Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей




Скачать 16.93 Kb.
НазваниеПедагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер16.93 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
Фонд духовной культуры и образования “Новая Русь”

 

Духовно-нравственное воспитание: системный подход

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогическое сопровождение семьи

в вопросах духовно-нравственного воспитания детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

 

Планета 2000”

 

2002

 

 

Продолжая разговор о духовно-нравственном воспитании детей и молодежи современной России, мы обращаемся к проблеме семьи.

 

При оформлении предлагаемых в брошюре материалов, помимо известных философских, богословских и публицистических трудов о семье и семейном воспитании, использовались тексты, составленные участниками семинаров по разработке Концепции духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Семинары эти были проведены осенью 2000 года

на базе Московских духовных школ

по благословению

ректора Московской духовной академии и семинарии

архиепископа Верейского Евгения,

по инициативе

Координационного совета Министерства образования Российской Федерации по взаимодействию с Московской Патриархией Русской Православной Церкви,

Фонда духовной культуры и образования “Новая Русь”,

Центра научно-педагогических исследований “Покров”

при участии

известных ученых,

специалистов Министерства образования Российской Федерации,

Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии

православных педагогов и психологов из разных регионов страны,

представителей духовенства.

 

 

Фонд духовной культуры и образования “Новая Русь”

 

 

 

Духовно-нравственное воспитание: системный подход

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогическое сопровождение семьи

в вопросах духовно-нравственного воспитания детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

“Планета 2000”

2002

 

 

 

 

 

О.М. Потаповская, научный сотрудник лаборатории семейного воспитания Государственного НИИ семьи и воспитания Российской академии образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Потаповская О.М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. – М.: Планета 2000, 2002. – (Серия “Духовно-нравственное воспитание: системный подход”, Вып. 3).

 

Третья брошюра серии “Духовно-нравственное воспитание: системный подход” адресована специалистам, работающим и организующим работу с семьей. Задача представленных материалов – помочь освоить логику системного подхода в социально-педагогическом сопровождении семьи по воссозданию православных традиций семейного воспитания, традиционного уклада жизни семьи на уровне региона.

 

 

Ó Потаповская О.М., 2002

Ó Фонд духовной культуры и образования “Новая Русь”, 2002

Ó “ПЛАНЕТА 2000”, 2002

 

 

 

Обоснование необходимости социально-педагогической и духовной поддержки современной российской семьи

 

Как посмотришь на нашу молодежь,

то нельзя не пожалеть ее! Как она ветрена!

Как не думает ни о чем кроме удовольствий,

растлевающих и нравственность, и здоровье,

приготовляющих самую печальную будущность.

Мне кажется, что всему этому причина –

неправильное воспитание, дающее молодым людям

неправильный взгляд на себя и на жизнь.

Святитель Игнатий Брянчанинов

 

Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны

1. Разрушены нравственные представления о браке и семье:

– супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства, но выродились в проявление греховного пристрастия падшего человека к своему “я”;

– почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака (в России продолжает стремительно увеличиваться число разводов);

– супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.

2. Повреждены устои семьи:

– фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений;

– утрачен традиционный уклад семейной жизни;

–       нарушены родовые и семейные связи между поколениями,

– традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.

3. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства:

– культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства;

– продолжает снижаться рождаемость: родители все чаще стали видеть в детях ненужную обузу, препятствие к достижению жизненных успехов (на протяжении 10 последних лет смертность в России существенно превышает рождаемость, численность населения ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек; по прогнозам специалистов, демографическая катастрофа приведет к сокращению числа россиян в течение ближайших 15 лет еще на 22 миллиона человек);

– растет численность совершенных абортов, которые не осознаются как тяжкие грехи (из 10 зачатых детей в России сегодня рождается только трое);

– увеличивается количество нежеланных детей, сирот при живых родителях, беспризорников;

4. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания:

– утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного “крестоношения”, жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;

– не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится “откупиться” от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки;

– прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребенка;

– утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует ко греху;

– представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях, детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек: они не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, избегают активного участия в воспитании более старших внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам мудрым наставничеством и сердечным участием.

5. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:

– чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений;

– нарушены процессы формирования нравственной сферы: у маленьких детей дает существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети школьного возраста не владеют навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров, в молодежной среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными;

– духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала;

– у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;

– в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью “тусовкой” в компаниях сверстников.

5. Система общественного воспитания и образования не может изменить ситуацию, внести позитивный вклад в восстановление традиционных ценностей семьи

– тема целомудрия, любви, верности почти не звучит в содержании образования программах,

– в учебном плане школ отсутствуют предметы “Духовно-нравственные основы семьи”, “Основы нравственности”,

– до сих пор полностью не пресечены попытки внедрения в систему образования наполненных цинизмом программ полового просвещения, валеологического образования детей и подростков.

6. Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии:

– в социокультурном пространстве, СМИ темы семейной, воспитательной направленности поднимаются крайне редко, бессистемно и тонут в потоке второстепенной информации, пошлости и порока;

– массовая культура и средства массовой информации стали орудиями нравственного растления, они пропагандируют насилие, цинизм в сфере семейных отношений, превозносят греховные страсти “свободной любви”, половой распущенности, всевозможных извращений.

Безнравственная идеология современного общества, отстаивающая либеральные ценности Западной культуры (эгоизм, вседозволенность, самоутверждение любой ценой), направлена на окончательный подрыв семейных устоев, довершение развала семьи: культ наслаждений и блуда, искусственная беззаботность, психология Диснейленда с непрестанными развлечениями и бегством от реальной жизни в мир иллюзий – все это ожесточенно атакует неокрепшие души.

Очевидно, что приоритет земных интересов над духовно-нравственными ценностями, разрушение семьи, утрата ею воспитательных функций приводит к вступлению в самостоятельную жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей, что, несомненно, подрывает корни благосостояния и стабильности российского общества.

Для России с ее многовековой православной культурой все это противоестественно и гибельно. Как отмечал в выступлении на VI Всемирном Русском Народном Соборе в декабре 2001 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: “Мы укоренены в восточной культуре с ее приверженностью традиционным ценностям, определенному укладу жизни, исконным представлениям о ценности семьи, о незыблемости нравственных правил, о силе и значимости патриотического чувства” 1[1].

Выход из сложившейся кризисной ситуации один: содействовать укреплению семьи посредством

1.                  восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства,

2. возрождения отечественной культурно-исторической и религиозной традиций,

3. творческого воссоздания в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи,

4. формирование в государстве системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания.

 

Духовная природа семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей

 

Смысл брака в том, чтобы приносить радость.

Подразумевается, что супружеская жизнь –

жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая.

Это установление Господа о совершенстве.

 

Долгом в семье является бескорыстная любовь.

Каждый должен забыть свое “я”, посвятив себя другому.

 

Святая страстотерпица государыня императрица

Александра Феодоровна

 

Для того, чтобы говорить о природе семьи, посмотрим, как определяют значение понятие понятия “семья” различные источники:

– совокупность близких родственников, живущих вместе2[2];

–                    основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью3[3].

Как видим, помимо общности быта членов семьи, указывается и на их взаимные, нравственные обязанности.

То, что понятие “семья” имеет не только нравственную, но и духовную природу подтверждают религиозно-философские и богословские исследования.

Семья начинается с брака, брак же в христианской традиции, “есть таинство, в котором при свободном обещании верной любви освящается супружеский союз жениха с невестой для чистого рождения и воспитания детей и для взаимного вспоможения во спасении”4[4].

По слову святителя Иоанна Златоуста, брак стал для христиан “таинством любви”, в котором участвуют супруги, их дети и Сам Господь. Совершение этого таинственного союза любви возможно лишь в духе христианской веры, в подвиге добровольного и жертвенного служения друг другу.

Для каждого из своих членов семья является школой любви как постоянной готовности отдавать себя другим, заботиться о них, оберегать их. На основании взаимной любви супругов рождается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви.

Наш современник, ученый и священник Глеб Каледа в своей книге, посвященной христианской семье, говорит о том, что монашество полезно для тех, кто богат любовью, а обычный человек научается любви в браке5[5]. Люди же современной культуры чаще всего, не задумываясь об этом, ищут в супружестве не школы любви, но самоутверждения и удовлетворения своих страстей.

В православной традиции, семейная жизнь понимается как “путь ко Спасению”, восхождение по которому связано с несением “креста” повседневных обязанностей взаимных забот, сотрудничества, понимания и согласия.

По апостолу Павлу человек трехсоставен: имеет тело, душу и дух (1Фес. 5, 23). Освященный Церковью брак объединяет все три составляющие человеческого естества. Современное православное богословие так определяет сущность брака и его роль в преображении человека:

– “Христианин призван, уже в этом мире, иметь опыт новой жизни, стать гражданином Царства; и это возможно для него в браке. Таким образом, брак перестает быть только лишь удовлетворением временных естественных побуждений… Брак – это уникальный союз двух существ в любви, двух существ, которые могут превзойти свою собственную человеческую природу и быть соединенными не только “друг с другом”, но и “во Христе””6[6].

– “В браке происходит преображение человека, преодоление одиночества и замкнутости, расширение, восполнение и завершение его личности”7[7].

Духовному возрастанию муже и жены в браке помогает супружеская любовь, распространяющейся на детей и согревающей всех окружающих.

Особая роль семьи – “домашней Церкви” в христианской культуре (Рим. 16, 4; Флм. 1, 2) – заключается в исполнении исконной функции – духовно-нравственном воспитании детей. По учению Церкви
  1   2   3

Похожие:

Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания
Программа днрв должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной...
Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей iconПрограмма духовно-нравственного воспитания
Цель и задачи духовно нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей iconПрограмма духовно-нравственное развития, воспитания и социализации учащихся (далее Программа) гоу сош №851 разработана в соответствии с Конституцией рф, (ст. 28, 29); Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях»
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей iconАрт-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития детей в условиях дополнительного образования
Д 212. 168. 02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в государственном образовательном учреждении...
Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования «Мечтаю, живу и люблю»
Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся «Путешествие к успеху и мечте» : проблемы...
Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Сновании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России1, Концепции умк «Школа России» с учетом...
Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей iconПрограмма воспитания и социализации младших школьников
Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница