Тема опыта: «Сочетание массового и индивидуального в воспитании здоровой личности»




Скачать 23.46 Kb.
НазваниеТема опыта: «Сочетание массового и индивидуального в воспитании здоровой личности»
Дата04.02.2016
Размер23.46 Kb.
ТипДокументы




Информация об опыте


Тема опыта: «Сочетание массового и индивидуального в воспитании здоровой личности»

Сведения об авторе опыта. Мокрощупов Алексей Васильевич, учитель физической культуры Хатасской средней общеобразовательной школы им. учителей Самсоновых.

Условия возникновения, становления опыта. Село Хатассы расположено в пригороде Якутска, тяготеющей к сельскохозяйственному производству. Однако, в связи с развалом и перепрофилированием производств, в последние десять лет оно находится не в лучших экономических условиях. С этим связана недостаточная развитость социальной инфраструктуры села, отсутствие больших спортивных, тренажерных залов, стадионов, плавательных бассейнов и других спортивных сооружений. Другой особенностью является узость социальной базы рынка труда, что напрямую влияет на контингент учащихся – из малообеспеченных, неполных семей, в которых один или оба родителя не имеют постоянного месте работы, что существенно влияет на самооценку учащихся. Следствием этого можно назвать недостаточную физическую подготовку учащихся, слабую мотивацию в укреплении своего здоровья.

Актуальность опыта. Основной проблемой массовой школы в области физического воспитания учащихся является поиск оптимального сочетания между массовым физическим воспитанием большего количества учащихся и индивидуальными успехами в спорте отдельных учащихся. Некоторые школы ориентируются только на результаты в спорте высоких достижений. Другие же впадают в другую крайность – пренебрежение индивидуальной подготовкой в отдельных видах спорта. Разрешение этого противоречия и составляет актуальность данного педагогического опыта.

Длительность работы над опытом. Начало педагогической работы Мокрощупова А.В. пришлось на конец 90-х годов, когда резко обострились проблемы восстановления здоровья нации, что нашло отражение в принятии концепции здорового образа жизни в нашей республике. Тогда же и были обнаружены зачатки противоречия между массовой физической подготовкой учащихся и нацеленностью на индивидуальные результаты в спорте. Особенно остро это проявилось в начале 2000-х годов, когда в массовой школе произошло значительное сокращение часов на общефизическую подготовку учащихся, особенно в средних классах. Осознание того, что только сочетание общего и частного может привести к желаемым результатам, пришло через пять лет работы в школе. Тогда, начиная с 2003 года, стали создаваться отдельные планы работы спортивных секций, направленные как на массовое привлечение школьников к физической культуре, так и на достижение высоких результатов в спорте. Оформление, обобщение и защита отдельных направлений опыта проводилось на школьных, городских, республиканских педагогических чтениях, научно-практических конференциях.

Диапазон опыта. Диапазон внедрения опыта включает как систему уроков, так и систему внеклассных мероприятий – спортивных секций. В рамках учебного плана, ограниченного определенным объемом часов, учитель предлагает систему физических упражнений, способствующих общефизическому развитию учащихся с учетом их индивидуальных психофизических способностей. Основной целью проведения секционных занятий наряду с развитием индивидуальных физических особенностей отдельных учащихся, является привлечение большего количества учащихся, развитие в них таких качеств, как целеустремленность, стремление к преодолению трудностей, повышение личной самооценки путем преодоления трудностей на спортивных площадках. Таким образом, достигается сочетание учебных и воспитательных целей.

Теоретическая база опыта. Основными теоретическими предпосылками обобщения опыта работы явились работы Е.Л.Гордияш, И.В.Жигульской, Г.А.Ильиной, Л.Д.Глазыриной, Т.А.Лопатик по методике преподавания физической культуры в школе, работы В.Н.Селуянова, В.К.Бальсевич по теории и практике применения дидактики развивающего обучения в подготовке специалистов по физическому воспитанию.


Технология опыта


Последовательность действий.

  1. Первым шагом для перехода на новую систему является анализ существующей ситуации в разрезе школы в целом. Анализ включает данные результатов учебной деятельности учащихся - абсолютную и качественную успеваемость по дисциплине в разрезе классов; количество и контингент занимающихся в спортивных секциях; результативность спортивных достижений.

  2. Исходя из анализа ситуации ставится цель – «создание системы организации спортивно-оздоровительной работы, направленной на всестороннее развитие физически и духовно здоровой личности». При выборе цели учитываются также и цели воспитательной работы школы, направленные на воспитание всесторонне развитой личности, одним из условий которого является его гармоничное физическое развитие.

  3. Для перехода к конкретным действиям необходимо, исходя из цели, выделить отдельные задачи:

  • Разработка учебных планов, учитывающих возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

  • Разработка планов уроков, направленных на всесторонне развитие физических способностей учащихся, на воспитание в них черт характера, необходимых для преодоления трудностей.

  • Разработка планов работы спортивных секций.

При разработке задач подразумевается, что задачи школы, решаемые в процессе преподавания дисциплины физическая культура, не только лежат в области общих развивающих задач, но и способствуют решению конкретных социальных задач населенного пункта, территории, региона, социальной среды, в которой расположена школа. Чем здоровее телом и духом школьники, тем больше уверенности в дальнейшем развитии данной территории, региона.

  1. Для достижения наилучшего результата важна последовательность применения основных приемов и форм.

  • в первую очередь необходимо выбрать формы и методы педагогического воздействия на учащихся, для достижения поставленной цели;

  • также необходимо определить формы проведения учебных занятий, секционных занятий;

  • основными принципами выбора последовательности применения форм являются: от простого к сложному, результативность, установка на успех, положительная динамика физического развития.

  1. Организация учебно-воспитательного процесса по отдельной дисциплине лежит в общем русле работы школы, поэтому важно выделить особенности такой организации для занятий по физической культуре:

  • Это единственная учебная дисциплина, по которой преподавание ведется с первого по одиннадцатый класс – основная нагрузка по физической подготовке падает на средне звено, так как в это время выстраивается физическая конституция личности, именно в этот период чрезвычайно высока вероятность сдвигов, имеющих далеко идущие последствия;

  • Преподавание данной дисциплины имеет смысл только при еженедельном преподавании – еженедельные двухчасовые занятия по физической культуре способствуют не только общему физическому развитию учащихся, но и поддержанию постоянного высокого жизненного тонуса;

  • Зависимость выбора форм и методов занятий в зависимости от природных и климатических условий – в осенний и весенний период необходимость проведения занятий вне зала диктует требования не только к организации занятий, но и к таким факторам как общее состояние здоровья учащихся, эпидемии, наличия осадков;

  • Очень сильная зависимость от материальной базы спортивного зала школы – без соответствующего спортивного инвентаря невозможно провести занятия по некоторым темам;

  • Наличие группы учащихся, по тем или иным причинам освобожденным от занятий по физической культуре – необходимость организации занятий для спецмедгрупп.

  1. Включение учащихся в учебную деятельность зависит от большого количества факторов:

  • Индивидуальных психо-физиологических особенностей организма – для их выявления необходима тесная работа с медицинским кабинетом школы;

  • Наличия природных способностей к тем или иным видам спорта – определяется во время пробного тестирования учащихся и выполнения нормативов;

  • Возможностей родителей по обеспечению детей спортивной формой и инвентарем – школа должна иметь возможности социальной поддержки учащихся непосредственно или через соответствующие социальные службы;

  • Общего отношения детей и их родителей к сохранению своего здоровья – проведение с учащимися индивидуальных бесед совместно с психологической службой школы и социальным педагогом, посещение неблагополучных семей.


Содержание образования


Опыт работы показывает, что без введения изменений в содержании образования невозможно добиться решения поставленных задач. При этом необходимо выделить гуманистический, гуманитарный аспект дисциплины «Физическая культура». Этот аспект, прежде всего, связан с тем, что всесторонне развитие личности невозможно без его гармоничного физического развития, непосредственно связанного с его духовным состоянием.

Изменение содержания образования связано, прежде всего, с внедрением таких элементов как воспитание эмоций, формирование характера, воли, личностных качеств. Таким образом, в поурочные планы вводятся такие элементы, как воспитание стремления к улучшению динамики достижений от занятия к занятию.

Соответствие содержания учебных занятий и секционных занятий поставленным целям и задачам достигается всесторонним анализом итогов учебного года и корректировки планов на новый учебный год. При этой корректировке обязательно учитываются особенности физической подготовки учащихся тех классов, которые в следующем учебном году придут на занятия.

К формам, методам и средствам учебно-воспитательной работы можно отнести:

  • Проведение тематических уроков физической культуры по определенным игровым видам спорта;

  • Организация работы секций по общефизической подготовке и по лыжным гонкам;

  • Организация массовых выходов учащихся на легкоатлетические эстафеты;

  • Проведение традиционных туристических слетов;

  • Привлечение учащихся к массовому лыжному спорту путем проведения лыжных десантов.

  • Проведение традиционных массовых соревнований. К таким видам относится проведение с 2001 года республиканского турнира на призы первого мастера спорта СССР по вольной борьбе с.Хатассы Мокрощупова Алексея Васильевича, чем может похвастаться не всякий учитель физкультуры и не всякая школа.


Результативность опыта


Успеваемость по дисциплине по всем классам примерно одинаковая, в зависимости от учебного года немного меняется качество успеваемости, что можно видеть на диаграмме.




Выпускники школы сдают экзамены по выбору по физической культуре, результаты которых представлены в следующей таблице:


Учебный год

Количество учащихся

Абсолютная успеваемость, %

Качество
успеваемости, %

2004-2005

13

100

100

2005-2006

6

100

100

2006-2007

11

100

100

2007-2008

12

100

100


Одним из результатов внедрения опыта является привлечение школьников на республиканский турнир на призы первого мастера спорта СССР по вольной борьбе с.Хатассы Мокрощупова А. В. Этот турнир проводится с 2001 года.

Цели и задачи турнира:

  • популяризация и дальнейшее развитие вольной борьбы среди населения;

  • привлечение школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

  • пропаганда здорового образа жизни;

  • повышение спортивного мастерства учащихся.


С 2005 года этот турнир проводится ежегодно. Таки образом достигается традиционность проведения турнира, способствующая привлечению большего количества участников с разных уголков нашей республики. В турнире принимают участие команды улусов Республики Саха (Якутия): Амгинского, Горного, Мегино-Кангаласского, Хангаласского, Намского, Чурапчинского, Таттинского, Усть-Алданского, г.Якутска и с.Хатассы.

Особенностью турнира является то, что в нем принимают участие учащиеся с 10 до 13 лет, то есть того возраста, когда происходит определение того вида спорта, которому учащийся отдает предпочтение, чем достигается воспитательный эффект этих соревнований.


Возраст

Весовые категории

10-11 лет

24 кг.

26 кг.

28 кг.

30 кг.

32 кг.

34 кг.

12-13 лет

28 кг.

30 кг.

33 кг.

35 кг.

38 кг.


Все призеры турнира награждаются именными призами, что способствует мотивации учащихся на достижении высоких результатов.



Призеры турнира 2006-2008 гг.

Годы

Призер

Улус

Весовая
категория

2006

Ваня Лопотарев

Хангаласский улус

34 кг.

2007

Владик Макаров

г.Якутск

32 кг.

2008

Роман Дмитриев

Чурапчинская СШ

38 кг.

Вася Мокрощупов

ХСОШ

35 кг.


Следующая диаграмма показывает положительную динамику числа участников турнира, что является показателем того, что использование такой нетрадиционной формы привлечения учащихся к занятиям спортом достигает тех целей, которые были поставлены перед ним в начале. Это показатель работы учителя физкультуры уже на республиканском уровне, того, что его имя уже стало своеобразной «визитной карточкой» не только Хатасской школы, но и самих Хатассов в целом.


Динамика роста участников турнира




Результаты работы секций по лыжам и общефизической подготовке дают основание полагать, что эти виды являясь традиционными для нашей республики вызывают большой интерес учащихся.

Цели и задачи организации этих секций

1. Развитие физических качеств – силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости;

2. Чувство дружбы, коллективизма и взаимовыручки;

3. Пропаганда и агитация здорового образа жизни.

В
Республике Саха (Якутия), ввиду ее отдаленности и труднодоступности, из-за суровости климата, национальные виды спорта сохранили свою силу как нигде в стране. Испокон веков якутский народ воспитывал своих воинов и охотников сильными, крепкими и выносливыми, используя для этого самые эффективные средства, и методы национальных видов спорта и упражнений, которые до сих пор являются общедоступными и массовыми видами физических упражнений. Нет сомнения в том, что именно упражнения из национальных видов спорта стали основой для многих побед именитых спортсменов Якутии, в том числе и на Олимпийских играх.


Я, будучи инструктором по спорту совхоза «60 лет СССР», с 1986 года с энтузиастами лыжного спорта начал организацию лыжных десантов по местам революционной, боевой и трудовой славы в с. Табага (22км.), по боевым местам Гражданской войны (к памятнику Нестора Каландарашвили). Во время десантов организовали встречи с ветеранами войны, старожилами с.Табага, выступали с пропагандой и агитацией здорового образа жизни.

В те года вместе с трудовыми коллективами на лыжный десант ходили и школьники. Лыжная подготовка укрепляет здоровье, воспитывает в комплексе физические (выносливость, силу, ловкость и быстроту), а также волевые качества, формирует прикладные навыки передвижения на лыжах. Здесь формируется чувство коллективизма, взаимопонимание, взаимовыручка.

П
еред отъездом обязательно проверяю самочувствие учащихся. Обычно, когда едем на лыжный десант мы берем еду и обязательно - костер на снегу. Каждые 5км делаем перерывы, проводим игры на свежем воздухе. С 1996 года, когда я был назначен учителем физкультуры Хатасской СОШ, веду секцию по лыжам. Для этого обязательно нужна хорошая физическая подготовка.


Туризм занимает важное место в учебно-воспитательной работе школы.

Туристская деятельность способствует формированию активной жизненной позиции молодого человека. Туризм – исключительно ценное средство физического воспитания и активного отдыха человека на природе. В туристских походах учащиеся закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий, самообслуживания и др.

Особые условия туристкой деятельности способствуют воспитанию нравственных качеств личности: взаимоподдержки, взаимовыручки, организованности и дисциплины, принципиальности, чуткости и внимания к товарищам, смелости, стойкости и мужества, чувства долга и ответственности, высоких организаторских качеств.


Л
егкая атлетика – самый распространенный вид спорта в нашей школе. Занятия по легкой атлетике проводятся преимущественно на открытом воздухе. Они оказывают благотворное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную, мышечную и другие системы организма, всесторонне развивают физические качества и укрепляют здоровье, формируют жизненно необходимые прикладные умения и навыки в беге, прыжках и метаниях.

Занятия секции ОФП начинаются с сентября. Ежегодно в этой секции занимаются 15-17 учащихся.

Успехи учащихся за последние 3 года:


2006

2007

2008

Ф.И.

Место

Ф.И.

Место

Ф.И.

Место

Матаннанов Проня

II место в первенстве ГУ «Якутск» по лыжам

Леонтьева Нюргуяна

II место

Леонтьева Нюргуяна

II место по лыжным гонкам

Мокрощупова Шура

II место в первенстве ГУ «Якутск» по лыжам

Трифонова Аля

III место

Федорова Маша

II место по лыжным гонкам




2006

2007

2008

Ф.И.

Место

Ф.И.

Место

Ф.И.

Место

Степанова Маша

III место в первенстве ГУ «Якутск» по лыжам

Девушки

III место в эстафетном беге девушек 4х2км

Слепцов Сеня

II место по лыжным гонкам

Команда школы

I место во II спартакиаде дворовых команд г.Якутска по лыжам

Юноши

I место в эстафетном беге юношей 4х2км

Команда

II место в эстафетном беге 4х1км по лыжным гонкам


Положительная динамика роста количества детей на секции по ОФП показывает, что учащиеся с интересом занимаются в этой секции.









Похожие:

Тема опыта: «Сочетание массового и индивидуального в воспитании здоровой личности» iconЛичности в коллективе (теоретические аспекты)
Понятие о группах и коллективах. Детский воспитательный коллектив и его роль в формировании личности. А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский...
Тема опыта: «Сочетание массового и индивидуального в воспитании здоровой личности» iconПлан воспитательной работы на 2012-2013 учебный год мбоу хвощевской сош
Целью воспитательной работы школы является: формирование полноценной психически и физически здоровой личности, способной строить...
Тема опыта: «Сочетание массового и индивидуального в воспитании здоровой личности» iconУроках математики как условие для развития личности учащегося
Тема опыта: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики как условие для развития личности учащегося»
Тема опыта: «Сочетание массового и индивидуального в воспитании здоровой личности» iconПлан работы муниципального бюджетного образовательного учреждения
Создание комфортной образовательной среды, способствующей развитию нравственной, физически здоровой личности, способной к творчеству...
Тема опыта: «Сочетание массового и индивидуального в воспитании здоровой личности» iconЗакономерности формирования нового компонента структуры индивидуального знания
Понятие "психологическое пространство личности": обоснование и прикладное значение
Тема опыта: «Сочетание массового и индивидуального в воспитании здоровой личности» iconПрограмма психолого-педагогического сопровождения «Социализация»
Главной целью, которая решается в процессе обучения, является создание условий для развития здоровой, способной к адаптации в современном...
Тема опыта: «Сочетание массового и индивидуального в воспитании здоровой личности» iconПрограмма Способствовать максимальному развитию личности здоровой физически и психически, гуманной, креативно мыслящей, социально адаптированной, востребованной в современном обществе
Прививать учащимся знания о здоровом образе жизни, научить их пользоваться этими знаниями
Тема опыта: «Сочетание массового и индивидуального в воспитании здоровой личности» iconПрограммы
О на формирование здоровой, свободной, информационно грамотной личности, интегрирующей в себе культурное и духовное богатство родного...
Тема опыта: «Сочетание массового и индивидуального в воспитании здоровой личности» iconРабочая тетрадь классного руководителя
Цель воспитательной работы педагогического коллектива моу сош №25 «Совершенствование условий для дальнейшего формирования всесторонне...
Тема опыта: «Сочетание массового и индивидуального в воспитании здоровой личности» iconАдминистративный регламент
«Организация массового спортивного досуга для населения, обеспечение условий для развития на территории мо «Легойский наслег» физической...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница