Скачать 23.61 Kb.
|
Урок 3. Сказки А.С. Пушкина Цели урока: ознакомить с творчеством А. С. Пушкина-сказочника, его биографией, понятием «авторская» (литературная) сказка; развивать память, мышление, речь, навыки выразительного чтения, навыки коллективной работы; воспитывать любовь к русской поэзии, русскому языку, интерес к творчеству Пушкина. Оборудование: выставка книг со сказками А. С. Пушкина, портрет поэта, фоторепродукция памятника А.С. Пушкину в Москве, карточки для литературной игры с отрывками из сказок, с литературными кроссвордами. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация знаний — С какими сказками мы ознакомились на прошлом уроке внеклассного чтения? (Срусскими народными сказками.) — Почему они называются народными? (Их автор неизвестен. Они пересказываются народом из поколения в поколение, каждый рассказчик пересказывает своими словами, добавляет что-то свое.) — Прочитайте, какова тема сегодняшнего урока. — Кто автор сказок, которые мы будем сегодня читать? (Сегодня мы будем читать сказки А. С.Пушкина. Автор этих сказок известен. Такие сказки называются авторскими, или литературными.) III. Постановка целей урока — Сегодня вы познакомитесь со сказками А.С. Пушкина, узнаете о том, как придумывал свои сказки поэт. Вы узнаете о том, кто рассказывал маленькому Саше сказки на ночь. Вас зачарует необыкновенный язык пушкинских сказок, их неповторимый волшебный мир. IV. Изучение нового материала 1. Рассказ учителя. — Посмотрите на портрет А.С. Пушкина. Кто может посчитать, сколько лет прошло со дня его рождения? (Более 200лет.) — Почему же люди разного возраста, разных национальностей, из разных стран мира любят его произведения? (Сказки Пушкина интересны, там происходят разные чудеса. Хочется сразу дочитать до конца. А стихи поэта очень красивые. Когда их читаешь, представляешь яркие картины. Эти стихи можно петь.) В детстве Саша рано начал читать. Он в совершенстве знал французский язык, читал книги на французском. А его няня, Арина Родионовна, привила ему любовь крусской речи, русской народной поэзии. Песни и сказ-ки, которые рассказывала ему няня, запомнились на всю жизнь. Об этих детских впечатлениях он написал в своем стихотворении «Сон»: И шепотом рассказывать мне станет О мертвецах, о подвигах Бовы... От ужаса не шелохнусь, бывало, Едва дыша, прижмусь под одеяло, Не чувствую ни ног, ни головы. Любовь к русской народной сказке приходит к Пушкину и от бабушки МА. Ганнибал, и от дяди Никиты Козлова. Через много лет, в годы ссылки в Михайловском, в холодные зимние вечера Арина Родионовна снова рассказывает Пушкину сказки, а поэт торопливо записывает особенно полюбившиеся из них. Из заметок на полях в тех записях видно, как Пушкин отбирал сюжеты для своих будущих сказок. Так родилось пять пушкинских сказок, которые с детства знают и любят люди из разных стран, которые вдохновляют режиссеров на создание спек-шклей, кинофильмов, мультфильмов, композиторов — на создание музы-кильных произведений. — Прослушайте увертюру к опере М. Глинки «Руслан и Людмила». — Что вы представили, когда звучала эта музыка? 2. Рассматривание выставки книг. — Посмотрите, скольких художников вдохновили сюжеты сказок Пушкина. Какие сказки вы узнали? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне...», «Сказка о царе Салтане,,,», «Сказка о золотом петушке».) Молодцы! Некоторые люди считают сказкой и поэму «Руслан и Людмила», музыкальное вступление к которой вы сейчас слушали. Во всех сказках поэта любовь и верность противопоставляются 111>едательству и зависти. В них высмеиваются жадность, властолю-(те, тщеславие. Так же как и в русских народных сказках, здесь добро торжествует над злом. Послушайте начало «Песни первой» поэмы «Руслан и Людмила». У лукоморья дуб зеленый, Златая цепьнадубетом; И днем и ночью кот ученый •.".- Всё ходит по цепи кругом; Идет направо - песнь заводит, Налево — сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданныхзверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской; Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; , Там в облаках перед народом ,-- . Черезлеса, через моря Коддун несет богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою-Ягой Идет, бредет сама собой; Там царь Кащей над златом чахнет; Там русской дух... там Русью пахнет! И там я был, и мед я пил... 3. Чтение сказок. Сегодня вы приготовили выразительное чтение отрывков из сказок А.С. Пушкина. Некоторые из ребят выучили их наизусть. Давайте послушаем сказки, поразмышляем над ними. (Чтение начала сказки учителем.) Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди Три девицы подокном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, — Говорит одна девица, — То на весь крещеный мир Приготовила б я пир». «Кабы я была царица, — Говорит ее сестрица, — То на весь бы мир одна Наткала я полотна». «Кабы я была царица, - Третья молвила сестрица,— Я б для батюшки — царя Родила богатыря». (Далее чтение сказки учащимися.) — Какие волшебные чудеса происходят в сказке? (Лебедь превращается в царевну, князь Гвидон — в муху, шмеля, комара, из воды выходят тридцать три богатыря, белка поет песенки и грызет золотые орешки, с изумрудами и т.д.) — Назовите отрицательных персонажей сказки. (Ткачиха, повариха, баба Бабариха, коршун.) — Как наказано зло в сказках? (Злой коршун погиб.) ~ Как вы считаете, избежали ли наказания ткачиха с поварихой, сватьей бабой Бабарихой? (Да, потому что правда открыта.) — Атеперь послушаем «Сказку о мертвой царевне...». (Чтение начала сказки учителем.) Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Ждет- пождет с утра до ночи , Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга! Только видит: вьется вьюга, Снег валится на поля, Всябелешеньказемля. Девять месяцев проходит, С поля глаз она не сводит. Вот в сочельник в самый, в ночь Бог дает царице дочь. (Далее чтение отрывков из сказки учащимися. Рассматривание иллюстраций.) — Назовите положительных героев сказки. (Царевна, королевич Елисей, богатыри.) — Чьи поступки осуждает автор? (Царицы, чернавки.) — Как помогает природа Елисею? Зачитайте отрывки из сказки. (Отрывки о том, как королевич разговаривал с солнцем, месяцем, ветром.) — Опишите внешний вид царевны и царицы . (Читаются отрывки.) — Всегда ли внутренняя красота сопутствует внешней? — Зачитайте отрывки о характере героинь. — Как зло было наказано в сказке? ( Собственная злоба, нена- висть погубила царицу.) Атеперь послушаем следующую сказку. (Чтение начала сказки учителем.) Сказка о рыбаке и рыбке Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года, Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. Раз он в море закинул невод, — Пришел невод с одною тиной. Он вдругой раз закинул невод, -Пришел невод с травою морскою. В третий раз закинул он невод, — Пришел невод с одною рыбкой, С непростою рыбкой, - золотою. (Далее чтение отрывков учащимися. Рассматривание иллюстраций.) — Назовите отрицательных героев сказки. (Старуха.) , — Боролся ли старик со злом? Противодействовал ли ненависти, жадности старухи? Прочитайте слова об этом. («Старик не осмелился перечить», «не дерзнул поперек слова молвить».) — Можно ли старика по праву назвать положительным героем? (Да, он отпустил золотую рыбку, ничего с нее не взял. Нет, он труслив. Он боится старухи, не смеет ей сказать слова «поперек».) — Прочитайте, как природа в образе моря осуждает желания старухи и бездействие старика? («Море слегка разыгралось», «Не спокойно синее море», «Почернело синее море», «Видит, на море черная буря».) — Как вы понимаете выражение «остаться у разбитого корыта»? (Потерять все, что было. Остаться ни с чем.) — Теперь послушаем другую сказку. (Чтение начала сказки учителем.) Сказка о попе и о работнике его балде Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошел поп по базару Посмотреть кой-какого товару. Навстречу ему Балда Идет, сам не зная куда. «Что, батька, так рано поднялся? Чего ты взыскался?» Поп ему в ответ: «Нужен мне работник: Повар, конюхишютник...» V. Чтение отрывков учащимися. Рассматривание иллюстраций — Назовите положительного героя сказки. На какого героя русских народных сказок он похож? (Балда похож на Ивана-дурака, Емелю.) — Почему? (Непрактичный, наивный, но добросовестный, трудолюбивый.) — Какиеотрицательныечертыхарактеравысмеиваются вобра-зе попа? (Ненасытный, жадный, глупый.) — Прочитайте, как был наказан поп? — Какие чувства вызвал у вас этот эпизод? (Было смешно. Попа не жалко. У него был смешной, жалкий вид.) — А теперь поговорим о другой сказке — «Сказка о золотом петушке». Эта сказка Пушкина является самой загадочной, непонятной, фантастичной. Какие страшные чудеса там происходили? (Непонятно, откуда возникла и куда пропала Шамаханская царица, почему сыновья Дадона убили друг друга.) — За что был наказан Дадон? (Он был неверен своему слову. Он не печалился о смерти сыновей, забыл о них, увидя царицу. Он убил звездочета, хотя тот помог ему.) VI. Закрепление изученного. Литературная игра «Там чудеса...» (Класс делится на три команды — три ряда.) Конкурс «Волшебное средство» Кому принадлежит это волшебное средство? / ряд 2 ряд Зряд Зеркальце Золотая рыбка Золотой петушок Конкурс «Волшебные превращения» — В кого превратились? / ряд 2 ряд Зряд Князь Гвидон Лебедь Чародей Конкурс «Кто это?» — Из какой сказки эти имена и кому они принадлежат? / ряд 2 ряд Зряд Дадон, Елисей, Бабариха, Балда, Соколко(пес), Гвидон Черномор Чернавка (прислуга царицы), Буян (остров) Конкурс «Сказочный зачин» — Из какой сказки слова? / ряд 2 ряд Зряд «Жил-был «Они жили в ветхой «Негде в тридевятом поп...» землянке ровно царстве, тридесятом тридцать лет государстве жил-был и три года». славный царь...» Конкурс «Сказочные красавицы» 1 ряд 2 ряд «... Говорят,... есть, Правду молвить, молодица Что не можно глаз отвесть. Уж и впрямь была...: Днем светбожий..., Высока,..., бела, ...землю освещает- И... и всем взяла; месяц под косой..., Нозато...,ломлива, а во лбу... горит». Своенравна и.... Зряд Но...молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась — и расцвела. Белолица,..., ... кроткого такого. Конкурс «Отгадай кроссворд» (См. приложение.) По горизонтали: 1. Комар. 2. Изумруд. 3. Ткачиха. 4. Дадон. 5. Гвидон. 6. Салтан. 7. Соколко. 8. Невод. 9. Елисей. 10. Зеркальце. 11. Звездочет. 12. Черномор. По вертикали: 1. Михайловское. Карточки для индивидуальной работы (См. приложение.) VII. Итог урока. Награждение победителей — Какая сказка А.С. Пушкина вам понравилась больше всего? Почему? — Прошло более двухсот лет со дня рождения поэта. Но время не властно над памятью о поэте. В Москве на Пушкинской площади стоит памятник поэту, созданный на средства простого народа. (Учитель показывает фоторепродукцию.) Вы еще не раз вернетесь к творчеству поэта на уроках литературы и в этом году, и в течение всех школьных лет, и, я надеюсь, всей жизни. VIII. Домашнее задание Урок 5. Рассказы, сказки, басни Л.Н. Толстого и Л. К. Ушинского Цели урока: ознакомить с учебными книгами для детей, со-Паниными К.Д. Ушинским и Л.Н. Толстым. Учить находить главную м ысль в произведении; развивать навыки выразительного чте-ни>1, речь; воспитывать честность, трудолюбие, вежливое отношение к изрослым, старикам. Шодудоваяне; портреты Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского; выс-тнпка учебных книг: «Детский мир» К.Д. Ушинского; «Новая аз-Пукл», «Русские книги для чтения» Л.Н. Толстого; фоторепродукция усадьбы Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, Ход урока I. Организационный момент II. Постановка целей - Отгадайте загадку: Говорит она беззвучно, Но приятно и нескучно, Чтобы с нею подружиться, Надо грамоте учиться. (Книга) - По какой первой книге учатся читать первоклассники? (По азбуке.) — Как называлась ваша первая азбука? Сегодня на уроке мы узнаем, по каким книгам учились читать и учнавали мир ваши прабабушки и прадедушки. III. Изучение нового материала 1. Рассказ учителя. Когда были маленькими ваши прапрабабушки и прапрадедушки, они не ходили в школы. С10—12 лет дети начинали работать наравне со взрослыми. Им приходилось стоять у станка, пахать землю, заготашшватьсено для домашних животных, дрова на зиму. Детство их кончалось рано. Да и школ тогда было очень мало. А в деревнях их и вовсе не было. Чтобы написать письмо или прошение, безграмотные крестья не обраща-лиськ местному дьяку или попу (это служители церкви). И вот однажды воднойусадьбе богатый граф объявил, что хочет устроить школу для крестьянских ребят и сам учить их будет. В назначенный день ребятишки вошли в графскую усадьбу. Волновались они, робели, когда он окинул их острым взглядом. Но вот граф улыбнулся, заговорил - и вся робость прошла. Графом этим был Лев Николаевич Толстой, великий русский писатель. А школа была устроена на его усадьбе в Ясной Поляне. (Учитель показывает портрет писателя и его усадьбу). Ребятишки с удовольствием стали ходить в эту школу. Здесь каждый занимался тем, что получалось: кто цифры писал, кто учился читать, кто рисовал. Дети так увлекались, что иногда тут же, за столом, и засыпали. Льву Николаевичу приходилось провожать припозднившихся самому. Лев Николаевич очень переживал за детей, не мог со спокойным сердцем смотреть на безрадостную жизн ь бедноты. Он считал, что может изменить их судьбу, если будет учить грамоте, разбудит в их душах любовь к знаниям, книгам. Но книг для детей, простых и понятных, было очень мало. И хотя у писателя было всегда много работы: он писал романы, рассказы, пересказывал и обрабатывал русские народные сказки — Лев Николаевич нашел время и для детских учебных книг. Для детей были созданы «Новая азбука», «Русские книги для чтения». Многие годы по всей России дети учились читать по его книгам. И до сих пор во многих учебных книгах есть его сказки, рассказы, были и басни. Коллективное чтение рассказа Л.Н. Толстого «Косточка». — Посмотрите на обложку книги. Кто там изображен? (Дети. У них сумки. Они что-то обсуждают.) — Прочитайте название книги. («Ясная поляна.») — Это название рассказа или всей книги? (Это название всей книги.) — О чем говорит это название? (Здесь жил Л. Н. Толстой. Здесь он открыл школу для деревенских детей.) — Для кого же предназначена книга? (Для детей, которые учатся питать.) 11айдите по содержанию книги рассказ «Косточка». Про-чишсм его вместе. Косточка (Быль) Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на I щи- икс. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нрави-||М< I- Оченьхотелосьсъесть. Он всеходилмимослив. Когда никого не было и и ч >| I и цс, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать и мши сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу. Ы обедом отец и говорит: Л что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу? Нес сказали: - Пет. Няня покраснел, как рак, и сказал тоже: - Нет, я не ел. Тогда отец сказал: Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не втом беда. Беда в Том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит Колонку, то через день умрет. Я этого боюсь. Нш 1я побледнел и сказал: Мет, я косточку бросил за окошко. 11 нес засмеялись, а Ваня заплакал. Какова главная мысль сказки? (Нельзя обманывать взрослых. Тайное всегда становится явным. Надо быть терпеливым, не идти на поводу своих желаний.) - Что вы можете сказать о семье мальчика? (Семья дружная. Родители любят детей. Они не наказали мальчика за проступок. Но Бане самому было стыдно.) - Какие рассказы понравились вам? Что вы выбрали для чтения в классе? V Работа над текстом. 1 Ггение произведения. Определение жанра (быль, сказка, рассказ). Вопросы по содержанию. I Нщбор пословиц. Определение главной мысли. 4. Закрепление. - Как вы поняли, почему некоторые рассказы называются быль? (Быль — это то, что было.) - Чему учат детей эти были? (Быть добрым, честным, трудолюбивым, не бросать в беде друзей.) - Что такое басня? Чем она отличается от рассказа, были? (В басне есть какое-то поучение, вывод.) — Прочитайте, какое поучение, мораль еетьп баснях «Два товарища», «Отец и сынлвья». («... Плохие те люди, которые в опасности от товарищей убегают».«... Если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да все врозь — всякий вас легко погубит».) — Какие сказки Л.Н. Толстого вы читали? («Липунюшка», «Три медведя», «Тетерев и лиса», «Как мужик гусей делил».) — В каких рассказах Толстого вы узнали о чем-нибудь новом, о чем раньше не знали? («Как волки учат своих детей», «Как ходят деревья», «Черепаха», «Акула», «Прыжок».) — Как вы думаете, интересно дет-ям было учиться по таким учебникам? Легко ли они читаются? (Да, легко. Там простые слова и предложения. Узнаешь, как жил и раньше дети. Эти рассказы умные, они учат детей быть добрыми, честны-«и, дружить.) (Чтение детьми произведений из книги «Детский мир» К.Д. Ушинского.) 5. Рассказ учителя. Своеобразную энциклопедию знаний об окружающем мире, об истории страны, о планете, материках и морях создал для детей замечательный русский педагог и писатель К.Д. Ушинский( 1824-1870 гг.). Он, как и многие педагоги того времени, чувствовал нехватку материалов для чтения маленькими детьми. Назвал педагог свой учебник «Детский мир». В него были включены статьи о животных и растениях, о веществах, минералах, об истории нашего отечества и великих людях, о горах, морях, материках. Для воспитания любви к чтению и литературе были собраны произведения русских писателей в стихах и прозе, которые были посильны маленьким школьникам. 6. Рассматривание книги «Детский мир». — Посмотрите на обложку. Как называется книга? Кто ее написал? (К.Д. Ушинский. «Детский мир» и «Хрестоматия».) — Откройте содержание. Крупным шрифтом выделены названия разделов. Прочитайте их. («Из природы», «Наше отечество», «Басни и рассказы в прозе», «Стихи», «Из русской истории», «Из географии» и т.д.) — Прочитайте название статей в разделе «Из природы». («Бабочка», «Дождевой червь», «Вишня», «Ржаной колосок», «Хвойные деревья» и т.д.) — О чем же узнают дети, читая этот раздел? (О растениях и животных.) Прочитайте название статей в разделе «Из истории». («Нашествиебогатыря», «Александр Невский», «Куликовская битва», «Петр 1» и т. д.) О чем читали школьники в этом разделе? (О полководцах, царях, о битвах и событиях в истории страны.} Аналогично раскрывается содержание других разделов. /, Чтение детьми басен, рассказов К.Д. Ушинского. Коллекции юс чтение басни «Ветер и Солнце». Найдите по содержанию книги басню «Ветер и солнце». Что вы видите на иллюстрации? (По степи едет всадник. Ему холодно — он съежился. Дует сильный ветер — трава и дере-пья согнулись от ветра.} О чем вам говорит название басни? (Ветер и солнце — это явления природы. Здесь будет идти речь о погоде.} Прочитаем басню вместе. Ветер и солнце (>,ц| 1лжцы Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор отом, кто из 11Им'м;1Ы|ее. Долго спорили они и, наконец, решились помериться силами над муичиеегвенником, который вэто самое время ехал верхом по большой дороге. I [осмотри, — сказал Ветер, — как я налечу на него: мигом сорву с ипчпллщ. ('качал и начал дуть что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче *№У1 ыиался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все лдш.111С и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и сипом; проклиная Ветер, путешественник надел свойплащврукаваи подвя-шгн поясом. Тут уже Ветер исам убедился, что ему плаща не сдернуть. Солн-нс, пиля бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, (Л и | хлл о, обсушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путеше-еигниика. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благо-шшил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал кседлу. Видишь л и, — сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, — ЛМКК1 >й и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом. Прочитайте строки, в которых содержится поучение, то есть мораль этой басни. («... Лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом».} - Какие произведения для чтения в классе выбрали и приготовили вы? Давайте послушаем своих одноклассников, попробуем определить главную мысль произведений, (Чтение произведений. Подбор пословиц. Определение главной мысли.) К. Закрепление. Карточки для индивидуальной работы (см. приложение). |
![]() | Фольклорные истоки «Сказки о Медведихе» «тайну» ([8], с. 177). Некоторые авторы, анализируя сказки Пушкина, не пишут о ней вовсе ([7]) или намеренно исключают из рассмотрения... | ![]() | Урок внеклассного чтения в 3 классе «Сказки о путешествиях» Урок внеклассного чтения в 3 классе «Сказки о путешествиях». Мусина Т. Н, учитель начальных классов. Программа «Школа- 2100». 2010... |
![]() | Курсовая работа Тема: “День памяти А. С. Пушкина” Игра-викторина по произведениям А. С. Пушкина “ Ах, эти сказки” (для учащихся 5 классов) Значение поэзии Пушкин поднимает до непривычных пределов, он ставит ее до выше сложившейся в стране государственности, романовской... | ![]() | План-конспект урока лицей в жизни и творчестве А. С. Пушкина Тема и номер урока в теме: Лицей в жизни и творчестве А. С. Пушкина (Тема «Творчество А. С. Пушкина». Урок 1 из 7) |
![]() | Любви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина «Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011 | ![]() | Б сказка в басня Что можно отнести к устному народному творчеству?А сказки, поговорки, пословицы, загадки, обряды б сказки, анекдоты, летописи |
![]() | План работы методического совета мадоу №37 на 2011-2012г. Об участии в региональном и внутрисадовском конкурсе «Сказки Ликино-Дулёво», «Сказки нашего города» | ![]() | Уроков-практикумов по теме: «Изобразительно-выразительные средства языка» К. Д. Бальмонт. Слово о поэте. Тема сказки в стихотворениях Бальмонта («Золотая рыбка», «Фейные сказки») |
![]() | Пушкина Секция «Литературоведение» А. С. Пушкина привлекает внимание литературоведов, критиков, философов, лингвистов и просто любителей русской словесности. Такой... | ![]() | Игра «Поле чудес» по сказкам А. С. Пушкина (слайд№1) Цель: Развивать интерес детей к сказкам А. С. Пушкина Оформление: игровое поле с волчком, иллюстрированные плакаты со сказками Пушкина, презентация |