Пушкина Секция «Литературоведение»




Скачать 19.28 Kb.
НазваниеПушкина Секция «Литературоведение»
Дата04.02.2016
Размер19.28 Kb.
ТипИсследовательская работа
Зональная научно-практическая конференция имени А.С.Пушкина

Секция «Литературоведение»


Исследовательская работа

«Образы древнегреческой и римской мифологии

в творчестве А.С.Пушкина»


учащихся 9 класса

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Черемшанская средняя общеобразовательная школа №1»

Черемшанского муниципального района Республики Татарстан

Массаровой Алии, Сафиуллиной Алёны


Руководитель: учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Овчинникова Наталия Петровна


г. Лениногорск

2011 год.


Оглавление


  1. Ведение

  2. Образы древнегреческой и римской мифологии в творчестве А.С.Пушкина. - 3-4 стр

    1. Образ богинь, покровительствующих искусствам. – 4-5 стр

    2. Образ богов, покровительствующих любви. – 5-6 стр

    3. Образ Апполона (Феба). – 6-7 стр

    4. Образ Минервы. – 7-8 стр

    5. Образы Зевса, Марса. – 8 стр

    6. Образ Морфея. – 8 стр

    7. Образы мифологической географии: Геликон, Парнас, Тартар, Элизий. – 8-9 стр

  3. Заключение. – 9-10 стр

  4. Список литературы. – 10 стр



ВВЕДЕНИЕ.

Слышу умолкнувший звук

Божественной эллинской речи.

А.С.Пушкин. 1830 год.

«На перевод Иллиады»

Вот уже более двухсот лет творчество А.С.Пушкина привлекает внимание литературоведов, критиков, философов, лингвистов и просто любителей русской словесности. Такой не убывающий в течение долгого времени интерес к творчеству поэта вызван масштабностью и оригинальностью поэтического склада произведений Пушкина.

Вообще использование образов древнегреческой и римской мифологии очень распространено было не только в русской литературе, но и во всей мировой, поэтому актуальность исследования обусловлена нашим интересом к изучению творчества великого русского поэта, широко упоминающего в своих произведениях имена уже знакомых нам древнегреческих богов и богинь, географическую мифологию. Нам интересно новое осмысление древнегреческих образов в русской поэзии, в частности в поэзии А.С.Пушкина. Тем более что сам поэт превозносил древнегреческую литературу, назвав её божественной в труде «На перевод Илиады»: «Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи». Что касается словесности, то поэт высказался так: «Не считаю за нужное говорить о поэзии греков и римлян: кажется, каждый образованный человек должен иметь достаточное понятие о созданиях величавой древности».

Цель работы: Выявить значение употребления образов древнегреческой и римской мифологии в творчестве А.С.Пушкина, определить их функцию, сопоставив с первоначальным значением этих образов.

По выбранной нами теме исследовательской работы была поставлена проблема-задача: найти в творчестве А.С.Пушкина разнообразные поэтические образы, основой для которых послужили бы образы древнегреческих и древнеримских богов.

Объект исследования: отдельные стихотворения А.С.Пушкина (215 стихотворений из сборника «Стихотворения и поэмы» Москва, «Художественная литература», 1976 г.), поэма «Евгений Онегин»

Теоретическая значимость и прикладная ценность данного исследования:

- получение новых знаний, информации по творчеству А.С.Пушкина;

- овладение навыками компонентного анализа;

- отработка умения выделять в тексте нужную информацию, обрабатывать её , т.е. находить в тексте поэтические образы и средства их создания;

- развитие исследовательских умений: анализа (выявление проблемы, сбор информации), наблюдения, обобщения и выводов;

- самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников;

- развитие общеучебных умений и навыков, позволяющих решать новые познавательные и практические задачи по разным учебным предметам;

- подготовка к ГИА и ЕГЭ в части, связанной с анализом текста.


Образы древнегреческой и римской мифологии в творчестве А.С.Пушкина


Художественное понятие мифологических образов в творчестве Пушкина появляется благодаря огромному культурному наследию Древней Греции. Каким же образом культурное наследие древних греков оказало влияние на творчество великого поэта? Подробно изучая биографию и творчество А.С.Пушкина, мы нашли три веских аргумента, доказательства того, почему поэт так часто обращался к образам древнегреческой и римской мифологии:

  1. Уже при въезде в Царское Село лицеисты встречались лицом к лицу с образами Древней Греции и Рима, воплощёнными в статуях и бюстах, лепных масках садов, дворцов, лестниц, галерей, даже на стенах частных домов, а над подъездом директора Лицея на лире изображена сова Минервы, как символ мудрости и образованности. Всё на каждом шагу говорило о древнем мире – это стало привычным, домашним окружением для лицеистов.

  2. Лицеисты на протяжении всего периода обучения подробнейшим образом изучали греческую и римскую словесность, состоящую из разделов «Археология», «Обозрение классических авторов», «Мифология», «Древности».

  3. Пушкин как поэт рос на произведениях крупнейших русских поэтов того времени, на произведениях Ломоносова, Державина, Востокова, Дмитриева, Карамзина, Жуковского, Батюшкова, Давыдова, которые большую часть своего творчества уделяли переводам и подражаниям древних поэтов античности.

Теперь посмотрим, как часто, и имена каких богов, и чьи образы упоминал А.С.Пушкин в своей лирике, выявим, какую смысловую нагрузку они несут.

Прочитав 215 стихотворений из сборника «Стихотворения и поэмы» (Москва, «Художественная литература», 1976 г.), поэму «Евгений Онегин», мы определили, что наиболее часто у Пушкина встречаются образы музы и лиры, имена богов и богинь, так или иначе связанных с любовью, потом образ Апполона, и почти имена всех древнегреческих и древнеримских богинь хоть один раз, но встречаются.

    1. Образ богинь, покровительствующих искусствам.

Образ Музы – центральный в пушкинской поэзии, который встречается во всей лирике поэта: от ранней и до конца.

В Древней Греции: Музы – сначала богини-покровительницы искусств (пение, музыка, танцы, поэзия), позднее – покровительницы наук и всей творческой деятельности. Почести им воздавались на Геликоне и в Дельфах, где бил Кастальский ключ. Музы вдохновляли поэтов, помогали советом, и поэтому поэты обращались к ним в начале своих произведений. Обязательным атрибутом, символом Музы был музыкальный инструмент – лира.

У Пушкина Муза появляется уже в ранней лицейской жизни, «Муза» (1821):

В углах лицейских переходов

Являться муза стала мне,

Моя студенческая келья,

Доселе чуждая веселья,

Вдруг озарилась – муза в ней

Открыла пир своих затей.

Муза Пушкина многократно перевоплощалась, оживала, была похожа на реальных людей, была очень важной составляющей в жизни поэта, и поэт «… с трепетом склонил пред музами колени…» в стихотворении «К Жуковскому» (1816).

Всю жизнь Муза вдохновляла Пушкина на создание великих произведений, причём Муза Пушкина зачастую имела конкретный женский образ. Это положило начало появлению в поэзии Пушкина имен божеств, так или иначе связанных с любовными взаимоотношениями мужчин и женщин.

    1. Образы богов, покровительствующих любви.

Масштабно зазвучали уже в лицейской лирике Пушкина мотивы любви и дружбы. Любовные мотивы поэт воспевает на лире. Молодой Пушкин и его друзья юны, озорны, полны светлых надежд и романтики, окрылены надеждой светлого будущего. Их постоянными спутниками становятся божества, покровительствующие в древнегреческой и древнеримской мифологии, Амур, Купидон, Эрот, Вакх, Гименей, Афродита, Диана, Венера, воплощённые не только в лицейских бюстах и скульптурах, но и в стихах. В стихотворении «К Натали» (1813) поэт признаётся в своей влюблённости, используя образ Купидона-Амура:

Так и мне узнать случилось,

Что за птица Купидон…

- Как смеясь во зло Амуру,

Я писал карикатуру

На любезный женский пол.

Амур (Купидон) в римской мифологии божество любви. Соответствует греческому Эроту, сыну Афродиты, изображается в виде мальчика с луками и стрелами.

У Пушкина в стихотворении «Амур и Гименей» (1816) разные имена сына Афродиты употребляются одновременно, как синонимы:

Амур совсем, друзья, не слеп:

Но щалуну ж пришла охота,

Чтоб людям на смех и назло

Его безумие вело.

Безумие ведёт Эрота…- в этом стихотворении Амур – мальчик-шалун, обманувший бога брака Гименея, чтобы ночи принадлежали только влюблённым.

Не раз упоминается и Вакх в лирике Пушкина, есть и отдельные стихи, посвящённые Вакху «Торжество Вакха» (1818), «Вакхическая песня» (1825). Вакх становится верным озорным спутником лицеистов в их пирушках.

Все боги любви, упоминаемые Пушкиным, оживают в его поэзии, в них угадываются черты простых смертных, да и ведут себя они как простые люди. Используя имена перечисленных богов и богинь в своей поэзии, Пушкин обогатил русскую любовную лирику новыми образами казалось бы чужих богинь, но так органично вплетёнными в нашу поэзию.



    1. Образ Апполона.

В мифологии: Аполлон  — златокудрый бог солнца, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), искусства, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (за что его называли Мусагет), покровитель наук и искусств, предсказатель будущего, охранитель стад, дорог, путников и мореходов, а также очищал людей, совершавших убийство. Олицетворял Солнце (а его сестра Артемида — Луну).

В творчестве Пушкина имя Апполон – Феба (блестящего) встречается не единожды:

Поэт в стихотворении «К Жуковскому» (1816) пишет о подвиге Апполона – убийстве им Пифона:

Стрелою гибели десница Апполона

Сражает наконец ужасного Пифона.

В стихотворении «Разлука» (1817) Феб предстаёт перед нами как один из покровителей наук и искусств, изучаемых лицеистами Царского Села, с кем не хочется разлучаться, и как напутствие звучат слова:

Не разлучайся, милый друг,

С свободою и Фебом!

А в поэме «Евгений Онегин» (глава 3, XIII) Феб – бог и покровитель поэзии (только!):

…Я перестану быть поэтом

В меня вселится новый бес,

И, Фебовы презрев угрозы,

Унижусь до смиренной прозы…

В стихотворении «Поэт» (1827) Аполлон как покровитель поэзии выглядит не грозным, а могущественным богом, а спящим до поры, до времени богом, которого поэт даже критикует за его бездействие:

Пока не требует поэта

К священной жертве Аполлон,

В заботах суетного света

Он малодушно погружён.

Эти примеры показывают, что Пушкин воспринимал античный образ Аполлона, не как застывший штамп, а как живой дух, идею эпохи, соотнося ее со своим мировосприятием, своим жизненным и творческим опытом, своими мыслями и чувствами.

Как мы уже упоминали, в древнегреческой мифологии Аполлон почитался богом солнца, вечным победоносным противником тьмы. Сам прекрасный, он был другом и хранителем всего истинно прекрасного и возвышенного: считался покровителем музыки, пения и поэзии, олицетворением искусства. Лира Аполлона была его символом, внешним и внутренним.

В своей лирике Пушкин не создает развернутого образа Аполлона. Поэт акцентирует внимание не на особенностях его внешнего и внутреннего облика, а на функции, которую тот выполняет. Для Пушкина Аполлон – не только воплощение гармонии и света, не только бог искусства и поэзии, но и покровитель самого поэта, его небесный отец и учитель.


    1. Образ Минервы

Минерва – римская богиня мудрости и справедливой войны (в древнегреческой мифологии это образ Афины – воительницы). У Пушкина встречается имя этой римской богини в нескольких стихотворениях.

В стихотворении «Воспоминание в Царском Селе» (1814) поэт упоминает её разные функции. «Не се ль Минервы росской храм?» - восклицает поэт, говоря о Царском Селе как свидетеле ратных побед русских воинов. Вместе с тем у поэта в том же стихотворении можно встретить и греческое имя богини:

…мудрая богиня, дева силы

Афинская Паллада, - в этих строчках Афина Паллада является в своей первоначальной функции богини мудрости и воительницы.

В других строках Пушкина стихотворения «К другу стихотворцу» (1814):

И с глупой музою навек соединяясь,

Под сенью мирною Минервиной эгиды, - Минерва оказывается покровительницей поэтов, ведь именно её изображение висело над аркой подъезда директора Царскосельского лицея

    1. Образы Зевса, Марса.

В греческой мифологии Зевс – владыка неба, верховный олимпийский бог.

Марс (у греков Арес) – кровожадный, жестокий, вероломный бог войны

В отрывках «Путешествия Онегина» у Пушкина Зевс предстаёт перед нами повелителем морской стихии, непогоды:

В году недель пять-шесть Одесса,

По воле бурного Зевеса,

Потоплена, запружена…

В этих же отрывках, давая характеристику Лунину, поэт называет его:

Друг Марса, Вакха и Венеры… - метафора наделяет героя, такими ярлыками как гуляка, любитель выпить, поиграть и всегда готов подраться.

А в «Воспоминаниях о Царском Селе» Пушкин славянского бога грома и молнии Перуна роднит с Зевсом, говоря о нём чисто в русском духе:

Потомки грозные славян,

Перуном Зевсовым победу похищали…

    1. Образ Морфея.

Морфей – в греческой мифологии сын бога сна, Гипноса. Морфей – крылатое божество, человеку он же является во время сна в разных обличьях.

Имя Морфея у Пушкина встречается в стихотворении «К Морфею» (1816), где он просит бога сна продлить ночь, чтобы подольше пребывать в любовных мечтах:

Морфей, до утра дай отраду

Моей мучительной любви.

Приди, задуй мою лампаду,

Мои мечты благослови!

Упоминается Морфей и в поэме «Евгений Онегин» (глава8, XXVIII) в своём прямом значении бога сна, когда Татьяна не спит, мечтая о любимом:

Об нём она во мраке ночи,

Пока Морфей не прилетит,

Бывало, девственно грустит…

    1. Образы мифологической географии: Геликон, Парнас, Тартар, Элизий.

Мифические герои Древней Греции и Рима действуют не в безвоздушном пространстве. В мифах упоминаются города, области, горы и реки, мы узнаём о географических представлениях древних. Мифическая География причудливо соединяет в себе реальное и фантастическое.

Геликон и Парнас – это горы, которые можно найти на карте Греции. По представлениям древних на этих горах обитали музы под предводительством Аполлона.

Тартар – особое место в подземном, загробном мире Аида, место мук титанов.

Элизий (Элизиум) – прекрасная долина на западной окраине земли, где обитают блаженные души.

В пушкинской поэзии широко представлена географическая мифология. Все упомянутые места так или иначе связаны со словотворчеством, с местожительством и пребыванием на них богов, покровительствующих искусствам, в частности поэзии, с творческими муками, которые испытывает поэт, создавая свои произведения. Например, в стихотворении «К Жуковскому» (1816) поэт совершает как бы паломничество к святому для него месту:

…В тени Парнасской сени

Я с трепетом склонил пред музами колени.

А в стихотворении «Батюшкову» (1815) поэт признаётся в божественном даре таланта поэта, рассказывая свою поэтическую биографию:

В пещерах Геликона

Я некогда рождён;

Во имя Аполлона

Тибуллом окрещён,

И, светлой Ипокренной

С издетства напоенный,

Под кровом вешних роз

Поэтом я возрос.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Никто из русских писателей XIX века не использовал античное наследие так многогранно, как Пушкин. По словам В.Г.Белинского, "Пушкин первый из русских поэтов овладел поясом Киприды". Александр Сергеевич глубоко интересовался античной культурой.

Художественная культура античного мира явилась своеобразным нравственно-эстетическим идеалом, образцом для подражания и усвоения. Литературное переосмысление образов античных богов и героев позволило создать целую систему символов, перераставших в систему философско-эстетических категорий.

Образы древнегреческих и римских мифологических персонажей на страницах литературных произведений великого русского поэта встречаются довольно часто. Это значит, что мифологические сюжеты и образы стали метафорическим языком поэта. Мы заметили, что использованные мифологические образы Древней Греции и Рима нередко переосмыслены, зажили собственной жизнью, явились отражением исторической эпохи поэта, потому что Пушкин создаёт не иллюстрацию к мифу, а самостоятельное произведение с новым ярким образом, приумножая поэтическое богатство русской поэзии 19 столетия.

Античное наследие - неотъемлемая часть европейской культуры, и овладение этой сокровищницей помогло Пушкину поднять престиж русской литературы до мирового уровня.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. А.С.Пушкин. Стихотворения и поэмы. М., «Художественная литература». 1976г.

  2. Е.С.Абелюк. Мифологический словарь школьника. М., РОСТ МИРОС. 2000г.

  3. Г.С.Кнабе. Пушкин и античность. М., 1999.

  4. Ю.М. Лотман, З.Г. Минц, Е.М. Мелетинский 
    "Мифы народов мира", мифологическая энциклопедия в двух томах, 
    под ред. С.А. Токарева, М.: Советская энциклопедия, 1982.

  5. Якобсон Р.О. Статуя в поэтической мифологии Пушкина. М., «Прогресс», 1987.

  6. Лотман Ю.М. Пушкин. Биография писателя. Статьи и заметки. 1960 - 1990. "Евгений Онегин". Комментарий. - СПб.: Искусство, 1995.

  7. Вересаев В.В. Загадочный Пушкин. - М.: Республика, 1996.

  8. Литературный энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1987

  9. Интернет-статья Д. П. Якубовича «Античность в творчестве Пушкина» - http://feb-web.ru

  10. http://greekroman.ru, http://ru.wikipedia.org

Похожие:

Пушкина Секция «Литературоведение» iconЛюбви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина
«Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011
Пушкина Секция «Литературоведение» iconДоклад общеобразовательного учреждения Краснодарского края
Филиал дюсш (секция «Баскетбол»), рко/ск «Будо» (секция «Каратэ, рукопашный бой»)
Пушкина Секция «Литературоведение» iconИгра «Поле чудес» по сказкам А. С. Пушкина (слайд№1) Цель: Развивать интерес детей к сказкам А. С. Пушкина
Оформление: игровое поле с волчком, иллюстрированные плакаты со сказками Пушкина, презентация
Пушкина Секция «Литературоведение» iconУрок Сказки А. С. Пушкина
Цели урока: ознакомить с творчеством А. С. Пушкина-сказоч­ника, его биографией, понятием «авторская» (литературная) сказ­ка; развивать...
Пушкина Секция «Литературоведение» iconИсследовательская работа по литературе. Н. Н. Гончарова – жена и муза А. С. Пушкина
«Чистейшей прелести чистейший образец»(стихотворения А. С. Пушкина, посвященные жене)
Пушкина Секция «Литературоведение» iconВоенно-исторический журнал Вопросы истории ▲
Вестник Брянского государственого университета. Серия История/литературоведение/право/ языкознание
Пушкина Секция «Литературоведение» iconПлан-конспект урока лицей в жизни и творчестве А. С. Пушкина
Тема и номер урока в теме: Лицей в жизни и творчестве А. С. Пушкина (Тема «Творчество А. С. Пушкина». Урок 1 из 7)
Пушкина Секция «Литературоведение» iconСекция 11: Социальные технологии. Секция 12: Значимые вопросы истории, психологии и социологии
Желающие принять заочное участие в конференции (с публикацией в сборнике научных трудов) должны направить до 29 октября 2012 г регистрационную...
Пушкина Секция «Литературоведение» icon«медный всадник» А. С. Пушкина: концептуально-поэтическая инвариантность в русской литературе ХХ века (1917
Типология стихии в «Медном всаднике». Авторская интерпретация мифа о потопе. О катастрофическом художественном сознании Пушкина
Пушкина Секция «Литературоведение» iconКазанский государственный университет Научная библиотека им. Н. И. Лобачевского
Литература. Литературоведение. Народное поэтическое творчество. Художественная литература. 20
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница