, А.В. Манойло, Н.П. Настасюк, А.С. Сергеева, В.Д. Шуверовой, Н.А. Федоровой, В.И. Фенухина, Л.Д. Хоперской и др.8

В перечисленных работах подчеркивается необходимость разработки и передачи в распоряжение миротворческих миссий эффективного инструментария оказания внешнего управляющего воздействия на ход и течение конфликтов, способного направить их развитие в мирное русло, к поиску взаимоприемлемого согласия для всех вовлеченных в него сторон. К числу таких инструментов многие авторы относят современные способы и технологии информационно-психологического воздействия. Однако при этом также признается, что в настоящий момент в распоряжении российских миротворческих сил такой набор инструментов фактически отсутствует; зарубежная практика управления международными конфликтами, основанная на использовании новейших технологий психологического воздействия на участников конфликта и на все заинтересованные стороны, рассматривается в отечественных исследованиях в основном на частных примерах и ограничивается общими заключениями, не позволяющими сформировать системное представление о роли современных моделей и технологий управления международными конфликтами в деятельности по их урегулированию и разрешению.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Олег Геннадьевич современные концепции управления международными конфликтами в миротворческих операциях iconПрограмма «Современные концепции естествознания» предназначена для студентов обучающихся по направлению «Психология»
Особое внимание уделено методическим указаниям для студентов, изучающих данную дисциплину, и преподавателей, читающих курс «Современные...
Олег Геннадьевич современные концепции управления международными конфликтами в миротворческих операциях iconПрограмма «Современные концепции естествознания» предназначена для студентов обучающихся по направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование»
Особое внимание уделено методическим указаниям для студентов, изучающих данную дисциплину, и преподавателей, читающих курс «Современные...
Олег Геннадьевич современные концепции управления международными конфликтами в миротворческих операциях iconУчебно-методический комплекс дисциплины Современные концепции периодических изданий Для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Современные концепции периодических изданий» / сост. В. Л. Иваницкий. – М.: Импэ им. А....
Олег Геннадьевич современные концепции управления международными конфликтами в миротворческих операциях iconПрограмма «Концепции современного естествознания» предназначена для студентов обучающихся по направлению 035700 «Лингвистика»
Особое внимание уделено методическим указаниям для студентов, изучающих данную дисциплину, и преподавателей, читающих курс «Современные...
Олег Геннадьевич современные концепции управления международными конфликтами в миротворческих операциях iconОтчет о результатах работы делегации
Реут Олег Павлович начальник управления науки и инновационной деятельности Министерства образования Республики Беларусь
Олег Геннадьевич современные концепции управления международными конфликтами в миротворческих операциях iconКонсультация с государствами-членами и членами-сотрудниками, а также с межправительственными организациями (мпо) и международными неправительственными
Мпо) и международными неправительственными организациями (нпо) относительно подготовки Проекта среднесрочной стратегии на 2008-2013...
Олег Геннадьевич современные концепции управления международными конфликтами в миротворческих операциях iconЛекция Основные теории и концепции управления персоналом
Все это предполагает профессионализм руководителей и специалистов в этой сфере деятельности, а также создание эффективного механизма...
Олег Геннадьевич современные концепции управления международными конфликтами в миротворческих операциях iconОптимизационные модели в лесных операциях

Олег Геннадьевич современные концепции управления международными конфликтами в миротворческих операциях iconПрограмма «Современные концепции естествознания» предназначена для студентов обучающихся по направлению 081100 «Государственное и муниципальное управление»
Рыбалов Леонид Борисович, кандидат биологических наук, доцент. Кафедра «естественно-научных дисциплин»
Олег Геннадьевич современные концепции управления международными конфликтами в миротворческих операциях iconНаучная программа
Аляев Юрий Геннадьевич, член-корр. Рамн – Директор Урологической клиники мма им И. М. Сеченова
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница