«Основы межкультурных коммуникаций» для специальности 080102. 65 «Мировая экономика»




Название«Основы межкультурных коммуникаций» для специальности 080102. 65 «Мировая экономика»
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер18.4 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3
Правительство Российской Федерации


Государственный университет –

Высшая школа экономики


Факультет мировой экономики и мировой политики

Программа дисциплины

«Основы межкультурных коммуникаций»

для специальности 080102.65 - «Мировая экономика»

подготовки специалиста

Автор - доцент, к.и.н. Н.А. Винокурова, nvinokurova@hse.ru,




Oдобрено на заседании кафедры

международных экономических организаций и европейской интеграции

Зав. Кафедрой В.Н. Зуев


«__» _февраля_2009 г.

Москва, 2009


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Автор программы: канд. исторических наук, доцент Винокурова Н.А.

Общие сведения об учебном курсе: дисциплина читается студентам специальностей «мировая экономика» и «регионоведение» третьего курса факультета мировой экономики и мировой политики (подготовка специалистов). Курс является курсом по выбору и читается во втором полугодии учебного года.

Требования к студентам: освоение курса предполагает параллельное знакомство студентов с содержанием учебных дисциплин «Всеобщая история» и «Мировая экономика» (у экономистов).

Цель курса: дать систематизированное представление об истоках, эволюции и перспективах развития новой дисциплины «межкультурные коммуникации», охарактеризовать взаимозависимость национальных систем управления бизнесом, национальных особенностей политического развития и национальной культуры «как системы коллективного программирования», проанализировать особенности становления национальной самоидентификации отдельных стран, сложение определенного национального стиля поведения в политической и деловой среде общества, основанного на культурных традициях, в развитых странах, а также указать на присущие этому процессу трудности и противоречия.

Аннотация: глобализация общества в конце XX века с одной стороны, общность развития экономических и политических процессов в мире, а также возросший интерес к национальной самоидентификации как к способу национального самовыражения общества, заявлению о своих национальных интересах и приоритетах во внешней политике и мировой торговле, привели к изменениям в понимании подходов к построению экономического и политического сотрудничества на мировой арене, разрушению прежних рамок и стереотипов мышления.

  • Some comments: Some years ago Foucault (1981) said that “every society has its own rules for the truth, its ‘general politics’; namely, those types of discourses which that particular society adopts as true or as false; the punishment or the reward each discourse receives; the privileged techniques and methods to know the truth; the status of those who have to decide what is true and what is not”.

  • Each society builds up by means of different discourse genres (scientific, lucid, aesthetic, etc.) what that society takes for granted and is not questioned because it seems evident to everybody.



Профиль программы учебного курса

Программа учебного курса «основы межкультурных коммуникаций" является учебно – методическим пособием для ознакомления учащихся с современными теориями, определениями, методами исследований существующими в новой научной дисциплине, посвященной проблемам построения эффективных международных коммуникаций. С практической точки зрения, программа предоставляет возможность овладеть навыками применения известных теорий на практике при работе в международной среде, а именно навыкам ведения переговоров, созданию международных исследовательских групп, подготовке эффективных презентаций, созданию контрактной системы при заключении международных сделок, разрешении конфликтов, понимании системы национальной корпоративной культуры. Учитывая специфику учебного курса, учебный материал сгруппирован на основе проблемно – целевого подхода, позволяющего выявлять ведущую проблематику, влияющую на построение прогнозных сценариев. Сочетание образовательного и исследовательского компонентов является естественным условием формирования у студента способностей и компетенций, позволяющих с высокой степенью достоверности составлять прогноз развития межкультурных коммуникаций.

Учебные задачи курса:

- ознакомление с теорией межкультурных коммуникаций, объяснение параметров межкультурного взаимодействия, знакомство с концепциями восприятия культуры, коммуникационными стилями, формирование у обучающихся прогнозно-аналитических способностей, позволяющих эффективно применять и адаптировать свои знания и навыки в условиях глобализации мировой экономики и мировой политики.

- изучение основных теорий межкультурных коммуникаций;

- систематизация и определение основных параметров межкультурного взаимодействия в деловой международной среде;

- освоение концепций восприятия национальной деловой среды;

-формирование основных практических навыков и компетенций, включая специфические, знания и навыки, формируемые в результате изучения учебного курса:

Компетенции:

- способность к систематизации и анализу основных теорий и параметров изучения межкультурных коммуникаций;

- способность к применению теоретических знаний на практике, (построение международных команд, создание эффективных презентаций, проведение переговоров, заключение контрактов, разрешение конфликтных ситуаций.

Знания:

- Знания основных теорий и методов исследования, применяемых в межкультурных коммуникациях - новой отрасли исследования международных отношений.

- Особые навыки применения количественных методов исследования в изучении культуры, развитие способностей в творческом подходе к сочетанию различных методов количественных исследований при изучении межкультурных коммуникаций;

- Знание особенностей национальных культур, влияющих на стиль деловой экономической и политической активности отдельных государств, понимание в этом ключе особенностей внешнеполитических стратегий основных внешнеполитических игроков на мировой арене;

- Знание перспектив развития научных исследований в области межкультурных коммуникаций;

- Курс предназначен для слушателей изучающих международный менеджмент, международные отношения, регионоведение, особое внимание в этом ключе будет уделено изучению культуры в теории международных отношений, знаниям особенностей международного управления проектами, человеческими ресурсами, стратегическому планированию, межкультурным коммуникациям.

Навыки:

- Навыки проведения исследований в области межкультурных коммуникаций

- Навыки управления информацией (умение находить и анализировать информацию из различных источников)

- Навыки применения методов межкультурного анализа в области международного управления проектами, человеческими ресурсами, стратегического планирования, прогнозировании перспектив экономического и политического развития;

- Навыки организации командной работы в международной среде в многонациональных компаниях;

- Навык систематизации и проведения критического межкультурного анализа научных статей по мировой экономике, мировой торговле и глобальным политическим проблемам современного мира.

Методика преподавания курса заключается в попытке воспроизвести и донести до студента всю значимость изучения межкультурных коммуникаций в наши дни и возрастающую роль межкультурных коммуникаций в международных отношениях. Во время лекций предполагается рассмотрение кейсов по темам, отражающим возрастающую роль «культурной дипломатии» в разных регионах мира, а также значение межкультурных коммуникаций в развитии мировых экономических отношений.


Формы контроля и минимальные требования:

а) текущий – опросы студентов в ходе лекций, возвращение к изложенному материалу, семинарские занятия;

б) итоговый – зачет по результатам устных ответов на вопросы билетов ( 20 минут) а также оценки за эссе.

В самостоятельную работу студента входит: освоение теоретического материала и сведений, полученных в ходе лекционного курса; изучение трудов отечественных и зарубежных авторов по данной проблематике, подготовка эссе по избранной теме.

Курс рассчитан на 108 часов.

36 часов аудиторной нагрузки распределяются на лекции (36 часов) и семинары (0 часов).

На самостоятельную работу отводится 72 часа.

Курс завершается зачетом.

Итоговая оценка складывается из оценок за:

  • посещение лекций – 0,2;

  • Оценка за эссе (3 – 4 тыс. слов) – 0,4

  • зачет – 0,4.

По каждому из вышеназванных видов текущего контроля дисциплины студент может получить по 10-бальной шкале соответственно:

  • посещение лекций – 0,4 х Q 1;

  • оценка за эссе – 0,2 х Q 2;

  • за зачет – 0,4 х Q 3,

где Q 1, Q 2, Q 3 – оценки в 10-бальной шкале.

Требования к письменной работе:

Эссе представляется объемом не более 12 страниц через 1,5 интервала шрифтом 14 в печатном и электронном виде, и содержит научный аппарат (ссылки на источники информации, в том числе из Интернета).

Автор должен использовать, в числе прочих, самые последние источники информации (текущего года проведения исследования).

Работы проходят проверку на недопустимость содержания плагиата.


II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Темы курса:



№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Аудиторные часы

Самостоятельная

работа

лекции

Сем. занятия




1

Межкультурные коммуникации как наука.

4

4

0

8

2

Характеристика научных методов исследования в межкультурных коммуникациях. Количественные методы в межкультурных исследованиях.

4

4

0

8

3

Специфика анализа организационных культур сквозь призму межкультурных коммуникаций.

4

4

0

8

4

Основные навыки и компетенции, формируемые новым видом междисциплинарного исследования, - межкультурными коммуникациями.

4

4

0

8

5

Коммуникационные стили.

4

4

0

8

6

Международные коммуникации.

4

4




8

7

Международная политика и межкультурные коммуникации

4

4

0

8

8

Межкультурные коммуникации в мировой экономике:

Особенности управления международным бизнесом в европейских странах межкультурный аспект.

4

4

0

8

9

Межкультурные коммуникации в мировой экономике:

Национальная специфика построения инвестиционной политики (межкультурный аспект)


4

4

0

8




Эссе

9,0







72




Зачет

9,0













Всего

54

36




72



Базовый учебник:


Базовый учебник по данной дисциплине отсутствует.

Частично в качестве учебника студенты могут использовать:

  1. Richard Mead. International Management. Cross – cultural Dimensions. Third Editions. Blackwell Publishing. 2005.

  2. Pertti Alasuutari. Researching culture. Qualitative methods and cultural studies. Sage Publications. London, Thousands Oaks, New Delhi. 2000.

  3. John Mole. Mind your Manners. Managing business cultures in the new Global Europe. Third edition. Nicolas Brealey Publishing. London 2003.

  4. Catherine Bartlett and Aira Davidsson. Improve Your Global Competence. Multikustannus.Helsinki.2003.



III. Содержание программы


Тема 1. Межкультурные коммуникации как наука.

1.1. История становления дисциплины: «Межкультурные коммуникации».

1.1.1. Определение понятия «культура». Проблема восприятия культуры как «результата коллективного программирования». Разделение мировой культуры на различные группы субкультур.

1.1.2. Ключевые характеристики и параметры изучения культуры.

1.1.3. Анализ культуры.

1.1.4. Восприятие культуры. Стереотипы мышления и культура.

1.2. Междисциплинарный характер исследований межкультурных коммуникаций.

Обязательная литература

Монографии и сборник статей:

  1. Edward T. Hall Beyond Culture. New York. 1989.298 p.

  2. Geert Hofstede. Cultures consequences. Comparing, values, behaviors, institutions and organizations across nations. Second editions. Sage Publications.2001.p. 1-36.

  3. Samuel P. Huntington.The clash of civilizations and the remaking of World Oder. Simon &Schuster Paperbacks, NY. 2003. p.19-174.

  4. Richard Mead. International Management. Cross – cultural Dimensions. Third Editions. Blackwell Publishing.2005.p.3-23.

  5. John Mole. Mind your Manners. Managing business cultures in the new Global Europe. Third edition. Nicolas Brealey Publishing. London 2003.p. 8-11.

  6. Catherine Bartlett and Aira Davidsson. Improve Your Global Competence. Multikustannus.Helsinki.2003.p.15-42.

  7. Marie-Therese Claes ICHEC Brussels Business School. Belgium. Intercultural Communication Introduced. /From Intercultural Exchanges to Intercultural Communication. Combining Theory and Practice. Edited by Peter Kistler and Sini Konivuori. University of Jyvaskyla.2003. p.14-21.


Научные статьи:


  1. Donald Carbaugh: Cultures in conversation: Prospects for New World Communities./Europe on the Move fusion or fission? Proceedings 1994 SIETAR EUROPA SYMPOSIUM. Edited by David Marsh and Liisa Salo-Lee. SIETAR Europe 1994.p. 24-35.

  2. R. Michael Berry: Hidden Barriers to Managing Multicultural Business Units./ Europe on the Move fusion or fission? Proceedings 1994 SIETAR EUROPA SYMPOSIUM. Edited by David Marsh and Liisa Salo-Lee. SIETAR Europe 1994.p. 69-77.

  3. Liisa Salo-Lee: Intercultural Communication: Academic Field or Everyday Practice?/ From Intercultural Exchanges to Intercultural Communication. Combining Theory and Practice. Edited by Peter Kistler and Sini Konivuori. University of Jyvaskyla.2003. p.9-13.

  4. Claes,Marie-Therese. Management and Culture./ Europe on the Move fusion or fission? Proceedings 1994 SIETAR EUROPA SYMPOSIUM. Edited by David Marsh and Liisa Salo-Lee. SIETAR Europe 1994.p. 97-103.


Дополнительная литература:

Монографии :

  1. Stephan Dahl. Communications and Culture Transformation http://www.stephweb.com/capstone/capstone.pdf

  2. Fons Trompenaars. Charles Hapden - Turner. Riding the waves of cultures. Understanding cultural diversity in global business. Second edition . Mc.Graw-Hill.

  3. Mark P. Orbe. Constructing co- cultural theory. An explication of culture power, and communication. Sage Publications. 1998.


2.
  1   2   3

Похожие:

«Основы межкультурных коммуникаций» для специальности 080102. 65 «Мировая экономика» iconРабочая программа учебной дисциплины история Кузбасса (название дисциплины ) Для специальности 080102 «Мировая экономика»
Рабочая программа составлена на основании основной образовательной программы по специальности 080102. 65 Мировая экономика
«Основы межкультурных коммуникаций» для специальности 080102. 65 «Мировая экономика» iconРабочая программа дисциплины Специальность 080102/65 «Мировая экономика»
Введение в специальность [Текст]: рабочая программа дисциплины для студентов специальности 080102. 65 «Мировая экономика» очной и...
«Основы межкультурных коммуникаций» для специальности 080102. 65 «Мировая экономика» iconПрограмма дисциплины «Экономика и политика стран юго-восточной азии» для специальности 080102. 65 «Мировая экономика»
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«Основы межкультурных коммуникаций» для специальности 080102. 65 «Мировая экономика» iconМетодические указания по организации и проведению производственной и преддипломной практик являются методическим обеспечением практического этапа процесса обучения студентов по специальности 080102 «Мировая экономика» ипредназначены для использования студентами нфи кемГУ,
«Мировая экономика» и предназначены для использования студентами нфи кемГУ, проходящими практику, руководителями практики
«Основы межкультурных коммуникаций» для специальности 080102. 65 «Мировая экономика» iconПрограмма дисциплины «Экономика и политика Японии»
«Экономика и политика Японии» для специальности 080102. 65 «Мировая экономика» подготовки специалиста
«Основы межкультурных коммуникаций» для специальности 080102. 65 «Мировая экономика» iconРабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта по специальности (080102. 65) Мировая экономика, утвержденного 17 марта 2000 г рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Менеджмента и маркетинга»
Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта по специальности (080102. 65) Мировая экономика,...
«Основы межкультурных коммуникаций» для специальности 080102. 65 «Мировая экономика» iconРабочая программа составлена на основании основной образовательной программы по специальности (080102) «Мировая экономика»

«Основы межкультурных коммуникаций» для специальности 080102. 65 «Мировая экономика» iconРабочая программа составлена на основании основной образовательной программы по специальности 080102 «Мировая экономика»

«Основы межкультурных коммуникаций» для специальности 080102. 65 «Мировая экономика» iconРабочая программа составлена в соответствии с основной образовательной программой специальности 080102. 65 «Мировая экономика»

«Основы межкультурных коммуникаций» для специальности 080102. 65 «Мировая экономика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины (ЕН. Ф. 03.) Информационные системы в экономике (код и название дисциплины по учебному плану специальности) Для специальности 080102 «Мировая экономика»
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница