Скачать 19.41 Kb.
|
Научно-методические рекомендации «Организация работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков в образовательном учреждении» (для специалистов системы образования ЯНАО) Тюмень 2012 Автор-составитель: Якушева Л.Н., к.п.н., психолог Организация воспитательной работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков в образовательном учреждении. Научно-методические рекомендации В научно-методических рекомендациях представлена технология работы классного руководителя с детьми и подростками, склонными к девиантному поведению. Особое внимание уделено профилактике такого вида девиаций, как суицидальное поведение детей и подростков. Работа включает определения, содержание основных понятий; алгоритмы организации работы с «трудными» детьми, причины отклоняющегося поведения, методы, приемы воспитания «трудных» детей, формы психолого-педагогической помощи «трудным» детям. Пособие рекомендуется для руководителей образовательных учреждений, классных руководителей, педагогов-организаторов, педагогов-психологов, специалистов социально-психологических служб общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования.
Технология работы с детьми и подростками, склонными к девиантному поведению Девиантное поведение – отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит. ![]() ![]() ![]() ![]() Выявить причины отклоняющегося поведения Причины отклоняющего поведения: 1 группа – причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами; 2 группа – причины, социального и психологического характера; 3 группа - причины, связанные с возрастными кризисами. 1 группа – причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами. Симптомы:
2 группа – причины, социального и психологического характера:
3 группа - причины, связанные с возрастными кризисами. Определить процесс развития учащихся класса (этап) Процесс развития детей школьного возраста можно условно разделить на два этапа: ![]() Кризис при переходе от младшего школьного возраста к подростковому возрасту связан с физиологическими изменениями организма, отношениями, складывающимися с взрослыми, и опережающим развитием интеллектуальной сферы по сравнению с личностным развитием. Изучить характерные особенности поведения возрастного периода учащихся класса Характерные особенности поведения (по А. Гезелл) 10 лет – это золотой возраст, когда ребенок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности. В 11 лет начинается перестройка организма, ребенок становится импульсивным, проявляет негативизм, для него характерна частая смена настроений, ссоры со сверстниками, бунты против родителей. В 12 лет такая взрывчатость частично проходит, отношение к миру становится более позитивным, растет автономия подростков от семьи и одновременно возрастает влияние сверстников. Главные черты этого возраста – разумность, чувство юмора, терпимость, подросток активно проявляет инициативу, начинает заботиться о внешности и интересоваться представителями противоположного пола. В 13 лет ведущим становится обращение внутрь себя, интровертность. Дети становятся самокритичными и чувствительными к критике, склонны к уходу в себя, начинают интересоваться психологией, критично относятся к родителям, становятся более избирательными в дружбе. Колебания в настроении очень часты и велики по амплитуде и являются результатом происходящих соматических сдвигов. В 14 лет интроверсия сменяется экстраверсией, подросток становится энергичным, экспансивным, общительным. Возрастает его уверенность в себе, интерес к другим людям и различиям между ними. Экспансивность часто проявляется в повышенной общительности, склонности задавать провокационные вопросы и анализировать реакции людей в общении. 15 лет. Быстро возрастают индивидуальные различия. Общим новообразованием в этом возрасте является возрастание духа независимости, который способствует тому, что отношения подростка в семье и школе становятся весьма напряженными. Позитивным является то, что жажда свободы сочетается с возрастанием самоконтроля и началом сознательного самовоспитания. Это повышает ранимость подростка и его восприимчивость к вредным влияниям. Возникает потребность в групповой принадлежности и групповой идентификации. 16 лет. Наступает равновесие, возрастает жизнерадостность, значительно увеличивается внутренняя самостоятельность, общительность, устремленность будущее. Очень велик жизненный оптимизм. Познакомиться с классификацией «юных правонарушителей» В. Клайн (1991) выделяет шесть типов юных правонарушителей с точки зрения психотерапевта. 1. Он просто «валяет дурака». «Есть подростки, поведение которых изобилует шалостями и неблаговидными поступками. Что имеется ввиду? Поздние приходы домой, обман, школьные прогулы. Такие подростки могут постоянно дразнить и обижать братьев и сестер, спустить соседу шину в автомобиле, подложить «дымовушку» на школьной дискотеке, «расписать» краской соседский забор или стену школьного здания». 2. Враг родителей. «Причиной плохого поведения таких подростков может быть их месть одному или обоим родителям. С течением времени их враждебность перерастает в настоящую войну. Нередко враждебность сына-подростка обрушивается на родителей как гром среди ясного неба. Они не понимают, что все эти годы он подавлял в себе негативные чувства, а теперь они вырвались наружу». 3. Испорченный ребенок. «Такого ребенка зачастую называют личность с асоциальной направленностью. Ни в интеллектуальном, ни в эмоциональном развитии у него нет отклонений. Но в поведении у него есть явное отклонение – контакты правонарушителями. Как правило, это свидетельствует о том, что ребенок вырос в неблагополучной семье. И теперь живет по нормам своего порочного окружения. Он принял номы преступного мира и подчиняется им». 4. Органик. «Это ребенок с мозговой травмой или задержкой умственного развития. Это «расторможенный» ребенок, у которого нарушения дисциплины объясняются ослабленным интеллектом отсутствием способностей оценивать свои поступки. К несчастью, таких детей часто дразнят или мучают сверстники, потому что они не такие как все или потому что кажутся беззащитными. 5. Психотики. «Это умственно неполноценные, больные дети. Для них характерны галлюцинации, мания преследования, всевозможные навязчивые мысли. 6. Дурное семя. «Этот тип подростков называют еще первичными психопатами. Для них характерны хронические правонарушения в течение всей жизни. Это отклонение проявляется с самого раннего возраста, часто еще в дошкольные годы. Обычно такой ребенок постоянно совершает асоциальные поступки, несмотря на то, что попадается и знает, что наказание неотвратимо. Его не останавливает даже страх, и все дело в том, что он не в состоянии усвоить правила нормального, порядочного поведения». Выявить, что заставляет ребенка преступать границы социальных норм Общая картина представлений специалистов о специфике и причинах девиантного поведения.
Выявить условия, необходимые для повышения эффективности воспитательно-профилактической работы Условия, необходимые для повышения эффективности воспитательно-профилактической работы:
Можно ли целенаправленно влиять на трудного ребенка? ![]() Одна из главных задач воспитания трудного ребенка – его социальное самоопределение:
Главное – добиваться ценностно-рефлексивного поведения, которое предполагает самооценку поступка ребенка, базирующуюся на нравственных ценностях. Определить компоненты воспитания трудных детей Компоненты воспитания трудных детей:
Какие методы можно использовать при воспитании трудного ребенка? Метод воспитания – это способ реализации целей воспитания; способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Какие приемы воспитания можно использовать при работе с трудными детьми? Приемы воспитания трудных подростков – это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции обучаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего включаются механизмы самовоспитания и коррекции отношений и поступков. ![]() ![]() ![]() ![]() Каковы типичные трудности детей и подростков с отклонениями в поведении? |