Урок литературы, в 8 классе, по теме




НазваниеУрок литературы, в 8 классе, по теме
Дата04.02.2016
Размер7.34 Kb.
ТипУрок
Урок литературы, в 8 классе, по теме

«А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести».


Цели:

  • образовательная: обобщение изученного материала, раскрытие смысла названия повести через анализ системы образов главных героев;

  • воспитательная: развитие эмпатиии учащихся через анализ причин поступков героев; воспитание чувства уважения к мнению других людей;

  • коррекционная: развитие познавательной сферы, логического мышления, активизация творческого сомовыражения через развитие навыка работы со схемой, развитие устной речи, обогащение словарного запаса.

Оборудование:

- название произведения;

- карточки с именами героев;

- текстовой материал;

- сюжетные открытки;

- цветные мелки, магниты.


Ход урока.


  1. Оргмомент. Объявление установки на урок: тема, целеполагание.




  1. Актуализация изученного:

составление хронологии событий с использованием открыток художественного альбома «Капитанская дочка».


  1. Обобщение изученного.

1) работа над оформлением системы образов:

- почему Пушкин называет повесть не именем, а указанием родства героини, хотя речь в большинстве глав идет о Петре Гриневе? Для поиска ответа на эту авторскую загадку необходимо проанализировать взаимоотношения героев.


  • учащимся предлагается выбрать принцип для наглядного оформления системы образов главных героев повести и расположить карточки с их именами на доске:


Петр Гринев Василиса Егоровна

и Иван Кузмич Мироновы




Маша Миронова

Савельич Швабрин




Пугачев

Екатерина II


  • в каких взаимоотношениях находятся герои? (на доске графически оформляются результаты наблюдений)


Петр Гринев уважение Василиса Егоровна

любовь и Иван Кузмич Мироновы




Маша Миронова

Савельич Швабрин




Пугачев




Екатерина II


4. Динамическая пауза (снятие зажимов плечевого пояса)


2) беседа:

-изменяются ли качественные характеристики поступков героев, когда в них оказывается задействованной Маша Миронова?


-какие положительные качества проявляют герои по отношению к Марье Ивановне? (любовь- Швабрин принуждает ее выйти за него замуж, но не называет ее имени на допросах, чтобы не вовлекать ее в расследование; ответственность,заботу- Пугачев едет спасать обижаемую сироту, хотя убийство ее родителей на совести его соратников; жалость- Екатерина11; родительскую любовь- родители Петра Гринева, сначала отказав сыну в женитьбе, впоследствии принимают Машу как родную дочь)

  • к главам, в которых появляется Маша Миронова(5, 12,14), Пушкин подбирает эпиграфы, взятые из народных песен, пословиц. Почему?

(Пушкин подчеркивает высокие духовные качества Маши, ее

близость народу. Она — сильный волевой человек. Именно эти качества раскрывают эпиграфы)


  • вспомните эпизод 5ой главы, в котором Маша отказывалась выйти замуж без родительского благословения. Какие качества героини проявляются в этом эпизоде? (Сила ее любви, глубина натуры, способность к большому и глубокому чувству, чувство ответственности за любимого человека: «Без их благословения не будет нам счастья».)

  • права ли Маша, считая себя виновницей ареста Петра Гринева? (Маша понимает, что ради спасения ее чести он никогда на суде не произнесет ее имени. Она принимает решение самостоятельно ехать в Петербург, составляет план действий, требующий смелости и энергии. Судьба ей покровительствует, но в ней самой скрыта способность притягивать к себе людей самых различных по характеру и положению)

  • меняется ли наше впечатление о характере Маши Мироновой в продолжении чтения повести? Почему?


5. Выводы по теме урока.

Тихая, робкая капитанская дочка стала победительницей в сложнейших жизненных обстоятельствах. Она победила свою горькую судьбу и обрела дом, семью, счастье.

Честность, нравственность, чистота- основные черты характера Марьи Ивановны.


6.Домашнее задание: 1) собрать материал по всей повести о Пугачеве; 2) ответить на вопрос «В чем притягательность образа Маши Мироновой?»

Похожие:

Урок литературы, в 8 классе, по теме iconКонспект урока литературы в 9 классе по теме: Автор : Денисова Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, 2010 г ппояснительная записка данный урок является одним из системы уроков
Целью таких уроков является овладение практическим навыком свободного выражения своего отношения к прочитанному
Урок литературы, в 8 классе, по теме iconУрок истории России в 7 классе по теме: «Культура и образование в России в XVII веке»
Урок истории России в 7 классе по теме: «Культура и образование в России в XVII веке» по программе А. А. Данилова, Л. Г косулиной....
Урок литературы, в 8 классе, по теме iconУрок литературы «Обзор литературы периода Великой Отечественной войны. Военная поэзия» проводился в 11 классе

Урок литературы, в 8 классе, по теме iconКонспект урока русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»
Учащихся 9-х классов, это второй урок по теме из трех запланированных. Урок спланирован на основе использования современных педагогических...
Урок литературы, в 8 классе, по теме iconУрок литературы в 11 классе по теме
Первая группа понятий: сатира и юмор, критика смехом, традиции и новаторство, комическое в искусстве, автор и его герой, средства...
Урок литературы, в 8 классе, по теме iconУрок литературного чтения в 3 классе по теме «И. З. Суриков «Детство»
В классе обучается 18 человек: 10 мальчиков, 8 девочек, 1 мальчик находится на индивидуальном обучении и также посещает уроки в классе....
Урок литературы, в 8 классе, по теме iconУрок в 10 классе по теме «Законы сохранения»
Повторить и обобщить знания по данной теме. Проверить ваши умения и навыки решения задач по теме «Законы сохранения» в ходе выполнения...
Урок литературы, в 8 классе, по теме iconУрок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо-Западной России" Погосян Наталья Анатольевна, учитель географии
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной...
Урок литературы, в 8 классе, по теме iconУрок математики в 4 классе по теме «Движение по числовому лучу» Тезисы Решение задач на движение является традиционной темой для школьного курса математики. Урок по теме «Движение по числовому лучу» это важный этап
Урок по теме «Движение по числовому лучу» это важный этап подготовки учащихся к решению задач на различные виды движения. Поэтому...
Урок литературы, в 8 классе, по теме iconПрезентация по теме «Гигиена кожи»
Урок технологии и биологии в 9 классе «Гигиена кожи» (урок-конференция, интегрированный, в форме телепередачи)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница