Скачать 26.5 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й У Н И В Е Р С И Т Е Т ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИПЕРМСКИЙ ФИЛИАЛ Программа дисциплины ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ для направления 080500.68 – Менеджмент подготовки магистра
Пермь 20__ год
1. Автор программы: к.э.н., доцент кафедры общего менеджмента И.Н. Шафранская. 2. Требования к студентам: Курс дисциплины «Территориальный маркетинг» тесно взаимосвязан и основывается на знании следующих дисциплин: «Маркетинг», «Региональная экономическая политика», «Стратегический менеджмент». 3. Аннотация: Курс представляет собой систематизированное изложение теоретических и методологических вопросов, связанных с современными тенденциями планирования развития территории с ориентацией на потребителя. 4. Учебная задача курса: В результате изучения курса студент должен:
5. Формы контроля
Раздел I. Основы территориального маркетинга. Тема 1. Современный маркетинг: проблемы и подходы. Эволюция концепций маркетинга. «Домаркетиновый» период – развитие промышленности и сбыта. «Премаркетинг» - потребитель как источник информации о потребности. Современный маркетинг – ориентация на общество, партнерство и сотрудничество с потребителем. Маркетинг и интересы стейкхолдеров. Современный маркетинг и концепция рыночной ориентации. Маркетинг, ориентированный на потребителя, - актуальная проблематика и трактовка. Тема 2. Основы маркетинга территории. Предпосылки маркетинговой ориентации территории: динамика развития и реакция на кризис. Стратегическое планирование развития территории и место маркетинга в системе планирования. Понятие и признаки территории. Объект территориального маркетинга. Определения территориального маркетинга российскими и зарубежными исследователями. Территориальный маркетинг: цели, задачи, субъекты. Тема 3. Поведение потребителей. Понятие потребителя в территориальном маркетинге, целевые группы потребителей. Система потребностей, удовлетворяемых территорией. Модель потребительского поведения и ее особенности в территориальном маркетинге. Факторы, определяющие потребительское поведение и их специфика в территориальном маркетинге. Раздел II. Стратегии маркетинга территории. Тема 4. Стратегическое планирование территориального маркетинга. Содержание деятельности по стратегическому планированию развития территории: этапы и процесс. Основные стратегии территориального маркетинга по Ф. Котлеру. Создание УТП территории. Оценка факторов привлекательности территории. Подходы к анализу для разработки стратегии: SWOT – анализ, STEEP – анализ, группировка факторов привлекательности по матрице «сила – важность». Анализ в разрезе различных целевых групп потребителей. Маркетинговые активы территории и основные стратегии территориального маркетинга. Тема 5. Маркетинг имиджа. Факторы, определяющие имидж страны (подходы Т. Даулинга и Т. Гранкиной). Процесс стратегического управления имиджем. Методы исследования имиджа территории. Виды имиджа территории. Принципы формирования имиджа территории. Элементы и носители имиджа территории. Тема 6. Маркетинг достопримечательностей, инфраструктуры и персонала (людей). Характеристика территории с точки зрения достопримечательностей. Типы достопримечательностей. Туризм и его виды. Типы туристических маршрутов. Факторы повторной покупки в туризме. Факторы, определяющие потребление достопримечательностей. Маркетинг инфраструктуры: оценка потребностей, управление инфраструктурой, экологические аспекты развития инфраструктуры территории. Маркетинг людей, персонала и персоналий. Что отражает индекс развития человеческого потенциала? Раздел III. Бренд территории – формирование и продвижение. Тема 7. Брендинг территории. Сущность концепции брендинга. Понятие и функции бренда. Ценности бренда. Экономический эффект товарных и корпоративных брендов. Бренд территории как сумма корпоративного брендинга и имиджа территории. Составляющие территориального бренда. National Brand Index. Модель бренда города: кейс «Казахстан». Тема 8. Коммуникации в территориальном маркетинге. Комплекс средств продвижения. Реклама и ее значение, виды рекламы. Особенности выбора рекламного сообщения. Личные продажи как средства коммуникации. Формирование спроса и стимулирование сбыта. PR и его значение в территориальном маркетинге. Особая роль событийного маркетинга в продвижении территории.
1. Литература: Базовый учебник1. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д . Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. / Пер. с англ. М.Аккая. – СПб., 2005. – 376 с. – (Серия «Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге»). Основная:
Дополнительная:
2. Тематика заданий по различным формам текущего контроля Приложение 1. План семинарских занятий. Приложение 2. Темы эссе. Приложение 3. Программа коллоквиума. Приложение 4. Вопросы для самоконтроля. 3. Методические рекомендации (материалы) преподавателю:Структура курса «Территориальный маркетинг» включает лекции, самостоятельную работу студентов и семинары. Лекции читаются в потоке из двух групп, сопровождаются наглядными примерами из российской и зарубежной действительности. Семинары проводятся регулярно по учебным группам и заключаются в подробном рассмотрении одной или двух тем в форме с обязательными конкретными примерами. 4. Методические указания студентам:Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к семинарам и в устных выступлениях по темам, выбираемым из предложенного преподавателем списка с помощью рекомендуемой литературы и других источников. Студент может сам предложить тему самостоятельной работы по интересующей его проблеме, но должен согласовать ее с преподавателем. Обращается внимание на методологические различия между устной и письменной речью, в связи с чем, в качестве выступлений на семинаре не принимаются прямые зачитывания заранее подготовленных текстов. Поощряются все формы обсуждения и оппонирования выступлений. Рекомендуется завершать обсуждение каждой темы подведением итогов или формулировкой выводов, с которыми согласно большинство участников семинара. Студент должен уметь определить, расшифровать или объяснить любые использованные им новые термины, аббревиатуры или понятия. Студенты, не посещающие семинары, не выступающие на них и не представившие никаких самостоятельно выполненных ими домашних заданий, считаются неуспевающими. 5. Рекомендации по использованию информационных технологий. Рекомендуется обязательно использовать редакторы MS Word и электронные таблицы MS Excel для выполнения домашних работ и эссе, а так же информационно-правовую систему «Консультант+» для изучения нормативных актов. Использование современных информационных технологий способствует развитию самостоятельности и творчества студентов при выполнении интерактивных заданий с помощью Интернет-ресурсов (навыки самостоятельного поиска, конструирования высказывания, подготовки презентации, самооценки). Автор программы ___________________/И.Н. Шафранская/
Автор программы ___________________/И.Н. Шафранская/ Приложение 1. План семинарских занятий.Семинар №1 Анализ факторов привлекательности территории для жителей данной территории ЗАДАНИЕ SWOT - анализ "Стратегии повышения привлекательности Перми (Пермского края) с позиции жителей города (региона)" Рекомендации: Провести SWOT - анализ, определить основные факторы привлекательности, оценить текущее состояние привлекательности по данным факторам, определить пути повышения привлекательности. Стратегии маркетинга имиджа, привлекательности, персонала и достопримечательностей применительно в целевой аудитории жителей региона. Литература для подготовки:
Семинар №2 Анализ факторов привлекательности территории для туристов ЗАДАНИЕ SWOT - анализ "Стратегии повышения привлекательности Перми (Пермского края) для туристической аудитории" Рекомендации: Провести SWOT - анализ, определить основные факторы привлекательности, оценить текущее состояние привлекательности по данным факторам, определить пути повышения привлекательности. Стратегии маркетинга имиджа, привлекательности, персонала и достопримечательностей применительно к целевому сегменту потребителей. Литература для подготовки:
Семинар №3 Анализ факторов привлекательности территории для внешних инвесторов ЗАДАНИЕ SWOT - анализ "Стратегии повышения привлекательности Перми (Пермского края) для внешних инвесторов" Рекомендации: Провести SWOT - анализ, определить основные факторы привлекательности, оценить текущее состояние привлекательности по данным факторам, определить пути повышения привлекательности. Стратегии маркетинга имиджа, привлекательности, персонала и достопримечательностей применительно к целевому сегменту потребителей. Литература для подготовки:
Семинар №4 Анализ факторов привлекательности территории для внешних инвесторов ЗАДАНИЕ SWOT - анализ " Анализ факторов успешности экспорта регионального бренда (региональных товаров, услуг)" Рекомендации: Провести SWOT - анализ, определить основные факторы привлекательности, оценить текущее состояние привлекательности по данным факторам, определить пути повышения привлекательности. Стратегии маркетинга имиджа, привлекательности, персонала и достопримечательностей применительно к целевому сегменту потребителей. Литература для подготовки:
Семинар №5 Бренд города Перми: подходы к разработке ЗАДАНИЕ Предложить вариант концепции бренда города Перми Литература для подготовки:
Семинар №6 Тематика семинарских занятий Региональный маркетинг и стратегическое маркетинговое планирование Выполнение кейса: «Разработка бренда г. Екатеринбург». Приложение 2.Тематика эссе по дисциплине «Территориальный маркетинг»
Приложение 3. Тематика коллоквиума по дисциплине «Территориальный маркетинг» ЗАДАНИЕ Предложить вариант концепции бренда города Перми. Подготовить 5-и минутную речь в защиту концепции. Литература для подготовки:
Приложение 4. Вопросы для самоконтроля
|