Педагогического опыта: «Реализация технологии проблемно-диалогического обучения в образовательном процессе начальной школы с использованием мультимедий­ных презентаций»




Скачать 36.34 Kb.
НазваниеПедагогического опыта: «Реализация технологии проблемно-диалогического обучения в образовательном процессе начальной школы с использованием мультимедий­ных презентаций»
Дата04.02.2016
Размер36.34 Kb.
ТипДокументы
Информационная карта передового педагогического опыта

  1. Ф.И.О. автора – Проценко Татьяна Александровна

  2. г. Железнодорожный

  1. Образовательное учреждение – МОУСОШ №12

  2. Занимаемая должность - учитель начальных классов,

  3. Педагогический стаж и квалификационная категория - 3 года, высшая квалификационная категория

  4. Тема педагогического опыта: «Реализация технологии проблемно-диалогического обучения в образовательном процессе начальной школы с использованием мультимедий­ных презентаций».

  5. Уровень опыта - творческий, новизна в комбинации известных методик:

  • проблемно-диалогических методов (подводящий диалог, побуждающий диалог), информационный метод, деятельностный метод обучения, здоровьесберегающая техноло­гия;

  • в рационализации организации проблемных, побуждающих диалогов посредством использования мультимедийных презентаций.

Использование мультимедийных презентаций не только как иллюстративного материала для активизации внимания учащихся современными средствами. Использо­вание мультимедийных презентаций предоставляет учащимся большую возможность по­шагово прийти к открытиям новых знаний на уроках, благодаря зрительному восприятию детям легче удерживать логическую цепочку знаний, которые необходимы для осознания создавшегося противоречия, либо для обозначения проблемы, либо для того, чтобы про­анализировать и сделать вывод, «придумать» правила по новой теме урока.

  1. Цель педагогического опыта:

  • учить детей самостоятельно добывать знания, учить учиться;

  • создание мотивации к дальнейшей успешной учебной деятельности;

  • формирование интереса к образованию;

  • создание условий в процессе обучения для максимального раскрытия способно­стей каждого ученика;

  • создание ситуации комфортности на уроке;

  • развитие личности ребенка;

  • развитие речи учащихся;

  • развитие умения применять приобретённые знания, умения и навыки в практиче­ской деятельности;

9. Краткое описание опыта:

Основные противоречия, решаемые в опыте:

  • между традиционной методикой формального заучивания и ориентацией на развитие творческих способностей младших школьников, на развитие личности ребенка;

  • между необходимостью достижения высокой степени качества обучения и острым де­фицитом времени;

  • между фронтальной формой обучения и индивидуальным развитием личности каждого ученика;

  • между большим объемом материала и недопустимостью перегрузки учащихся.

Основные компоненты системы работы:

  • организация подводящего диалога;

  • организация побуждающего диалога;

  • организация деятельности на уроке;

  • использование мультимедийных презентаций.

Методы, формы, средства и виды деятельности, используемые в данном опыте, последова­тельность их применения и обоснование выбора:

Проблемно-диалогический метод, деятельностный метод обучения.

Организация проблемной ситуации на уроке посредством мультимедийной презен­тации.

Наряду с фронтальной и индивидуальной формами работы на уроке организация работы в парах, работы в малых группах.

Виды деятельности - исследовательская, поисковая, моделирование отношений и структур, конструирование, критический анализ, творческие работы.

Уроки, на которых дети сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозна­чают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила - доставляют удо­вольствие учителю, радость открытия детям.

Приемы стимулирования, контроля, взаимоконтроля и самоконтроля:

Организация проблемных диалогов с использованием мультимедийных презентаций оживляет работу учащихся и предоставляет учащимся большую возможность «самостоя­тельно» прийти к «открытиям» новых знаний на уроках, что обеспечивает ситуацию успе­ха практически для каждого ребенка.

Большую роль в стимулировании к деятельности играет качественная оценка учи­теля.

На уроках математики в третьем, четвертом классе я практикую выполнение само­стоятельных и контрольных работ с самопроверкой по эталону - это позволяет ученику самостоятельно разобраться в сделанной им ошибке, приучает к самоконтролю.

Этап рефлексии деятельности позволяет детям на своем уровне проанализировать работу на уроке, оценить собственную деятельность, выделить и поблагодарить одно­классников, которые помогли получить результат урока.

Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность:

Четкое следование методике в организации проблемных диалогов, системность в ра­боте приводит к тому, что дети привыкают идти к знаниям самостоятельно, им становится скучно, если это начинает делать учитель.

Проблемные методы отличаются эффективностью, т.к. постановка проблемы обес­печивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения - понимание материала большинством учащихся класса.

Организация проблемного диалога посредством мультимедийных презентаций включает в поиск новых знаний практически каждого ребенка.

Необходимые ограничения и запреты (чего ни в коем случае нельзя делать):

Учителю надо всегда помнить: одна похвала даёт две - три победы ещё, одна крити­ка две - три проблемы с частицей «не» и порождает новые проблемы.

Организация проблемных диалогов от случая к случаю недопустима. Объяснение учителем нового материала должно быть исключением из правил.

Результативность:

  • повышается интерес к учебе;

  • обеспечивается развивающий эффект и мотивация учения;

  • не допускается переутомления на уроке;

  • обеспечивается атмосфера сотрудничества учителя и ученика;

  • развитие речи, логического мышления;

  • развитие личности ребенка, его творческих способностей и интереса к предметам;

  • вырабатывается активная позиция детей;

  • дети показывают высокий уровень обученности.


Преимущество этого опыта:

  • умение добывать знания;

  • воспитывает самостоятельность;

  • делает работу на уроках ОНЗ интересной для учеников и учителя;

  • высокая мотивация способствует формированию интереса к учебе;

  • носит здоровьесберегающий характер.

-обеспечивают на уроках подлинно творческую деятельность, как учащихся, так и учите­ля.

10. Проблемные методы эффективнее традиционных, т.к. постановка проблемы обеспе­чивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения - понимание материала большинством учащихся класса.

Показатель результативности: в течение шести лет уровень обученности класса, ко­торый обучался по УМК «Школа 2000 - Школа 2100» с 2004-05 учебного года, составляет 100 % по всем предметам, качество знаний - от 60 % до 80%, дети этого класса отличают­ся повышенным интересом к учебе.

11. Экспертное заключение. Опыт был представлен на методическом объединении учителей начальных классов по проблеме «Обобщение передового педагогического опыта» 25 марта 2010 года и получил положительный отзыв, признан эффективным.

12. Последователи: Демичева Елена Васильевна, Панова Ирина Викторовна – учителя начальных классов МОУСОШ №12.

13. Кто и когда изучал: Жилина Татьяна Ивановна – преподаватель АФ ККИДППО (в рамках курсов повышения квалификации). На заседаниях педагогического совета МОУСОШ №12, на методических объединениях учителей начальных классов МОУСОШ №12, на заседаниях руководителей школьных методических объединений.

14. Выводы, рекомендации: представленный материал поможет педагогу, работающему по УМК «Школа 2000 - Школа 2100» в использовании мультимедийных презентаций при организации проблемных диалогов на уроках ОНЗ по предметам: русский язык, матема­тика, окружающий мир. В построении подводящих и побуждающих диалогов.

3. Условия возникновения, становления опыта.

Я впервые услышала о новаторстве в методике начального обучения на курсах в Москве в 1998 году. Потом знакомство с методикой развивающего обучения по системе Л.В.Занкова, прошла курсовую переподготовку по теме: «Совершенствование методико-математической подготовки учителя начальных классов» у Н.Б.Истоминой. В 2007 году курсы в Академии ПК и ПРО РФ (№13-99 от 04.06.2007 г.) по теме: «Новая модель развивающего образования «Школа 2100», неоднократно встречалась с авторами учебни­ков вышеуказанных систем и УМК. «Заболела» обучением, построенном на принципах развивающего обучения. Посетив очередные курсы в 2009 году, работая учителем в МО­УСОШ №12 в Московском институте открытого образования по теме: «Основы систем­ной деятельности педагогики в условиях современного урока», прослушав лекции Л.Г.Петерсон, в очередной раз убедилась: создание «коллизий», проблемных ситуаций, организация «затруднения в деятельности», постановка учебной задачи и т.д. методически правильно организованные учителем на уроке, это возможность, предоставленная учите­лю: учить детей учиться.

В сельской местности, в отличие от городской (1год стажа в Виноградской средней школе на Украине), родители гораздо меньше уделяют времени детям при подготовке домашних заданий. Учителю, учитывая особенность работы в сельской школе, приходится максимально рассчитывать только на работу, организованную на уроке. Воз­никает необходимость в организации процесса обучения таким образом, чтобы ребенок максимально усваивал новый материал на уроке. Использование технологии проблемно-диалогической обучения дает такую возможность. Учащиеся самостоятельно открывают новые знания, а знания открытые детьми самостоятельно, запоминаются лучше, таким об­разом, нет необходимости дома зазубривать правила, которые детям не всегда понятны. «Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам». Сократ

Проблемные методы эффективнее традиционных, т.к. постановка проблемы обеспечи­вает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения - понимание материала большинством учащихся класса. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интере­сами и способностями.

Проблемный диалог прописан в методических рекомендациях ко всем урокам ОНЗ (организации новых знаний), однако, текст предлагаемых диалогов, как правило, претер­певает ряд изменений при подготовке к уроку. Приходится учитывать уровень подготов­ленности класса, социальный состав семей, ситуации на уроке, настроение, погоду. По­стоянно находишься в поиске более удачных педагогических решений.

  1. Актуальность опыта.

Работая продолжительное время своей трудовой деятельности в школе, постоянно задавала себе вопросы:

  • Как изучение нового материала (этап урока) сделать интересным и захватывающим для детей?

  • Как сделать активным участником учебного процесса каждого ребенка?

  • Как не допустить перегрузки детей, не смотря на большой объем знаний?

  • Как максимально развить способности каждого ребенка?

  • Как добиваться максимального усвоения знаний на уроке?

Все эти вопросы вполне решаемы, если процесс обучения строить на принципах развивающего обучения. Ни от случая к случаю, а систематически готовить уроки ОНЗ в соответствии с технологией проблемно-диалогического обучения. В этом случае каждо­дневное объяснение учителем нового материала сменится поиском, решением возникших проблем, выходом из затруднительных ситуаций, самостоятельным выведением правил, свойств и т.д.

  1. Теоретическое обоснование опыта.

Я посетила ряд курсов, встреч с авторами УМК «Школа 2000 - Школа 2100» , были изучены и проанализированы следующие публикации:

1.Леотьев А.А. Алексей Николаевич Леонтьев как психолог и педагог. //
Начальная школа:плюс-минус.2002. №6

  1. Мельникова Е.Н. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, техноло­гия, предметная специфика. // Сб. программ/Под науч. ред. Д.И. Фельд-штейна. -М: Баласс, 2008.

  2. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения // Школа 2100. Обра­зовательная программа и пути ее реализации. Вып. З.-М., Баласс, 1999.

  3. Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения // Об­разовательная система «Школа 2100». Сборник программ . - М, 2004

  4. Мельникова Е.Л. Проблемный урок в начальной школе, или как открывать знания вместе с детьми // Начальная школа:плюс-минус.1999. №5, 6, 7, 8.

  5. Мельникова Е.Л. Анализ уроков изучения нового материала.// Школа 2100. Вып. 4-М.: Баласс, 2000.

  6. Образовательная система «Школа 2100»: Сб. программ/Под науч. ред. А.А. Леонтьева. -М: Баласс, 2004.

  7. Образовательная система «Школа 2100»: Сб. программ/Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. -М: Баласс, 2008.

  8. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения.// Школа 2000..., Москва 2007.

  9. Петерсон Л.Г., М.А.Кубышева и др. Что значит «уметь учиться» //Москва 2008.

  10. «Школа 2000...» Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. Выпуск 5, Москва, 2005

  11. «Школа 2000...» Математика для каждого: технология, дидактика, Мони­торинг. Выпуск 4. Издание второе, Москва, 2004

Изучение и анализ перечисленного опыта, исходя из собственного опыта работы, могу сделать вывод: от того, насколько грамотно используется технология деятельностно­го метода, технология проблемно-диалогического обучения в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе

6. Ведущая педагогическая идея.

Определить педагогическую идею опыта позволил анализ противоречий, сложив­шихся в современной системе образования между традиционными формами формального заучивания и ориентацией на развитие творческих способностей младших школьников, между фронтальной формой обучения и индивидуальным развитием личности каждого ученика. Работая над обобщением опыта, я поставила цель: показать, как можно органи­зовать работу учителя и учащихся, используя технологию проблемно-диалогического обучения в сочетании с ИКТ. Ведущая педагогическая идея: создание на уроке таких ус­ловий, при которых учащиеся захотят самостоятельно добывать знания, учить детей учиться, активизировать познавательную деятельность каждого ребенка.


7. Технология опыта.


«Начальная школа должна стать не «школой навыка», а первым опытом ребенка в образовании -местом пробы своих сил, пространством раскрытия личностного потенциала и школой взросления».

Из многочисленных проблем жизни самая «человеческая» - это проблема выбора. В отечественном образовании 20-25 лет назад проблема выбора практически не стояла: я, как и все, учила детей по одинаковым программам и учебникам. Очень рада, что ситуация кардинально изменилась. Свой выбор шесть лет назад я остановила на Образовательной программе «Школа 2100». Чем руководствовалась я, делая свой выбор? На первом плане стоял мотив «мне самой должно быть интересно». Таким образом, с 2004 - 2005 учебного года обучение учащихся в начальной школе я осуществляю по УМК «Школа 2000 - Шко­ла 2100».

Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения не­достаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирование качеств толерантности, способности к самореализации и самоопределению. Ясно так же, что новые подходы к обучению не должны быть противопоставлены опыту традиционной школы. В программах «Школа 2100», «Школа 2000...» построена новая модель обучения, которая обеспечивает синтез не конфликтующих между собой идей развивающего обуче­ния (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили и др.), с позиций преемственности с традиционной школой. Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает её в направлении современных образовательных це­лей. Один из принципов развивающего обучения принцип деятельности предполагает: но­вые понятия не даются детям в готовом виде, а добываются ими самостоятельно в про­цессе учебной деятельности. Передо мной встал вопрос: «Как организовать такое обуче­ние?» Курсы повышения квалификации, встречи с авторами учебников, изучение методи­ческой литературы помогли найти ответ на поставленный вопрос. Методически грамотно организованные учителем на уроке «коллизии», проблемные ситуации, «затруднения в деятельности» - все это дает учителю возможность: учить детей учиться.

Я хотела бы поделиться своим опытом работы по использованию в учебном процессе технологии проблемно-диалогического обучения.
Из всех методов технологии проблемно-диалогического обучения на уроках ОНЗ я чаще отдаю предпочтение побуждающему и подводящему диалогам. Диалоги: побуждающий и подводящий по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику осуществить творческую деятель­ность и поэтому развивают творческие способности учащихся. Подводящий диалог пред­ставляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и соответственно раз­вивает логическое мышление учеников

Современные возможности урока (мультимедийный проектор, интерактивная дос­ка) позволяют сделать уроки более интересными и запоминающимися. Я объединила ор­ганизацию проблемных диалогов с демонстрацией мультимедийных презентаций, но ис­пользую мультимедийные презентации не только как иллюстративный материал для акти­визации внимания учащихся современными средствами, но и как возможность прийти к открытиям на уроках более легко и свободно. Благодаря зрительному восприятию, детям легче удерживать логическую цепочку знаний, которые необходимы для осознания соз­давшегося противоречия, для обозначения проблемы, для открытия новых знаний. Каж­дый появляющийся новый слайд мультимедийной презентации, предлагаемой мною, либо служит для активизации внимания и мышления учащихся, либо побуждает к выполнению заданий, или идет как подтверждение правильных ответов и выводов, проверки самостоя­тельной работы по эталону. Демонстрация мультимедийных презентаций на этапах: ак­туализация знаний, открытие новых знаний, первичное закрепление - оживляет работу учащихся, позволяет в процесс открытия новых знаний включить практически каждого ребенка. Организация проблемных диалогов с использованием мультимедийных презен­таций предоставляет учащимся большую возможность «самостоятельно» прийти к откры­тию новых знаний на уроках.

Посредством подводящего диалога на уроках ОНЗ я сначала помогаю ученикам сформулировать тему или вопрос для исследования, тем самым вызывая у них интерес, а затем в диалоге стараюсь организовать «открытие» школьниками новых знаний, добива­ясь тем самым понимания материала, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам. « До­воды, до которых человек додумался сам, убеждают больше, чем те, которые пришли в голову другим», Луи Паскаль. Такой подход делает процесс обучения более демократич­ным, ориентированным на учащихся с разными интересами и способностями. При состав­лении подводящего к теме диалога я подбираю логическую цепочку посильных ученикам вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репро­дуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Следует заметить, что все вопросы и задания опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. Если в ходе подводящего диалога случаются ошибочные ответы учащихся, я не акцентирую на них внимание и, чтобы не нарушить ход и логику диалога, задаю сле­дующие вопросы: «Дети, кто думает иначе?», «Все согласны с ответом предыдущего уче­ника?» и др. Подводящий к теме диалог развивает речь учащихся и логическое мышление. Организацию подводящего диалога с использованием мультимедийной презентации я хо­тела бы показать на одном из уроков русского языка во втором классе. Ввиду возрастных особенностей учащихся я остановилась на «сокращенном» методе, представляющем собой подводящий к теме диалог. Урок русского языка я привожу полностью, чтобы показать своё видение организации подводящего диалога, который не должен быть оторван от других привычных для учителя этапов урока. Открытие новых знаний всегда наиболее интересный и творческий этап урока. Ученики быстрее и легче делают выводы, определяют тему урока и составляют правила правописания, если предшествующим эта­пом будет этап актуализации тех знаний, умений и навыков, которые будут необходимы для открытия новых знаний по теме урока. Я подбирала вопросы и задания по уже прой­денному материалу по темам: звуки и буквы, слово, предложение, повторялись изученные орфограммы. Красной нитью проходит правописание слов с Ь, гласные, обозначающие мягкость предыдущих согласных, согласные буквы, которые обозначают всегда мягкий звук. Обобщающий вопрос помог детям сформулировать тему урока, самостоятельно вы­вести правила правописания разделительного Ь. Благодаря зрительному восприятию пре­зентации детям легче было удерживать логическую цепочку знаний, которые помогли осознать создавшееся противоречие. Знакомство с правилом в учебнике, после того как оно самостоятельно составлено детьми, вызывает у учащихся, как правило, положитель­ные эмоции, так как правило в учебнике совпадает с выводами детей. Создается ситуация успеха на уроке. Мультимедийная презентация легла в основу следующих этапов урока: актуализация знаний, «открытие» новых знаний, определение темы и цели урока, первич­ное закрепления во внешней речи. Презентация состоит из 20 слайдов.

Следует отметить, что появляющиеся по щелчку мыши новые слайды должны или побуждать детей к выполнению заданий, или быть подтверждением их ответов, выводов. Важными на этом уроке являются развивающие задачи. Учащиеся добывают знания сами, а не получают их в готовом виде.

Технология проблемно-диалогического обучения является общепредметной, т.е. реализуемой на любом предметном содержании. Организацию подводящего к теме диало­га с использованием мультимедийной презентации я хотела бы показать и на уроке мате­матики. Я предлагаю фрагмент урока математики во втором классе, мультимедийную презентацию к этапам: актуализация знаний, «открытие» новых знаний, определение темы и цели урока, первичное закрепления во внешней речи. Ученики находят выход из затруднительной ситуации и делают вывод быстрее и лег­че, если начать урок с этапа актуализации тех знаний, которые будут наталкивать на нуж­ную гипотезу.

На уроках математики возможен широкий спектр проблемных ситуаций, я чаще ис­пользую проблемную ситуацию с затруднением, которое вызывается практическим зада­нием, не сходным с предыдущими. Далее организую с классом побуждающий диалог. В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимо­стью и невозможностью выполнить задание, например, ученикам дается задание, не вы­полнимое вообще. Я ставлю вопросы, которые помогают школьникам понять заложенное в проблемной ситуации противоречие. Обобщающий вопрос может быть: «Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?», или «Какой возникает вопрос?». Следует отметить, при побуждающем диалоге возможно появление неточных или совершенно ошибочных отве­тов учащихся. Недопустимо в данном случае реагировать на них отрицательной оценкой. Догадаться, прийти к более точным ответам я помогаю учащимся следующими вопроса­ми: «Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее? Кто еще хочет сказать?» Суть поиска решения учебной проблемы проста: я помогаю ученикам открыть новое знание. Важно организовать обучение на уроке таким образом, чтобы ученики получали не гото­вое знание, а добывали его в процессе собственной учебной деятельности. «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность», Б. Шоу.

При использовании метода - побуждающий диалог, я ставлю цель: стимулировать учеников к творческим действиям по осознанию противоречия и обозначению проблемы, по выдвижению и проверке гипотез. После окончания диалога мы вместе делаем вывод, потом учащиеся проверяют правильность своих выводов по учебнику. Снова ситуация ус­пеха. Для уроков окружающего мира наиболее характерными являются проблемные си­туации с удивлением или затруднением. Их я организую разными приемами:

  1. одновременно преподношу ученикам противоречивые факты, теории, мнения;

  2. сталкиваю разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал;

  3. организую ситуацию на противоречии житейского представления учащихся и научного факта и др.

В любых случаях возникает проблемная ситуация «с удивлением» или «с затрудне­нием», а дальше - побуждающий диалог. Поиск решения на уроках окружающего мира более материалоемкий, чем на уроках русского языка или математики. В этом случае на этапе совместного «открытия» знаний уместно организовать групповую работу учащихся. Работа по микрогруппам в коллективе - одна из лучших и эффективных форм организа­ции деятельности. Очень важна на этом этапе роль учителя. Необходимо обеспечить уча­щихся групп всем необходимым для поисковой деятельности, дать четкий инструктаж по порядку работы, все заметить и своевременно оценить. Итак, каждая группа получает свое задание, изучает и предъявляет на всеобщее обсуждение. Очень важно, что в группе дети сидят в кругу «глаза в глаза», а не «глаза в спины». Работа в группах позволяет во­влечь в учебную деятельность одновременно всех учеников, что достаточно сложно сде­лать во время фронтальной работы.

Основная задача представленного мной урока окружающего мира заключается не в сообщении ученикам более или менее значительной информации, а в обучении их свободно оперировать приобретенными знаниями. Такой подход развивает способность детей самостоятельно ориентироваться в разнообразных явлениях окружающей природы, в их связях с жизнью человека, воспитывает любознательность и наблюдательность. Используемая в преподавании курса окружающего мира технология проблемно-диалогического обучения помогает вовлечь в беседу всех детей в классе, научить их делиться своим опытом, впечатлениями, наблюдениями из жизни. Мультимедийная презентация используется на этапах урока: актуализация знаний, создание проблемной ситуации, определение темы и цели урока, а далее - побуждающий диалог, первичное закрепление нового знания, проверка самостоятельной работы. Презентация состоит из 23 слайдов. Появляющиеся по щелчку мыши новые слайды на этапе актуализации знаний помогают обозначить проблему, далее побуждают детей к выполнению заданий с целью решения обозначенной проблемы, являются подтверждением их ответов и выводов при
открытии новых знаний, помогают организовать самопроверку.

Хочется остановиться на предметной специфике проблемного диалога, наиболее яр­ко выраженной у побуждающего диалога. Сравним особенности побуждающего диалога на уроках математики, русского языка, окружающего мира.

На уроках русского языка наиболее часто используется проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся. Например, прошу учеников написать слова или пред­ложение на новое правило, определить новую часть речи и т.д. при этом возможна сле­дующая форма организации работы в классе. Один или два ученика работают у доски, с мнением которых фронтально работающий класс может не согласиться. При отсутствии знаний по новой теме это задание, как правило, вызывает разброс мнений учеников. В ка­кой бы форме не создавалась проблемная ситуация, после выполнения практического за­дания, полученные результаты я озвучиваю. В этот момент и возникает проблемная си­туация с удивлением. Далее организую с классом побуждающий диалог.

На уроках математики использую проблемную ситуацию с затруднением. Сначала классу предлагаю задание на пройденный материал, с которым ученики успешно справ­ляются. В последнюю очередь - задание на новый материал, которое при отсутствии зна­ний, как правило, вызывает у детей затруднение. Далее планирую побуждающий диалог с целью осознания учениками противоречия. Диалог, как правило, начинаю с вопроса: «В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Какой возникает вопрос? Какая будет тема урока?» Тему записываю на доске, либо появляется на экране, этап по­становки проблемы завершается. Например, урок математики во втором классе, тема: «Внетабличное умножение». Чтобы создать ситуацию с затруднением, дети получают за­дание на внетабличное умножение: 12 х 4. С таким заданием они еще не встречались. Эф­фект неожиданности включает ориентировочно-исследовательскую реакцию. Каждый ре­бенок идет к решению своим путем. Одни предлагают начать выполнять задание с умно­жения десятков, другие настаивают начинать умножение с единиц, третьи предлагают за­менить умножение сложением. Рассматриваем разные способы решения, обязательно кто-то из детей выделит более рациональный способ, делаем выводы, обозначаем тему урока. Таким образом, организовывая и направляя коллективный поиск решения, подхватывая нужную мысль, высказанную детьми в ходе обсуждения, делаем выводы, обозначаем тему урока, сравниваем с примерами и выводами в учебнике.

Если новый материал не сложный, и ученики справляются с заданием, можно у не­скольких учеников спросить ответы. Как правило, они бывают разные, поэтому уместна реплика: «Задание было одно, а результаты разные. Почему так получилось? Чем это за­дание не похоже на предыдущее?»

Сравнивая этап постановки проблемы на уроках русского языка и математике, мож­но сделать следующий вывод. Сходство методики заключается в том, что для создания проблемной ситуации ученикам предлагается практическое задание на новый материал. Однако на русском языке это задание ученики обычно выполняют, причем по-разному, возникает проблемная ситуация со столкновением мнений. На математике класс такое за­дание, как правило, не выполняет вообще и возникает проблемная ситуация с затруднени­ем. Столкновение мнений учащихся на уроке русского языка очевиднее при вызове двух человек к доске, при групповой работе. Затруднение на математике требует фронтальной формы. Естественно, что после возникновения разных проблемных ситуаций на каждом предмете разворачивается свой побуждающий диалог. Поиск выхода из проблемной си­туации (затруднения) на уроках математики обычно проходит на материале того же зада­ния, с которым ученики не справились. Завершаю этап поиска решения открытием нового знания, сравниванием с детьми их формулировки (выводы) с правилом в учебнике.

На уроках естествознания чаще организовываю проблемные ситуации с удивлением, возникающие на противоречиях между двумя положениями или между житейским пред­ставлением учащихся и научным фактом. После возникновения проблемной ситуации «с удивлением», разворачивается побуждающий диалог: «Вы как сначала думали? А как на самом деле? Сформулируйте тему». Следует отметить, что на уроках естествознания час­то встречаются ситуации с несколькими решающими гипотезами. В этом случае лучше организовать групповую работу учащихся.

Использование проблемно-диалогических методов в учебном процессе исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребенка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимо­действии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и вза­имной поддержки. Таким образом, учебный процесс ориентирован на формирование у де­тей интереса к обучению, на творческое начало в учебной деятельности, приобретение собственного опыта творческой деятельности. С самых первых уроков детям предлагают­ся задания, которые, развивают не только ум, но и волю, чувства, эмоции, умение само­стоятельно находить и преодолевать затруднения, проводить самооценку. На уроках пере­до мной стоит очень важная задача - создание особой атмосферы доверия, доброжела­тельности, теплоты, в которой дети чувствуют себя уверенно и спокойно. Я не стараюсь критиковать их, хвалю - даже за самую маленькую удачу, за каждое верно найденное сло­во, за старание и трудолюбие. Поощрение со стороны учителя - это признание способно­стей ребенка, оно стимулирует его к дальнейшему творчеству. Большую роль в стимули­ровании к деятельности играет качественная оценка учителя. Глаза ребенка светятся сча­стьем, когда он получает почетное звание: «самый сообразительный», «самый догадли­вый», «самый умный на сегодняшнем уроке». Качественные оценки такого рода получают учащиеся с разными способностями, в отличие от ситуаций на традиционных уроках, ко­гда заслуживают отметки «5», как правило, дети дисциплинированные и с хорошей памя­тью. Очень часто делают «открытие» при изучении нового материала дети с нестандарт­ным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью и далеко не «отличники». Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентиро­ванным на разных учащихся с разными интересами и способностями. Дети настолько привыкают к качественной оценке учителя за два года обучения, что к отметкам в треть­ем, четвертом классе относятся очень спокойно и осознанно. Они просто забывают о них на уроке, для них гораздо важнее быть первым в решении обозначенной проблемы, сде­лать самый грамотный вывод. Самыми догадливыми и самыми сообразительными, как правило, хотят быть все. Если ученику комфортно на уроке - тогда и результаты учения будут лучше, и личность будет развиваться более гармонично. Очень важно сохранить не только физическое здоровье ребенка, но и психическое, и нравственное. Данная техноло­гия является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, позволяет добиться положительной динамики качества обуче­ния, развитие интеллекта и творческих способностей, воспитания активной личности при сохранении здоровья учащихся.

8. С 2004 - 2005 учебного года обучаю детей в начальной школе по УМК «Школа 2000 - Школа 21000». С 2008-09 учебного года пришла к выводу: использование мульти­медийных презентаций на уроках ОНЗ во время организации проблемных диалогов на этапах: актуализация знаний, постановка проблемы, самостоятельная работа с самопро­веркой по эталону, «открытие» новых знаний, определение темы и цели урока, первичное закрепления во внешней речи дает более высокий результат. Реализация проблемно-диалогических методов с использованием мультимедийных презентаций позволяет прак­тически каждого ребенка сделать активным участником учебного процесса. Исключение из учебного процесса пассивного восприятия учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребенка адекватную нагрузку.

  1. Реализация технологии проблемно-диалогического обучения в образовательном процессе начальной школы с применением мультимедийных презентаций применяется мною на уроках ОНЗ математики, русского языка, окружающего мира.

  2. Проблемно-диалогическое обучение - это тип обучения, обеспечивающий посред­ством диалога с учителем творческое усвоение знаний учащимися. Вся система заданий составлена таким образом, чтобы включить каждого ребенка в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Это позволяет, наряду с развитием вычислительных навы­ков, навыков чистописания, продвигаться в развитии мыслительных операций, умении анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать.

Показатель результативности: в течение шести лет уровень обученности класса, кото­рый обучался по УМК «Школа 2000 - Школа 2100» с 2004-05 учебного года, составляет 100 % по всем предметам, качество знаний - от 60 % до 80%. Техноло­гия проблемно-диалогического обучения позволяет добиться положительной динамики качества обучения. Таким образом, учебный процесс ориентирован на формирование у учащихся интереса к обучению, на творческое начало в учебной деятельности, приобрете­ние собственного опыта творческой деятельности. Учащиеся 2-а класса отличаются высоким уровнем мотивации к дальнейшей успешной учебной дея­тельности.


Похожие:

Педагогического опыта: «Реализация технологии проблемно-диалогического обучения в образовательном процессе начальной школы с использованием мультимедий­ных презентаций» icon«Средняя общеобразовательная школа №20» г. Чебоксары
Реализация приемов технологии проблемно – диалогического обучения на уроках биологии
Педагогического опыта: «Реализация технологии проблемно-диалогического обучения в образовательном процессе начальной школы с использованием мультимедий­ных презентаций» iconРеферат Номинация Инновации в образовательном процессе
Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций
Педагогического опыта: «Реализация технологии проблемно-диалогического обучения в образовательном процессе начальной школы с использованием мультимедий­ных презентаций» iconДоклад о результатах деятельности государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №355 Московского района Санкт-Петербурга в 2011/2012 учебном году
Образовательные технологии и методы обучения, используемые в образовательном процессе
Педагогического опыта: «Реализация технологии проблемно-диалогического обучения в образовательном процессе начальной школы с использованием мультимедий­ных презентаций» iconОпыта: «Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников через создание развивающей среды в образовательном процессе»
Бюджетном общеобразовательном учреждении «Сергиевская средняя общеобразовательная школа» 27год. Становление данного опыта происходило...
Педагогического опыта: «Реализация технологии проблемно-диалогического обучения в образовательном процессе начальной школы с использованием мультимедий­ных презентаций» iconОпыта
История изучения педагогического опыта «Игротерапия, как средство снижения уровня тревожности у детей среднего дошкольного возраста»...
Педагогического опыта: «Реализация технологии проблемно-диалогического обучения в образовательном процессе начальной школы с использованием мультимедий­ных презентаций» icon«Экологическое воспитание в начальной школе»
Содержание экологического воспитания в учебно- стр. 11 воспитательном процессе начальной школы
Педагогического опыта: «Реализация технологии проблемно-диалогического обучения в образовательном процессе начальной школы с использованием мультимедий­ных презентаций» iconРазработка урока с использованием проблемно-поисковой технологии
Цель: ознакомление с различными способами распространения плодов семян и растений, их значением
Педагогического опыта: «Реализация технологии проблемно-диалогического обучения в образовательном процессе начальной школы с использованием мультимедий­ных презентаций» iconКарта инновационного педагогического опыта
Она также дает возможность проверить умение педагогического работника кратко и лаконично описывать функциональные признаки инновационного...
Педагогического опыта: «Реализация технологии проблемно-диалогического обучения в образовательном процессе начальной школы с использованием мультимедий­ных презентаций» iconУчебно-методический комплекс дисциплины (умкд). Умкоп определяет единый порядок учебно-методического обеспечения учебного процесса и разрабатывается на основе образовательной программы специальности. Статья 8 Закона РФ «Об образовании»
Соединить вместе потребности в приобретении теоретического и практического опыта с использованием передовых информационных технологии...
Педагогического опыта: «Реализация технологии проблемно-диалогического обучения в образовательном процессе начальной школы с использованием мультимедий­ных презентаций» iconРеферативная часть
Тем не менее, в процессе обучения выделяют периоды, наиболее сложные с точки зрения адаптации детей. Таким периодом является и переход...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница