Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя биологии государственного казенного образовательного учреждения «Рузаевский дом-школа»




Скачать 11.17 Kb.
НазваниеПредставление собственного инновационного педагогического опыта учителя биологии государственного казенного образовательного учреждения «Рузаевский дом-школа»
Дата04.02.2016
Размер11.17 Kb.
ТипДокументы

  1. Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя биологии государственного казенного образовательного учреждения «Рузаевский дом-школа»


Щербаковой Натальи Викторовны


    1. Актуальность и перспективность опыта


Тема инновационного педагогического опыта «Проектная деятельность на уроках биологии»

Современные условия развития общества требуют воспитывать предприимчивых и деловых людей, способных к нестандартному решению, умеющих работать в коллективе.

  Наука и практика обучения не раз доказывала наличие индивидуальных различий в творческих способностях детей. Однако ориентация на "среднего" ученика до сих пор сохраняется. Накопленный теоретический материал пока недостаточно применяется в решении вопросов развития творческих способностей учащихся. Учащимся важно овладеть умением переноса способов деятельности, их преобразования соответственно новой ситуации, применения знаний в различных сферах. Таким образом, ученик должен выступать активным участником процесса обучения, а не пассивным статистом.
    Одним из методов, повышающих творческую активность учащихся, является проектная деятельность. Планирование действий при проектной деятельности идет "от ученика" с учетом его способностей, интересов, потребностей. Результат проектной деятельности - графическое или теоретическое решение поставленной проблемы. 
   

Цели и задачи проектной деятельности : 
1) контроль знаний и умений по пройденному материалу; 
2) формирование в сознании школьника информационной картины мира; 
3) возможность работать с компьютером; 
4) развитие умений поиска и обработки информации; 
5) работа по новым технологиям; 
6) развитее самостоятельности; 
7) умение слушать и уважать мнения учащихся; 
8) способность личной уверенности у каждого участника проектного обучения; 
9) развитие исследовательских умений. 


На мой взгляд, метод проектной деятельности – один из наиболее эффективных методов, который позволяет сочетать теоретические знания и их практическое применение.



    1. Концептуальность.


В концептуальных подходах к современной трудовой подготовке школьников методу проектов отводится стержневое место, с его реализацией связываются большие надежды. Предполагается, что это гибкая модель организации учебного процесса, будет воспитывать у детей такие качества, которые позволят лучше адаптироваться к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям. Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости целеустремленности.

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования.

Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.



    1. Наличие теоретической базы опыта


Приемы активизации познавательной деятельности, используемые в работе, разнообразны. 
   Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному "творчеству", к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные)формы организации урока. На таких уроках воплощаются в общем деле творчество учителя и творчество учащихся. Такие уроки дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных. 


1. Технология проектного обучения.// Биология в школе, № 3, 2003

  1. Проектная деятельность на уроках биологии. Газ. «Биология» № 32, 1998.

  2. Использование компьютерных технологий в обучении биологии. «Биология», № 27-28, 2003

  3. Богомолова, А. А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А. А. Богомолова // Биология в школе. - 2006. - N 5. - С. 35-38.

  4. Бухвалов, В. А. Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ): лекции. Лекция 6. Введение в теорию научных открытий / В. А. Бухвалов // Биология: газ. издательского дома "Первое сентября". - 2006.

  5. Воробьев, В. К. Примеры тем учебно-исследовательских работ старшеклассников, носящих междисциплинарный характер / О. Н. Овсейчик, Е. К. Иванова // Практика административной работы в школе. - 2007. - N 6. - C. 73-77.

  6. Ефремова, А. П. Микроорганизмы как объекты исследовательской работы школьников / А. П. Ефремова, Я. С. Шапиро // Биология в школе. - 2008. - N 7. - С. 33-38.

  7. Харитонов, Н. П. Учебные исследования школьников в курсе биологии / Н. П. Харитонов. // Школьные технологии. - 2007. - N 3. - С. 116-129.

  8. Леонтьева, А. В. О критериях оценивания проектно-исследовательских работ учащихся / А. В. Леонтьева, Ю. О. Шевяхова // Биология в школе. - 2009. - N 4. - С. 47-50. - ISSN 0320-9660.

  9. Мальцева, Г. Г. Использование метода проектов в преподавании биологии и экологии как средства развития участников образовательного процесса / Г. Г. Мальцева // Эксперимент и инновации в школе. - 2008. - N 1. - С. 20-23.




    1. Ведущая педагогическая идея.


«Идея педагогической свободы»

В своей работе я использую такие принципы как:

  • сотрудничество учителя и ученика

  • принцип равенства, индивидуализация и социализация школьника

  • развитие логической мыслительной деятельности

  • свободу выбора учителя и ученика

Реализация данных принципов позволяет создать на уроке атмосферу доверия, творчества и взаимодействия. Я считаю, что учитель должен видеть в каждом ученике его неповторимость, подбирать приемы и методы, которые позволят раскрыть его способности и возможности. Такая система взаимодействия позволяет моделировать ситуацию успеха, как для слабого ученика, так и более успешного. Применение активных и интерактивных методов обучения делает урок более живым и результативным. Выбор технологий и методик обучения, форм общения с учащимися на уроках, участие в исследовательской деятельности позволяет раскрыться не только ученикам, но и самому учителю. Самообразование учителя позволяет ему стать более успешным, а следовательно, и более свободным, т.е. ответственным за свои действия и знания учеников.

  



    1. Оптимальность и эффективность средств



Применение метода проектов является поиском путей решения проблем, которые в рамках традиционно используемых методов обучения решить невозможно в связи с различным стартовым уровнем знаний и умений школьников по биологии. Даже знания детей с высоким уровнем подготовки, как правило не выстроены в логике курса и требуется идентификация пробелов в знаниях с последующей коррекцией. 
В настоящее время метод проектов активно внедряется учителями биологии в образовательный процесс. Как показывает опыт учителей, данный метод является эффективным методом обучения. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения. 

  Практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:
   1. При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами;
   2. При проведении устных упражнений. Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения;
   3. При проверке фронтальных, самостоятельных работ. Обеспечивает, наряду с устным, визуальный контроль результатов;
   4. При проверке домашних работ. Методика аналогична методике, применяемой для самостоятельных работ;
   5. При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.
   Цель мультимедийной презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме.



    1. Результативность опыта


 1. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
 2. Установлено, что педагогически целесообразное и методически грамотное применение звуковых устройств увеличивает объем усваиваемой информации на 15%, визуальных – на 25%, совместное использование звуковой и визуальной техники обеспечивает усвоение учебной информации объемом до 65%. 
 3.  Применение техники ломает стереотипы уроков. Новые технологии увеличивают мотивацию учения, позволяют по-иному вести индивидуальные задания, управлять учебным процессом.
 4.   Совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков, так как они дают возможность воздействовать на все органы чувств и, следовательно, интенсифицировать воздействие на ученика и, соответственно, резко повысить мотивацию и возможности восприятия им учебного материала. 

5. В результате выполнения работы у учащихся расширяется сфера интересов; углубленное изучение темы; воспитание целеустремленности, работоспособности. 

Большое достоинство проектной деятельности: 

• Умение работать в коллективе. 
• Брать ответственность за выбор решения на себя. 
• Разделять ответственность с другими. 
• Демонстрация энтузиазма. 
• Создание условий для конкретного воплощения творческих идей. 
• Предоставление ребенку свободы выбора темы, методов работы. 
• Работу над проектом можно продолжать неопределенное время, так как появляются новые мысли и идеи. 
• Не могут использовать чужой проект. 
• Связь информатики с другими школьными предметами и поиск информации за переделами учебного заведения. 
• Каждый ученик понимает важность, работы. 


Директор ГКОУ

«Рузаевский дом-школа» _____________________ /Федотов А.Г./

Похожие:

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя биологии государственного казенного образовательного учреждения «Рузаевский дом-школа» iconПубличное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы на основе информационных технологий»
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя биологии государственного казенного образовательного учреждения «Рузаевский дом-школа» iconПубличное представление собственного инновационного педагогического опыта
...
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя биологии государственного казенного образовательного учреждения «Рузаевский дом-школа» iconКарта инновационного педагогического опыта
Она также дает возможность проверить умение педагогического работника кратко и лаконично описывать функциональные признаки инновационного...
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя биологии государственного казенного образовательного учреждения «Рузаевский дом-школа» iconДоклад Государственного казенного образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Камышинский детский дом» за 2012 год
«Камышинский детский дом». В декабре 2011 года детский дом получил статус казенного учреждения и стал именоваться Государственное...
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя биологии государственного казенного образовательного учреждения «Рузаевский дом-школа» iconИнновационного педагогического опыта (ипо) Формирование художественной культуры учащихся, развитие изобразительных способностей, творческого воображения, художественного вкуса и понимания прекрасного
Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование»
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя биологии государственного казенного образовательного учреждения «Рузаевский дом-школа» iconГодовой план работы муниципального казенного образовательного учреждения «Распопинская средняя общеобразовательная школа» Клетского района
Основные направления деятельности педагогического коллектива по достижению оптимальных конечных результатов
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя биологии государственного казенного образовательного учреждения «Рузаевский дом-школа» iconУста в муниципального казённого образовательного учреждения
Хлепенская основная общеобразовательная школа (далее Школа) создана путем изменения типа существующего муниципального образовательного...
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя биологии государственного казенного образовательного учреждения «Рузаевский дом-школа» iconПлан работы государственного казенного образовательного учреждения владимирской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Государственного казенного образовательного учреждения владимирской области для детей-сирот и детей
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя биологии государственного казенного образовательного учреждения «Рузаевский дом-школа» iconОбразовательная программа Муниципального казенного образовательного учреждения Малокрасноярская основная общеобразовательная школа
Муниципального казенного образовательного учреждения Малокрасноярская основная общеобразовательная школа
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя биологии государственного казенного образовательного учреждения «Рузаевский дом-школа» iconФормирование психолого-педагогического потенциала учителя начальных классов
Работа выполнена на кафедре психологии государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сахалинский...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница