Исследовательская работа на тему: «Формирование устной речи младших школьников на уроках литературного чтения»




НазваниеИсследовательская работа на тему: «Формирование устной речи младших школьников на уроках литературного чтения»
страница1/6
Дата04.02.2016
Размер6 Kb.
ТипИсследовательская работа
  1   2   3   4   5   6
Плеханова Ольга Александровна

Учитель начальных классов

МКОУ СОШ №5 городского округа город Фролово

Волгоградской области


Исследовательская работа на тему: «Формирование устной речи младших школьников на уроках литературного чтения»








Содержание





Содержание 2

введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты развития устной речи младших школьников на уроках литературного чтения 6

1.1 Психолингвистические основы развития устной речи младших школьников 6

1.2 Методические основы организации работы по развитию связной речи младших школьников 15

Глава 2. Экспериментальное исследование уровня развития устной речи младших школьников 25

2.1 Диагностика уровня развития устной речи 25

2.2 Методические приемы развития устной речи младших школьников 28

Заключение 32

Список используемой литературы 42



введение


Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приобретенные средства для достижения этого - культура речи и культура общения. (Чернова Г. Б.)

Понятие о сущностях феноменов речи, механизмах формирования и общих закономерностях является главным фактором, определяющим развитие учебной деятельности младшего школьника. В данном аспекте реализуется попытка сопоставить особенности развития речи младшего школьника на уроках литературного чтения как параметра условий развития ребёнка.

Одним из базовых компонентов в обучении и воспитании детей является развитие связной речи. Большинство учёных (языковедов, философов, психологов, социологов, педагогов) озабочены снижением общего уровня речевой культуры. Следовательно, необходимо вести планомерную работу по формированию языковой компетенции.

Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения, определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования связной устной и письменной речи младших школьников.


В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным

требованиям проблем становится изучение связной речи, поиск соответствующих способов и приёмов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Этим объясняется актуальность темы, определяется выбор проблемы, объекта и предмета исследования.

Проблемы речевой деятельности привлекают внимание учёных. Об этом говорит поток научных исследований. Работы Б.Г. Ананьева, Л.А. Венгера, Б.Ф. Ломова, В.В. Богословского, Л.С. Выготского, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна и др. позволяют создавать научно-обоснованные предпосылки для выявления условий индивидуализации деятельности в развитии речевой деятельности у детей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. В связи с этим большое значение приобретает современная и методически грамотно организованная работа по развитию речи. Одним из путей такой организации является работа по развитию устной речи на уроках литературного чтения.

В отечественной педагогике всегда уделялось большое внимание методически целесообразно организованным занятиям по литературному чтению. Это связано с важностью литературных произведений как факторов нравственного, эстетического, социального и речевого развития и воспитания детей.

Для ознакомления детей с тем или иным литературным произведением учителю необходимо построить учебный процесс в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учеников, уметь методически грамотно организовать восприятие того или иного вида литературных произведений.

В связи с вышесказанным мы можем выявить актуальность этой проблемы. Актуальность данного исследования определяется тем, что изучение механизмов развития устной речи является важной задачей системы образования.

Как организовать работу по формированию умений и навыков связной речи, как научить ребенка полно, грамотно и точно выражать свои мысли, каковы направления и этапы работы по развитию связной речи, какие виды работ являются наиболее эффективными? Эти вопросы послужили основанием для выбора темы представленной работы.

Объектом исследования является процесс развития устной речи младшего школьника на уроках литературного чтения.

Предметом исследования является устная речь младшего школьника.

Основная цель работы – изучить приемы работы по развитию устной речи младших школьников.

Задачи исследования состоят в следующем:

1. Проанализировать теоретические аспекты развития речи младших школьников.

2. Определить уровень развития устной речи обучающихся 2 «Б» класса.

3. Дать описание различных видов упражнений по развитию устной речи младших школьников.

Методы исследования: анализ литературы, опрос, анализ результатов, полученных в ходе исследования, ресурсы сети интернет.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Исследовательская работа на тему: «Формирование устной речи младших школьников на уроках литературного чтения» iconФедеральное агентство по образованию Департамент образования и науки Кемеровской области гоу впо институт имени Н. М. Голянской>> Кафедра педагогики и психологии
Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения
Исследовательская работа на тему: «Формирование устной речи младших школьников на уроках литературного чтения» iconРазвитие творческой активности младших школьников через систему творческих заданий на уроках литературного чтения
Тема: Развитие творческой активности младших школьников через систему творческих заданий на уроках литературного чтения
Исследовательская работа на тему: «Формирование устной речи младших школьников на уроках литературного чтения» icon1. Сочинение загадок
Развитие воображения младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
Исследовательская работа на тему: «Формирование устной речи младших школьников на уроках литературного чтения» iconДоклад на муниципальных педагогических чтениях Богдановой Натальи Викторовны, учителя начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11»
Формирование личностных и коммуникативных компетенций младших школьников на уроках литературного чтения через использование технологии...
Исследовательская работа на тему: «Формирование устной речи младших школьников на уроках литературного чтения» iconПроблема развития связной речи у младших школьников одна из самых актуальных проблем в современной логопедической практике. От уровня развития устной речи
Проблема развития связной речи у младших школьников – одна из самых актуальных проблем в современной логопедической практике. От...
Исследовательская работа на тему: «Формирование устной речи младших школьников на уроках литературного чтения» iconПояснительная записка к цор «Звонкие глухие»
Цель создания цор: формирование умения дифференцировать парные звонкие и глухие согласные у младших школьников с нарушениями устной...
Исследовательская работа на тему: «Формирование устной речи младших школьников на уроках литературного чтения» iconУрок литературного чтения в личностно ориентированном обучении младших школьников
«Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского»
Исследовательская работа на тему: «Формирование устной речи младших школьников на уроках литературного чтения» iconПрофилактическая работа по предупреждению дисграфии и дисклексии у младших школьников
Письменная речь, в отличие от устной речи, формируется только в условиях целенаправленного обучения, т е ее механизмы складываются...
Исследовательская работа на тему: «Формирование устной речи младших школьников на уроках литературного чтения» iconСодержание введение. Развитие устной и письменной речи на
«Особенности развития устной и письменной речи на уроках русского языка по учебнику М. С. Соловейчик»
Исследовательская работа на тему: «Формирование устной речи младших школьников на уроках литературного чтения» iconПедагогики курсовая работа работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах
Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница