Образовательная программа «Навстречу друг другу»




Скачать 28.65 Kb.
НазваниеОбразовательная программа «Навстречу друг другу»
Дата04.02.2016
Размер28.65 Kb.
ТипОбразовательная программа


Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ

Советский район

г. п. Пионерский

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Росинка»


Образовательная программа


«Навстречу друг другу»


Автор : учитель-логопед Мусинова Л.Ю.


Содержание


Пояснительная записка…………………………………………….стр.3

Пути реализации программы………………………………………стр.7

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка…………….стр.11

Контрольно-диагностический этап………………………………..стр.13

Список литературы…………………………………………………стр.15

Методические материала к программе……………………………стр. 16


Пояснительная записка


Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности.

Психологи все настойчивее подчеркивают значение дошкольного детства для формирования человеческой личности. В развитии же речи его роль является, безусловно, главенствующей.

Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. В последние десятилетия во всем мире постоянно растет число детей с различными отклонениями в развитии. Эти отклонения наблюдаются, в том числе и в речевом развитии детей. Количество детей с речевыми нарушениями имеет тенденцию к увеличению, в том числе и в нашем детском саду. Это подтверждается диагностическими исследованиями речевого развития дошкольников. Так, в 2005-2006 у.г. нарушения речи наблюдались у 60% от общего количества детей, посещающих ДОУ, 2006-2007 у.г. – 71%, на начало 2007-2008 учебного года – 89%.

Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, поведение и социализацию ребенка в целом. Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации. Специалисты по дефектологии считают, что одной из причин устойчивой неуспеваемости детей в школе является отсутствие своевременной помощи ребенку в период дошкольного детства со стороны детского сада и семьи.

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия ДОУ с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.

Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчеркивала М.К.Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет … на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила» (13).

На современном этапе идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности отражена в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте (4).

Педагогическое сотрудничество родителей, как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью: диалог, умение отстаивать собственную точку зрения и интересы ребенка поможет родителям преодолеть собственный авторитаризм, познать индивидуальные особенности своих детей, общие закономерности речевого и психического развития.

Если родители и педагоги детского сада объединят свои усилия и обеспечат ребенку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь и дома, и в детском саду, они помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.

Устранение и предупреждение речевых проблем дошкольников возможно только при эффективном взаимодействии ДОУ и семьи. Это и обусловило создание программы «Навстречу друг другу», целью которой является взаимодействие ДОУ и семьи по преодолению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Программа рассчитана на детей 5-7 лет в течении двух лет пребывания детей в речевой группе.

Основными направлениями данной программы являются:

  1. Воспитательно-образовательная работа с детьми.

  2. Организация работа с родителями.

Первое направление предусматривает повышение психолого-педагогических знаний воспитателей и обучение детей.

Второе направление программы представлено двумя блоками :

  1. Педагогическое просвещение родителей.

  2. Включение родителей в образовательный процесс в ДОУ.

Реализация разработанной нами программы осуществляется следующими этапами:

I этап – Диагностический

II этап –Коррекционно-развивающий

III этап - Контрольно-диагностический

Условия реализации программы включают в себя материально-техническое оснащение педагогического процесса; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; создание благоприятного психологического климата как в детском саду, так и дома.

Ожидаемым результатом выполнения данной программы является своевременное устранение речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста в результате эффективного взаимодействия ДОУ и семьи.


Цель: Взаимодействие с семьей по преодолению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи работы с детьми:

  1. Исправлять недостатки в звукопроизношении.

  2. Формировать у детей с нарушением речи фонематические процессы, лексико-грамматические компоненты и устную связную речь.

  3. Воспитывать культуру речи.

Задачи работы с родителями:

  1. Повышать педагогические знания родителей.

  2. Организовать эффективное взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного речевого развития ребенка.

Этапы реализации программы:

I этап – Диагностический

Цель: изучение проблем ребенка, семьи.

II этап – Формирующий

Цель: формирование групп, выработка стратегии коррекционно-

развивающей работы с детьми (план, индивидуальный

маршрут).

III этап – Коррекционно-развивающий

Цель: реализация коррекционно-развивающей работы с детьми.

IV этап – Контрольно-диагностический

Цель: анализ динамики развития ребенка.

Условия реализации программы:

  1. Материально-техническое оснащение педагогического процесса.

  2. Учет возраста и индивидуальных особенностей детей.

  3. Создание благоприятного психологического климата как в детском саду, так и дома.

Ожидаемый результат – устранение речевых недостатков у детей старшего

дошкольного возраста.

Пути реализации программы «Навстречу друг другу»

Вся система работы направлена на сотрудничество и повышение родительской компетенции в воспитании и обучении ребенка. Основной ее особенностью является то, что при отборе ее содержания использовалась идея осуществления совместными усилиями педагогов ДОУ и родителей комплекса воспитательных и профилактических мер, направленных на развитие речи дошкольников и их подготовку к дальнейшему обучению в школе.

Схема 1.

Совместная работа ДОУ и семьи по развитию речи дошкольников




Сотрудничество ДОУ и семьи по развитию речи дошкольников


Педагоги


Родители




Ребенок


ПОЛНОЦЕННОЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Повышение психолого-педагогических знаний педагогов ДОУ

Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс




Проведение воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ

Повышение психолого-педагогических знаний родителей









Устранение речевых недостатков

у детей старшего

дошкольного возраста.




Традиционные формы работы с педагогами существенным образом сказываются на профессиональном росте всех педагогов и являются эффективным способом решения речевых проблем у дошкольников.


Схема 1.1.

Организация работы с педагогическим коллективом ДОУ по повышению психолого-педагогических знаний




Повышение психолого-педагогических знаний педагогов ДОУ






Педагогический совет

Консультации

Семинары-практикумы

Медико-педагогические совещания

Дни открытых дверей



Эффективность образовательного процесса во многом зависит от применения разнообразных форм работы с детьми.

Схема 1.2.

Проведение воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях ДОУ




Проведение воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях ДОУ










Специально организованные занятия


Индивидуальная работа

Практические упражнения

Развивающие игры-тренинги

Театральная деятельность, праздники, концерты, досуги

Психолого-педагогические знания родителей и их представление о воспитательно-образовательном процессе помогут преодолеть или предупредить у детей многие серьезные недочеты, как лексико-грамматической, так и звуковой стороны речи. Педагогическое просвещение родителей осуществляется с использованием как традиционных так и нетрадиционных форм работы.


Схема 1.3.


Организация работы с родителями по повышению психолого-педагогических знаний



Повышение психолого-педагогических знаний родителей









Родительские собрания


Семейный клуб "Речецветик"


Беседы родителей


Дни открытых дверей


Посещение на дому


Консультации


Совместные праздники





Заочные

Очные


Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые


Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс поможет познать родителям индивидуальные особенности ребенка, общие закономерности речевого и психологического развития, а также будет способствовать формированию коммуникативных навыков и воспитанию культуры речи детей.

Схема 1.4.


Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ



Тематические практикумы, выставки

Привлечение родителей к участию на занятиях

Совместные праздники правил речи


Выпуск газет, памяток,

папок-передвижек

Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс



Дни открытых дверей

Конкурсы, соревнования, экскурсии, отдых на природе

Коррекционно-развивающая работа предусматривает выбор индивидуального маршрута сопровождения ребенка, который включает информационно-аналитический блок. Он предполагает сбор сведений о детях, анализ психолого- педагогических диагностик, изучение медицинских карт. Особое внимание на данном этапе следует уделить включению родителей в сборе аналитической информации, направленной на выявление причин речевых нарушений детей. Рекомендуемые методы при работе с родителями: беседа, анкетирование, тестирование, посещение семьи.


Схема 2.

Схема индивидуального маршрута сопровождения ребенка с нарушением речи





ДИАГНОСТИКА





ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

(ПСИХОЛОГ)

- умственное развитие

- личностные особенности

МЕДИКО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ

(МЕД.СЕСТРА, ИНСТРУКТОР ФИЗО)

- состояние здоровья

- уровень физического развития


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ

(ЛОГОПЕД)

- уровень речевого развития


СЕНСОРНАЯ

(ИЗО, МУЗО)

- уровень развития мелкой и общей моторики


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

(ВОСПИТАТЕЛИ)

- познавательное развитие

- коммуникативное развитие


ОПРОС РОДИТЕЛЕЙ

- выявление причин возникновения нарушения речи детей













СВОДНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА






ОБЩАЯ СТРАТЕГИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА








ПСИХОЛОГ

ВОСПИТАТЕЛЬ

ВОСПИТАТЕЛЬ ИЗО, МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

РОДИТЕЛИ





ЛОГОПЕГ

ИНСТРУКТОР ФИЗО











КОНТРОЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА

Результатом диагностирующего обследования детей является создание общей стратегии коррекционно-развивающего сопровождения ребенка, направленной на взаимодействие педагогов детского сада с родителями.

Схема 2.1



ОБЩАЯ СТРАТЕГИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА







ПСИХОЛОГ

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

  • РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ЧЕРЕЗ ИНДИВИДУАЛЬНУЮ И ГРУППОВУЮ РАБОТУ С ДЕТЬМИ

  • КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

  • ТРЕНИНГИ










ЛОГОПЕД

  • ИСПОРАВЛЕНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ УПРАЖНЕНИЙ, ИГР

  • ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

  • РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

  • ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

  • КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

  • СОВМЕСТНЫЕ ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ










ВОСПИТАТЕЛИ

  • СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ (ЗАНЯТИЯ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, НАБЛЮДЕНИЯ, ЭКСКУРСИИ)

  • ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЗАДАНИЯМ ЛОГОПЕДА

  • СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ










ИНСТРУКТОР ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

  • КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ (МОТОРИКИ) ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

  • СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ










ВОСПИТАТЕЛЬ ИЗО, МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

  • РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ, ОРИЕНТИРОВКИ

  • РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

  • ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИГР, УПРАЖНЕНИЙ, ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И Т.Д.










РОДИТЕЛИ

  • ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ И МЕТОДАМ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

  • ВОВЛЕЧЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В ДОУ ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ









На данном этапе решаются конкретные практические задачи, направленные на преодоление речевых нарушений ребенка. К формам и методам работы относятся:

  • занятия со специалистами;

  • домашние задания;

  • посещение детской консультации;

  • рекомендации родителям по использованию упражнений, игр.


Контрольно-диагностический этап


С целью выявления динамики речевого развития ребенка в конце учебного года проводится контрольная диагностика с последующим анализом деятельности педагогов и родителей.


Для отслеживания результативности выполнения программы используется контрольно-диагностический материал, включающий в себя авторскую методику О.Б. Иншаковой «Альбом для логопеда» и сводную речевую карту И.А. Каравановой для проведения речевого обследования детей старшего дошкольного возраста и материал по изучению взаимодействия ДОУ и семьи.


Изучение взаимодействия ДОУ и семьи осуществляется по двум показателям:


  1. Уровень педагогических знаний родителей по речевому развитию (табл. 1).

  2. Уровень посещаемости родителями мероприятий, проводимых в ДОУ по проблеме речевого развития дошкольников (табл. 2).



Таблица 1.

Уровень педагогических знаний родителей

Вопросы

Уровни

высокий

средний

низкий

1. Знание родителей о речевых нарушениях детей

Родители владеют необходимыми сведениями о развитии речи детей дошкольного возраста, самостоятельно и в полном объеме строят свои ответы

Недостаточно владеют сведениями о развитии речи детей, затрудняются при ответах, ответы односложны, не содержательны.

Родители отвечают при помощи вспомогательных вопросов или ответ отсутствует.

2. Знание о работе логопеда

3. Представление о методах и приемах исправления речи

4. Представление о последствиях нарушения речи

5. Представление о сотрудничестве по вопросам речевого развития ДОУ и семьи

Таблица 2

Уровень посещаемости родителями мероприятий, организуемых в ДОУ по вопросам речевого развития детей



Мероприятия


Уровни


высокий

средний

низкий

1. Родительские собрания



70 – 100%



21 – 69%



0 – 20%

2. Консультации

3. Семинары-практикумы

4. Дни открытых дверей

5. Совместные занятия «Ребенок-родитель»

6. Заседание клуба «Речецветик»

7. Совместные праздники



Список литературы


  1. Афанасьева В.Г. Общество: системность, познание и управление/-М.: Политиздат, 1984.-с.4-28.

  2. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг /-М.: Просвещение,1993.-с.6-14./

  3. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия/-М.:Владос,1998.- с.680.

  4. Закон Р.Ф. «Об образовании» // Вестник образования – 1996. - №7. – с 52.

  5. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка./-М.: Просвещение, 1985.-с.11-29.

  6. Крупская Н.К. Педагогические сочинения / - М.: АПНРСФСР, 1959. – Т.6. – с..128.

  7. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание./-М.: Академия, 2000.-с.45-48.

  8. Маркова Т.А. Детский сад и семья./-М.: Просвещение, 1986.

  9. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. / - М.: АРКТИ, 2006. – с. 80.

  10. ТкаченкоТ.А. Логопедические занятия в детском саду для детей с ОНР./-ЕК.: Литература.-2000.

  11. Урбанская О.Н. Воспитателю о работе с семьей./-М.: Просвещение, 1973.- с.115.

  12. Филичесва Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка детей к школе с ОНР в условиях специализации детского сада./-М.: Альфа, 1993.-с.232.

  13. Хямяляйнен Юха Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы./-М.: Просвещение, 1993.




Мусинова Людмила Юрьевна МДОУ детский сад «Росинка»

Похожие:

Образовательная программа «Навстречу друг другу» iconТике в 4 классе за 3 четверть 2013г
Два поезда шли навстречу друг другу из двух городов. Один шёл со средней скоростью 74 км/ч, а второй со средней скоростью 83 км/ч....
Образовательная программа «Навстречу друг другу» iconКонтрольная работа на тему: «Решение задач на движение»
Из двух городов, расстояние между которыми 520 км одновременно вышли навстречу друг другу два поезда. Один поезд шёл со скоростью...
Образовательная программа «Навстречу друг другу» iconКонспект урока Эпиграф к уроку
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пожелайте друг другу успехов и хорошего настроения
Образовательная программа «Навстречу друг другу» icon«Взаимодействие цивилизаций: диалог или конфликт?»
Различные социокультурные сообщества не могут больше развиваться изолированно друг от друга, но их несхожесть, а также попытки притирки...
Образовательная программа «Навстречу друг другу» iconЧто позволяет сопоставить эти произведения?
Как строится художественный мир каждого стихотворения? Индивидуальные находки автора, их роль в развитии идеи? Помните, что «поэты...
Образовательная программа «Навстречу друг другу» iconТики в 1 классе по теме: "Число и цифра 7"
Этот урок? -вы все сегодня хорошо поработали, скажем друг другу спасибо
Образовательная программа «Навстречу друг другу» iconКонспект урока предмет
Учащиеся приняли цель урока, осознали её и готовы к следующему этапу работы, доброжелательно настроены по отношению друг к другу
Образовательная программа «Навстречу друг другу» iconЗадачи: Развивать эмоциональное осознание своего самочувствия, положительное настроение, повышение уверенности в себе, уменьшение тревожности; Обучать общению
Давайте все вместе возьмемся за руки, улыбнемся и скажем друг другу «Доброе утро!» Замечательно!
Образовательная программа «Навстречу друг другу» iconМетодические рекомендации: занятие проводится в виде лекции с элементами беседы, игровых упражнений и презентации. Ход занятия: I. Приветствие (все по кругу, обращаясь друг к другу): Скажем «Здравствуйте»
Вредные привычки: алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания и их влияние на здоровье
Образовательная программа «Навстречу друг другу» iconУрок по ознакомлению с окружающим миром (русский язык) во 2 классе по теме: «Какие бывают правила»
Ознакомить с миром вежливых слов и речевых оборотов. Способствовать воспитанию в детях чувства собственного достоинства, бережного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница