Крылова Евгения Викторовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №3 г. Амурска




Скачать 15.72 Kb.
НазваниеКрылова Евгения Викторовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №3 г. Амурска
Дата04.02.2016
Размер15.72 Kb.
ТипДокументы
Крылова Евгения Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 3 г. Амурска .


Активизация креативных способностей учащихся через нетрадиционные способы организации внеурочной деятельности.


Жизнь креативного человека


направляется и контролируется скукой.


Бежать от скуки —


вот один из главных стимулов творчества.


Солг Стейнберг.


.

Мы часто слышим или употребляем в своей речи слово «творчество».


Всегда ли при этом понимаем, что оно значит?


Не слишком ли легко порой, говорим, что развиваем или формируем творческие способности у наших учеников?


Так что же такое это самое творчество?


Каждый год в первый класс школы приходят совершенно другие дети. Другое поколение. Мыслят все быстрее, информации о событиях и фактах все больше. Вот только удивляются все меньше. Меньше восхищаются, негодуют. Спокойны в однообразном круге интересов: компьютерные игры, общение в социальных сетях. Да и педагоги не спешат «погружать» детей в проблему, а значит, в мир творчества, а ведь «творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности, способность человека созидать новую реальность». «Творчество – это способность обнаруживать новые решения проблемы», говорят психологи.


Педагоги переходят на формы и методы обучения, способствующие развитию креативности ребенка, которая является тайной, завернутой в головоломку, спрятанной внутри загадки. Проблема развития креативности как никогда актуальна сейчас в рамках модернизации российского образования.


По-моему мнению, у каждого ребенка есть потребность в творческом самовыражении. И литература, как никакой другой предмет, способствует этому: ведь прожитая вместе с литературными героями жизнь, подводит к осмыслению того, как люди должны вести себя среди людей, к осознанию личной значимости в современном мире. Не претендуя на полное раскрытие этой тайны, мне бы хотелось определить свою позицию в отношении проблемы креативности как основы формирования современной личности и приемам ее активизации во внеурочной деятельности по литературе.


Креативность – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды (Абрахаму Маслоу).


В основу разработанного образовательного стандарта положен компетентностный подход в обучении как системообразующая дидактическая идея, которая определяет содержание и структуру стандарта. Под компетенцией подразумевается способность применять ЗУН в разнообразных ситуациях, наличие качеств, позволяющих человеку успешно социализироваться, в т.ч. и умений творческого характера (интуиция, воображение, смекалка, различные виды мышления, умение учиться).


Современная школа характеризуется смещением от знаниево-ориентированного к компетентностному, личностно- ориентированному, деятельностному подходу в образовании. Это позволяет развивать и совершенствовать на уроках литературы ключевые, общепредметные и специфико-предметные компетенции: коммуникативную и культуроведческую, ценностно-ориентационную, смыслопоисковую и читательскую. Новое время требует новых подходов.


Современные дидакты считают, что педагог должен организовать деятельность учеников таким образом, чтобы постоянно стимулировать мотивации к обучению. Учёные выделяют следующие мотивы: интерес и успешность, достижения и сотрудничество, соперничество и соревновательность.


При нетрадиционном творчески-реализованном типе обучения (классификация Г.А.Русских) познавательный интерес, мотивация к обучению развиваются на основе включения учащихся в творческую деятельность . При этом учитель изменяет способы организации учебного труда, опираясь на фантазию, игру, имитацию.


Формирование опыта творческой деятельности, для которой характерен «перенос» знаний из одной учебной ситуации в другую, осуществляется в процессе творческих заданий.

Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать (в том числе совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности. Необходимым условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности является организация собственной деятельности. В учебно-познавательной деятельности школьников на основе деятельностного способа обучения лежит личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.


В настоящее время все новшества, вводимые в школе, касаются в основном изменений содержания учебных дисциплин, частных форм и методов обучения, не выходящих за рамки привычных технологий. Задача состоит в изменении условий обучения так, чтобы большинство учащихся училось на уровне усиливающихся познавательных интересов и лишь по отношению к меньшей части из них, и то, как исключение, требовались бы меры побуждения.


Чтобы постичь, прожить, приобщиться к раскрытию, конструированию нужны особые формы обучения. Ведущей среди них является имитационная игра.


Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Именно в игре каждый выбирает себе роль добровольно, причём познавательные действия ученика выполняются в структуре деятельности, которая имеет личностный смысл. Всё это говорит о том, что имитационная игра в школе является основой личностно ориентированного обучения.


Игра несёт на себе функции:


психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке;


психотерапевтические, помогая ребёнку изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, психическое самочувствие;


технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность.


В игре ребёнок чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологическую свободу, необходимую для его развития.


Развитие креативных способностей школьников подразумевает развитие четырёх само-: самостоятельности, самоконтроля, возможности для самореализации и самовыражения, интереса к предмету, активности. Творчество обязательно в игровых формах обучения, наиболее привлекательных для школьников. Все проекты раннего развития построены на обучении детей в их естественном состоянии - состоянии игры.


Аксиомой существования ребенка является творческое отношение к жизни, познание через интерес и безоценочную свободу самовыражения, так как ничто в будущем не сможет заменить отсутствие фантазии, богатого воображения, развитой интуиции. Возможность открытого отношения к другому представляет игра. Полноценная учебная деятельность организуется только на основе игровой, поскольку учение направлено на овладение такими абстракциями и обобщениями, которые предполагают наличие у ребенка воображения и символической функции, формирующихся в игре.


Одна из особенностей игры состоит в том, что она достигает своих целей незаметно. Игра, как деятельность, выполняющая личностно развивающую функцию, есть деятельность «честная», не сводимая к формальному исполнению. Она затрагивает существенные жизненные интересы воспитанника, дает свободу выбора и приоритетов. Вместе с тем, игра - достаточно трудный вид деятельности, т.е. требует напряжения воли, но вызывает чувство удовлетворения. Игра должна быть деятельностью, в которой ученик оказывается перед реальной альтернативой: поступить согласно своему мировоззрению или против своих взглядов.


Переход школьника к самовоспитанию в играх, к саморазвитию, к свободной сознательной работе над своей волей, характером, к выработке положительных привычек и приобретению необходимых умений происходит незаметно и естественно. Этот переход обеспечивается «принципом удовольствия», на котором основаны игры. Ни в какой другой деятельности школьник не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомимости, как в игре. Активизируется мыслительная деятельность, память, внимание, творческое воображение.


При дифференцированном подходе игровые приемы позволяют вовлечь в творчество весь класс, повышается самооценка у школьников репродуктивного уровня, растет уровень их познавательной активности.

Развитие личности в школе идет на учебном занятии и во внеурочной деятельности. Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся.


Результативными в этом смысле стали уроки литературы в нетрадиционной форме (КВН, путешествие, устный журнал, исследование, театрализация, интегрированные уроки и др.). Они вызывают большой интерес у школьников. В.Сухомлинский писал: «Сказка, фантазия, игра - животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений…». Участники литературных игр получают не только удовольствие, но и новые коммуникативные навыки, личностное саморазвитие. Игроки погружаются в текст, проводят лингвостилистический, литературоведческий анализ, интерпретируют и трансформируют прочитанный материал.


Литературная игра развивает дивергентное мышление (поиск в разных направлениях, высказывание различных гипотез), в противовес конвергентному мышлению (поиск в одном направлении при получении одного правильного ответа), принятого в советском образовании. М.М.Бахтин писал: «Могучее и глубокое творчество во многом бывает бессознательным и раскрывается многообразием смыслов…Понимание восполняет текст: оно активно и носит творческий характер. Творческое понимание продолжает творчество»2.


Литературное произведение полифункционально по своей сути, имеет различные типы эстетических категорий. Урок-игра позволяет выяснить многие из них. Учебная игра имеет достаточно позитивных дидактических возможностей. Она позволяет учащимся самим выбирать «точки удивления», при традиционном изучении оставшимися незамеченными; выводит учеников из пассивной позиции наблюдателей; решает кроме учебно-воспитательных и развивающих задач проблемы релаксации, улучшает психологический микроклимат в классе.


Удачной формой современного урока является театрализованная игра, которая может проводиться на уроке и вне его. Подготовительная работа включает в себя формулировку темы, создание сценария, распределение ролей, репетиции, обсуждение игровых условностей, создание костюмов, технического оснащения, оформления интерьера . В 10 классе к 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года я провела большую литературную «игру»-литературную гостиную- « Отечества ради…». Учащиеся при подготовке к уроку погрузились в атмосферу столкновения различных взглядов, мнений на события прошлого, Необходимость такого урока диктовалась программным материалом (впереди Толстой!) Понять идею произведения без особой подготовки современным детям очень трудно. Литературное произведение - это форма художественного диалога писателя с читателем. В процессе погружения в текст приходит понимание, а «понимающий неизбежно становится третьим в диалоге». А научить понимать - задача учителя. Важна глубокая проработка материала, высшая степень самостоятельности, способность к критичности и толерантности в оценках, ориентация на «соревновательность» (чей материал окажется самым интересным, как его переработать под своего героя так , чтобы слушающие поверили). Такая форма работы активизирует деловые, лидерские возможности учащихся.. Участвуя в театрализованных представлениях, учащиеся учатся адаптироваться к реалиям сегодняшнего времени.


Учитывая возрастные особенности детей , я предоставила все возможности для их самовыражения: они побывали в роли и артистов, и сценаристов, и режиссеров –постановщиков, и художников ,и танцоров, и дизайнеров, и лингвистов.(ведь ученику необходимо было при заучивании роли сохранить языковой колорит той далекой эпохи)

Развитию творческого воображения способствуют многие приёмы и формы. Успех обеспечен в случае, если налажено сотрудничество учителя и ученика. Важно помочь раскрыться креативности школьника, помня при этом о возрастных, личностных особенностях.


Преподавать литературу в век телевидения, радио, видео и компьютеризации непросто. Ребята предпочитают получить представление о литературном произведении, как и любую другую информацию, не затрачивая много времени для чтения. Перед учителем-словесником остро стоит вопрос - как повысить интерес к своему предмету и сделать уроки литературы уроками жизни, уроками, на которых «душа обязана трудиться», уроками высокой нравственности. Размышление над поступками героя, их причинами и последствиями, осмысление авторской идеи, соотнесение с личными этическими представлениями - это и есть главный результат читательской деятельности. Многие методисты отмечают, что процесс чтения не заканчивается только пониманием текста, а продолжается принятием со стороны читающего какого-либо решения, ведущего к совершенствованию его личности. Нам, учителям литературы, необходимо помнить, что проблемы не интересны для учащихся, если они не связаны с жизнью, имеют общий характер, не выводят школьников на общечеловеческие ценности.


Воспитательный потенциал курса литературы связан с особой возможностью формировать систему ценностей, развивать социально-культурную, ценностно-ориентационную, рефлексивную компетенции учащихся.. Важно сделать уроки литературы не просто средством передачи знаний, а прочной основой духовной высоты личности.


Нетрадиционный подход, овладение современными педагогическими технологиями, осознание реалий нового времени поможет решить задачи школьного литературного образования.


Приобщение к миру творчества художников слова не проходит даром - в детях воспитывается творческое начало. Школьники становятся успешнее по другим предметам. Они увереннее справляются с заданиями ЕГЭ по русскому языку. Придумывая, сочиняя, фантазируя и перевоплощаясь на уроках литературы, ребята совершенствуют творческие способности, которые всегда и везде пригодятся им в жизни.


Библиография


1. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития.- Казань, 1994.


2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1986


3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.- М., 1995.


4. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие.-


Екатеринбург, 1996


5. Виноградов В.В. Избранные труды. О языке художественной прозы.- М.,1980.


6. Гусарова Е.Н. Современные педагогические технологии.- М.,2005.


7. Пидкасистый П.И., Портнов М.П. Искусство преподавания.- М.,1999.


8. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии.- М., 1996.


9. Санжадаева Г.С. Новые технологии на уроках литературы. – Улан-Удэ: Бэлиг, 2006


10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М.,1998.


11. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в обучении.- М., 1996.


12. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения.- М., 1990.


13. Цимбаева Е. Художественный образ в историческом контексте.- Вопросы литературы, 2003, №4.


14. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста.- М., 1980.


15. Шаталов В.Ф. Психологические контакты.- М.:Новая школа, 1992.


16. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.- М.,1996.

Похожие:

Крылова Евгения Викторовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №3 г. Амурска iconТехнологии нейро-лингвистического программирования на уроках литературы
Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Курушина Маргарита Викторовна
Крылова Евгения Викторовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №3 г. Амурска iconНам нужны вечные ценности
Алефиров Владислав, ученик 10 б класса мбоу сош №7 г. Минеральные Воды Научный Сегеда Г. Н., учитель русского языка и литературы
Крылова Евгения Викторовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №3 г. Амурска iconМбоу сош «Дневной пансион-84», Учитель русского языка и литературы Высшая категория
Художественное своеобразие лирики Б. Пастернака (урок-практикум для учащихся 11-х классов)
Крылова Евгения Викторовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №3 г. Амурска iconУроках русского языка в условиях сельской
Автор: Потворова Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы моу кокинская сош выгоничского района Брянской области
Крылова Евгения Викторовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №3 г. Амурска iconАнализ работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы мбоу сош №16 за 2011-2012 учебный год
В 2011-2012 учебном году методическое объединение учителей русского языка и литературы работало над следующими темами
Крылова Евгения Викторовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №3 г. Амурска iconАнглийские и американские заимствования в русском языке Авторы: Ратеева Галина Иосифовна, учитель английского языка Кавказской моу сош №12, Малахова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы Кавказской моу сош №12
В работе приведены причины интенсивного заимствования англицизмов в современном русском языке, рассмотрен процесс вхождения англицизмов...
Крылова Евгения Викторовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №3 г. Амурска icon“Причастие” в 6
Передериева Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы Чертковского района, с. Щедровка, мбоу щедровская оош
Крылова Евгения Викторовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №3 г. Амурска iconК профессиональному развитию педагога
Мусаэлян Ирина Нобеловна, учитель русского языка и литературы, руководитель школьного методического объединения учителей русского...
Крылова Евгения Викторовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №3 г. Амурска iconПодготовка учащихся 11 класса к государственному итоговому экзамену по русскому языку в форме егэ
Автор Долгова Людмила Викторовна, учитель русского языка и литературы моу «Гимназии «Дмитров» (из опыта работы)
Крылова Евгения Викторовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №3 г. Амурска iconКонспект урока литературы по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети». «Человек и время в романе»
Попадюк Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы, моу сош №2, г. Шарыпово, Красноярский край
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница