Скачать 12.94 Kb.
|
Цель курса - помочь специалистам в области специальной педагогики и психологии овладеть специфическими знаниями, умениями и навыками, сформулировать нравственную позицию, необходимую для коррекционно-развивающей работы с ребенком с речевыми нарушениями в условиях детского сада и семьи. Задачи:
В процессе изучения дисциплины студенты должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками и уметь использовать их на практике:
Курс базируется на разработках С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, Г.А. Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой и др. 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения. Вариант — 1
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Особенности речевых нарушений дошкольников. Система помощи детям с нарушениями речи. План
Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Раскройте основные этапы развития речи в младенческом, раннем и дошкольном возрасте у детей без отклонений в развитии. 2. Охарактеризуйте основные критические периоды в развитии речевой функции. 3. Каковы основные условия развития речи у детей младенческого, раннего и дошкольного возраста? 4. Раскройте анатомо-физиологические механизмы речи. 5. Дайте определение понятиям: «этиология», «причина речевых нарушений». Назовите основные причины речевых нарушений (согласно классификациям). 6.Дайте характеристику экзогенно-органическим факторам, способствующим возникновению речевых нарушений. Задания для самостоятельной работы 1.Составление развернутой схемы «Помощь детям с тяжелыми нарушениями речи». 2.Составление таблицы «Речевые нарушения дошкольников». 3.Подготовка консультации для родителей на тему «Если ваш ребенок плохо говорит: советы и рекомендации»
Дополнительная: 1. Елинова, Н. Н. Из опыта работы по диагностике и преодолению отклонений речевого развития у детей раннего возраста[Текст] / Елинова Н. Н.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. - № 8. - С. 41-44. 2. Ланина, Т. Н. Междисциплинарный подход к изучению и коррекции нарушений речи в детском возрасте [Текст]/ Ланина Т. Н.// Логопед в детском саду. - 2011. - № 3. - С. 22-30. 3. Токарь, И. Речевые проблемы детей: почему они возникают и как их своевременно выявить [Текст]/ Токарь И.// Коррекционно-развивающее образование. - 2009. - № 4. - С. 9-13. Тема 2. Организация коррекционно-педагогического процесса в специальном дошкольном учреждении для детей с нарушениями речи. План 1. Принципы лечебно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи. 2. Этапы коррекции нарушений и развития речи в детском саду. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Раскройте роль наследственных факторов в возникновении речевых расстройств. 2. Покажите роль социальных факторов в возникновении речевых нарушений. 3. Охарактеризуйте концепцию развития психики Л.С. Выготского как методологическую основу изучения причин речевых нарушений Задания для самостоятельной работы: 1. Составление таблицы «Речевые нарушения дошкольников». 2. Подготовка консультации для родителей на тему «Если ваш ребенок плохо говорит: советы и рекомендации»
Основная:
5. Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст] :учеб. пособие [по спец. "Педагогика и психология (дошк.)"] / Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. - М. : Просвещение, 1989. - 221, [1] с. : ил. - (Учебное пособие для педагогических институтов Дополнительная:
Тема 3. Коррекция и развитие речи средствами физического, умственного, трудового, нравственного, эстетического воспитания 3.1. Коррекция и развитие речи средствами физического воспитания План 1. Общие вопросы физического воспитания дошкольников. 2. Возрастные особенности развития общей моторики. (По Е.М. Мастюковой) 3. Возрастные особенности тонкой моторики рук. (По Е.М. Мастюковой). 4. Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации. (По Е.М. Мастюковой). 5. Развитие зрительно-моторной координации и тонких дифференцированных движений рук. (По Е.М. Мастюковой). 6. Игры и упражнения для развития общей и мелкой ручной моторики, артикуляторной моторики. Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы |
![]() | О. Е. Грибова Что делать, если ваш ребенок не говорит? Кроме того в пособии содержатся ответы на волнующие каждого родителя вопросы: «Каковы признаки благополучного и неблагополучного... | ![]() | Советы родителям дошкольников: как надо вести себя с маленьким лгунишкой Если преднамеренно, то почему? В чем виноваты вы? Кто при этом пострадал: вы, ваш ребенок или посторонний. Какая информация закодирована... |
![]() | Елена Юрьевна «Первый раз в первый класс» Если ваш ребенок произносит не все звуки или пишет левой рукой, к кому обратиться за помощью в школе? Наверняка Вы задаете себе множество... | ![]() | Если Вы стали замечать, что Ваш ребенок стал излишне раздражительным, замкнутым и даже слегка агрессивным. Если он избегает под любым предлогом совместного с Если он избегает под любым предлогом совместного с Вами время провождения, старается больше времени проводить в одиночестве. Если... |
![]() | Если ваш ребенок часто дерется с детьми ... | ![]() | Памятка для родителей Портфолио Вашего ребенка Если Вы взяли в руки эту брошюру, значит, близится то время, когда Ваш ребенок пойдет в 10 класс или будет поступать в среднее специальное... |
![]() | Вы легко ответите на эти вопросы, если вам покорятся Три Великие Шпаргалки! Методические рекомендации (советы) для подготовки учащихся к егэ по химии. Использование специализированной литературы | ![]() | Ход встречи Вот и приближается тот день, когда ваш малыш впервые войдет в школьный класс. И сейчас вас волнует вопрос: а готов ли мой ребенок... |
![]() | Готов ли ваш ребенок к школе? Лето достаточно долгий срок, однако не стремитесь выполнить за него всю программу прогимназии или первого класса. Лучше убедитесь... | ![]() | Методическое пособие для членов казачьих обществ по вопросам воспитания казачьей молодежи и казачьего образования Общение с детьми – это кропотливый и каждодневный труд. И если ребята в вас поверили, то ваш труд не напрасен. От этого ваша работа... |