Развитие музыкально-сенсорных способностей в интегрированной музыкально-образовательной деятельности ребенка




Скачать 16.95 Kb.
НазваниеРазвитие музыкально-сенсорных способностей в интегрированной музыкально-образовательной деятельности ребенка
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер16.95 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3


Утверждаю


Заведующий _______ Л.П. Самойлова


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Малышок»


Проект «Звукознайка»

(Развитие музыкально-сенсорных способностей в интегрированной музыкально-образовательной деятельности ребенка

старшего дошкольного возраста).


Автор: музыкальный руководитель

Ковтун Ирина Владимировна

п.г.т. Березово 2012г.

Аннотация

В основу проекта «Звукознайка» легла непосредственная образовательная деятельность (НОД), объединённая одним игровым сюжетом, направленная на развитие музыкально-сенсорных способностей детей в музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде.

Музыкально-образовательная деятельность построена на интеграции компьютерных и здоровьесберегающих технологий, осуществляемых в игровой форме. Проведение мультимедийных игр сменяется двигательной активностью ребенка: двигательные разминки, логоритмика, речевые игры (соответствующие сюжету игры). Так же в НОД включена игровая методика вокала, задания на песенное и танцевальное творчество, музыкально-ритмические композиции А.Бурениной, Т.Суворовой, подвижные игры (по сюжету игры), формирующие те или иные музыкально-сенсорные способности. К проекту прилагается серия игр, выполненных в Office Power Point, планы-конспекты НОД, описание и рекомендации по использованию мультимедийных игр.


Актуальность.

«Дайте ребенку возможность играть и соедините обучение с игрой так, чтобы мудрость появлялась с веселой улыбкой, остерегайтесь утомлять ее чрезвычайной серьезностью» - так писал современный исследователь детской игры Д. Колоцца.

Музыкальное восприятие - сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими переживаниями, в нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них. Развитие музыкально-сенсорных способностей происходит через музыкально-дидактические игры и пособия. Важность музыкально-дидактических пособий и игр в том, что они помогают ознакомить детей в доступной форме с такими относительно сложными понятиями в музыке, как музыкальный жанр, форма музыкального произведения, а также с отдельными средствами музыкальной выразительности и основными свойствами музыкального звука.

Развитие музыкально-сенсорных способностей при обучении пению, слушанию музыки, ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах, помогает ребенку вслушиваться и внимательно относиться к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям, связывая это с определенными пространственными представлениями.

Проделанный мной анализ раздела «Музыкально-дидактические игры» показал, что в настоящее время формированию музыкально-сенсорных способностей детей уделяется мало внимания: зачастую музыкально-дидактические игры не выходят за рамки музыкального занятия. Отсутствие у воспитателей и родителей музыкального образования не позволяет им исполнять на музыкальном инструменте репертуар для музыкально-дидактических игр. Так же правильно оценивать выполненные детьми задания, а настольно-печатные, музыкально-дидактические пособия теряют всякий смысл без музыкального сопровождения, в результате такой важный компонент, как музыкально-дидактическая игра, выпадает из музыкальной развивающей среды группы и семьи. Есть и другие объективные и субъективные причины, которые не дают широко применять на практике музыкально-дидактические игры. Например, в программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой небогатый материал по музыкально-дидактическим играм. Иллюстративный материал «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной не соответствует уровню современной жизни, в торговой сети мало готовых музыкально-дидактических пособий, трудоемкость процесса изготовления дидактических игр, отсутствие художественных способностей эстетично оформлять материал не позволяет организовать процесс развития музыкально-сенсорных способностей на должном уровне.

Как же обеспечить систематичное и последовательное использование музыкально-дидактических игр и пособий в учебной и самостоятельной деятельности, а процесс развития музыкально-сенсорных способностей, сделать увлекательным, продуктивным? Многолетний поиск ответа на этот вопрос заставил меня обратиться к инновационным технологиям, методикам и формам работы, обеспечивающим положительный результат по этой проблеме.

Необходимость в повышении качества наглядного материала – самая веская причина задуматься об использовании компьютерных технологий. В современной практике педагогами широко используется создание компьютерных презентаций с использованием средств Microsoft Power Point, что позволяют прекрасно иллюстрировать занятие произведениями живописи, музыки, развивать способности сравнивать, сопоставлять. Но презентации носят информационный характер, мне, же захотелось расширить возможности использования компьютера, выйти за рамки простого транслирования. Находкой явилась ОКП (образовательная компьютерная программа) «Мурзилка. Затерянная мелодия». Меня привлекли особенности игры: обучающие задания, музыкально-образовательные ситуации, направленные на развитие музыкально-сенсорных способностей, навыков общения (помогать друзьям, учится слушать старших, добиваться поставленной цели), а так же расширение кругозора, более чуткого отношения к окружающему миру.

Но наряду с положительными моментами, я отметила существенные минусы: во-первых, игра рассчитана на одного игрока; во-вторых, половина материала сложна для усвоения детьми подготовительной группы; в- третьих, мы должны учитывать требования к организации НОД в детском саду, не допускать отсутствия двигательной активности детей, подчиняя все происходящее только компьютерной игре.

Внимательно изучив возможности игры, я решила адаптировать ее к условиям ДОУ, разработать цикл мероприятий с использованием музыкально-дидактических игр в интегрированной музыкально-образовательной деятельности дошкольника.

Для реализации этой идеи, потребовалось использование современных методик, наиболее эффективных педагогических подходов, форм работы, проявление творческой изобретательности педагогов. Неслучайно выбран метод проекта, так как он предполагает объединение усилий всех участников образовательного процесса и направлен на достижение реального результата.

Цель проекта: Создание благоприятных условий для развития музыкально-сенсорных способностей детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде при помощи современных технологий, новых форм работы и вовлечения в процесс всех субъектов образования.

Задачи:

Образовательные:

  • Обогащение музыкально-сенсорной эталонной системы ребёнка в процессе игр.

  • Формирование знаний о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, динамика, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.

  • Обогащение музыкальных впечатлений детей и способствование формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.

  • Создание информационно – методической базы ДОУ по музыкальному воспитанию и развитию детей.

  • Формирование предметно-развивающей среды ДОУ.

  • Создание модели взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями и родителями по вопросам интегрирования музыкально-звуковой предметно-развивающей среды, музыкального воспитания и развития детей.

  • Привитие интереса к самостоятельной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).

  • Повышение интереса к музыке.

Развивающие:

  • Развитие музыкально – сенсорных способностей детей, активизация слухового внимания.

  • Развитие творчества детей, повышение музыкальной компетентности родителей и воспитателей.

Воспитательные:

  • Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

  • Воспитание интереса и любознательности ко всему, что нас окружает, бережное отношение к природе, экологии.

Принципы реализации проекта:

  • интеграции;

  • комплексно-тематического планирования;

  • организации и осуществления совместной творческой деятельности коллектива педагогов, воспитанников и родителей;

  • развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

  • творческой направленности – создание условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности;

  • наглядности в образовании;

  • создания непринужденной обстановки - дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено;

  • последовательности - усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному;

  • индивидуализации: учет индивидуальных особенностей каждого ребёнка при включении его в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, как в непосредственной образовательной, так и в самостоятельной деятельности;

  • системности, предусматривающий выполнение плана мероприятий на протяжении всего периода реализации проекта.

Инновационная направленность педагогического проекта.

Новизной  проекта является сочетание инновационных, традиционных подходов в музыкально-сенсорном воспитании и использование современных технических средств обучения. Обеспеченность практическим материалом (аудио, мультимедиа) позволяет целенаправленно заниматься комплексным музыкальным и общим развитием ребёнка не только на специальных  занятиях (музыкальных), но использоваться в группе (воспитателями) и в семье (родителями).

Представленный проект дает детям возможность шире взглянуть на мир, услышать красоту музыкальных звуков, почувствовать разнообразие слуховых ощущений, расширить их кругозор, приобщить семьи к чтению познавательного детского журнала «Мурзилка». Благодаря новым формам взаимодействия: «Музыкальная гостиная» (беседы о классической музыке, творчестве композиторов), мастер-классы «Школа IT» (знакомство с различными графическими редакторами, аудио, видео конвертерами), педагогам ДОУ дана возможность повысить общий уровень музыкальной культуры и информационно-компьютерную грамотность.

Паспорт проектной деятельности

Возраст детей, на которых рассчитан проект: 6-7 лет.

Направленность развития детей, в рамках которого проводится работа по проекту: Комплексная (разные виды деятельности): восприятие музыки, музыкально-образовательная, познавательная, исследовательская деятельность, музыкально-дидактические игры, музыкально – ритмические движения, логоритмика, ритмодекламация, координационно-двигательные приветствия, песенное, танцевально-игровое творчество, игра на музыкальных инструментах, гимнастика для глаз, развитие речи, ИЗО - деятельность.

Интеграция областей: социализация, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество, здоровье, физкультура.

Участники проекта:

Дети подготовительных групп

Воспитатели: Алимова Т.М., Охрименко В.Н., Пузырева О.Ю., Тихонюк Ж.Т.

Музыкальный руководитель: Ковтун И.В., родители.

Руководитель физ.воспитания: Суслова Н.В.

Вид проекта:

Практико–ориентированный, групповой, долгосрочный.

Форма проведения: мастер-классы, консультации, информационные уголки, занятия детской исследовательской лаборатории, НОД, праздники и развлечения с использованием музыкально-дидактических игр, включение фоновой музыки в режимные моменты (музыкотерапия) в оптимальном сочетании разнообразных организационных форм (фронтальная, групповая, индивидуальная).

Продолжительность: июнь 2011г.- май 2012 г.

Социальная направленность: Проект направлен на эмоциональное, сознательное отношение к музыке, отражающей жизненные явления, понимание красоты ее звучания в единстве с мыслями и чувствами, выраженными в ней. Это происходит благодаря содержательной и разнообразной деятельности, в процессе которой формируются сенсорные процессы, опыт и способности.

Экономическая целесообразность

  • Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по теме проекта.

  • Становление готовности детей ориентироваться в мире музыки.

  • Участие родителей ДОУ в организации работы по проекту.

  • Пополнение материально-технической базы детского сада музыкальным оборудованием, орг.техникой и новыми методическими пособиями.

Возможные риски проекта:

  • Экономические:

Дефицит финансовых средств.

  • Психологические:

Сложившиеся стереотипы общественного сознания, особенности характеров и поведения участников проекта.

Этапы реализации проекта:

1 этап - организационный:

Срок реализации:

( 2 июня 2011 г. – 11сентября 2011 года)

Задачи (в работе музыкального руководителя):

  • Определение задач реализации проекта на учебный год;

  • Изучение литературы по данной проблеме;

  • Накопление и разработка методического материала;

  • Разработка диагностических заданий для выявления уровня музыкально-сенсорных способностей ребенка;

  • Создание анкет и электронных тестов с автоматическим выводом оценок, для воспитателей, и родителей с целью выявления уровня компетентности по вопросам музыкального воспитания и развития общего музыкального кругозора;

  • Самоанализ, самообразование.

2 этап - диагностический:

Срок реализации:12 сентября -30 сентября.

Задачи: Исследовать условия для реализации проекта:

  • Выявить уровень развития музыкально-сенсорных способностей детей;

  • Проанализировать состояние условий (предметно-развивающей среды группы) для использования музыкально-дидактических игр в самостоятельной деятельности;

  • Изучить культурологическую, информационно-компьютерную компетентность родителей;

  • Исследовать профессиональные возможности педагогов и подготовить их к использованию новых форм работы по музыкально-сенсорному воспитанию.

Содержание работы

Мероприятия

В работе с педагогами

сроки

ответств.-ый.

Изучение теоретической,

методической литературы по

данному направлению.

Составление перспективного

плана мероприятий.

Диагностирование.


12 сентября-

30 сентября

Ковтун И.В.

В работе детьми







Выявление уровня развития музыкально - сенсорных способностей воспитанников, определение

их интересов и возможностей в музыкальной деятельности.

12 сентября-

30 сентября

Ковтун И.В.

В работе с родителями







Анкетирование,

беседы, интервьюирование.

Изучение степени потребности и желания

сотрудничать по данному направлению.

12 сентября-

30 сентября

Ковтун И.В.

Ожидаемый результат

  • Совместное планирование с педагогами

работы по данной теме.

  • Определение уровня музыкальных способностей воспитанников.

  • Мотивация родителей на активное сотрудничество.





  1   2   3

Похожие:

Развитие музыкально-сенсорных способностей в интегрированной музыкально-образовательной деятельности ребенка iconЗадача российской образовательной политики «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства»
Развитие музыкально – сенсорных способностей старших дошкольников в интегрированной музыкально-образовательной деятельности
Развитие музыкально-сенсорных способностей в интегрированной музыкально-образовательной деятельности ребенка iconКурсовая работа Тема: Проблемы певческого воспитания в дошкольном возрасте
Пение вообще и хоровое в особенности является важнейшей основой для развития «музыкально – слуховых представлений», которые обусловливают...
Развитие музыкально-сенсорных способностей в интегрированной музыкально-образовательной деятельности ребенка iconТворческое развитие дошкольников и младших школьников в процессе освоения музыкально-сценических произведений для детей

Развитие музыкально-сенсорных способностей в интегрированной музыкально-образовательной деятельности ребенка iconРазвитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста
Актуальность проблемы. Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна....
Развитие музыкально-сенсорных способностей в интегрированной музыкально-образовательной деятельности ребенка icon«Детский сад»
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной,...
Развитие музыкально-сенсорных способностей в интегрированной музыкально-образовательной деятельности ребенка icon«Развитие познавательно-речевой активности детей через применение икт в процессе непосредственной образовательной деятельности»
Привлечь ребенка к занятиям зачастую оказывается серьезной проблемой. И родители, и педагоги ежедневно сталкиваются с этим. С введением...
Развитие музыкально-сенсорных способностей в интегрированной музыкально-образовательной деятельности ребенка iconПрограмма По программе «Развитие»
Программа направлена на развитие способностей дошкольника в процессе специфических дошкольных видов деятельности. Задача программы...
Развитие музыкально-сенсорных способностей в интегрированной музыкально-образовательной деятельности ребенка iconПрограмма VII профориентационной образовательной выставки
Стендовые презентации студентов институтов и факультетов: Институт гуманитарных наук, Институт математики и информатики, Институт...
Развитие музыкально-сенсорных способностей в интегрированной музыкально-образовательной деятельности ребенка iconПовышения квалификации специалистов центр повышения квалификации «центр развития образования городского округа самара\ Кафедра «Теории и методики профессионального образовании»
Процесса по музыкально-художественной деятельности в соответствии с фгт на неделю
Развитие музыкально-сенсорных способностей в интегрированной музыкально-образовательной деятельности ребенка icon«Развитие творческих способностей на уроках и внеклассных мероприятиях в начальной школе»
Воспитание ребенка сложно и многоступенчато. А воспитание средствами искусства и развитием творческих способностей – это лишь шаг...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница