Скачать 26.37 Kb.
|
Советы родителям дошкольников: как надо вести себя с маленьким лгунишкой ● Попытайтесь выявить основную причину лжи и проанализировать ее. ● Выявите, малыш солгал безвинно или преднамеренно. ● Если преднамеренно, то почему? В чем виноваты вы? Кто при этом пострадал: вы, ваш ребенок или посторонний. Какая информация закодирована во лжи? ● Постарайтесь определить, какая эта ложь: ложь-нападение, ложь-защита, ложь-поплавок, ложь-фантазия, ложь во спасение, ложь-соломинка? ● Как только вам покажется, вы нашли возможную причину лжи, постарайтесь действовать и помогать ребенку. Постарайтесь объяснить ребенку, что следует за ложью и почему необходима честность. Расскажите ему история о том, к чему приводит ложь и сколько может доставить неприятностей. ● Учите его говорить любую правду. ● Старайтесь сделать все от вас зависящее, чтобы у ребенка не было заниженной самооценки. Почаще поощряйте его, не скупитесь на похвалу. ● Не разжигайте ревность и соперничество между детьми в вашей семье. ● Нельзя предъявлять к ребенку завышенные требования. Заботы малыша должны быть только возрастными. Дела – посильные. ● Не опекайте ребенка чрезмерно. ● Когда малыш обманывает, подражая сверстникам, вмешивайтесь в его дружеские отношения и, если надо, прекратите их. ● Когда малыш копирует своей ложью вас, задумайтесь серьезнее об этом. Чтобы научить ребенка честности, необходимо самим быть честным. ● Запомните, что маленький лгунишка – большой психолог. И потому, как вы прореагировали на его обман, он судит, как на самом деле вы относитесь к нему. Советы родителям дошкольников: как надо вести себя с ребенком, который берет чужое Как только вы выявили, что ваш ребенок берет чужие вещи, не паникуйте. Это еще не значит, что он станет вором. Вы должны знать, маленькие дети не воруют в том смысле слова, как мы понимаем. У них свои взгляды на «свое» и «чужое», отличные от наших. Ребенок не ворует, а берет. Берет при всех, чтобы поиграть, насладиться вещью. Он еще не понимает разницы между общественной и личной собственностью. Малыш еще не зрел, и опыт жизни пока не научил его таким понятиям. Вам необходимо своевременно раскрыть ему их смысл. ● Не выливайте на ребенка лавину отрицательных эмоций. ● Постарайтесь успокоиться и отыскать возможную причину воровства, как бы надежно она не была скрыта. ● Объясните ребенку разницу между своим и чужим, а также почему чужое брать нельзя. Объясните ему, что чувствуют другие дети, когда лишаются чего-либо, что он будет чувствовать сам, когда другой ребенок неожиданно присвоит себе его любимую игрушку или вещь. ● Пойдите вместе с ним и возвратите чужую вещь ее владельцу. Но сделайте все это так, чтобы малыш не чувствовал позора. ● Объясните ребенку, что если ему захочется взять чужое, он сможет взять его только тогда, когда получит на это разрешение. ● Не искушайте малыша соблазнами, делая доступным недоступное. ● Учите малыша ответственности за собственное поведение. ● Когда малыш ворует беспричинно и постоянно, необходимо показать его психоневрологу и провести назначенную им коррекцию. ● Ребенок должен знать, что мама с папой не одобряют никакого воровства. Если у вашего ребенка все в порядке, нет отклонения от нормы, он здоров, то это возрастное воровство окажется лишь мелким эпизодом в его жизни, исчезнув раз и навсегда в дальнейшем. Советы родителям дошкольников: как надо вести себя с застенчивым ребенком ● Быть очень деликатным с ним. ● Не отвергать его и не использовать авторитарный метод воспитания, насильно заставляя его проявлять активность. ● Все делайте так, чтобы малыш чувствовал себя защищенным и независимым от вас. ● Гасите тревогу по любому поводу. ● Повышайте уровень его самооценки. ● Учите, чтобы он уважал себя. ● Хвалите его и делайте ему комплименты. ● Формируйте уверенность в себе. ● Помогите найти ему все то, что в чем он превосходит своих сверстников, и этой сильной стороной уравновесить слабую, как средство компенсации всех недостатков. ● Учите ребенка идти на разумный риск, уметь стойко переносить поражения. ● Тренируйте с ним навыки общения со сверстниками и взрослыми. ● Любыми способами поощряйте его игры со сверстниками. ● Помогите ему найти такого друга, который защищал его в среде сверстников. ● Не создавайте такие ситуации, в которых он бы ощущал себя неполноценным и был объектом даже самых невинных шуток и насмешек. ● Будьте нежными с ним. ● Сочувствуйте ему. ● Поддерживайте его. ● Следите за тем, чтобы между вами и вашим ребенком было полное доверие. Советы родителям дошкольников: как надо вести себя с ребенком, испытывающим страх ● Первым делом выясните причину страха. ● При выборе воспитательных мероприятий, учитывайте, что страх имеет непроизвольный, неосознанный характер. ● Помните, что малыш не может управлять своим поведением и не владеет собой. Поэтому словесные убеждения неэффективны. ● Ни в коем случае не запугивайте ребенка (даже тогда, когда ему действительно может угрожать опасность). ● Обучайте терпимостью к страху и управлению им, а в некоторых случаях и противодействию источнику страха (например, пусть ребенок сам запугает драчуна, которого боится). ● Не перегружайте ребенка пугающими его сказками и историями. ● Если малыш боится темноты и замкнутого пространства, тогда зажгите лампу, откройте двери, побудьте рядом с ним. ● Чтобы ребенку не страшно было спать, пусть возьмет с собой в кроватку любимую игрушку. ● В некоторых случаях, у более старших детей, можно попытаться уменьшить страх при помощи стыда «Ты ведешь себя как маленький испуганный котенок». ● Постарайтесь проиграть пугающее малыша событие таким образом, чтобы страшное показалось смешным или обыденным в повседневности. Например, если ребенок боится собак, то затейте ему игру в пограничника, где он будет с любимой собакой охранять границу. Или расскажите, как переживала собака, когда малыш убегал от нее, потому что она очень хотела с ним подружиться. Необходимо, чтобы после игры у ребенка было убеждение, что страх его напрасный. ● Главное, не принуждайте ребенка делать то, что он еще не в силах сделать. Готовы ли Вы отдать своего ребенка в школу? Тест для родителей 1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей. 2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей. 3. На мой взгляд, четыре урока – непомерная нагрузка для маленького ребенка. 4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей. 5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница – его собственная мама. 6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать. 7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить. 8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна. 9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек. 10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью. 11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка. 12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка. 13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников. 14. Боюсь, что учительница не имеет возможности точно оценить успехи каждого ребенка. 15. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!». Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.
А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма. Если общий показатель принимает значение до 4 баллов – это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября – по крайнем мере Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка; 5–10 баллов – лучше подготовиться к возможным трудностям заранее; 10 баллов и больше – было бы неплохо посоветоваться с детским психологом. А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика. 1 – необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику. 2 – нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми. 3 – предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями. 4 – есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры. 5 – ребенок слишком привязан к матери, может быть стоит отдать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год. В любом случае полезно поиграть в школу. АНКЕТА (для родителей) Ф. И. О. ________________________________________________ Адрес _________________________________________________ Оцените состояние здоровья своего ребенка по 5 бальной шкале _______________________________________________________ Чем болел ребенок с момента рождения? ____________________ _______________________________________________________ Есть ли в роду наследственные болезни? ____________________ _______________________________________________________ Сколько минут в день Вы готовы потратить на здоровье своего ребенка? _______________________________________________ Согласны ли Вы принять помощь специалистов? _____________ Если Вы хотите видеть своего ребенка здоровым, поставьте восклицательный знак ______________________________________ Согласны ли Вы, что физическое здоровье очень важная составная часть гармоничной личности? __________________________ Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок обладал знаниями и навыками по здоровому образу жизни? ___________________________ Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок получил эти знания в игровой форме? _____________________________________________ Спасибо! ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА Ф. И. О. ________________________________________________ Возраст ________________________________________________ Диагноз ________________________________________________ Антропометрические показатели ___________________________ Длина тела (см) _________________________________________ Масса тела (см) _________________________________________
Диагностика готовности детей к школе Ф. И. О. ________________________________________________ Возраст ________________________________________________
Вывод: _________________________________________________ _______________________________________________________ Психолог Дата Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу 1. Свое имя, отчество и фамилию. 2. Свой возраст (желательно дату рождения). 3. Свой домашний адрес. 4. Свой город (село) и его главные достопримечательности. 5. Страну, в которой живет. 6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию. 7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года). 8. Домашних животных и их детенышей. 9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детенышей. 10. Транспорт наземный, водный, воздушный. 11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды. 12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки. 13. Знать великих русских поэтов и писателей: А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, С. А. Есенина, Ф. И. Тютчева и др. и некоторые их произведения для детей. 14. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. 15. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх – низ и т. д.). 16. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке. 17. Запомнить и назвать 6–10 предметов, картинок, слов. 18. Различать гласные и согласные звуки. 19. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков. 20. Определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», «зубы», «осы». 21. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет). 22. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов. 23. Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10. 24. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30–35 минут). 25. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя. 26. Прежде чем приступить к работе, при помощи незамысловатого опросника попробуйте определить ваши взаимоотношения с собственным ребенком. Достаточно ли внимания Вы уделяете своему ребенку? 1. Все ли Вам нравится в вашем ребенке? 2. Слушаете ли вы, что ребенок говорит? 3. Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит? 4. Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит? 5. Поправляете ли вы речь малыша? 6. Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки? 7. Хвалите ли вы малыша? 8. Смеетесь ли вы вместе с ним? 9. Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку? 10. Часто ли вы обнимаете ребенка? 11. Играете ли вы вместе? 12. Есть ли у вашего ребенка собственные книги? 13. Есть ли у ребенка в доме место, которое отведено только ему? 14. Знаете ли вы любимую сказку, книгу, спектакль вашего малыша? 15. Ходили ли вы в театры, в музеи, в зоопарк, в цирк вместе с ребенком? 16. Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор, играть в компьютерные игры? 17. Беседуете ли вы с ребенком о смысле увиденного спектакля, фильма, прочитанной книги? 18. Стараетесь ли вы сказать все за ребенка на приеме у врача, в магазине, прежде чем он успеет открыть рот? 19. Стараетесь ли вы ходить с ребенком на прогулки? 20. Есть ли у вашего ребенка возможность играть в шумные, подвижные игры? Ключ: «Да, почти всегда» – 4 балла; «Иногда, может быть» – 2 балла; «Нет, никогда» – 0 баллов. Сложите полученные баллы. Если сумма баллов от 80 до 60 – вы достаточно хорошо знаете своего ребенка, у вас очень хорошие взаимоотношения, вам очень хорошо вместе; от 60 до 30 – очевидно, вы занятой человек, но, несмотря на это, вы все же умудряетесь выкроить время для своего малыша; меньше 30 – вам стоит задуматься и уделить немного больше внимания ребенку. Это сделает и его и вас счастливее. Аутотренинговые упражнения 1. «Приятный сон» Цель: снятие психомышечного напряжения, отдых, восстановление сил, мобилизация. Продолжительность: 10 минут. Процедура: примите удобную позу, закройте глаза, успокойтесь, медленно мысленно произнесите словесные орлины: 1. Я спокоен, мои мышцы расслаблены… Я отдыхаю. 2. Дышу спокойно. Мое сердце успокаивается. Оно бьется легко и ровно… Я совершенно спокоен. 3. Моя правая рука расслаблена. Моя левая рука расслабленна… Руки расслабленны… Плечи расслабленны и опущены… 4. Моя правая рука теплая… Моя левая рука теплая… Чувствую приятное тепло в руках. 5. Моя правая рука тяжелая… Моя левая рука тяжелая… Чувствую тяжесть рук… 6. Расслабленны мышцы правой ноги… Расслабленны мышцы левой ноги… Мои ноги расслабленны… 7. Мои ноги теплые… Приятное тепло ощущаю в ногах… Я отдыхаю… 8. Мое тело расслабленно… Расслабленны мышцы спины… Расслабленны мышцы живота… Чувствую приятное тепло во всем теле… мне легко и приятно… Я отдыхаю… 9. Веки опущены… Расслабленны мышцы рта… Мой лоб прохладен… Я отдыхаю… Я спокоен… 10. Чувствую себя отдохнувшим… Дышу глубоко… Потягиваюсь… Открываю глаза… Чувствую свежесть и прилив сил… Я бодр и свеж… 2. «Высокая энергия» (зрительная техника) Цель: заряд краткосрочной энергии и ее оптимальное использование. Продолжительность: 3 минуты. Процедура: Представьте себе яркое ночное небо. Выберите себе самую яркую звезду. А теперь… проглотите ее… Она взрывается в вас, наполняя весь организм энергией. Энергия пронимает во все клетки вашего организма, наполняя ее жаждой что-то сделать, изменить, исправить. Смелее, не ждите, действуйте. 3. «Избавление от тревог» (зрительная техника) Цель: снятие тревоги, беспокойства, подготовка к ожидаемой стрессовой ситуации. Продолжительность: 5–10 минут. Процедура: Расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день… Небо озарено радугой и частица этого сияния принадлежит вам… Оно ярче тысяч солнц… Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши тревоги и огорчения, все отрицательные мысли и чувства, страхи и преумежения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в тленный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно. |
![]() | Когда – то сказал, что «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом» Добрый день! Наша встреча посвящена вопросу «Как помочь ребенку хорошо учиться в школе?» | ![]() | «Как помочь ребёнку с нарушением в развитии заговорить?» Советы родителям «Как помочь ребёнку с нарушением в развитии заговорить?» учитель-логопед одди для уод, нсо, Мошковский район, р... |
![]() | Родительские собрания II класс Что нужно знать родителям о физиологии млад- шего школьника? Полезные советы на каждый | ![]() | Философия и культурология Последующее размышление подводило к вопросу: как должен вести себя человек перед фактом распыления культур? Должен ли он обрести... |
![]() | Методические рекомендации, или некоторые советы по ритуалу посвящения в родители первоклассников Вступление И самое главное – новый социальный статус у ребенка – он с этого дня становится школьником. Как многое меняется в жизни наших дочек... | ![]() | Книга для родителей первокласснков В данный сборник включены советы психологов, логопедов, врачей, заместителя директора по учебно-воспитательной работе I ступени обучения.... |
![]() | Научатся ли люди вести себя разумно и играть по правилам: Нобелевская премия в области экономики присуждена за работы по теории игр | ![]() | Научно-исследовательский институт российского детского фонда проблемы детства: наука и практика И21 Дети в приемной семье: Советы начинающим родителям-воспитателям. — М.: Дом, — (Проблемы детства: наука и практика). 1993 |
![]() | Научно-исследовательский институт российского детского фонда проблемы детства: наука и практика И21 Дети в приемной семье: Советы начинающим родителям-воспитателям. — М.: Дом, — (Проблемы детства: наука и практика). 1993 | ![]() | Как организовать игру детей разного возраста Наверно многие мамы, имеющие двух малышей разного возраста, сталкивались с проблемой, как же организовать их совместную игру, чтобы... |