Программа «Семья + Школа = Взаимодействие»




Скачать 20.27 Kb.
НазваниеПрограмма «Семья + Школа = Взаимодействие»
Дата04.02.2016
Размер20.27 Kb.
ТипПрограмма
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шеломовская средняя общеобразовательная школа»


Программа

«Семья + Школа = Взаимодействие»

на 2011 – 2014 учебный год


Программа разработана и составлена:

Педагогом – организатором

Шеломовской средней общеобразовательной школы

Герасименко Галиной Ивановной


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знаниям возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становиться внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Создавшееся положение способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.

Семья выполняет роль не второстепенного помощни­ка государства и общества, заботящихся о сохранении, воспроизводстве существующих структур и отношений, а, напротив, является базисом для реализации задат­ков и способностей человека, важнейшим социальным институтом, располагающим широким диапазоном уни­кальных средств влияния на формирование и самораз­витие личности. Отсюда иная модель взаимодействия в системе: личность + семья + общество.

Семья, какой бы она ни была, — это единственный дом ребенка, в котором он получает первый опыт частной жизни, где он защищен от «вторжения» внешнего ми­ра.

Данная программа направлена на внимание и совершенствование учебно-воспитательного процесса, на взаимодействие родителей и педагогов. На обеспечение воспитательного процесса и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Залогом успеха реализации данной программы является объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях.

Школа находит пути решения проблем, ищет новые формы взаимодействия с семьей, понимая, что родители и педагоги – воспитатели одних и тех детей.

Результат деятельности может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. Этот союз основан на взаимопонимании, уважении, доверии и ответственности, на действиях и в интересах развития личности ребенка.

Данная программа рассчитана на три года с 2011 по 2014 учебный год.


Задачи программы

♦ Формирование активной педагогической позиции родителей;

♦ Вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;

♦ Активное участие родителей в воспитании детей;

♦ Поддержка физического здоровья обучающихся

♦ Познавательная сфера жизни учащихся.

♦ Дополнительное образование детей и развитие творческого потенциала.

♦ Поддержка одаренных детей.

♦ Социальная поддержка и профилактика безнадзорности.


Цели деятельности образовательного учреждения

в работе с семьей


♦ Налаживание эффективного взаи­модействия образовательного учреждения и социаль­ных служб по социализации школьника.


Главное назначение семьи – воспитание детей

Основные направления взаимодействия школы в работе с семьей

В образовательной деятельности:

♦ индивидуализация учебного процесса с учетом об­разовательных потребностей семей;

♦ адаптационная поддержка семьи при поступле­нии ребенка в школу и в ходе дальнейшего процес­са обучения;

♦ включение в образовательные программы по раз­личным предметам тем, затрагивающих семейные отношения;

♦ предоставление дополнительных образователь­ных услуг по запросам семей;

В психолого-педагогической поддержке:

♦ диагностика психологических и физиологических особенностей ребенка и информирование о них ро­дителей;

♦ психологическая поддержка ребенка в сложных семейных ситуациях;

♦ профилактика тревожных состояний ребенка, стрессов и кризисов возрастного развития;

В просветительской деятельности:

♦ просвещение родителей по вопросам физическо­го и психологического развития школьников;

♦ обмен опытом по использованию эффективных методов воспитания ребенка в семье;

В коррекционно-диагностической деятельности:

♦ диагностика и коррекция отклоняющего поведения ребенка в семье;

♦ диагностика и коррекция неэффективных отношений «взрослый - ребенок», «ребенок» в семье;

По социальной защите школьников:

♦ защита прав ребенка;

♦ профилактика асоциального поведения;

♦ привлечение органов социальной защиты по проблемам семьи;

В организации досуговой деятельности:

♦ проведение различных совместных школьно-семейных мероприятий.

В качестве критериев организации оптимальность стратегии взаимодействия педагогов с семьей мы выделили ли следующие:

учет социального запроса (интересов, потребностей) родителей по различным проблемам; взаимодействие с родителями, осуществляемое на позициях сотрудничества и диалога; использование форм работы с семьей, повышающих активность родителей; выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания.

Приоритетные функции семьи:

  • Воспитательная;

  • Оздоровительная;

  • Познавательно–образовательная;

  • Трудовая;

  • Культурно–просветительная;

  • Досугово–творческая;

  • Стимулирующая самостоятельный опыт личности;

  • Охранно-защитная


Приоритетные задачи семейного воспитания:

  • Гармоническое развитие ребенка;

  • Забота о здоровье детей;

  • Помощь в учении;

  • Трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

  • Помощь в социализации личности;

  • Развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;

  • Подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;

  • Половое воспитание, подготовка к бедующей семейной жизни


Основные компоненты семейного воспитания:

  • Климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);

  • Режим семейной жизни;

  • Содержание деятельности (отца, матери и т.д)



Основные

направления

реализации

программы



  1. Изучение семей учащихся




Действия


Предлагаемый результат


1. Изучение семей будущих первоклассников, знакомство их с системой обучения в школе.


2. Ежегодное составление социального портрета семей.


3. Посещение семей.


4. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана:

  • трудности в адаптации

  • агрессивность

  • страхи

  • проблемы общения со сверстниками

  • неусвоение программы и т.д.





Формирование единых педагогических требований.


Создание банка данных.


Составление социальных паспортов семей.

Раннее выявление кризисных семей.

Своевременное выявление детей, требующих внимания.






  1. Работа с родителями




Действия

Предлагаемый результат

Создание условий для участия семей в воспитательном процессе школы:

1. День открытых дверей для родителей.

2. День семьи.

3. Вечера вопросов и ответов.

4. Спортивные соревнования «Папа, мама

дружная семья».

5. Выставка поделок семейного творчества.

6.Проведение традиционного дня права с привлечением родителей и специалистов.

7. Поздравление дедушек и бабушек села

с Днем Победы. Проведение конкурса «А ну-ка, папы!», А ну-ка, мамы »

8. Оформление классных летописей и фотоальбомов силами родителей.

9. Привлечение родителей — фельдшера села

для проведения лекций для учащихся по классам

10. Привлечение родителей — выпускников школы для сохранения и приумножения школьных традиций.

11. Конкурсы рисунков и плакатов на тему: «Моя семья»

12. Конкурс сочинений «Восславим женщину- мать!

13. Участие в конкурсе «Семья года»

14. Оформление видео и фото альбомов о семье

15. Тематические часы общения, посвященные Дню матери.

16. Конкурс «Моя родословная»

17. Праздничные концерты для родителей

18. Проведение традиционных школьных праздников.

19. Районная выставка технического творчества

20. Профориентационная работа





Вовлечение родителей в воспитательный процесс школы


Педагогическое и психологическое

просвещение родителей:

1. Собрание родителей будущих первоклассников.

2. Занятия для родителей будущих первоклассников

3. Открытые уроки для родителей. Тематические собрания с привлечением специалистов

4. Совместные родительские и ученические собрания с приглашением учителей- предметников.

5. Собрания-практикумы для родителей.

6. Индивидуальная работа с родителями.

7. Итоговые четвертные собрания по классам.

8. Родительские конференции.

9. В повышении педагогической культуры, просвещения родителей особую роль призван сыграть родитель всеобуч.

  • Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления.

  • Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье.

  • Диалог в семейном общении.

  • Принципы творческой педагогики в семье.

  • Современная семья: возможности и проблемы ее уклада.

  • Ребенок в среде сверстников (психолого-педагогические аспекты).

  • Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребенка.

  • Модель работы социального педагога с семьей.

  • Содержание, формы и методы социальной работы школы с семьей.

  • Понятия физического, психического и духовного здоровья: их взаимосвязь.




  • Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребенка.

  • Влияние на здоровье ребенка негативной теле- и видеоинформации.

  • Основы формирования у ребенка навыков здорового образа жизни.

  • Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей.

  • Основы деятельности психолого-медико-педагогической службы.

  • О развитии самосознания у детей и подростков.

  • Педагогическая запущенность подростка, ее причины.

  • Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей.

  • Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования.

  • Правовая и экономическая защита личности ребенка.

  • Проблема воспитания правовой культуры у детей.

  • Особенности интеллектуального развития детей среднего школьного возраста: как помочь ребенку выбрать профиль дальнейшего обучения в школе.

  • Социальная роль профессионала: как помочь подростку достичь эффективного профессионального самоопределения.

  • Социальная роль гражданина: как помочь ребенку достичь успешности в обществе.






Терапия семейных отношений.

Улучшение микроклимата в семье.


Обмен опытом по использованию эффективных методов воспитания ребенка в семье


Терапия семейных отношений.

Улучшение микроклимата в семье.






  1. Работа с проблемными семьями




Действия


Предлагаемый результат

Работа классного руководителя:

  • регулярное посещение проблемных семей

  • индивидуальные беседы с родителями;

  • совместная работа классного руководителя, родителей и учителей предметников;

  • проведение малых педсоветов;

  • составление индивидуальных программ воспитания;

  • ведение ежегодного учета пропусков занятий учащихся, способных прогуливать уроки без уважительной причины

Работа социального педагога:

  • психодиагностика уровня развития детей;

  • консультация для родителей;

  • совместная профилактическая работа с инспекторами ИДН.


Работа администрации школы:

  • индивидуальные беседы и консультации;

  • контроль за работой классных руководителей;

  • тематические совещания при завуче; индивидуальные отчеты классного руководителя о текущей успеваемости и посещаемости учащихся из проблемных семей;

  • изучение данных о занятости учащихся в кружках и спортивных секциях;

  • уточнение списков проблемных семей и детей каждую четверть.



Работа с семьями опекаемых детей:

  • регулярное посещение семей опекаемых детей;

  • контроль за их регулярным питанием в школьной столовой;

  • индивидуальное собеседование с опекунами;

  • оказание помощи в организации летнего отдыха;



Работа с многодетными семьями:

  • совместная работа с центром социальной помощи для многодетных семей

  • проведение праздников для многодетных семей и превращение таких праздников в одну из традиций школы.




Оказание помощи проблемным семьям снижение правонарушений среди подростков, устранение злоупотреблений со стоны добросовестных родителей, уменьшение количества проблемных семей.


Реабилитация и социальная адаптация подростков с девиантным поведением, профилактика правонарушений и вредных привычек, предупреждение ДТП


Обеспечение плодотворного и полноценного сотрудничества с родителями в учебном – воспитательном процессе.


Составление банка данных, составление актов контрольного обследования два раза в год, своевременная помощь семьям

в различных ситуациях.


Составление банка данных. Оказание своевременной помощи особо нуждающимся детям из многодетных семей



4. Сотрудничество учителей и родителей в организации воспитательной работы в классе



Действия


Предлагаемый результат

1. Работа родительского комитета.

2. Создание инициативной группы родителей.

З. Поиск родителей — спонсоров классных праздников.

4. Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся.

5. Оформление классных альбомов и презентаций «Наши родители».

6. Посещение членами родительских комитетов «проблемных» семей.

7. Совместное дежурство родителей и учителей в ДК в вечернее время



Создание единого воспитательного пространства

«родители + дети +учителя».

Создание условий для развития родительских общественных организаций.


Досуг. Расширение культурно-воспитательного пространства.




  1. Работа с семьей в системе дополнительного образования




Действия


Предлагаемый результат

1. Оказание помощи в устройстве учащихся кружки и спортивные секции.

2.Привлечение родителей для ведения мини-кружков по интересам.

3.Интеграция работы школьных предметных кружков.


Развитие творческих способностей учащихся


  1. Работа с педагогическими кадрами




Действия


Предлагаемый результат

1. Изучение нормативно-правовых документов по работе с семьей.

2.Уточнение функциональных обязанностей социального педагога, классного руководителя.

3.Привлечение к работе с педагогами городского центра социальной помощи семье и детям.

4.Создание информационного центра в библиотеке.

5.Выявление потребности педагогов в обучении и повышении профессиональной квалификации по проблеме организации работы с семьей.

6. Создание творческих групп классных руководителей по работе с семьей.

7. Обобщение опыта педагогов по работе с семьей.


Знание педагогами необходимых нормативных правовых документов, доступность информации по проблеме работы с семьями учащихся, создание методических разработок в помощь классным руководителям.


  1. Работа с социумом




Действия


Предлагаемый результат

Школа традиционно поддерживает отношения:

  • с отделом социальной помощи семье и детям;

  • центром доверие;

  • комиссией по делам несовершеннолетних;

  • сельским ДК;

  • сельской библиотекой;

  • администрацией села;






Расширение культурно-воспитательного

пространства







Похожие:

Программа «Семья + Школа = Взаимодействие» iconЧем жива семья 2 «моя семья» 8 мама, папа, я спортивная семья 13 «музыкальная семья» 28 «пикник с пользой» 36
Мы рады приветствовать вас в нашей семейной горнице и надеемся еще не раз встретиться с вами здесь. А открылась наша горница замечательной...
Программа «Семья + Школа = Взаимодействие» iconСценарий родительского собрания: «Семья и школа: диалог отцов»
В соответствии с приказом Управления образования Амурского муниципального района №554 – д от 03. 07. 2009 г в Моу сош №3 пос. Эльбан...
Программа «Семья + Школа = Взаимодействие» iconПрограмма "Мы граждане России"
Я и моя школа", "Я и моя семья", "Я и моё здоровье", "Я и моя культура", "Я и моя родина"
Программа «Семья + Школа = Взаимодействие» iconПрограмма «Семья и школа»
Становление личности будущих граждан страны во многом зависит от окружающей его социальной среды. Семье принадлежит основная роль...
Программа «Семья + Школа = Взаимодействие» iconСибирцевы, семья
Сибирцевы, семья учёных-естествоведов, историков, богословов и педагогов, оставивших во второй половине XIX и начале XX вв заметный...
Программа «Семья + Школа = Взаимодействие» iconВзаимодействие: сущность и типология
Термин «взаимодействие» столь же знаком и часто повторяется в психологии и в иных социальных науках, сколько и мало определен в понятийных...
Программа «Семья + Школа = Взаимодействие» iconКалендарно-тематическое планирование 6 класс
...
Программа «Семья + Школа = Взаимодействие» icon«Старт в науку» Отражение семейных ценностей через призму праздников и традиций Англии
Слово «семья» для разных людей несет в себе разный смысл. Но независимо от того, та это или иная семья всех их в большинстве случаев...
Программа «Семья + Школа = Взаимодействие» iconСобрания должна учитывать возрастные особенности детей
...
Программа «Семья + Школа = Взаимодействие» iconПрограмма работы с родителями «Семья»
Программа рассчитана на 3 года, предназначена для родителей обучающихся 1- 9 классов. Реализация программы будет проходить с 2012...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница