«Если ваш ребенок плохо говорит: советы и рекомендации»




Скачать 12.94 Kb.
Название«Если ваш ребенок плохо говорит: советы и рекомендации»
страница1/7
Дата04.02.2016
Размер12.94 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7
Цель курса - помочь специалистам в области специальной педагогики и психологии овладеть специфическими знаниями, умениями и навыками, сформулировать нравственную позицию, необходимую для коррекционно-развивающей работы с ребенком с речевыми нарушениями в условиях детского сада и семьи.

Задачи:

    • повысить уровень знаний студентов об этиологии, механизмах, симптоматике речевых нарушений;

    • формировать умение пользоваться методами выявления речевых нарушений;

    • учить приемам коррекции речевых нарушений, первичной и вторичной профилактикой речевых нарушений.

В процессе изучения дисциплины студенты должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками и уметь использовать их на практике:

  • знать теоретические основы диагностики, профилактики и коррекции нарушений речи, характерных для дошкольного возраста;

  • иметь представление о коррекции и развитии речевой функции средствами физического, умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания;

  • уметь применять полученные знания в работе с дошкольниками, имеющими речевые проблемы.

Курс базируется на разработках С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, Г.А. Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой и др.

1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.


Вариант — 1



№ п/п

Наименование раздела

дисциплины. Тема.

Форма самостоятельной

работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Предмет, задачи и методы дошкольной логопедии. Система помощи детям с нарушениями речи.

Составление развернутой схемы «Помощь детям с тяжелыми нарушениями речи».


6

- проверка схемы

2

Речевые нарушения у дошкольников

1. Составление таблицы «Речевые нарушения дошкольников».

2. Подготовка консультации для родителей на тему «Если ваш ребенок плохо говорит: советы и рекомендации»

8

- составление таблицы


- выставка консультаций

3

Организация коррекционно-педагогического процесса в специальном дошкольном учреждении для детей с нарушениями речи.

Подготовка картотеки статей из журнала «Дошкольное воспитание» по данной проблеме за 2000 г.-настоящий годы.


6

- конспект статьи

4

Коррекция и развитие речи средствами физического, умственного, трудового, нравственного, эстетического воспитания.
    1. Подготовка консультации для родителей «Коррекция речи средствами физического (умственного, трудового, нравственного, эстетического) воспитания.


8

- выставка консультаций

5

Ознакомление с окружающим миром и развитием речи.

Подготовка конспекта статьи:

Грегушева Г. Использование средств изобразительного искусства в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. - №6.

6

- "круглый стол"

6

Взаимосвязь в работе логопеда с другими специалистами.

Подготовка схемы «Взаимодействие логопеда с другими специалистами».


6

- составление схемы

7

Воспитание детей с речевыми нарушениями в семье.

1.Подготовка консультации для родителей на тему «Воспитание детей с речевыми нарушениями».

2. Конспектирование статьи:

Ермакевич В.Д. Организация работы с родителями в специализированном детском саду // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. - №6.

4

- выставка консультаций

- конспект статьи

8

Подготовка детей с речевыми нарушениями к школе.

Разработка консультации для родителей на тему «Подготовка детей с нарушениями речи к обучению в школе».


6

- выставка консультаций

Итого 50



1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.


1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.


ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


Тема 1. Особенности речевых нарушений дошкольников. Система помощи детям с нарушениями речи.


План

  1. Речевой онтогенез и дизонтоненез.

  2. Вопросы ранней диагностики отклонений в речевом развитии.

  3. Нарушения речи по психолого-педагогической классификации: фонетические нарушения, фонематические нарушения, ФФН, ОНР.

  4. Нарушения речи по клинико-педагогической классификации: дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия.

  5. Соотношение психолого-педагогической классификации с клинико-педагогической.


Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Раскройте основные этапы развития речи в младенческом, раннем и дошкольном возрасте у детей без отклонений в развитии.

2. Охарактеризуйте основные критические периоды в развитии речевой функции.

3. Каковы основные условия развития речи у детей младенческого, раннего и дошкольного возраста?

4. Раскройте анатомо-физиологические механизмы речи.

5. Дайте определение понятиям: «этиология», «причина речевых нарушений». Назовите основные причины речевых нарушений (согласно классификациям).

6.Дайте характеристику экзогенно-органическим факторам, способствующим возникновению речевых нарушений.


Задания для самостоятельной работы

1.Составление развернутой схемы «Помощь детям с тяжелыми нарушениями речи».

2.Составление таблицы «Речевые нарушения дошкольников».

3.Подготовка консультации для родителей на тему «Если ваш ребенок плохо говорит: советы и рекомендации»

            1. Литература

Основная:




1. Акименко, В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В. М. Акименко. - Ростов н/Д : Феникс, 2011. - 77, [1] с. - (Серия "Сердце отдаю детям"). - Библиогр.: с. 76-77.

2. Логопедия [Текст]: учебник для студ. дефектолог. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой. - изд. 5-е, перераб. и доп. - М. : Владос, 2007; 2008. - 703 с. : ил. - (Коррекционная педагогика).

3. Матросова, Т. А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями : [метод. пособие] / Т. А. Матросова. - М. : В. Секачев, 2011. - 136 с. - (Логопедам, педагогам, родителям). - Библиогр.: с. 128-133.






Дополнительная:


1. Елинова, Н. Н. Из опыта работы по диагностике и преодолению отклонений речевого развития у детей раннего возраста[Текст] / Елинова Н. Н.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. - № 8. - С. 41-44.

2. Ланина, Т. Н. Междисциплинарный подход к изучению и коррекции нарушений речи в детском возрасте [Текст]/ Ланина Т. Н.// Логопед в детском саду. - 2011. - № 3. - С. 22-30.

3. Токарь, И. Речевые проблемы детей: почему они возникают и как их своевременно выявить [Текст]/ Токарь И.// Коррекционно-развивающее образование. - 2009. - № 4. - С. 9-13.


Тема 2. Организация коррекционно-педагогического процесса в специальном дошкольном учреждении для детей с нарушениями речи.

План


1. Принципы лечебно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи.

2. Этапы коррекции нарушений и развития речи в детском саду.


Вопросы для коллективного обсуждения:


1. Раскройте роль наследственных факторов в возникновении речевых расстройств.

2. Покажите роль социальных факторов в возникновении речевых нарушений.

3. Охарактеризуйте концепцию развития психики Л.С. Выготского как методологическую основу изучения причин речевых нарушений


Задания для самостоятельной работы:

1. Составление таблицы «Речевые нарушения дошкольников».

2. Подготовка консультации для родителей на тему «Если ваш ребенок плохо говорит: советы и рекомендации»

            1. Литература

Основная:

  1. Логопедия [Теукст]: учебник для студ. дефектолог. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М. : Владос, 2007; 2008. - 703 с. : ил. - (Коррекционная педагогика).

  2. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии [Текст]/Е. М. Мастюкова. – М.:Владос, 1997. – 303 с.

  3. Миронова, С.А. Логопедическая работа в дошкольном учреждении и группах для детей с нарушениями речи [Текст]/С. А. Миронова. – М., 1993. – 57 с.

  4. Филичева, Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду [Текст] : [учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. N2111 "Дефектология"] // Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. – М.: Просвещение, 1987. – 141 c.

5. Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст] :учеб. пособие [по спец. "Педагогика и психология (дошк.)"] / Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. - М. : Просвещение, 1989. - 221, [1] с. : ил. - (Учебное пособие для педагогических институтов

Дополнительная:

  1. Жукова, Н. С. Логопедия : Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: книга для логопеда [Текст]/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург : ЛИТУР, 2003. - 320 с. - (Учимся играя)

  2. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст]: кн. для воспитателя дет. сада / Максаков А. И. - М. : Просвещение, 1988. - 157, [2] с. : ил.



Тема 3. Коррекция и развитие речи средствами физического, умственного, трудового, нравственного, эстетического воспитания


3.1. Коррекция и развитие речи средствами физического воспитания

План

1. Общие вопросы физического воспитания дошкольников.

2. Возрастные особенности развития общей моторики. (По Е.М. Мастюковой)

3. Возрастные особенности тонкой моторики рук. (По Е.М. Мастюковой).

4. Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации. (По Е.М. Мастюковой).

5. Развитие зрительно-моторной координации и тонких дифференцированных движений рук. (По Е.М. Мастюковой).

6. Игры и упражнения для развития общей и мелкой ручной моторики, артикуляторной моторики.

Вопросы для коллективного обсуждения:


  1. Приведите примеры ОРУ на занятиях физической культуры для детей с нарушениями речи.

  2. Приведите примеры подвижных игр игр малой подвижности.


Задания для самостоятельной работы
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

«Если ваш ребенок плохо говорит: советы и рекомендации» iconО. Е. Грибова Что делать, если ваш ребенок не говорит?
Кроме того в пособии содержатся ответы на волнующие каждого родителя вопросы: «Каковы признаки благополучного и неблагополучного...
«Если ваш ребенок плохо говорит: советы и рекомендации» iconСоветы родителям дошкольников: как надо вести себя с маленьким лгунишкой
Если преднамеренно, то почему? В чем виноваты вы? Кто при этом пострадал: вы, ваш ребенок или посторонний. Какая информация закодирована...
«Если ваш ребенок плохо говорит: советы и рекомендации» iconЕлена Юрьевна «Первый раз в первый класс»
Если ваш ребенок произносит не все звуки или пишет левой рукой, к кому обратиться за помощью в школе? Наверняка Вы задаете себе множество...
«Если ваш ребенок плохо говорит: советы и рекомендации» iconЕсли Вы стали замечать, что Ваш ребенок стал излишне раздражительным, замкнутым и даже слегка агрессивным. Если он избегает под любым предлогом совместного с
Если он избегает под любым предлогом совместного с Вами время провождения, старается больше времени проводить в одиночестве. Если...
«Если ваш ребенок плохо говорит: советы и рекомендации» iconЕсли ваш ребенок часто дерется с детьми
...
«Если ваш ребенок плохо говорит: советы и рекомендации» iconПамятка для родителей Портфолио Вашего ребенка
Если Вы взяли в руки эту брошюру, значит, близится то время, когда Ваш ребенок пойдет в 10 класс или будет поступать в среднее специальное...
«Если ваш ребенок плохо говорит: советы и рекомендации» iconВы легко ответите на эти вопросы, если вам покорятся Три Великие Шпаргалки!
Методические рекомендации (советы) для подготовки учащихся к егэ по химии. Использование специализированной литературы
«Если ваш ребенок плохо говорит: советы и рекомендации» iconХод встречи
Вот и приближается тот день, когда ваш малыш впервые войдет в школьный класс. И сейчас вас волнует вопрос: а готов ли мой ребенок...
«Если ваш ребенок плохо говорит: советы и рекомендации» iconГотов ли ваш ребенок к школе?
Лето достаточно долгий срок, однако не стремитесь выполнить за него всю программу прогимназии или первого класса. Лучше убедитесь...
«Если ваш ребенок плохо говорит: советы и рекомендации» iconМетодическое пособие для членов казачьих обществ по вопросам воспитания казачьей молодежи и казачьего образования
Общение с детьми – это кропотливый и каждодневный труд. И если ребята в вас поверили, то ваш труд не напрасен. От этого ваша работа...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница