Скачать 14.52 Kb.
|
Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе «Путешествие в Подземное царство» Программные задачи: -познакомить детей с почвой, ее особенностями, значением в жизни растений и некоторых почвенных обитателей; - учить детей размышлять, делать выводы, формулировать и обобщать результаты опытов, развивать воображение;
- активизировать самостоятельные творческие проявления детей в опытно - экспериментальной деятельности. Оборудование и материалы: Мешочек с землей, ключ, письмо от Боровичка, совочек, презентация, мультимедийная установка; для опытов: земля, стакан с водой, спиртовка, стекло, лупы, комочки сухой почвы, иллюстрации дождевых червей, крота, полевой мыши, муравьев, 2 веревки, обручи. Методические приемы: вопросы, указания, художественное слово, показ презентации, игры, пальчиковая гимнастика, отгадывание загадок, проведение опытов, чтение стихов, гимнастика для глаз. Место проведения: музыкальный зал. Предварительная работа: Беседы с детьми о необходимости почвы для жизни всего живого, трудовая деятельность детей в уголке природы и на участке детского сада, чтение произведений о насекомых и пресмыкающихся, живущих в земле, загадывание загадок, разучивание стихотворений, просмотр мультфильма по произведению Г.Х. Андерсена «Дюймовочка» Интеграция образовательных областей: Познание, физическая культура, коммуникация, музыка, социализация, чтение художественной литературы. Ход занятия: Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я шла в детский сад, то по дороге встретила Старичка - Боровичка. Он передал мне очень ценный подарок - мешочек с волшебной землей со своей тропинки. И просил передать, что это волшебная земля - почва, которая помогает расти растениям, а эту землю вы подсыпьте в горшочки с нашими цветами, чтобы они быстрее и лучше росли. (Дети высыпают землю в горшочки с цветами) - А что это за письмо лежит возле наших цветов? (Показывает письмо) Да это письмо от Старичка - Боровичка! Прочитаем, что он пишет? Дорогие ребята! Надеюсь, что Вам понравился мой подарок - мешочек с волшебной землей, и вы отдали ее своим растениям. Почему эта земля волшебная? Потому что это не просто земля — это почва! Она кормит и поит растения, а они отдают ей свои сухие листья, ветки. В почве много обитателей: дождевые черви, кроты, муравьи, мыши, жучки, паучки. Это целое Подземное царство, которое вы не видите! Хотите с ними познакомиться? Тогда отправимся в путешествие по волшебной тропинке. Воспитатель: - Ребята, вот я вижу знак, его видимо оставил для нас Боровичок А, это тот самый волшебный ключ. Но чтобы попасть в Подземное царство нужно сказать волшебные слова : «Абра- кадабра , сим - соломин! Открывайся дверь!» у Воспитатель: Ой, как темно здесь, сыро, прохладно. И никого не видно. Давайте позовем Боровичка. Наш любимый старичок, старичок – Боровичок! Отзовись, Боровичок! Боровичок: Здравствуйте, ребята! Как я рад вас видеть в своем Подземном царстве! -Хотите узнать о нем побольше? Я люблю свой дом, мне здесь очень нравится. А то многие люди ходят по крыше моего царства - почве, и даже не думают, что ее надо беречь. А я землю – матушку люблю, и много о ней знаю. И сейчас вы узнаете, из чего она состоит, кто в ней живет, и как мы можем сохранить ее. Но сначала отгадайте загадку: Меня бьют, колотят, ворочают, режут - А я все терплю и всем добром плачу. (почва) -А что же такое почва? -Как вы думаете дети? (ответы детей) -Конечно же, вы правы, почва - это земля. Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую - что слишком грязно. А ведь пыль и грязь - это не просто земля. Под ногами у нас почва. Она поит и кормит растения, а они отдают ей свои сухие листья. -Вы спросите зачем? Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения создают почву. -Как же это происходит? Давайте с вами вспомним. -Кто из вас видел, как осенью с деревьев опадают листья -А куда они потом деваются? (ответы детей) Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают сначала, а потом образуют почву. Воспитатель: А что содержится в почве, мы сейчас узнаем. Садись с нами Боровичок и посмотришь, как ребята будут проводить опыты. Опыт №1 (слайд) Возьмем стакан с водой и бросим в него ком почвы. Если в ней есть воздух, то мы увидим пузырьки, которые будут подниматься наверх. - Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта? (в почве есть воздух) Воспитатель: Еще мы говорили, что в почве есть вода, поэтому и растут растения.
Опыт №2 (слайд) Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло. Вскоре стекло станет влажным. В почве есть вода (Схема проведения опыта) Воспитатель: - Почва - это верхний плодородный слой земли, который питает и кормит растения. - Почему почва плодородна? (выслушать ответы детей) - Почва плодородна, потому что в ней содержатся вещества, необходимые растениям для жизни, это- перегной, глина, песок, соли.
Опыт №3
Воспитатель (подводит итог опытов) Физкультминутка: Это легкая забава (повороты туловища вправо —влево) Повороты вправо - влево. Нам известно всем давно - Там стена, а там окно. Приседаем быстро, ловко. (приседания) Здесь видна уже сноровка. Чтобы мышцы развивать, Надо чаще приседать. А теперь ходьба на месте, (ходьба на месте) Это тоже интересно. Мы размяться все успели, И на место снова сели. Воспитатель: Мы узнали, что в почве есть вода, воздух - значит там можно жить. - Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете? - Кто живет под землей? (ответы детей) Боровичок: А сейчас я загадаю вам загадку про одного из подземных жителей, а вы попробуйте ее разгадать. Я, друзья, подземный житель, Землекоп я и строитель, Землю рою, рою, рою, Коридоры всюду строю, А потом построю дом И живу спокойно в нем. (крот) Воспитатель: . Какие слова загадки помогли вам найти отгадку? (Показ картинки, слайда). Крот - небольшое, величиной с ладонь животное. Живет предпочтительно в местах, где рыхлая, плодородная почва. Как вы думаете, могут кроты жить в горах? Почему? Твердые каменные горы не подойдут кроту для жизни, потому что он не сможет прорыть их. Ведь почти всю свою жизнь крот проводит под землей, в глубоких норах и ходах. Редко, но удается увидеть подземного жителя. И сразу видно, что он приспособлен исключительно для подземной жизни. Давайте рассмотрим его внимательно. Две очень большие передние лапы-лопаты предназначены для рытья земли. А также нос, очень чувствительный к запахам, предназначен для грубой работы, - носом крот землю буравит, лапами гребет, как экскаватор и толкает назад. Две передних быстрых лапки. У крота, как две лопатки. Холмик земли на поверхности - выход из норы, называется кротовина. Повторите это слово и постарайтесь запомнить. Боровичок: Отгадайте о ком загадка. Мой хвост не отличишь от головы Меня всегда в земле найдете вы. А если вдруг пролился дождик Я выползаю на дорожки. (Дождевой червь) Воспитатель: Дождевой червь всю свою жизнь проводит в почве. Питается останками перегнивших листьев. Все тело покрыто слизью, чтобы легче было двигаться. На поверхности можно увидеть во время дождя. Вот такое стихотворение о дождевом черве сочинила писательница Юлия Богодист (сценка) В сильный ливень грозовой, В луже на дороге, Мне попался дождевой Червячок под ноги... Все раскрыли зонтики... По домам бежали... Дождевые червяки – Под дождем лежали. Попросил я червяка: «Ты скажи мне честно, Может все же червякам Под землею тесно?» «Или вас дождливым днем Мамы отругали... Вы обиделись и всё! Разом - убежали.» Мне сказал червяк в ответ: "Никакой проблемы нет "!!! «Под землёю - благодать, Мир и процветание! Мы выходим погулять – Вместе, за компанию». Червяка я отпустил: Приближался ужин, И с друзьями побежал, Погулять по лужам... -Ребята, как поступил мальчик с дождевым червяком? (ответы детей)
Подвижная игра «Деревья и червячки» Боровичок: Как я люблю загадки загадывать, ну эту вряд ли отгадаете: Погляди на молодцов : веселы и бойки Волокут со всех концов, материал для стройки. Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей, И спешит на помощь друг, тут народ хороший. Без работы, хоть убей, жить не может., .(муравей) Муравьи - живут семьями в домах-муравейниках, большая часть, которых находится под землей. Каждый муравей выполняет свою работу: муравьи-солдаты защищают муравейник, муравьи-строители строят муравейник, муравьи-няньки заботятся о потомстве. Воспитатель, (слайд) У муравья есть туловище, голова, ноги. На голове — усики, он ими постоянно шевелит, с их помощью узнает, нет ли на пути препятствий. У муравья шесть ног, с их помощью он быстро бегает. Во всех загадках муравьи показаны дружными, трудолюбивыми. Они целый день ищут и перетаскивают вредных насекомых, гусениц — все несут себе домой. Муравьи живут в тех лесах, где чистый воздух. Нельзя беспокоить муравьев и разорять муравейники. Муравьи — полезные насекомые. Если бы их не было, то лес мог бы быстро погибнуть от насекомых, которые питаются листьями и плодами деревьев, а муравьи истребляют этих вредных насекомых и спасают наши лес А как называется дом муравьев? Дети. Муравейник. Боровичок: Попробуйте отгадать еще одну загадку: Маленький рост длинный хвост, Буроватая шубка, остренькие зубки, Под землей таится, в поле ходит покормиться, (полевка) Воспитатель. Правильно отгадали - это полевая мышь (полевка)- мелкий зверек, живет на лугах, полях. День проводит в норе, а ночью выходит на поверхность. Питается корешками растений, останками перегнивших листьев и веток, останками насекомых, личинками. Пальчиковая гимнастика «Норка» Воспитатель - А теперь подумайте и скажите как подземные жители, живущие в почве, улучшают ее плодородие? - Послушайте. Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух, измельчают остатки растений. Так животные улучшают плодородие почвы. Растениям и животным почва необходима. Все в природе взаимосвязано. Человек тоже часть природы - самое разумное существо на планете. Но зачастую люди сами разрушают свою планету. Послушайте об этом стихотворение. (Во время чтения показ схем, иллюстраций) Гудят заводы, всюду пыль, Бежит, дымит автомобиль, А между тем деревья стонут, В грязи и пыли просто тонут, А чтоб построить нам заводы - Рубят лес и губят воды. Стала грязной наша Земля, От растений нет и следа Отнят дом у наших зверей, Птицам, рыбам плохо теперь. Вот такая печальная картина на нашей Земле получилась. -Как же мы можем уберечь нашу Землю от гибели? Что мы можем сделать? (не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей» - ведь они нужны почве). Боровичок: - А сейчас я хочу узнать, какие правила поведения в природе вы запомнили. Игра «Да и нет» Педагог подводит итог занятия. -Сегодня мы побывали с Вами в Подземном царстве, познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает? (ответы детей) (Слайд)- Боровичок: Вот сколько интересного и полезного вы сегодня узнали Ну а мне пора в свое Подземное царство, устал, я ребята, пойду - ка домой за порядком следить, да червей дождевых считать. А за почву и ее обитателей я спокоен, ребята наши много знают, и будут ее беречь, оберегать «поземных жителей» от беды. . |
![]() | Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе тема: «Рассматривание картины Иссака Ильича Левитана «Март» Программное содержание: Продолжишь знакомство с творчеством И. И. Левитана. Формировать представление детей о пейзажной живописи.... | ![]() | Конспект открытого занятия по рисованию в старшей группе «усатый полосатый» Учить раскрашивать изображения в соответствии с окраской животных; ^* Учить составлять животное из геометрических форм |
![]() | Конспект интегрированного занятия по художественно- продуктивной деятельности в старшей группе | ![]() | Конспект открытого занятия во II младшей группе Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью в младшей группе» М., 2004 |
![]() | Конспект занятия по валеологии в старшей группе Формировать представления детей о зависимости здоровья, от двигательной активности и закаливания | ![]() | Конспект фронтального логопедического занятия с детьми с онр в старшей группе доу по теме Учить детей правильно произносить и различать звуки [Д], [Д'], давать им характеристику, опираясь на звуковой профиль |
![]() | Конспект занятия по развитию фонетико-фонематических представлений в старшей коррекционной группе для детей с зпр Цель: Закрепить представление детей о звуках [г г’], совершенствование фонематического анализа | ![]() | Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему :«Как помочь Буратино?» в подготовительной к школе группе Продолжать учить детей считать от 1 до 10 и обратно, закрепить знания о последовательности цифр |
![]() | Конспект открытого занятия по теме: «компас. Строение компаса» Педагог объявляет тему, цели и задачи занятия, объясняет требования и план занятия, проводит проверку эмоционального состояния, предлагая... | ![]() | Программа организации внеурочной деятельности для обучающихся 2 классов Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания,... |