Опыта




Скачать 39.67 Kb.
НазваниеОпыта
страница1/6
Дата04.02.2016
Размер39.67 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 1 «Ручеек»

муниципального образования город-курорт Анапа


Тема опыта:

«Игротерапия, как средство снижения

уровня тревожности

у детей среднего дошкольного возраста»


Автор - составитель:

Кипаренко Олеся Викторовна

педагог – психолог

первой категории


г-к Анапа 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ:


1. Литературный обзор состояния вопроса.

1.1. История педагогического опыта «Игротерапия, как средство снижения уровня тревожности у детей среднего дошкольного возраста» в педагогике …………………………………………………………………………...4

1.2. История изучения педагогического опыта «Игротерапия, как средство снижения уровня тревожности у детей среднего дошкольного возраста» в муниципальном образовании и образовательном учреждении ………………………………………………………...………………..5

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта…….……………………………………………………………………………8

2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта……...…….10

3..Педагогический опыт «Игротерапия, как средство снижения уровня тревожности у детей среднего дошкольного возраста»

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте……………………………………........14

3.2. Актуальность педагогического опыта………………………………....15

3.3.Научность в представляемом педагогическом опыте…………………16

3.4.Результативность педагогического опыта ………………………….....18

3.5.Инновационность представляемого педагогического опыта…………20

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта………....21

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического

опыта………………………………………………………………………………...23

4.Выводы……………………………………………………………………............25

5. Библиографический список…………………………………………...………...26

6. Приложения…………………………….……………………….….……............27

Приложение №1- Методика проективного теста тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)……………………………………………...........28

Приложение №2- Программа «Как победить свой страх?»……………30

Приложение №3- Игры и упражнения по преодолению страхов, тревожности………………………………………………………………………...33

Приложение №4- Конспекты занятий по песочной терапии……………..34

Приложение №5- Консультация для педагогов по теме: «Тревожные дети

Что такое тревожность ? Как помочь тревожному ребенку?» Практические рекомендации…….....................................................................................................37

Приложение №6- Выступление на педагогическом совете по теме:"Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного

возраста (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)…................................................................................42

Приложение №7- Консультация для воспитателей.«Психолого-педагогические аспекты взаимодействии с тревожными детьми в ДОУ» …...45

Приложение №8- Выступление на родительском собрании «Влияние родительских установок на развитие детей Практические рекомендации..…..49

Приложение №9- Профилактика тревожности (Рекомендации родителям)…………………………………………………………………………..54

Приложение №10- Фотоматериалы ………………………………………..55


1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА


1.1. История темы педагогического опыта «Игротерапия, как средство снижения уровня тревожности у детей среднего дошкольного возраста»

в педагогике

На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные свойства и личностные качества ребенка формируются в данный период жизни. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является актуальной.

Недостаточное исследование тревожности в дошкольном возрасте не позволяет определить ее влияние на дальнейшее развитие личности ребенка и результат его деятельности. На мой взгляд, исследование в данном направлении поможет решить ряд проблем дошкольного возраста. В данной работе представлены как теоретические, так и прикладные аспекты проблемы детской тревожности и метода игротерапии.

Психолого-педагогическая обусловленность использования игры определяется Д.Б. Элькониным, В.В. Лебединским, которые подчеркивают, что при планировании коррекционных и психотерапевтических мер упор следует делать на ведущую в данном возрасте деятельность. Поэтому при работе с дошкольниками большое распространение получили различные варианты игротерапии - метода коррекции, в основе которой лежит игра.

Игра - это одна из форм проявления активности личности. Суть игры состоит в непродуктивной деятельности, мотив которой лежит не в ее результатах, а в самом процессе, направленном на воссоздание и усвоение общественного опыта, и в которой складывается и совершенствуется управление поведением. Детская игра - форма включения ребенка в мир человеческих действий и отношений. Игра способствует психической разрядке личности, снятию стрессовых состояний. Игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой, по определению Д.Б. Эльконина, происходят прогрессивные изменения в психике и личности ребенка - дошкольника; игра определяет его отношение с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности. О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. В ряде исследований игра определяется как работа ребенка. З.Фрейд писал: «Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка - это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю; он создает свой внутренний мир, или иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится. Было бы неверно сказать, что он не принимает свой мир всерьез, напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции». Л. Френк считал, что игра для детей - это способ научиться тому, чему их никто не может научить, способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в современном мире. Ж. Пиаже считает, что игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, символическая функция игры является особенно важной. Т.И. Шульга, В. Слот, Х. Спаниярд выделяют пять признаков, по которым игру можно отнести к терапевтическому средству:

  • То, что ребенок делает во время игры, символизирует его эмоции и страхи.

  • Игра - это естественная обстановка для самовыражения ребенка.

  • Бессознательно ребенок выражает эмоциями в игре то, что потом может осознать, он лучше понимает свои эмоции и справляется с ними.

  • Игра позволяет психологу больше узнать об истории жизни ребенка.

  • Игра является ключом к строительству хороших отношений между ребенком и психологом и его поведение будет спонтанное.

Именно поэтому игротерапия выбрана мною, как средство снижения уровня тревожности у детей среднего дошкольного возраста.


1.2. История изучения темы педагогического опыта

«Игротерапия, как средство снижения уровня тревожности у детей среднего дошкольного возраста» в муниципальном образовании и образовательном учреждении


В муниципальном образовании город-курорт Анапа внедрение педагога - психолога в дошкольные образовательные учреждения началось в 1988 г., когда ставка «психолога» была введена в учебно-воспитательные учреждения.

Основной целью как детского психолога, работающего в детском саду, так и в целом психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.

В соответствии с поставленной целью детский педагог – психолог ДОУ выполняет следующие задачи:

  1. Реализовать в работе с детьми возможности развития каждого возраста;

  2. Развивать индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр.

  3. Создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду;

  4. Оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.

Документы, регламентирующие работу психолога в системе образования:

  1. Закон Российской Федерации №3266-1 от 10.06.92 (в. редакции Федерального Закона от 13.01.96 №12-ФЗ) "Об образовании" (статьи 53, 54, 55, 56).

  2. Инструктивное письмо №16 от 27.04.89 Госкомитета СССР по народному образованию "О введении должности психолога в учреждениях народного образования".

  3. Приказ Министерства образования РФ от 22.10.99. №636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ».

  4. Письмо Министерства образования РФ от 1.03.99. №3 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».

  5. Решение коллегии Министерства образования РФ от 29.03.95 №7/1 "О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ".

  6. Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений и организаций образования.

  7. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.96 №1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации" введено в действие инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования РФ №7 от 28. 01.97.

Участие педагога-психолога в образовательном процессе:

Дети

Педагоги

Родители

-Наблюдение и анализ адаптационных возможностей

-проведение диагностики нервно-психического развития детей раннего и младшего дошкольного возраста

-диагностика возрастных и индивидуальных особенностей по запросам родителей, воспитателей –органи- зация коррекционно-развивающей работы

-проведение диагно- стики по определению готовности к школьному обучению

-проведение разви- вающих занятий


-Создание в группах психологически комфортной предметно-развивающей среды

-участие в педсоветах, ПМПк, медико-педагогических совещаниях

-оказание психологической поддержки в исследованиях по темам самообразования

-разработка и участие в интегрированных занятиях

- оказание помощи в период проведения аттестации, конкурсов воспитательского мастерства.

- Организация и участие в работе клубов «Скоро в школу», «Школа молодых родителей»

-оказание поддержки родителям, имеющим детей с проблемами в развитии

-консультирование

- изучение стиля семейного воспитания

-организация совместных детско-родительских занятий, праздников.

Городским методическим центром на протяжении многих лет ставится задача разработки методик по решению наиболее типичных проблем детей дошкольного возраста. Как показывает практика работы педагогов-психологов в детских садах, к ним относятся:

-Адаптация ребёнка к ДОУ.

-Диагностика соответствия уровня психического (умственного) развития ребёнка возрастной норме.

-Неорганизованность детей, нарушения произвольности, неумение оценивать свои действия.

-Готовность ребёнка к школе.

-Нарушение поведения, личностного развития некоторых детей (робость, агрессивность, плаксивость и т.д.), коммуникативные проблемы.

Эти задачи решаются через педагогическое просвещение педагогов-психологов в различных консультациях, семинарах, семинарах-практикумах.

В настоящее время одна из наиболее актуальных проблем, с которой сталкиваются педагоги–психологи города - детская тревожность и ее своевременная коррекция на раннем этапе.

Более конкретно эту проблему рассмотрели на методических объединениях в 2008 -2012 годах, на которых представлялись лучшие опыты работы в этом направлении. Был составлен методический материал для педагогов города «Рекомендации по снижению уровня тревожности у детей дошкольного возраста». В рекомендации вошел и мой опыт «Игротерапия, как средство снижения уровня тревожности у детей среднего дошкольного возраста», который распространяется через методические объединения для педагогов-психологов, воспитателей города.

Наше дошкольное учреждение данной проблемой начало активно заниматься с 2008 года. Велся активный поиск эффективных и современных форм работы. Были разработаны практические рекомендации, консультации для воспитателей и родителей: «Влияние родительских установок на развитие детей», «Психолого-педагогические аспекты взаимодействия с тревожными детьми в ДОУ», «Тревожные дети. Что такое тревожность? Как помочь тревожному ребенку?», «Профилактика тревожности». Для детей подобрана диагностика и комплекс игр и упражнений.

В 2010 году возникла идея внедрения в практику работы детского сада программы «Как победить свой страх?». В течение четырех лет апробировались формы и методы, содержание работы с тревожными детьми и как результат явился обобщенный опыт работы «Игротерапия, как средство снижения уровня тревожности у детей среднего дошкольного возраста». В 2012г. Опыт был внесен в банк ППО детского сада и вошел в основную общеобразовательную программу МБДОУ ЦРР д/с №1 «Ручеек» , рекомендован педагогам-психологам других ДОУ города.

Материалы опыта работы размещены на сайте ДОУ WWW Ручеек. com и социальной сети работников образования "http://nsportal.ru/kiparenko-olesya-viktorovna"

Презентация данного материала была проведена в декабре 2011 года в рамках городского методического объединения педагогов - психологов.

Итогом проведения данного мероприятия стало использование педагогами – психологами практического материала в работе с дошкольниками.


1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта

В описании педагогического опыта использованы следующие основные понятия и термины:

Адаптация - постоянный процесс активного приспособления ребенка к социальной среде.

Воспитание - целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей.

Деятельность - форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Деятельность состоит из более мелких единиц — действий, каждому из которых соответствует своя частная цель или задача. Д-ть. включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат.

Деятельность ведущая - деятельность, под влиянием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка, подготавливающие его переход к новой, высшей ступени развития.

Детская психология - отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении периода детства.

Игра - один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. Особенно важна для детей, которые через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность. И. служит физическому, умственному и нрав­ственному воспитанию детей. Игра ролевая - совместная групповая игра, в которой дети берут на себя различные соц. роли (матери, отца, воспитателя, врача, ребенка, ученика и т. п.) в специально создаваемых ими сюжет­ных условиях. Игра символическая - игра, в которой реальность воспроизводит­ся в виде символов, знаков, а действия выполняются в абстрактной, символической форме. Игра сюжетная - игра, в которой ребенок воспроизводит сюжеты из реальной жизни людей, рассказов, сказок и т. п.

Игровая терапия - психотерапевтический метод, основанный на принципах динамики психического развития и направленный на облегчение эмоционального стресса у детей с помощью разнообразных выразительных и дающих пищу воображению игровых материалов.

Помощь психологическая - профессиональная помощь психолога в разрешении психологических проблем, возникающих у детей, родителей и педагогов. Выступает в двух формах - психологического консультирования и психотерапии.

Просвещение - важное направление деятельности практического психолога. Представляет собой совокупность методов, средств по информированию лиц, заинтересованных в психологических знаниях и имеющих отношение к воспитанию и образованию детей.

Психотерапия (психокоррекция) - направление практической психологии, основанное на системе психологических воздействий с целью исправления (из- менения) отклонений и нарушений в психическом развитии.

Психология - наука о закономерностях развития и функционирования пси - хики как особой формы жизнедеятельности.

Cоциализация - процесс и результат активного присвоения человеком норм, идеалов, ценностных ориентаций, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения.

Тревожность- состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющее отрицательную эмоциональную окраску.

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Эмоционально-волевая сфера - это особенности человека, касающиеся содержания, качества и динамики его эмоций и чувств. Проще говоря - это психоэмоциональное состояние человека.


2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого

педагогического опыта


В формировании представляемого педагогического опыта принимали участие воспитанники детского сада: среднего дошкольного возраста (4-5 лет) группы № 09 «Чемпионы»

В средней группе 20 детей: девочек - 9, мальчиков - 11

По группам здоровья: I – 12человек, II – 7 человек, III – 1 человек.

Наиболее распространенными группами заболеваний являются: ОРВИ, ОРЗ

Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания основной общеобразовательной программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:

  • совместной деятельности взрослого и детей;

  • самостоятельной деятельности детей.

Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:

-игровой,

-двигательной,

-познавательно-исследовательской,

-коммуникативной,

-продуктивной,

-музыкально-художественной,

-трудовой,

-чтения художественной литературы или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

В процессе развития у детей 4-5 лет постепенно углубляются знания, развиваются умственные способности, формируется отношение к окружающему миру, происходит становление личности. В возрасте 4-5 лет в организме и мальчиков, и девочек происходят значительные изменения. В этом возрасте у ребенка становится более выносливой сердечнососудистая система. Увеличивается масса сердца, оно лучше приспосабливается к физическим нагрузкам. Его форма и расположение становятся почти такими же, как у взрослых.

К 4 годам у детей постепенно увеличивается словарный запас до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Именно в этом возрасте детям необходимо много читать: они это очень любят и легко запоминают прочитанное, очень любят отгадывать загадки.

С 4 лет дети уже уверенно держат в руках карандаш, рисуют животных и другие предметы, окружающие их. Полезно 4-летнему ребенку и раскрашивать познавательные рисунки (например, про животных). С 4 лет у ребенка начинается развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства малыша становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности.

Примерно в 4 года у детей появляются познавательные эмоции, формируются нравственные эмоции - чуткость, доброта, чувство дружбы и постепенно - чувство долга. Ранее развившиеся эмоции становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности - складывается система эмоциональных отношений.

В этом возрасте развивается память, закладываются основы мыслительной деятельности. Дети уже могут делать самостоятельные суждения, высказывать свое мнение.

Детей очень легко научить чему-либо, настолько они просто схватывают все на лету и впитывают в себя, как губка. Обязательно поощряем их любознательность, объясняем в процессе игр все, что интересует, честно и доступно отвечаем на их вопросы.

Для среднего дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка. Динамика образных представлений более свободная и мягкая по сравнению с аффективно окрашенными процессами восприятия в раннем детстве. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребенка.

В дошкольном возрасте ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются и новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися моральными нормами, и некоторые другие.

В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают относительную устойчивость. Среди них выделяются доминирующие мотивы - преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии. Это ведет к появлению волевых усилий для достижения поставленной цели.

Как показывают наблюдения, дошкольники, в целом, относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение. Их эмоции, как правило, сопровождаются выразительными движениями: мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями.

4-5 лет - возраст "почемучки". Теперь уже ребенок начинает понимать, что предмет не так прост, как ему казалось раньше. У него появляются новые и все более глубокие познавательные интересы. Ребенок начинает изучать предметы, пытаясь проникнуть в их устройство и сущность. Но ему мало этих сведений, и он обращается к взрослым: "Почему?" "Как?"

Ребенок вступает в новый этап своего развития. Изменяется и характер его общения со взрослым - теперь это не практическое сотрудничество (в совместной деятельности с вещами), а теоретическое (в совместном обсуждении явлений и объектов окружающей среды. Однако и знания самого ребенка, его понимание происходящего - повод для обращения к взрослым, потому что только они способны компетентно их оценить. У детей особенно среднего (4-5 лет) дошкольного возраста - повышенная чувствительность к реакции взрослого.  Они радуются похвале и очень огорчаются замечаниям. Конечно, и до 3-х лет ребенок ищет похвалы взрослого, но замечания часто пропускает мимо ушей. Дошкольник же 4-5 лет на неодобрение или замечание реагирует остро эмоционально: вспышками гнева, слезами. Подобная повышенная чувствительность не случайна: она отражает важные особенности детей, требующих похвал и не желающих мириться с замечаниями, которые они воспринимают как личную обиду. На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважении взрослого. Но какая связь между уважением и познанием? Детей среднего дошкольного возраста обуревают тысячи вопросов, разрешить которые они способны только в контакте с взрослыми. Но удовлетвориться разъяснениями он может лишь в том случае, если взрослый отнесется к вопросу ребенка как к чему-то действительно важному. Ведь ребенок, вступающий в область умозрительных рассуждений и теряющий привычную опору на наглядность, чувствует на первых порах себя крайне неуверенно. А сотрудничество со старшими для него возможно только в том случае, если они не станут смеяться над ним. Единственным убедительным показателем признания дети в этом возрасте считают похвалу. Обостренная потребность в уважении может стать основой серьезных нарушений в поведении и деятельности ребенка: он начинает упрямиться, делается плаксивым, уклоняется от контактов. А взрослый, не учитывая этой особенности, нарушает, не желая того, стремление ребенка к той или иной деятельности. Взрослый, конечно, должен делать ребенку замечания. Но, оценивая конкретную работу, он может тоном, словом, улыбкой отделить свое отношение к личности ребенка в целом от отношения к его конкретному действию. Первое всегда должно быть положительным, второе на этом фоне может прозвучать и отрицательно, но будет воспринято малышом спокойно и поможет ему овладеть делом, формируя такие черты личности, как настойчивость и самостоятельность. Главное, что требуется от взрослого, - уважительное отношение к первым попыткам ребенка выйти в область неведомых знаний. Выслушать его серьезно - только полдела. Заинтересоваться и включиться в поиск - уже настоящее дело.


3. Педагогический опыт


3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте

Данный педагогический опыт осуществлялся в течение учебного года с сентября 2011года по март 2012 год на базе ЦРР МБДОУ Детский сад №1 «Ручеек» г-кАнапа в средней группе № 09 «Чемпионы»

В начале работы было проведено исследование детей по тесту тревожности «Выбери нужное лицо». Авторы: Р. Теммпл, В. Амен, М.

Эта методика позволила определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми, где соответствующее свойство личности проявляется в наибольшей степени. Указанная методика предназначена для диагностики детей в возрасте от 4 до 7 лет. Двусмысленность рисунков в методике имеет "проективную" нагрузку. То, какой смысл придает ребенок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях. Тест проводился индивидуально с каждым ребенком, результаты заносились в протокол.

Так же использовался метод наблюдение – наиболее доступный и распространенный метод для диагностики дошкольников.

Сущность его заключалась в умышленном, систематическом и целенаправленном восприятии психолого-педагогических явлений. Наблюдение за детьми в ходе проведения исследования фиксировались. По итогам диагностики была выявлена группа детей с повышенным и средним уровнем тревожности.

В целях профилактики дошкольной тревожности, было организовано и проведено родительское собрание на тему "Детская тревожность". Главной целью было – обучить родителей эффективным навыкам коммуникации и способам выражения своей любви к ребёнку. В ходе беседы родители были ознакомлены с приемлемыми способами наказания ребёнка. Предложены компоненты эффективного общения с детьми, которые являются необходимыми: контакт глаз, так как ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребёнка, укрепляет в нём чувство безопасности и уверенности в себе, физический контакт, пристальное внимание, дисциплина.

На собрании родители были ознакомлены с результатами исследования тревожности их детей. Были озвучены возможные причины возникновения тревожности и страхов. Также были предложены рекомендации родителям, как помочь своему ребёнку избавиться от страхов и что нужно для этого делать. На мой взгляд, своевременное информирование родителей даст положительные результаты в решении проблемы повышенной тревожности у детей.

Подготовлены и апробированы на практике консультации с практическими рекомендациями для педагогов и родителей на данную тематику.

С воспитанниками, имеющими повышенный уровень тревожности, проводилась коррекционная работа, которая осуществлялась следующим образом:


групповые тренинги по программе «Как победить свой страх?» в комплексе с использованием песочной терапии 1 раз в неделю; Тренинги проходили в форме увлекательных путешествий, в ходе которых дети постоянно преодолевали свои страхи (боязнь сказочных героев: Бабы-Яги, Змея Горыныча; боязнь диких животных; медицинские страхи: больницу и другие).

Специальные коррекционные игры и упражнения по снижению уровня тревожности, проводились и воспитателями группы.

В ходе работы мною были разработаны и апробированы авторские игры и упражнения по снижению уровня тревожности у дошкольников. (Приложение)

Так как песок это - идеальная развивающая среда, где можно творить без страха, что-либо сломать или испортить, возникла идея использования песочной игротеропии. Основополагающая идея песочной игротерапии заключается в том, что ребенок, перенося на плоскость песочницы свои фантазии и переживания, может контролировать самостоятельно свои побуждения, выражая их в символической форме.

Цель песочной терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать ребенку возможность быть самим собой.

Задачи песочной игротерапии ориентированы на то, чтобы помочь ребенку:

развить более позитивную Я - концепцию;

развить самооценку;

обрести веру в себя;

овладеть чувством контроля;

стать более ответственным в своих действиях и поступках;

научиться выражать свои мысли, чувства и эмоциональные переживания;

научить способам самовыражения.

При организации занятий песочной игротерапии: создавалась для ребенка атмосфера безопасности, ощущение дозволенности, поддержка положительного тонуса и самочувствия, ребенку было легче принять решения. Устанавливалась обратная эмоциональная связь путем развития различных эмоций. Взрослый понимал и принимал мир ребенка. Ребенок в процессе песочной игры выражал свои самые глубокие эмоциональные переживания. Освобождаясь от страхов пережитое не развивается в психическую травму.

Играя с песком, ребенок самовыражается. Используя игрушки, он выражает все то, что ему трудно выразить в словах. Каждая выбранная игрушка воплощает какой-либо персонаж, который взаимодействует с другими героями. Дошкольник сам придумывает, о чем они говорят или что делают. Во всех случаях малыш чувствует себя хозяином своего маленького мира. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на поверхность песочницы; персонажи игры приходят в движения, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли. Весь нехитрый материал помогает детям строить свой собственный мир и обыгрывать в нем различные внутренние проблемы.

Игра в песок дает средства для разрешения конфликтов и передаче чувств. Выбранные игрушки, помогают ребенку самовыразиться: в свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать, то, что он не может объяснить словами, рассказать, играя в песок ребенку легче выразить свои эмоции, страхи, переживания.

Использование данного игрового метода, способствовало улучшению психологического и эмоционального благополучия детей.

Подводя итог, можно сказать следующее, что именно при комплексном подходе была решена проблема повышенной тревожности у детей среднего дошкольного возраста.


3.2. Актуальность педагогического опыта


Совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребёнку адекватных условий для всестороннего развития; формирование полноценной личности, получения им должного образования. Дошкольное образование осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования.

В дошкольном возрасте дети усваивают нормы и правила поведения, принятые в обществе, устанавливают отношения с взрослыми и сверстниками. Процесс социализации у многих протекает нелегко. В настоящее время растёт количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью в себе, эмоциональной неустойчивостью.

Тревожные дети нуждаются в особом подходе и психологической помощи. Особую опасность эти состояния представляют на пятом году жизни:

В четыре года у мальчиков и девочек проявляются заострение боязливости и пугливости, робости и нерешительности, чувство вины и переживание случившегося, что говорит о пике эмоционального развития в этом возрасте. Чаще всего отмечается несамостоятельность и пассивность (зависимость), медлительность и тики.

Тревожные дети чаще, чем другие, испытывают беспокойство, плохо концентрируют внимание на заданиях, напряжены (имеют мышечные зажимы в области лица, шеи, плечевого пояса); раздражительны, плохо спят и т.д. Поэтому важно, чтобы взрослые, и педагоги, и родители осознали проблемы тревожных детей, вовремя распознали проявления тревожности и помогли детям стать увереннее в себе, научили управлять собой в различных ситуациях.

Актуальность педагогического опыта заключается в том, что он позволяет организовать на высоком уровне коррекционно – развивающую работу с детьми, имеющими повышенный уровень тревожности в дошкольном образовательном учреждении. Материал, представленный в данном опыте, позволяет развивать у детей эмоциональное осознание своего самочувствия, положительное настроение, повышение уверенности в себе, уменьшение тревожности; а также формировать навыки общения; воспитывать самостоятельно, принимать решения.


3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте


Теоретико-методологические основания представленного педагогического опыта:

Тревожность - одна из наиболее сложных и актуальных проблем современной психологической науки.

Многие психологи рассматривают возможность коррекции уровня тревожности у детей методом «отреагирования» страха, тревоги, напряжения, методом сочинения историй - Р.В. Овчарова, А.М. Прихожан, А.Н. Дубровина, Е.И. Рогов.

Г.Л. Лэндрет, Л.М. Костина, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина предлагают для коррекции уровня тревожности у детей использование метода игротерапии.

В работах Л.М. Костиной, Г.Б. Мониной, Т.Д. Марцинковской, В.К. Виллюнаса, Е.К. Лютовой и др. констатируется неблагоприятное влияние тревожности на состояние здоровья, деятельность и поведение человека.

А.И. Захаров, А.М. Прихожан отмечают, что при неоднократном повторении условий, провоцирующих высокие значения тревоги, создается постоянная готовность к переживанию данного состояния. Постоянные переживания тревоги фиксируются и становятся личным новообразованием - тревожностью.

Анализ исследований различных психологов позволил рассматривать факты проявления детской тревожности как, с одной стороны, психодиагностическую характеристику, представляемую так А.И.Захаровым и, с другой стороны, как условие и результат социализации А.М.Прихожан, Т.И. Чирковой. Другими словами, причины формирования тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так, и - причем в большей степени - в социальных, раскрывающихся условиях социализации. Если первый путь формирования тревожности трудно доступен для коррекции практическому психологу, то на втором пути существует возможность создания некоторых условий, способствующих преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте.

В ходе анализа исследований Г.Л. Лэндрета, К. Мустакаса, В. Экслайн и других выяснилось, что наиболее оптимальными методами психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста следует признать рисование, рассказывание сказок и развивающие игры.

Тревожность и страхи можно побеждать, играя в песок. По мнению К. Юнга процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике.

Использование данного игрового метода, способствует улучшению психологического и эмоционального благополучия детей, на этом фоне - стабилизируется соматическое и психологическое здоровье, что способствует снижению заболеваемости детей.


3.4. Результативность педагогического опыта


Для определения уровня тревожности у детей среднего дошкольного возраста было проведено два экспериментальных исследования (в начале и конце учебного года)

В эксперименте был использован:

Тест тревожности «Выбери нужное лицо» Р. Тэммпла, В.Амена, М. Дорки.(Приложение №1)

С помощью проективного теста Р. Тэммпла, В.Амена, М. Дорки «Выбери нужное лицо» у всех детей, участвующих в эксперименте, был выявлен уровень тревожности.

В таблице представлены результаты теста (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) на определение уровня тревожности у детей средней дошкольной группы

№ 09 «Чемпионы» МБДОУ ЦРР д/с № 1 «Ручеек». В группе детей из 20 человек с высоким уровнем тревожности оказалось 3 мальчика и 2 девочки, и со средним уровнем – 2 детей.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Опыта iconМодуль обобщения передового педагогического опыта
Условия возникновения и становления опыта: какие мотивы лежат в основе формирования идей данного опыта и определения путей их решения?...
Опыта iconОпыта
Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта
Опыта iconПедагогического опыта
Целостное описание опыта работы 5
Опыта iconГруздева и в. Сурдуковская С. В
Из опыта функционирования моу «Гимназия №10» в статусе центра инновационного опыта как поставщика образовательной услуги
Опыта iconОпыта работы
Сведение об авторе опыта: учитель математики моу «сош №13» Шпаковского района Ставропольского края Бузина Галина Владимировна
Опыта iconТема опыта: «Сочетание массового и индивидуального в воспитании здоровой личности»
Сведения об авторе опыта. Мокрощупов Алексей Васильевич, учитель физической культуры Хатасской средней общеобразовательной школы...
Опыта iconМоего опыта работы
Из опыта работы учителя начальных классов Трутановой И. А. по теме «Развитие произвольности внимания и памяти младших школьников...
Опыта iconКонкурсное мероприятие «Методический семинар» Задание
Задание: презентация участником конкурса своего профессионального опыта как опыта, сформировавшегося при взаимодействии с коллегами-...
Опыта iconМетодические рекомендации преподавателю по обобщению и описанию педагогического опыта
При подготовке пояснений преподаватель может использовать методику обобщения и описания педагогического опыта, применив ее к своей...
Опыта iconИнновационного педагогического опыта (ипо) Формирование художественной культуры учащихся, развитие изобразительных способностей, творческого воображения, художественного вкуса и понимания прекрасного
Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница