Скачать 16.37 Kb.
|
Приложение 6. Урок по новейшей истории России «Решающая роль советско-германского фронта в разгроме Германии и ее союзников» Пушкиной Г.Б. (МОУ Мирновская СОШ Торжокского района), Платнева В.П. (МОУ СОШ № 38 г. Тверь), Бобыкина С.Ю. (МОУ Лучинниковской СОШ Калязинского района), Смирновой Т.А. (МОУ Толмачевская СОШ Лихославльского района). Тема урока: Решающая роль советско-германского фронта в разгроме Германии и ее союзников. Цель урока:
Тип урока – урок-практикум Планируемые результаты:
План урока (по структуре работы учителя и учащихся):
Опорные знания Важнейшие даты и события: Контрнаступление под Москвой – 5-6 декабря 1941 года Контрнаступление под Сталинградом – 19 ноября 1942 года – 2 февраля 1943 года Сражение под Эль-Аламейна - 23 октября 1942 года Курская битва – 5 июля – 23 августа 1943 года Исторические персоналии: Военачальники и политики: Б. Монтгомери, Ф. Рузвельт, Д. Макартур, У. Черчилль, Дж. Маршалл, Георг VI, Д.Эйзенхауэр, З. Вестфаль, О.Бредли, Дж. Стилуэлл, Г. Стимпсон, П. Паттерсон, Б.Обама. Историки: Дж.Фуллер, Б. Питт,В. Смит, Э. Цимке, Пирс Пол Рид. Учебник А.А.Данилова, А.Ф.Филиппова История России 1900-1945, параграф 22 Причины возникновения проблемы и пути ее решения: «С учетом фальсификаций последних лет (особенно в связи с празднованием 65-летия открытия второго фронта, Победы) следует вновь на фактическом материале показать решающую роль советско-германского фронта». Прекрасной иллюстрацией к этому материалу могут стать таблицы потерь на советско-германском фронте, соотнесение сражений на разных театрах войны, например Эль-Аламейна и Сталинград, а также работа с документами, содержащими информацию о трансформации взглядов историков и политиков Запада на роль советско-германского фронта. Место урока в теме «Великая Отечественная война. 1941-1945 г». На тему по программе А.Данилова отводится 8 часов. Первые 6 часов отводятся на изучение параграфов учебника 21-26. Седьмой урок темы может быть посвящен роли советско-германского фронта в разгроме фашистской Германии и ее союзников. Восьмой урок – итоги и уроки войны. План изучения темы урока: Блок 1. Исторические фальсификации о роли советско-германского фронта в разгроме фашистской Германии. Блок 2. Концепция «равной доли» в западной историографии: Эль-Аламейна и Сталинград Блок 3. Союзники по антигитлеровской коалиции о Московской, Сталинградской и Курской битвах. Блок 4. Изменение взглядов на роль советско-германского фронта в послевоенный период. Блок 5. Объективные основания, говорящие о решающей роли советско-германского фронта. Блок 6. Выводы. Советско-германский фронт в контексте Второй мировой войны. Перед началом практической работы учащиеся делятся на группы . Методическая задача урока – вовлечение всех учащихся в работу с источниками, в выступления. Количество участников в группе соответствует количеству пунктов в плане по изучению темы, то есть 6, каждому в группе присваивается номер /1, 2, 3…/. Все группы получают одинаковое задание по источникам. В группах на основании изучения источника, обсуждения вырабатывается общее мнение. Учитель называет какой-нибудь номер и выслушивает ответы только участников под этим номером в каждой группе. Затем учитель формулирует следующий вопрос, и этапы учебной работы повторяются . Учащиеся получают задание по заполнению таблицы, которое носит повторительно-обобщающий характер (см. приложение 1). Далее учащиеся приступают к работе с документами. Блок 1. Исторические фальсификации о роли советско-германского фронта в разгроме фашистской Германии. Учащимся предлагается фрагмент статьи «Фальсификаторы» полковника в отставке, участника Великой Отечественной войны Л. Кузьменко о фальсификациях в истории Второй мировой войны (приложение 2, текст 1). Работая с первым блоком темы, учащиеся определяют тему урока и формулируют познавательную задачу на урок. Группам предлагается ответить на следующие вопросы и выполнить задания: Вопрос 1. Что такое фальсификация? О каких фальсификациях истории Второй мировой войны идет речь в статье? (Фальсификация – подделывание чего-либо, искажение, подмена чего-либо подлинного ложным (словарь иностранных слов). Учащиеся должны назвать три направления: 1. Русские не воевали с немцами; 2. «Равная доля», вложенная в разгром фашистской Германии; 3. Решающая роль США и Англии в разгроме фашистской Германии. Задание 1. Сформулируйте тему урока (Роль советско-германского фронта в разгроме фашистской Германии и ее союзников) Задание 2. Сформулируйте для себя познавательную задачу (работая с документами, найти ответ на вопрос о роли советско-германского фронта в разгроме гитлеровской Германии, сформировать свою точку зрения по данному вопросу). Блок 2. Концепция «равной доли» в западной историографии: Эль-Аламейна и Сталинград Второй блок темы посвящен сравнению отдельных кампаний и операций по театрам военных действий. Как равнозначные события предлагается сравнить битву под Сталинградом и сражение в районе Эль-Аламейна. В английской историографии битва под Эль-Аламейном рассматривается как важнейшее сражение войны. Англичан можно понять, если иметь в виду последствия выхода немцев в Палестину и Ирак, формирование антианглийского средне- восточного пояса и перспективы утраты Индии. Учащиеся работают с текстом № 2 из Истории Второй мировой войны, т.6 Наступление 8-й британской армии в Египте и Ливии (приложение 3) Кроме того, работают с таблицей № 1 (приложение 3) и с текстом № 3 из книги З.Весфаля, В.Крейпе и др. «Роковые решения» (приложение 3). В ходе работы с документами учащиеся отвечают на поставленные вопросы: 1. Какое значение придают битве при Эль-Аламейна западные историографы и как это сражение оценивается советской историографией? (должны быть процитированы высказывания У.Черчилля, Дж. Фуллера и Б. Питта и проанализирована статья из Истории Второй мировой войны) 2. Какую оценку сражению при Эль-Аламейна дает немецкий генерал- лейтенант З. Вестфаль? 3. На основании чего советские историографы утверждают, что судьба войны решалась в это время на Сталинградском фронте? (должна быть сделана оценка таблицы о германских силах под Эль-Аламейна и под Сталинградом) А также выполняют задание по заполнению таблицы приложения 1. Третий блок – переломные сражения Великой Отечественной войны - сражения под Москвой, Сталинградом и Курском рассматриваются в контексте их оценки политиками и военными- свидетелями этих событий. Учащимся важно увидеть позитивную оценку даваемую союзниками по антигитлеровкой коалиции событиям на советско-германском фронте. Блок 3. Союзники по антигитлеровской коалиции о Московской, Сталинградской и Курской битвах. Учащиеся работают с текстом № 4 (приложение 4) из работы Г.И. Короткова. Переломные сражения Великой Отечественной войны в оценках зарубежных государственных и военных деятелей. Московская битва Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания: 1. Что объединяет все представленные точки зрения? 2. На основании высказываний союзников и знаний материала учебника сделайте вывод о значении битвы под Москвой.( В битве под Москвой Красная Армия развеяла миф фашистской пропаганды о непобедимости гитлеровского вермахта. Нацистская Германия потерпела первое большое поражение во второй мировой войне. Блицкриг не удался). Задание 1. Запишите выводы в таблицу приложения 1. Сталинградская битва Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания 1. Изменилось ли настроение союзников по сравнению 1941 годом? 2. На основании высказываний союзников и знаний материала учебника сделайте вывод о значении битвы под Сталинградом. (В результате Сталинградской битвы и связанных с ней операций начался коренной перелом в ходе войны). Запишите выводы в таблицу приложения 1. Курская битва Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания 1. Сравните оценку действий англо-американских войск на итальянском фронте («булавочные уколы») с оценкой, даваемой политическими деятелями Курской битве. 2. На основании высказываний союзников и знаний материала учебника сделайте вывод о значении битвы под Курском. (В результате Курской битвы и связанных с ней операций завершился коренной перелом в ходе боевых действий Второй мировой войны). Запишите выводы в таблицу приложения 1. Комментарий к выполнению работы третьего блока На уроке возможно использовать в сильном классе все тексты этого блока №4,5,6, в иных случаях - тексты № 4 и 6 ( 1941 год и 1943 год) Возможно рассмотрение всех текстов в микрогруппах группы (например, работа учащихся в парах). Блок 4. Изменение взглядов на роль советско-германского фронта в послевоенный период. Работа с четвертым блоком документов направлена на изучение развития взглядов в западной историографии на роль советско-германского фронта в послевоенный период. Учащимся предлагаются для рассмотрения разные временные источники: фрагмент из книги П.Н. Бобылева «Великая Отечественная война. Вопросы и ответы» (1985); статья В. Симонова «США и Россия: два взгляда на Вторую мировую» (2005); фрагмент РИА Новости. О заявлении президента США Барака Обамы по случаю 65-й годовщины высадки союзнического десанта (2009). Работая с текстами 7,8,9 (приложение 5), учащиеся должны ответить на вопросы:
Блок 5. Объективные основания, говорящие о решающей роли советско-германского фронта Если, работая с блоками урока 1-4 , учащиеся в той или иной мере знакомились с субъективными взглядами на роль советско-германского фронта, то в блоке пятом учащимся предстоит рассмотреть объективные критерии оценки роли советско-германского фронта. Работая с таблицами № 2,3,4 о соотношении сил на фронтах и о напряжённости боевых операций на советско-германском фронте и в Северной Африке и Италии, где сражались войска западной коалиции (приложение 6), а также с фрагментом из статьи подполковника Дмитрия Самосвата «Всемирно-историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне» (текст 10 приложение 7) учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания: 1. Назовите объективные основания, позволяющие говорить о решающей роли советско-германского фронта (протяженность, численность войск и техники, временные рамки существования фронта, число крупномасштабных операций, потери врага). 2. На основании приведенных таблиц и текста статьи сделайте вывод о роли советско-германского фронта. Комментарии к выполнению заданий пятого блока: В сильном классе можно построить работу на основе таблиц и фрагмента статьи или на основе текста статьи. По окончанию работы с блоками урока 1-5 учащиеся должны завершить заполнение таблицы приложения 1, представить, обсудить и обобщить материал, изученный на уроке о роли советско-германского фронта в разгроме Германии и ее союзников, приведя неопровержимые доказательства в пользу своего мнения. Блок 6. Выводы. Советско-германский фронт в контексте Второй мировой войны. На основании изученного и обсужденного в процессе практического занятия материала, а также на основании знаний параграфов учебника, учащиеся должны сделать выводы о роли советско-германского фронта в разгроме фашистской Германии и ее союзников. Выводы:
Домашнее задание. Привлекая знания, полученные на уроке и данные таблицы из приложения1в профильном классе учащиеся должны написать эссе по одной из тем:
Литература История Второй мировой войны 1939-1945 гг в12 томах. М., 1976 г, т. 6. П.Н.Бобылев и др. Великая Отечественная война. Вопросы и ответы. издательство "Политиздат", Москва, 1985 г. Г.И. Коротков. Переломные сражения Великой Отечественной войны в оценках зарубежных государственных и военных деятелей. Новая и новейшая история, №2, 2005. vivos.voko.astronet.ru/ …/newhist/mirror60/htm Л. Кузьменко. Фальсификаторы. Пятигорская правда, № 65 от 23.06.2009. www/Pravda-kmv.ru/index.php?page=news&id=2574 Д. Самосват. Всемирно-историческое значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Ориентир», №2, 2009. Goup 32441.narod.ru/…/2009/2009-02-1.ht Приложение 1 |
![]() | Образовательная программа моу уйско-Чебаркульская сош Моу уйско-Чебаркульской сош следует понимать нормативный документ, определяющий содержание образования соответственного уровня и... | ![]() | Программа начального общего образования моу «сош №16» Стратегические приоритеты образовательной программы моу «сош №16» г. Магнитогорска |
![]() | Основная образовательная программа образовательного учреждения моу устьпогожинская сош Основная образовательная программа начального общего образования моу устьпогожинской сош дубовского района Волгоградской области... | ![]() | Роль икт в воспитательном процессе Учитель математики и информатики моу сош №2 Карасукского района Новосибирской области |
![]() | Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: в 2 ч Моу «Больше – Кайбицкая сош» моу «Больше-Кайбицкая сош» моу «Больше-Кайбицкая сош» | ![]() | С казьминское кочубеевского района ставропольского края публичный отчёт Моу сош №16) в лице директора Спиридонова А. В. предлагает вниманию родителей, учащихся, друзей, социальных партнеров школы ежегодный... |
![]() | Отчет о результатах самообследования Самообследование муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №24 Копейского городского округа... | ![]() | Отчет о результатах самообследования Самообследование муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №48 Копейского городского округа... |
![]() | Публичный доклад моу «сош №99» г. Перми за 2009-20010 уч год Анализ деятельности моу «сош №99 г. Перми» по выполнению Закона РФ «Об образовании» | ![]() | Программа развития моу «сош №4» Инновационная деятельность (по результатам реализации Программы развития моу «сош №4» г. Магнитогорска первого поколения (2005-2010... |