Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _________________С.Г. Дембицкий "_____"__________________20___ г.
Рабочая программа дисциплины
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА
Направление подготовки 030300 - ПСИХОЛОГИЯ
Профиль подготовки Практическая социальная психология
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Форма обучения очная, очно-заочная, заочная
Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ» (протокол № ___ от 20__г.) | Одобрено кафедрой возрастной психологии (протокол № от 20 г.) Зав.кафедрой _______________________________ |
Москва 2012 г.
Ермолаева Марина Валерьевна, д.псх.н., профессор, заведующая кафедры возрастной психологии. Настоящая программа составлена на основе компетентностного подхода и предназначена для обучаемых по квалификации «бакалавр», направления 030300.62 «Психология» для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения. В программе описаны компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины, подробно представлены структура и содержание дисциплины, отражены образовательные технологии для достижения целей и решения задач, поставленных в рамках учебной дисциплины. Определены оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, тематика и планы семинарских занятий, и необходимый список литературы. Даны методические рекомендации по изучению дисциплины. В программе отражено материально-техническое обеспечение дисциплины (аудиовизуальные средства обучения: CD проигрыватели, магнитофоны, видео магнитофон, телевизор, проектор, ноутбук), которое используется для реализации принципа наглядности (для демонстрации презентаций, подготовленными преподавателями и студентами), повышают мотивацию. Рецензент: Федорова Томириса Моисеевна, к.псх.н., доцент кафедры общей психологии НОУ ВПО «МПСУ», декан очного отделения факультета психологии Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Социализация взрослого человека» является ознакомление учащихся с закономерностями развития личности взрослого человека, понимаемого как процесс социализации. Главное внимание уделяется специфическим особенностям социализации взрослого человека в отличие от социализации ребенка. Особое место в программе занимает анализ основных теоретических концепций процесса социализации, а также описание четкой, содержательно обоснованной психологической периодизации развития взрослого человека, включающей взрослого в общий процесс онтогенеза.
2. Место дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата
Широкие междисциплинарные связи данного курса позволяют в рамках изучения данной дисциплины осуществить интеграцию знаний, получаемых в курсах социальной психологии, психологии развития и возрастной психологии, психологии личности, методологических основ психологии. Соответственно своей специфике, курс содержательно связан прежде всего со следующими дисциплинами учебного плана: Социальная психология Психология развития и возрастная психология Психология личности
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Настоящая программа составлена на основе компетентностного подхода и предназначена для обучаемых по квалификации «бакалавр».
| Компетенция | Код по ФГОС ВПО | Общекультурные компетенции | Способность и готовность к использованию систем, категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики | ОК-4 | Способность и готовность к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей; | ОК-7 |
Профессиональные компетенции | Способность и готовность к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска | ПК-5 | Способность и готовность к прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме | ПК-7 | Научно-исследовательская деятельность | Способность и готовность к пониманию и постановке профессиональных задач в области научно- исследовательской и практической деятельности | ПК-10 |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: основные отечественные и зарубежные концепции социализации личности, теории развития взрослого человека, психологическое содержание этапов среднего и позднего отногенеза Уметь: с позиций представления о социализации как двустороннем процессе, включающим усвоение социального опыта и активно воспроизводство социальных связей, анализировать особенности становления и саморазвития личности взрослого человека на разных этапах его жизненного пути. Владеть: критериями выбора психодиагностических методик; системой методов коррекции психологический свойств и состояний взрослого человека. 4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа Очная форма обучения (срок обучения 4 года)
№ п/п | Разделы и темы дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ВСЕГО | Из них аудиторные занятия | Самостоятельная работа | Контрольная работа | Курсовая работа | Лекции | Практикум Лаборатор | Практическ.занятия /семинары
| Интерактив | 1 | Психологическое содержание старости как этапа жизненного пути | 7 | 6 | 2 |
| |
| 4 |
|
|
| 2 | Выход на пенсию как условное начало старости | 7 | 6 | 2 |
| |
| 4 | |
|
| 3 | Характеристика личности пожилого человека | 7 | 8 | 1 |
| 2 |
| 5 | | |
| 4 | Наиболее типичные психологические состояния пожилых людей | 7 | 8 | 1 |
| 2 |
| 5 | |
|
| 5 | Эмоциональные переживания в старости | 7 | 8 | 1 |
| 2 | 2 | 3 | |
|
| 6 | Характеристика познавательной активности в старости | 7 | 10 | 1 |
| |
| 9 | |
|
| 7 | Особенности психологического консультирования пожилых людей | 7 | 13 | 2 |
| 2 |
| 9 | |
|
| 8 | Психотерапевтические методы в работе с пожилыми людьми | 7 | 13 | 2 |
| 2 | 2 | 7 | |
|
|
| ИТОГО | 7 | 72 | 12 |
| 10 | 4 | 46 | |
| зачет | Очно-заочная форма обучения (срок обучения 4.5 года)
№ п/п | Разделы и темы дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ВСЕГО | Из них аудиторные занятия | Самостоятельная работа | Контрольная работа | Курсовая работа | Лекции | Практикум Лаборатор | Практическ.занятия /семинары
| Интерактив | 1 | Психологическое содержание старости как этапа жизненного пути | 7 | 6 | 0,5 |
| | | 5,5 |
|
|
| 2 | Выход на пенсию как условное начало старости | 7 | 6 | 0,5 |
| | | 5,5 | |
|
| 3 | Характеристика личности пожилого человека | 7 | 8 | 1 |
| 1 | | 6 | |
|
| 4 | Наиболее типичные психологические состояния пожилых людей | 7 | 8 | 1 |
| 1 | | 6 | |
|
| 5 | Эмоциональные переживания в старости | 7 | 8 | |
| | 2 | 6 | |
|
| 6 | Характеристика познавательной активности в старости | 7 | 10 | 1 |
| | 2 | 7 | |
|
| 7 | Особенности психологического консультирования пожилых людей | 7 | 13 | 1 |
| 1 | 2 | 9 | |
|
| 8 | Психотерапевтические методы в работе с пожилыми людьми | 7 | 13 | 1 |
| 1 | 2 | 9 | |
|
|
| ИТОГО | 7 | 72 | 6 |
| 4 | 8 | 54 | |
| зачет |
|