Распределение по семестрам в часах




Скачать 20.22 Kb.
НазваниеРаспределение по семестрам в часах
Дата04.02.2016
Размер20.22 Kb.
ТипДокументы
Дисциплина:

Наименование

Распределение

по семестрам

Зачеты

Всего часов

Ауд/всего

Распределение по семестрам в часах

(в неделю)

Истории зарубежной литературы XX века

(от 1914г. до настоящего времени)


3,4

4

66/110

*

*

2

2


В результате изучения дисциплины слушатель должен:

1) представлять себе и анализировать основные процессы и исторические события, определяющие судьбу зарубежной литературы в XX веке: Первую и Вторую мировые войны, экономический кризис 1929 – 1933 гг., «потерянное поколение», французский экзистенциализм, сюрреализм в поэзии и изобразительном искусстве, антиутопии О. Хаксли и Д. Оруэлла, французский «новый роман» (Н. Саррот, А. Роб-Грийе, М. Бютор), поэзия американских «битников» (А. Гинсберг, Л. Ферлингетти).

2)Важную группу в европейской литературе XX века составляют писатели – католики (Ж. Бернанос, Г. Грин, Г. Белль и др.)

3) Отдельно следует выделить классиков модернизма в европейской прозе и поэзии (Д.Джойс, М. Пруст, Ф. Кафка, Т.С.Элиот и др.)

Литературный постмодернизм также оставил заметный след в литературном процессе (аргентинцы Х.Л.Борхес, Умберто Эко, серб Милорад Павич и др.).


Содержание разделов дисциплины

1.Первая мировая война и ее влияние на литературный процесс. Литература «потерянного поколения». Кризис 1929 – 1931 гг. и его отражение в литературе.Антифашистское движение 30-х годов и Народный фронт. Вторая мировая война и ее отражение в литературе. Выход на мировую арену литератур Латинской Америки и Азии.Холодная война и разрядка.Крушение социалистической системы.

2. Французская литература. 1914 – 1945: Пути развития и основные направления французской литературы после Первой мировой войны. Литературно-общественная борьба во Франции в период 20-30-х годов.Дадаизм и сюрреализм во французской литературе. Г. Апполинер как предшественник модернистских течений. Творческие принципы и поэтика сюрреализма. Его представители (А.Бретон, А. Мишо, ранние Арагон и Элюар)М. Пруст. Влияние философии Бергсона. Цикл романов: «В поисках утраченного времени». Своеобразие творческого метода Пруста. Поэзия и эссеистика Поля Валери. Эстетические взгляды П. Валери. Критический реализм между двумя войнами. Р.Мартен дю Гар и его роман «Семья Тибо». Проблема «отцов и детей», пути духовного формирования личности. Перерастание семейного романа в эпопею.Послевоенное творчество Р. Роллана. Роман «Очарованная душа».Ф Мориак. Критика лицемерной морали в романах «Клубок змей», «Подросток былых времен».

3.Французская литература.1945: А. де Сент – Экзюпери. «Ночной полет» и «Земля людей». Романтика труда и риска. Ответственность человека как главный принцип морали. Сказка «Маленький принц». Художественное своеобразие творчества писателя. Творчество А. Жида. Романы «Фальшивомонетчики» и «Подземелья Ватикана».

Католическая литература: драматургия П. Клоделя, поэзия Ш. Пеги, романы Ж.. Бернаноса («Дневник сельского священника», «Под солнцем Сатаны»).

Французская литература в годы второй мировой войны и оккупации. Веркор и его повесть «Молчание моря». Поэзия П. Элюара. Сюрреализм в послевоенной поэзии (Ж. Превер, А. Мишо, Р. Шар).

Французский экзистенциализм. Творчество Ж.-П. Сартра. Использование мифа в драматургии Сартра («Мухи»). Роман «Тошнота» и новелла «Стена». Автобиографическая повесть «Слова». Отношение Сартра к марксизму и коммунизму.

Творчество А. Камю. Концепция абсурдности бытия и ее отражение в романе «Посторонний». Антифашистская проблематика романа «Чума».

Школа «нового романа» (Н. Саррот, М. Бютор, А. Роб – Грийе). Театр абсурда Эжена Ионеско (пьесы «Урок», «Носороги»).

Структурализм и постструктурализм во французской духовной жизни (журнал «Тель кель» и Ф. Соллерс). Деконструктивизм Ж. Деррида.

4.Английская литература. 1917 – 1945: Школа «потока сознания» и ее место в английской литературе 20-30 – х годов. Творчество Вирджинии Вульф (романы «Миссис Дэллоуэй» и «На маяк»). Поэзия Т. С. Элиота. Дж. Джойс и школа «потока сознания». Тематика сборника «Дублинцы». Роман «Улисс» - центральное произведение Джойса. Техника внутреннего монолога. Миф у Джойса. Образы главных героев.

Критика тоталитаризма в романе О. Хаксли «О дивный новый мир».

Реалистические тенденции в англоязычной литературе 20-30-х годов. Творчество С. Моэма. Р. Олдингтон. Антивоенная тема в романе «Смерть героя».

5.Английская литература 1945 – 2010: Представители философского романа экзестенциалистской ориентации – Айрис Мердок и Уильям Голдинг.

Г. Грин. Творческий путь писателя. Тема предательства и преследования («Суть дела» и «Сила и слава»). Усиление социальных мотивов в творчестве Грина 50-60 –х годов («Тихий американец», сатирический памфлет «Комедианты»). Парадокс – излюбленный прием писателя. Роль детективных элементов в сюжетно – композиционном построении романов Грина.Сатира в романах Ивлина Во.Антиутопии Д. Оруэлла «1984» и «Скотский хутор».Философская притча Д. Толкина «Властелин колец».Романы и эссеистика К. С. Льюиса.Вступление в литературу представителей «рассерженной молодежи». Драматургия Дж. Осборна. Романы К. Эмиса и Дж.Брейна.Творчество Джона Фаулза. Повесть «Башня из черного дерева» и роман «Подруга французского лейтенанта».

6.Немецкая литература.1914 – 2010:Немецкий экспрессионизм кануна войны. Ноябрьская революция 1918 года. Творчество австрийского писателя Ф. Кафки. Романы «Замок» и «Процесс», повесть «Превращение».Б. Брехт. Теория «эпического театра» и ее воплощение в драматургии писателя («Матушка Кураж и ее дети», «Жизнь Галилея»).Философский роман Р. Музиля («Человек без свойств»).Послевоенное творчество Т. Манна. Роман «Волшебная гора». Символика романа. Миф в романе «Иосиф и его братья». Трагедия художника в романе «Доктор Фаустус».Творчество Г. Гессе. Тема искусства в романе «Степной волк». Утопический роман «Игра в бисер».Э. М. Ремарк. Военная тема в его творчестве («На западном фронте без перемен», «Время жить и время умирать»).Развитие реалистической литературы в ФРГ («Группа 47», творчество В. Кёппена).Г. Бёлль. Романы: «Дом без хозяина», «Бильярд в половине десятого», «Глазами клоуна». Католическое мировоззрение и сатирические тенденции его творчества.Немецкоязычные писатели Швейцарии: Ф.Дюрренматт и его драма «Визит старой дамы». М. Фриш и его роман «Homo faber». Художественные особенности драматургии Фриша.Творчество Гюнтера Грасса. Сатира в романах «Жестяной барабан» и «Под местным наркозом».

7.Литература США. 1914 – 2010: Творчество Ф. Скотта Фитцджеральда. Роман «Великий Гэтсби» - памятник «джазовому веку» в американской литературе.Творчество Э. Хемингуэя. Ранние произведения писателя, роман «И восходит солнце». Характер формальных экспериментов в этом романе. Антивоенная тема в романе «Прощай оружие!». Изображение гражданской войны в Испании в книге «По ком звонит колокол». Позднее творчество писателя – повесть «Старик и море». Мастерство Хемингуэя (роль подтекста, символики, искусства диалогов). Творчество У. Фолкнера. Особенности отражения американской действительности в трилогии Фолкнера. Расовая проблема. Философская проблематика в творчестве писателя (повесть «Медведь»). Мастерство Фолкнера (повествование от лица разных героев, искусство психологического портрета).Историко – философские романы Т. Уайлдера («Мост короля Людовика», «Мартовские иды»).Творчество Томаса Вулфа. Исповедальный характер творчества писателя. Лиризм романа «Взгляни на дом свой, ангел».Творчество Д. Стейнбека. Ранние произведения писателя («Квартал «Тортилла»). Роман «Гроздья гнева» - центральное произведение писателя. Повесть «О мышах и людях». Роман «Зима тревоги нашей».

Сатирические элементы в романе Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Новеллистика писателя. Проблематика повести «Френни».Художественные особенности романа «Кентавр» Д. Апдайка. Использование мифа в романе.Тема Второй мировой войны в американском романе («Молодые львы» И. Шоу, «Нагие и мертвые» Н. Мейлера).Драматургия А. Миллера. Разоблачение мира конкуренции в пьесе «Смерть коммивояжера».Сатирический роман К. Воннегута.Современная американская поэзия. Творчество Р. Фроста и Р. Лоуэлла. Поэзия «битников».

8.Литература Латинской Америки.1914 – 2010: Борьба народов Латинской Америки за национальную независимость. Использование национального фольклора современными писателями. Пабло Неруда. Поэма «Всеобщая песнь».Жоржи Амаду. Роль его романов в развитии бразильской литературы. Николас Гильен. Связь его поэзии с народным творчеством. Габриэль Гарсиа Маркес. Миф и история, фантастика и реальность в романе «Сто лет одиночества». Хулио Кортасар. Аллегория и сатира в его творчестве.Марио Варгас Льоса и роман «Зеленый дом».Творчество Карлоса Фуэнтеса. Техника внутреннего монолога в романе «Смерть Артемио Круса».Притча и миф в новеллистики Х. Л. Борхеса.Магический реализм А. Карпентьера.

9. Итальянская литература. 1914 – 2010: Веризм – новое направление в литературе и театре конца XIX века. Рассказы Д. Верга «Сельские новеллы».Исторический роман в итальянской литературе. «Спартак» Р. Джованьоли.Творчество Л. Пиранделло. Его новеллы (психологизм, искусство детали, связь с традициями Чехова). Новаторство драматургии Пиранделло (пьеса «Шесть персонажей в поисках автора»).«Черное двадцатилетие» итальянской литературы (годы фашизма). Поэзия С. Квазимодо.Творчество А. Моравиа и неореализм в послевоенной итальянской литературе. Роман «Чочара». Новеллы Моравиа («Римские рассказы»).Творчество Васко Пратолини. Гуманизм «Повести о бедных влюбленных».Постмодернизм в итальянской литературе. Романы Умберто Эко «Имя розы» и «Маятник Фуко».

10.Испанская литература.1914 – 2010: «Поколение 1898 года» и его роль в подъеме испанской литературы. Творчество Мигеля де Унамуно.

Развитие поэзии в Испании до гражданской войны. Творчество Антонио Мачадо.

Творчество Федерико Гарсиа Лорки. Его связь с фольклором. Драматургия Лорки. Сборник стихов «Цыганский романсеро».Творчество Хуана Гойтисоло.

11.Литература стран Азии.1914 – 2010: Творческое сочетание достижений мировой литературы с национальным наследием. Выход национальных литератур на путь мирового литературного развития, творчество Рабиндраната Тагора, Лу Синя, Акутагава Рюноскэ.Творчество Ясунари Кавабата. Романы «Снежная страна» и «Стон горы». Японская концепция красоты и прекрасного.Философские романы Абэ Кобо – «Женщина в песках» и «Человек – ящик».Творчество Кэндзабуро Оэ. Роман «Объяли меня воды до души моей».Творчество Ю. Мисимы. Роман «Золотой Храм».

12.Литература стран Восточной Европы. Чешская литература. Ярослав Гашек «Похождение бравого солдата Швейка». Особенности сатирического обобщения действительности. Народная клоунада как основа художественного своеобразия романа. Образ бравого солдата Швейка.Карел Чапек – роман «Война с саламандрами».

Югославская литература. Милорад Павич и его роман «Хазарский словарь».

Постмодернизм в славянских литературах (М. Кундера, М. Павич).


Литература


Учебная литература


«Зарубежная литература XX века», п/ред. Павловой Н., М., «Олимп – Аст», 1998 г., 696 стр.

«Зарубежная литература XX века», под ред. Л. Андреева, М., «Высшая школа – Academia», 2000, 560 стр.

Зарубежная литература XX века. Практикум. Под.ред.Н. Бобровой, М., Флинта, 2002, 415 стр.


Художественные тексты


М. Пруст. В сторону Свана.

Ф. Мориак. Клубок змей. Подросток былых времен.

А. Сент-Экзюпери. Ночной полет. Земля людей. Маленький принц.

Ж.-П. Сартр. Тошнота. Стена. Мертвые без погребения.

А. Камю. Посторонний («Чужой»). Чума. Падение.

П. Валери. Стихи. Вечер с господином Тестом. Эссе.

В. Вульф. На маяк.

Д. Джойс. Дублинцы. Портрет художника в юности. Улисс.

О. Хаксли. О дивный новый мир.

Г. Грин. Суть дела. Сила и слава.

Д. Оруэлл. 1984.

Т. Манн. Волшебная гора. Будденброки. Новеллы.

Ф. Кафка. Замок. Процесс. Рассказы.

Б. Брехт. Матушка Кураж и ее дети. Жизнь Галилея.

Э. М. Ремарк. На западном фронте без перемен. Время жить и время умирать.

Г. Бёлль. Бильярд в половине десятого. Глазами клоуна.

Г. Гессе. Степной волк. Игра в бисер.

Э. Хемингуэй. Фиеста. Прощай, оружие! По ком звонит колокол. Старик и море. Рассказы.

У. Фолкнер. Шум и ярость. Медведь. Свет в августе.

Д. Селинджер. Над пропастью во ржи. Выше стропила, плотники! Френни. Рассказы.

Ф. Скотт Фицджеральд. Великий Гэтсби.

Д. Стейнбек. Гроздья гнева. О мышах и людях.


Монографии о писателях

И. Кашкин. Хэмингуэй, М.. 1962.

Б. Грибанов. Фолкнер, М., 1976 (серия «ЖЗЛ»)

Л. Андреев. М. Пруст, М., 1971.

Д. Жантиева. Д. Джойс, М., 1974.

Д. Затонский. Кафка и проблемы модернизма, М., 1969

С. Апт. Томас Манн, М., 1966

С. Мижо. Сент-Экзюпери, М., 1963 (серия «ЖЗЛ»)

Г. Каралашвили. Романы Г. Гессе, Тбилиси, 1976

Ф. Наркирьер Ф. Мориак, М., 1981


Общие работы

Структурализм: «за» и «против» (сб. переводов), М., 1975

Культурология ХХ века. Энциклопедия. Т. 1-2. – СПб., 1998.
Современная западная философия. Словарь. – М., 1998.
Самосознание европейской культуры ХХ века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном мире. – М., 1991.
Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. – М., 2003.
Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология ХХ века. – М., 1997.
Косачев А. Философия мифа. Мифология и ее эвристическая значимость. – М., 2000.
Ясперс К. Ницше и христианство. – М., 1994.
Художественные ориентиры зарубежной литературы ХХ века / Под ред. А.П. Саруханян. – М., 2002.
Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века / Под ред. Л.Г. Андреева. – М., 1986.
Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000 / Под ред. Л.Г. Андреева. – М., 2001.
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. – М., 1996.
Современный роман. Опыт исследования. – М., 1990.
Зингерман Б.И. Очерки истории драмы ХХ века. – М., 1979.
Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. Вып. 1-4. – М., 1982, 1985, 1988, 1989.
Театр ХХ века. Закономерности развития. - М., 2003.
Русский авангард в кругу европейской культуры. - М., 1994.
Примитив в искусстве. Грани проблемы. - М., 1992.
Критический реализм ХХ века и модернизм. – М., 1965.
Модернизм. Анализ и критика основных направлений. - М., 1973.
Модернизм в зарубежной литературе / Под ред. Л.В. Дудовой. – М., 1998.
Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кельне. Тексты, иллюстрации, документы. М., 2002.
Антология французского сюрреализма. – СПб., 2003.
Шеньё-Жандрон Ж. Сюрреализм. – М., 2002.
Экспрессионизм. – М., 1966.
Энциклопедия экспрессионизма. – М., 2003.
Днепров В. Черты романа ХХ века. – М., 1965.
Мотылева Т.Л. Зарубежный роман сегодня. – М., 1986.
Затонский Д.В. Франц Кафка и проблемы модернизма. – М., 1972.
Затонский Д.В. Искусство романа и ХХ век. – М., 1973.
Сурова О.Ю. Человек в модернистской культуре // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000. - М., 2001.
Бочаров С.Г. Пруст и «поток сознания» // Критический реализм и модернизм. – М., 1965.
Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте. – М., 1997.
Великовский С.И. Умозрение и словесность. Очерки французской культуры. – М – СПб., 1999.
Евнина Е.М. Современный французский роман. – М., 1982.
Кирнозе З.И. Французский роман ХХ века. – Горький, 1977.
Балашова Т.В. Французская поэзия ХХ века. – М., 1982.
Бреннер Ж. Моя история современной французской литературы. – М., 1994
Проскурникова Т.Б. Французская антидрама (50-60-е гг. ). – М., 1968.
Проскурникова Т.Б. Театр Франции. Судьбы и образы. –М., 2002.
Лейтес Н.С. Немецкий роман 1918-1945 годов (эволюция жанра). – Пермь, 1975.
Павлова Н.С. Типология немецкого романа. 1900-1945. – М., 1982.
Аверинцев С.С. Герман Гессе // Аверинцев С.С. Поэты. – М., 1996.
Федоров А.А. Томас Манн. Время шедевров. – М., 1981.
Затонский Д.В. Австрийская литература в ХХ столетии. – М., 1985.
Английская литература 1945-1980. – М., 1987.
Ивашева В.В. Литература Великобритании ХХ века. – М., 1984.
Михальская Н.П. Пути развития английского романа 1920-1930-х годов. – М., 1966.
Филюшкина С.Н. Современный английский роман. – Воронеж, 1988.
Соловьева Н.А. Английская драма за четверть века (1950-1975 гг.). – М., 1982.
Ионкис Г.Э. Английская поэзия ХХ века. – М., 1990.
Бушуева С.К. Итальянский современный театр. – Л., 1983.
Шкунаева И.Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. – М., 1973.
Саруханян А.П. Современная ирландская литература. – М., 1973.
Неустроев В.П. Литература скандинавских стран (1870-1970). – М.,1980.
Плавскин З.И. Испанская литература ХIХ-ХХ веков. – М.: 1982.
Тертерян И.А. Современный испанский роман. – М., 1962.
Тертерян И.А. Испытание историей. Очерки испанской литературы ХХ века. – М., 1973.
Толмачев В.М. Роман США 20-х годов ХХ века. – М., 1992.
Коренева М.М. Творчество Юджина О’Нила и пути американской драмы. – М., 1990.
Бернацкая В. Четыре десятилетия американской драмы. 1950-1980. – М., 1993.
Художественное своеобразие литератур Латинской Америки. – М., 1976.
Кутейщикова В., Осповат Л. Новый латиноамериканский роман. – М., 1983.
Мамонтов С.П. Испаноязычная литература стран латинской Америки. – М., 1983.
Вторая мировая война в культуре зарубежных стран. – М., 1985.
Западная Европа и культурная экспансия «американизма». – М., 1985.
Неоавангардистские течения в зарубежной литературе 1950-1960 гг. – М., 1982.
Концепция человека в современной литературе. 1980-е годы. – М., 1990.
Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны. – М., 1988
Постмодернизм. Энциклопедия. – Минск., 2001.
Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. – М., 1996
Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. – М., 1998
Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. – М., 2001.
Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. – СПб., 2002.
Панорама современного буржуазного литературоведения и литературной критики. М., 1974
Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-ХХ вв. Трактаты, статьи, эссе / Под ред. Г.К. Косикова. – М., 1987.
Теории, школы, концепции. Вып. I-6. – М., 1975-1986.
Семиотика. Коммуникация. Стиль. М., 1983
Зарубежное литературоведение 70-х гг. Направления, тенденции, проблемы. – М., 1984.
Литературоведение на пороге ХХI века. – М., 1998.
Наука о литературе в ХХ веке. – М., 2000.
Барт Р. Избранные работы. Семиотика, Поэтика / Под ред. Г.К. Косикова. – М., 1989.
Косиков Г.К. От структурализма к постструктурализму (проблемы методологии). – М., Рудомино, 1998.
Компаньон А. Демон теории. - М. 2001
Cокал А., Брикмон Ж. Интеллектуальные уловки. Критика современной философии постмодерна. – М., 002.
Андреев Л.Г. Чем же закончилась история второго тысячелетия? (Художественный синтез и постмодернизм) // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000. – М., 2001.






Похожие:

Распределение по семестрам в часах iconРаспределение по семестрам в часах
Хх века, а именно: об основных художественных методах и стилях, о многочисленных литературных течениях, школах и группировках, о...
Распределение по семестрам в часах iconФакультета, кафедры
«Финансы и кредит» (080105). В программе приведен перечень тем и вопросов, изучаемых в рамках курса «Страхование инвестиций и предпринимательских...
Распределение по семестрам в часах icon«Изучение исторического наследия Кубани»
Данные материалы могут использоваться на уроках предмета «Кубановедение» и классных часах
Распределение по семестрам в часах iconСамостоятельная работа (всего) 36 в том числе: Работа с рабочими тетрадями 18 Подготовка к коллоквиуму Подготовка к «круглым столам»
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
Распределение по семестрам в часах iconРаспределение ведения наследственных дел

Распределение по семестрам в часах iconТема работы: «Чипсы, кока кола и здоровье»
В результате исследования подведены итоги, т е сделаны выводы. Описаны использованные ресурсы изучения по данной теме. Рекомендую...
Распределение по семестрам в часах iconРаспределение аспирантов и соискателей по потокам по истории и философии науки

Распределение по семестрам в часах iconРуководство организацией питания
Распределение круга вопросов, контролируемых администрацией
Распределение по семестрам в часах iconТема работы: «Чипсы, кока кола и здоровье» Работу
В результате исследования подведены итоги, т е сделаны выводы. Описаны использованные ресурсы изучения по данной теме. Рекомендую...
Распределение по семестрам в часах iconПротокол рабочей группы №1
Распределение обязанностей по разработке проекта основной общеобразовательной программы дошкольного образования оу
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница