«Формирование самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи»




Скачать 20.27 Kb.
Название«Формирование самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи»
страница1/6
Дата04.02.2016
Размер20.27 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 1 ст. Копанская

МО Ейский район


Тема: «Формирование самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи»


Автор опыта:

Харченко Ирина Григорьевна,

старший воспитатель

МДОУ ДС КВ № 1

ст. Копанской

МО Ейский район


ст. Копанская,

2012 год

Содержание


1. Литературный обзор состояния вопроса……………………………………..4

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике……………….........4

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении……………………………………………………………………..6

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта..........7


2. Психолого-педагогический портрет класса обучающихся, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта ……...11


3. Педагогический опыт……………………………………………………..…...13

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте……………………………………..14

3.2. Актуальность педагогического опыта…………………………………..27

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте………………….28

3.4. Результативность педагогического опыта……………………………...29

3.5.Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта33

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта…………..35

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта…………………………………………………………………………...36


4.Выводы………………………………………………………………….………..44


5. Библиографический список…………………………………………………..46

6. Приложение к опыту……………………………………………………….…48

Приложение 1 Перспективный план коррекционно-педагогической работы по обучению связной речи.

Приложение 2 Конспекты занятий.

Приложение 3 Консультации для родителей и воспитателей.

Приложение 4 Схема оценки выполнения заданий на составление рассказа.

Приложение 5 Демонстрационный материал к методике В.П. Глухова.

Приложение 6 Схемы для составления описательных рассказов.

Приложение 7 Дидактические игры.

Приложение 8 Алгоритм использования мнемотехники.

Приложение 9 Планирование работы с использованием приемов мнемотехники по лексической теме «Осень» в подготовительной логопедической группе.

Приложение 10 Планирование работы с использованием приемов мнемотехники по лексической теме «Зима» в подготовительной логопедической группе.

Приложение11 Планирование работы с использованием приемов мнемотехники по лексической теме «Весна» в подготовительной логопедической группе.

Приложение 12 Мнемотаблицы для заучивания стихотворений.

Приложение 13 Методика обследования СДВГ у детей с ОНР


1. Литературный обзор состояния вопроса.

Наша речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения.

Одной из основных задач детских образовательных учреждений является формирование и развитие у дошкольников связной самостоятельной речи, то есть умения четко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, легко объединяя отдельные элементы речи в единое смысловое и структурное целое.

Под связной речью понимается логическое, последовательное, грамматически правильное и образное изложение определенного содержания. В связной речи отражаются логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и правильно выражать его.

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

Особенно важно развитие у дошкольников умения логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное, а эти умения развиваются в таком типе высказывания, как рассуждение.

Таким образом, значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, уровень рассказывания определяет готовность ребенка к школьному обучению (недаром самостоятельное составление рассказа является надежным элементом тестирования на медико-педагогических комиссиях по приему детей в школы и другие образовательные учреждения: лицеи, гимназии, колледжи и пр.). Во-вторых, от качества связной речи впрямую зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, рассуждения по поводу содержания урока, составление изложений, сочинений и пр. И наконец, в-третьих, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, планах и т.д. невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении.

Для понимания процесса формирования связной речи важное значение имеют основополагающие положения теории возникновения речевого высказывания, разрабатываемой в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Впервые научно-обоснованная теория зарождения речи была выдвинута Л.С. Выготским. В ее основу, были положены концепции о единстве процессов мышления и речи, соотношении понятий «смысл» и «значение», учение о структуре внутренней речи. Теория порождения речи, созданная Л.С. Выготским, получила дальнейшее Теория зарождения речи, созданная Л.С. Выготским, получила дальнейшее развитие в трудах отечественных авторов, таких как, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин, Л.С. Цветкова, И.А. Зимняя. и др.

А.А. Леонтьевым было выдвинуто положение о внутреннем программировании высказывания, рассматриваемом как процесс построения схемы, на основе которой порождается речевое высказывание.

В трудах А.Р. Лурия представлен подробный анализ некоторых этапов зарождения речи (мотив, замысел, внутренняя предикативная схема высказывания, «семантическая запись»), показана роль внутренней речи. Как необходимы операции, определяющие порождение развернутого речевого высказывания, автор выделяет операции контроля за его построением и сознательного выбора нужных речевых компонентов. Порождение речевого высказывания представляет собой сложный многоуровневый процесс. Он начинается с мотива, который объектируется в замысле; замысел формируется с помощью внутренней речи. Здесь же формируется психологическая «смысловая» программа высказывания, которая реализуется во внешней речи на основе законов грамматики и синтаксиса данного языка.

В ряде исследований с позиций психологии и психолингвистики ( А. М. Шахнарович, В.Н. Овчинников, Д. Слобин, Н. А. Краевская) освещаются вопросы формирования речевой деятельности у детей. В них рассматриваются, особенности овладения дошкольниками грамматическим строем родного языка, синтаксическими средствами построения высказываний, операциями планирования и программирования речи. В исследованиях А.А. Люблинской указан, переход от внешней речи во внутреннюю в норме происходит к 4-5 летнему возрасту.

Н.А. Краевской в ее работе «Семантический компонент внутренней программы речевого высказывания» акцентировано внимание на то, что речь детей 4-5 лет принципиально не отличается по наличию в ней этапа внутреннего программирования от речи взрослых. Анализ формирования разных сторон речевой деятельности у детей с позиций психологии и психолингвистики имеет непосредственное отношение к проблеме развития связной речи в период дошкольного детства.

В преддошкольном периоде речь ребенка, выступая как средство общения с взрослым и другими детьми, непосредственно связана с конкретной наглядной ситуацией общения. Осуществляясь в диалогической форме она носит выраженный ситуативный характер. Изменение условий жизни с переходом к дошкольному возрасту, появление новых видов деятельности, новых отношений со взрослым приводит к дифференциации функций и норм речи. Возникает форма речи-сообщения в виде рассказа-монолога о том, что происходило с малышом вне непосредственного контакта со взрослым. В связи с развитием самостоятельной практической деятельности у него появляется потребность в формировании собственного замысла, в рассуждении по поводу способа выполнения практических действий. Этот вопрос рассматривается в работе Д.Б. Эльконина «Развитие речи в дошкольном возрасте». В дошкольном возрасте возникает потребность в речи, которая понятна из самого речевого контекста - связной контекст речи. Переход к этой форме речи определяется, прежде всего, усвоением грамматических форм развернутых высказываний. Одновременно происходит и дальнейшее усложнение диалогической формы, как со стороны ее содержания, так и в плане повышения языковых возможностей ребенка в процессе живого речевого общения.

Исходя из этого, учебная и внеучебная работа по развитию связной речи детей, проводимая логопедом и воспитателями логопедических групп, включает: коррекционное формирование лексического и грамматического строя речи, целенаправленное развитие фразовой речи, навыков речевого общения и обучения рассказыванию.


1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида №1 ст. Копанская основано в 1967 году. В настоящее время детский сад расположен в двух зданиях. ДОУ посещают 119 воспитанников от 2 до 7 лет. Автор опыта работает воспитателем в течение 15 лет, в данном учебном заведении старшим воспитателем - с 2010 года.

Практика работы показывает, что у детей шестого года жизни, имеющих общее недоразвитее речи, отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной речи, что обусловлено недоразвитием языковой системы - фонетико-фонематической, лексической и грамматической стороны речи.

Создать собственную систему обучения детей связной устной речи в детском саду автора опыта побудило:

1. Отсутствие методических разработок и программ по обучению связной речи как особо функционально-смыслового вида всей речевой системы у детей с ОНР;

2. Отсутствие у дошкольников с ОНР содержания для речи, их небольшой жизненный опыт и общее недоразвитие речи во всех ее компонентах - фонетике, лексике, грамматике;

Отработанная на практике система работы педагога по развитию речи детей с общим недоразвитием речи помогает ребенку, накопить представления, знания, умения, понятия, мысли. Система направлена на создание наилучших условий для овладения ребенком по возможности совершенными формами связной речи. Она предполагает свободное овладение словарем и грамматическим строем языка, умение устанавливать логические связи и отношения между языковыми формами, соблюдение необходимой лексической точности, умение выделять главное, сравнивать, сопоставлять, анализировать. Проводимая мною работа по развитию связной речи по этой системе помогает детям овладеть данным видом речевой деятельности (учит детей строить связные высказывания), т.к. без этого им будет сложно усваивать содержание школьной программы.

Специфика нашего дошкольного учреждения заключается в том, что в детском саду организованы логопедические группы для детей с речевыми нарушениями, где с детьми проводится коррекционно-развивающая работа, направленная на весь комплекс речевых нарушений (грамматический строй речи, звукопроизношение, связная речь).

Одной из главных задач в деятельности ДОУ является речевое развитие детей. Поэтому приоритетным направлением в работе коллектива ДОУ является осуществление комплексной коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими диагноз «общее недоразвитие речи».

Основной формой деятельности является логопедические занятия, на которых, используются следующие приемы: объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка речевой деятельности и др. Во время занятий постоянно создаются такие ситуации, которые побуждают ребенка к продуцированию речевых высказываний, развивается желание поделиться своими впечатлениями, рассказать о событиях в своей жизни. Методика применения различных приемов и сам их выбор претерпевают изменения на различных этапах обучения в зависимости от стоящих задач, от степени подготовленности детей, от уровня их активности, самостоятельности и т.п.

В образовательной деятельности коммуникации, по развитию связной речи педагогами используются игровые мотивации. Мотивация общения строится на заинтересованности детей речевой деятельностью. Игровая мотивация используется для повышения интенсивности обучения связной речи. Педагогами и психологами определен принцип использования игровой мотивации на разных возрастных этапах. В подготовительной к школе группе игровая мотивация строится в сюжетно-ролевой игре, при этом сюжет должен быть интересен для детей и одновременно должен побуждать детей к речевой деятельности. Введение игровых моментов с широким использованием выразительных средств, наглядности, практических действий с предметами, активных эпизодических и систематических наблюдений за различными объектами поддерживают положительный эмоциональный настрой детей, интерес к занятию.

В свободной деятельности дети самостоятельно или совместно с воспитателем закрепляют правильное и сознательное употребление в речи предложных конструкций, употребление отработанных на занятиях грамматических категорий и поставленных звуков, использование правильной интонации, элементов эмоционально выразительной речи.

Формирование связной речи у детей с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с нарушениями речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания

Результатом осуществления коррекционно-образовательного процесса является качественная подготовка детей к обучению в школе. Воспитанники ДОУ поступают в общеобразовательную школу № 8 ст. Копанской.

По результатам индивидуальных бесед с родителями и отзывов учителей, выпускники ДОУ хорошо освоили основную общеобразовательную программу ДОУ, уровень их подготовки соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам. Подготовка детей к школе оценивается как хорошая, педагоги, родители воспитанников удовлетворены уровнем подготовки детей к школе.

.

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

Основные понятия: «связная речь», «монологическая речь», «диалог», «общее недоразвитие речи», «пересказ», «рассказ», «описание», «творческое рассказывание», «творчество», «речь», «описательно-повествовательная речь», «рассказ», «воображение», «творческое мышление», «старший дошкольный возраст».


Связная речь

-предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст

Монологическая речь

- длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, системы знаний одним человеком. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспрессивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий.

Диалог

- это разговор двух или нескольких лиц. Основной единицей диалога является диалогическое единство - тематическое объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего..

Общее недоразвитие речи

- общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте

Пересказ

- это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи. При пересказе ребенок передает готовое авторское содержание и заимствует готовые речевые формы (словарь, грамматические конструкции, внутритекстовые связи).

Рассказ

- это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. В методике традиционно термином «рассказ» принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного типа (описание, повествование, рассуждение или контаминация). Здесь допускается (с лингвистической точки зрения) терминологическая неточность, поскольку рассказом мы можем назвать только повествование.

Описание

- констатирующая речь, в которой утверждается наличие или отсутствие каких-либо признаков предмета

Творческое рассказывание

- под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму.

Творчество

- психический процесс создания новых ценностей и как бы продолжение и замена детской игры. Это деятельность, результат которой — создание новых материальных и духовных ценностей.

Речь

- это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами

Описательно-повествовательная речь

- умение рассказать о событиях дома, в детском саду; описать картинку, предмет.

Воображение

- это психический процесс, который заключается в способности создания новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, способность представлять отсутствующий или реально не существующий образ

Творческое мышление

- один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию.

Старший дошкольный возраст

–возраст от 5.5 до 7 лет. В этот период у детей отмечается перестройка всех систем организма, начиная от физиологического роста и заканчивая совершенствованием высшей нервной деятельности.


  1   2   3   4   5   6

Похожие:

«Формирование самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи» iconИсследование состояния связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста, с общим речевым недоразвитием
«Формирование самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи» icon«Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Теоретические основы формирования творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
«Формирование самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи» iconЦель нашей работы – изучение места и значения моделирования в процессе развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Гипотезой
В массовом детском саду дети овладевают описательно-повествовательной, разговорной речью и другими формами речевого высказывания
«Формирование самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи» iconОсновные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с онр глава Экспериментальное изучение проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с онр III уровня
Теоретическое исследование проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с онр
«Формирование самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи» iconМетодическая разработка «Формирование норм словоупотребления в речи детей старшего дошкольного возраста»
I лингвометодические и психолого-педагогические основы формирования норм словоупотребления в речи детей дошкольного возраста
«Формирование самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи» iconРабочая программа по коррекции общего недоразвития речи
Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего...
«Формирование самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи» iconФормирование семантических полей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Практика логопедической работы показывает, что восстановление психологической базы речи ребенка создает основу для более эффективной...
«Формирование самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи» iconАвтор: Климкина О. В. Кафедра: коррекционная педагогика и специальная психология Научный к п. н., профессор ДавидовичЛ. Р. Современные представления о психо-моторном развитии детей с общим недоразвитием речи
В данной статье рассмотрены современные представления о психо-моторном развитии детей с общим недоразвитием речи. Определено состояние...
«Формирование самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи» iconОтчет учителя логопеда Тема «Современные образовательные технологии как средство оптимизации процесса коррекции речи детей старшего дошкольного возраста»
...
«Формирование самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи» iconГлавная задача этого периода – развитие самостоятельной связной речи детей. Содержание логопедической работы на втором году обучения предусматривает дальнейшее развитие связной речи
Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании связной описательной речи старших дошкольников с общим недоразвитием...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница