1. Общая характеристика учреждения




Скачать 23.46 Kb.
Название1. Общая характеристика учреждения
страница1/11
Дата04.02.2016
Размер23.46 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Марийский государственный университет»



Основные итоги деятельности
федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Марийский государственный университет»
за 2010–2011 учебный год



Публичный доклад


Йошкар-Ола, 2011


1. Общая характеристика учреждения


Цель настоящего доклада: представить широкому кругу общественности, прежде всего педагогическим и руководящим работникам Республики Марий Эл и близлежащих регионов — основным партнерам и потребителям образовательных услуг, информацию об основных направлениях деятельности университета, результатах и проблемах его функционирования и развития по итогам 2010/2011 учебного года.

Тип, вид, статус вуза. Марийский государственный университет, представляющий собой один из заметных многопрофильных классических университетов Приволжского федерального округа и России, является федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования. Учредитель — Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации. Юридический адрес университета: 424001, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, 1.

Университет организован 1 января 1972 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 9 марта 1971 г. № 155 и Постановлением Совета Министров РСФСР от 15 апреля 1971 г. № 214.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2007 года № 1062-р ГОУВПО «Марийский государственный университет» был реорганизован путем присоединения к нему ГОУВПО «Марийский государственный педагогический институт им. Н.К. Крупской» и Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Марийский аграрный колледж».

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 мая 2011 года № 1878 ГОУВПО «Марийский государственный университет» было переименовано в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Марийский государственный университет».

Лицензия на образовательную деятельность. Вуз имеет лицензию Федеральной службы по надзору в сфере образованию и науки АА № 003435, регистрационный № 3431 от 24 мая 2010 года. Срок ее действия до 14.07.2013 г.

Свидетельство о государственной аккредитации: ВВ№ 000673, регистрационный № 0664 от 19 июля 2010 г., выданное Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки; АА № 003436, регистрационный № 3432 от 24 мая 2010 года.

Структура университета. В состав вуза входят:

– Марийский аграрный колледж (филиал), созданный распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2007 года № 1062-р и приказом Федерального агентства по образованию от 5 сентября 2007 года» № 1657 как Марийский аграрный колледж — филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Марийский государственный университет», который приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 мая 2011 года № 1878 переименован в Марийский агарный колледж (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Марийский государственный университет». Место нахождения: 425224, Республика Марий Эл, Медведевский район, с. Ежово, ул. Комсомольская, д. 15;

– представительство, созданное приказом ректора вуза от 13 ноября 2003 года № 59-П как представительство Марийского государственного университета в г. Волжске, которое приказом ректора вуза от 26 января 2011 года № 03-П (вступившим в силу 27 мая 2011 года) переименовано в представительство Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Марийский государственный университет» в г. Волжске. Место нахождения: 425000, Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Учительская, д. 4;

– факультеты: биолого-химический, исторический, филологии и журналистики, физико-математический, международных отношений, культуры и искусств, электроэнергетический, юридический, физической культуры, спорта и туризма, психологии и безопасности жизнедеятельности, технологии и профессионального образования, педагогики и психологии, начальных классов, иностранных языков;

– институты: аграрно-технологический, финно-угроведения, экономики, управления и финансов, открытого образования и информационных систем, институт повышения квалификации и переподготовки кадров;

– филиал международного образовательного центра «АРТЕСН», созданный в 2008 году, — ведущей мировой образовательной корпорации в сфере информационных технологий;

– Малая академия государственного управления в Республике Марий Эл, созданная по инициативе полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе. Она была призвана формировать кадровый резерв органов государственной и муниципальной власти из числа социально активных студентов ведущих вузов республики;

– 71 кафедра, а также аспирантура и докторантура, структурные подразделения дополнительного профессионального образования, внеучебной и воспитательной работы, подготовительные курсы, общежития, библиотека, редакционно-издательский центр, редакция многотиражной газеты, иные учебные, научные, информационно-аналитические подразделения, а также подразделения, осуществляющие методическую, финансово-экономическую, информационно-аналитическую, производственную и иную деятельность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и Уставом ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет».

Направления подготовки, формы обучения. В вузе ведется активная работа по внедрению системного подхода к формированию спектра образовательных программ, наиболее полно отвечающих потребностям региона и российского общества. В 2010/2011 учебном году реализовывались 10 из 29 укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, представленных в перечне направлений подготовки (специальностей) ВПО и включают в себя следующие профили подготовки: естественные науки и математика; гуманитарные и социальные науки; образование и педагогика; культура и искусство; экономика и управление; сельское и рыбное хозяйство; техника и технологии.

Осуществляется переход на многоуровневую систему подготовки кадров (бакалавр – специалист – магистр): действовали бакалавриат по 3 направлениям и магистратура — по 3 направлениям, получены лицензии на право ведения образовательной деятельности по 17 направлениям бакалавриата и 2 направлениям магистратуры. В вузе реализовывались 57 основных образовательных программы ВПО, 6 ООП СПО, более 100 дополнительных образовательных программ.

В университете используются очная и заочная формы обучения.

Контингент обучающихся (по формам обучения). Общая численность студентов на 1 октября 2010 года составила 11406 человек, в том числе по дневной форме обучения — 6490. Доля лиц, обучающихся на договорной основе — 3566. Среди студентов
очной формы обучения этот показатель составил почти 24 %.

Наличие направлений повышения квалификации и переподготовки кадров. Согласно лицензии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, университет осуществляет повышение квалификации и профессиональную переподготовку специалистов по профилю основных образовательных программ вуза. В 2010/2011 учебном году обучение на курсах повышения квалификации по различным программам прошли 1116 специалистов. Основным заказчиком образовательных услуг является Администрация Главы Республики Марий Эл, Управление Федерального казначейства по РМЭ, Управление Судебного департамента, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл, Верховный суд, Министерство юстиции Марий Эл, муниципальные органы управления образованием.

Курсы профессиональной переподготовки по направлениям «Менеджмент», «Налоги и налогообложение», «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», «Преподаватель», «Работник сферы государственной молодежной политики», «Разработчик профессионально ориентированных компьютерных технологий», «Специальная дошкольная педагогика и психология (Дошкольная дефектология и логопедия)» окончили 130 человек.

Кадровый потенциал, учебно-материальная база, наличие учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса способствуют реализации направлений повышения квалификации и переподготовки кадров, а также повышению статуса вуза как центра непрерывного профессионального образования.

Наличие аспирантуры, докторантуры, диссертационных советов. В системе послевузовского образования функционируют: аспирантура по 49 и докторантура по 7 научным специальностям. Функционируют 3 совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по 7 специальностям.

Кроме того, продолжалась работа 4-х объединенных диссертационных советов, в которых МарГУ выступает в роли соучредителя. Ведется работа по созданию диссертационного совета по экономическим специальностям.

Наличие подготовительных курсов. По приказу ректора от 30 сентября 2010 года «Об актуализации организационной структуры университета» на базе подготовительных курсов был создан Центр довузовской подготовки и профориентационной работы. Во взаимодействии с ректоратом, приемной комиссией, факультетами и институтами, а также республиканскими и местными органами управления образованием центр на регулярной основе проводил встречи с выпускниками образовательных учреждений районов и городов республики. Организовывались «Дни открытых дверей», циклы радио- и телепередач, изданы буклеты, созданы видеофильмы. Были организованы курсы для поступающих в вузы: четырехмесячные (38 человек), месячные (31). С октября 2010 года по 1 мая 2011 года работали республиканская физико-математическая школа (31 человек) и школа юного химика (71).

Оценивая в целом структуру подготовки кадров, важно отметить, что в вузе сложилась система, отвечающая современным принципам вариативности, мобильности, многоуровневости, непрерывности, создающая основу образования через «всю жизнь».

Участие вуза в рейтинговых исследованиях, в том числе международных. За отчетный период вуз участвовал в ряде рейтинговых исследований. По итогам сводного индекса качества подготовки студентов, зачисленных в 2010 году на первый курс государственных вузов на очную форму обучения, который был составлен по заказу Общественной палаты Российской Федерации специалистами Высшей школы экономики, Марийский государственный университет вошел в число 150 благополучных вузов России, а по некоторым специальностям — в двадцатку лучших. В частности, по педагогическим (гуманитарным) специальностям университет занял 3-е место, по документоведению — 7-е, физико-химии — 12-е, энергетике, педагогике и психологии — 14-е, культуре
и искусству — 16-е, по юриспруденции — 18-е.

По результатам другого исследования, проведенного в 2010 году Межрегиональным координационно-аналитическим центром по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпу­скников учреждений профессионального образования МГТУ им. Н.Э. Баумана, центр содействия трудоустройству студентов и выпускников МарГУ занял 7-е место среди вузовских центров страны.

Еще одним важным результатом деятельности университета за отчетный период стала положительная динамика рейтинга вуза среди классических и научно-исследовательских университетов России. По оценкам Риановости и Интерфакса МарГУ делит 70-73 места среди 104 вузов, в том числе по критериям: социальная деятельность – 38-43 места, бренд – 58-65, образовательная деятельность – 66-71. Это стало еще одним свидетельством его высоких организационных возможностей.

Наконец, по инициативе Общественной палаты РФ Высшая школа экономики совместно с РИА Новости провели мониторинг сайтов высших учебных заведений как индикатора их прозрачности. По итогам общероссийского рейтинга информационной насыщенности сайтов МарГУ набрал 120 баллов из 135 возможных и попал в число таких ведущих вузов страны, как МГТУ им. Баумана, Российский государственный университет нефти и газа им. Губкина, Казанский государственный технический университет и др.

Миссия вуза, программа развития. В 2006 г. была разработана миссия университета, включившая в себя ценности и базовые принципы своей деятельности. С учетом изменявшихся условий она корректировалась. В ее разработке участвовали руководители
и представители всех уровней управления вузом. Ныне университет видит свою миссию в удовлетворении образовательных потребностей личности, общества и государства в области фундаментальной и прикладной науки; сохранении лидерства в модернизации системы образования в республике и регионе с учетом мировых тенденций; в активном влиянии на социально-экономическое и культурное развитие Республики Марий Эл и региона, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в политэтническом регионе.

Деятельность университета осуществлялась в соответствии с Федеральной программой развития образования на 2006–2010 годы. Ключевыми инструментами реализации стратегии вуза выступают Программа развития МарГУ на 2009–2013 годы (утверждена на конференции научно-педагогических, а также представителей других категорий работников и обучающихся 24.04.2009 г., протокол № 1), Программа перехода на уровневую систему подготовки кадров (утверждена на ученом совете вуза 31 марта 2011 года). Главная цель указанных документов — повышение качества всех видов деятельности вузовского коллектива и повышение рейтинга университета среди вузов России. Они содержат концепцию развития вуза, программные цели, задачи и приоритеты, а также мероприятия по их реализации и ряд программ.

Одновременно в университете разработаны и реализуются соответствующие программы развития кафедр, факультетов/институтов. Наличие подобных документов является обязательным условием при выборах на должности деканов факультетов/директоров институтов и заведующих кафедрами. Разработка таких документов, усилия всего коллектива вуза по их реализации направлены на то, чтобы превратить университет в действительно высоко конкурентное инновационное высшее учебное заведение.

Наличие системы менеджмента качества. Приоритетным направлением в стратегии университета является формирование системы менеджмента качества образования, основанной на законодательных требованиях, общепризнанных стандартах качества и способной удовлетворять возрастающие требования работодателей, потребности обучающихся, интересы общества и государства. Основные вехи ее становления:

– 1 декабря 2006 г. был создан Отдел менеджмента качества образования, в мае 2007 г. — Совет по качеству образования, который объединяет деканов факультетов/директоров институтов (далее деканов/директоров) и представителей других подразделений и служб. В функции совета входят планирование и координация работ по созданию и совершенствованию СМК;

– в сентябре 2007 г. составлен примерный комплексный план мероприятий по разработке, внедрению, поддержанию и улучшению системы менеджмента качества в вузе, в соответствии с которым определены этапы, сроки, ответственные за выполнение конкретных мероприятий по разработке и внедрению внутривузовской системы менеджмента качества;

– в декабре 2007 г. на ученом совете университета утверждена Политика вуза в области качества, предусматривающая в качестве главной цели — подготовку высокообразованных, предприимчивых и конкурентоспособных специалистов и научных кадров, востребованных на рынке труда, способных работать на высокопрофессиональном уровне;

– в феврале 2009 г. были назначены Уполномоченные по качеству факультетов/институтов, кафедр, ставших проводниками политики университета в области качества образования на местах;

– в марте 2009 г. утвержден и введен в действие СТО «Управление качеством
образования в МарГУ»;

– в апреле 2009 г. была разработана целевая подпрограмма «Система менеджмента качества образования», ставшая составной частью Программы развития университета на 2009–2013 годы. В документе были определены цели, задачи, этапы, сроки, ответственные за выполнение конкретных мероприятий по разработке и внедрению вузовской системы менеджмента качества;

– в 2009 году вуз стал финалистом конкурса «Система обеспечения качества подготовки специалистов», проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации. Университет получил Сертификат соответствия системы менеджмента качества ИСО 9001-2008;

– в ноябре 2010 года вуз успешно прошел инспекционный аудит системы менеджмента качества в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001-2008 (компания «Русский регистр»).

В отчетный период продолжалось создание исполнительного механизма действия СМК.

Достижения и победы вуза в конкурсах, проектах. В системе российского образования Марийский университет по праву позиционируется как центр качественного образования, фундаментальной науки и высокой духовной культуры. В 2009 году Независимым общественным советом конкурса «Золотая медаль «Европейское качество» он был назван в числе лауреатов в номинации «100 лучших вузов»; тогда же стал финалистом конкурса «Система обеспечения качества подготовки специалистов», проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации; получил Сертификат соответствия системы менеджмента качества ИСО 9001-2008.

Продолжая вышеназванные традиции, в 2010 году университет вошел в число лауреатов Межрегионального конкурса «Лучшие вузы ПФО – 2010», с правом использования логотипа «Национальный знак качества», вошел в число лауреатов Национального конкурса «Лучшие учебные центры Российской Федерации – 2010». Двумя золотыми медалями Министерства сельского хозяйства Российской Федерации университет был награжден на XIX Международной выставке-ярмарке «Агрорусь – 2010» за создание, разведение и широкое внедрение в производство аутосексной цесарки волжской белой породы на международной выставке ярмарке в Санкт-Петербурге в 2010 году.

Структура управления. Для решения важнейших вопросов жизнедеятельности вуза ученым советом вуза или ректором созывается конференция научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся.

Общее руководство университетом осуществляет выборный представительный орган — ученый совет, возглавляемый ректором (председатель ученого совета), входящим в его состав по должности.

Действующий в университете ученый совет сформирован в 2008 г. сроком на 5 лет (решение конференции коллектива от 18.06.2008 г., приказ ректора от 24.06.2008 г.
№ 192-А) в составе 43 человек. С целью повышения эффективности работы ученого совета были созданы рабочие комиссии: по кадровой политике и наградам, по внешним связям и международной деятельности, по экономике, финансам и социальному развитию, по научной работе и инновациям, по правовым вопросам, по учебно-методической работе и информационной политике, по воспитательной работе со студентами.

Непосредственное управление деятельностью университета осуществляет ректор, избираемый конференцией коллектива университета тайным голосованием сроком на пять лет и утверждаемый в должности Федеральным агентством РФ по образованию. Обязанности ректора университета исполняет доктор сельскохозяйственных наук, профессор Макаров Виталий Иванович, избранный на эту должность на конференции трудового коллектива 22 апреля 2008 года и утвержденный в должности ректора с 29 мая 2008 года приказом Федерального агентства по образованию от 28 мая 2008 года № 12-011-02/73. Срок его полномочий истекает 28 мая 2013 года.

Для осуществления управления отдельными направлениями деятельности университета введены следующие должности проректоров:

– первый проректор — проректор по учебной работе Иванов Виталий Алексеевич (тел. 42-65-85);

– проректор по учебной работе Миронов Геннадий Иванович (тел. 42-54-41);

– проректор по науке и инновациям Стариков Сергей Валентинович (тел. 42-65-98);

– проректор по административно-хозяйственной работе Машаев Владимир Иванович (тел. 42-54-41);

– проректор по развитию Сайранов Владимир Андреевич (тел. 42-98-80);

– проректор по дополнительному профессиональному образованию Хлебников Иван Германович (тел. 56-59-81);

– проректор по общим вопросам Тоймурзин Владислав Викторович (тел. 45-43-82).

Распределение обязанностей между проректорами и другими руководящими работниками устанавливается приказом ректора, который доводится до сведения всего коллектива университета.

Для осуществления общего руководства и решения важнейших вопросов деятельности факультета/института создается ученый совет факультета/института, председателем которого является декан/директор. Положение об ученом совете факультета/института Марийского государственного университета утверждено приказом ректора № 34-П от 31.05 2004 года.

Непосредственное управление деятельностью филиала осуществляет директор, назначаемый на должность приказом ректора из числа лиц, имеющих, как правило, опыт учебно-методической и (или) научной и организационной работы в высшем учебном заведении.

Органы государственно-общественного управления и самоуправления. Как уже отмечалось, в вузе результативно функционируют ученый совет, конференция научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся и др.

Примечательным событием отчетного периода явилось создание в мае 2011 года Попечительского совета вуза, целью которого является содействие в решении актуальных задач развития МарГУ и формировании его как центра подготовки высококвалифицированных специалистов. В состав совета вошли министр юстиции РМЭ Т.В. Григорьева, исполнительный директор ООО «Марийский нефтеперегонный завод» А.Н. Иванов, начальник Главного управления МЧС России по РМЭ А.В. Малкин, депутат Государственной Думы Федерального собрания РФ Л.Н. Яковлева и др. Председателем Попечительского совета избран заместитель Главы Правительства, министр финансов РМЭ Е.Д. Рыжаков, исполнительным директором — В.М. Калабашкин, председателем ревизионной комиссии — директор Марийского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк» П.С. Ведерников. Численность совета на момент создания составила 43 человека. Еще раньше были созданы попечительские советы на факультетах и в институтах университета. Участие в их работе представителей республиканских и местных органов власти, работодателей призвано содействовать усилению интегрирующей роли университета в решении проблем подготовки для республики кадров с высшим образованием.

Наличие сайта учреждения. Университет имеет собственный общедоступный информационный web-сайт: //www.marsu.ru, почтовый сервер, серверы для файлового обмена между пользователями, и другие информационные ресурсы. Ведется работа по созданию информационно-образовательного портала на основе программы 1С-Битрикс.

Контактная информация. 42-59-20 — Ганиятова Галина Федоровна.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

1. Общая характеристика учреждения iconОбщая характеристика общеобразовательного учреждения
Полное официальное наименование учреждения: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Металлурговская средняя общеобразовательная...
1. Общая характеристика учреждения iconПубличный доклад (отчёт) муниципального казённого общеобразовательного учреждения Коркинской средней общеобразовательной школы за 2011– 2012 учебный год
Общая характеристика учреждения 4
1. Общая характеристика учреждения iconДоклад о деятельности моу шахунской сош №2 за 2011-2012 учебный год. Общая характеристика учреждения 1 Тип, вид, статус учреждения
Уважаемые обучающиеся, родители, гости, представители общественности, социальные партнеры
1. Общая характеристика учреждения iconОбщая характеристика муниципального бюджетного образовательного учреждения Ярцевской средней общеобразовательной школы №6

1. Общая характеристика учреждения iconПубличный отчет За первое полугодие 2011/2012 учебного года общая характеристика общеобразовательного учреждения
Полное наименование учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» Волжского района...
1. Общая характеристика учреждения iconПубличный отчет за второе полугодие 2010/2011 учебного года общая характеристика общеобразовательного учреждения
Полное наименование учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» Волжского района...
1. Общая характеристика учреждения iconДоклад (отчет) 2011-2012
Общая характеристика общеобразовательного учреждения и условий его функционирования
1. Общая характеристика учреждения iconДоклад об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности
Общая характеристика общеобразовательного учреждения и условия его функционирования
1. Общая характеристика учреждения iconПубличный отчет за 2008-2009 учебный год
Общая характеристика общеобразовательного учреждения и условий его функционирования
1. Общая характеристика учреждения iconДоклад общая характеристика образовательного учреждения
Полное наименование: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Волковская средняя общеобразовательная школа
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница