Мировой опыт использования электронного правительства матова А. А




Скачать 17.01 Kb.
НазваниеМировой опыт использования электронного правительства матова А. А
Дата04.02.2016
Размер17.01 Kb.
ТипДокументы
МИРОВОЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА


Матова А.А.

Научный руководитель: канд.ист.наук, доцент Дюканов Я.Г.

Томский государственный университет


В настоящее время заметны тенденции неизбежной трансформации политических институтов и государственного управления с учетом требований информационной эпохи, глобализации. В контексте углубления глобализационных процессов национальные правительства вынуждены реагировать на последние изменения для обеспечения или поддержки необходимого уровня международного сотрудничества и взаимодействия между государством и гражданином. В этом контексте необходимо рассмотреть понятие электронного правительства, основы его создания и опыт уже существующих информационно-технологических систем управления.

"Электронного правительство" (e-Government) - интернет-технологии, обеспечивающие информационное взаимодействие органов власти с населением и институтами гражданского общества. Оно рассматривается как единое социально ответственное и информационно открытое, с постоянной обратной связью учреждение (институт). С этой точки зрения вся система органов исполнительной власти выступает как единая сервисная организация, предназначенная для оказания услуг населению. Деятельность правительства представляется достаточно открытой, информационно прозрачной и доступной для граждан. Особое внимание уделяется принципу обратной связи, скорости и качеству предоставления услуг, посредством широкого использования централизованных систем Интернета. В целом “электронное правительство” можно определить как электронную инфраструктуру государственного и муниципального управления, включающей в себя технологии интернет-взаимодействия между органами власти, с одной стороны, и гражданами, институтами гражданского общества, бизнес-структурами и общественными объединениями, с другой.

Суть электронного правительства заключается в переводе государственных услуг в режим он-лайн, что уже само по себе предполагает минимизацию личного контакта между гражданином и чиновником. По мере реализации проектов электронного правительства сокращается количество контактов гражданина и представителей государства (принцип «одного окна» предполагает оказание всех необходимых государственных услуг в одном месте); меняется характер этих контактов: «местом встречи» чиновника и гражданина все чаще становится веб-портал. Изменяется и характер самих государственных услуг: в условиях электронного правительства они приобретают стандартизованный, деперсонализированный характер, что снижает возможности применения коррупционных механизмов. Другим важным моментом является существенное сокращение дискреционных полномочий чиновников[3].

Процесс становления системы "электронного правительства" можно условно разделить на три основные стадии - направления: "публичность", "участие" и "онлайн-транзакции". Публичность означает использование новейших коммуникационных технологий для расширения доступа граждан и институтов гражданского общества к интересующей их информации органов государственной власти и местного самоуправления. Участие подразумевает расширение возможностей участия граждан в управлении государственными и общественными делами на всех уровнях власти и на протяжении цикла подготовки и принятия политических решений. Она предполагает публикацию на соответствующих сайтах государственных и муниципальных структур контактных адресов электронной почты, а также форм для обратной связи. Онлайн-транзакции обеспечивают предоставление услуг государственных и муниципальных учреждений через Интернет – оплату коммунальных платежей, заполнение налоговых деклараций и сбор налогов, регистрацию общественных объединений, а в перспективе – предпринимателей без образования юридического лица, предприятий малого бизнеса и др. Преимущества движения в данном направлении очевидны в частности обеспечение легко верифицируемой, строгой налоговой подотчетности посредством введения унифицированной системы электронного учета повышение уровня бюджетных поступлений, сокращение масштабов коррупции и соответственно, рост доверия граждан к институтам власти.

  1. В 1997 г. концепция "электронного правительства" была успешно реализована в «начальной стадии ("публичность") в большинстве постиндустриальных стран Запада и Востока. Их основные правительственные учреждения открыли свои Интернет-странички. К представленной на них информации выдвинуты следующие требования: быть исчерпывающей и объективной, актуализированной, четкой, обеспечивающей равный для всех доступ, давать ответы на наиболее часто задаваемые вопросы. Ряд министерств публикует на своих веб-сайтах информацию о готовящихся ими проектах законов и представляют возможность их обсуждения в Интернете. Парламенты также предоставляют доступ к разработанным ими проектам законов и документов. Как правило, эти услуги бесплатно доступны в Интернете. В ряде стран Запада есть специальные государственные должности - уполномоченные наблюдать за соблюдением конституционных прав граждан на доступ к информации. В США - главный ответственный по информации (Chief information officer), в Великобритании - электронный посланник (e-envoy)[1].

С конца 1990-х годов в постиндустриальных странах началось использование и более высоких стадий-направлений "электронного правительства" ("участие" и "он-лайн-транзакции"). Стратегия компьютеризации функций государственного управления включает в себя задачу перевода большинства видов правительственных услуг в режим "онлайн". Ведущую роль в этом направлении играют официальные системно-сетевые порталы для электронного доступа к государственным услугам. Они наиболее развиты в англосаксонских странах.

Так, "электронное правительство" США представляет "Официальный правительственный веб-портал" (The US Government's Official web-portal): htpp://www.First-Gov.gov/). Он соединяет сайты федеральных, штатных и местных органов власти, содержит 27 млн.-вебстраниц и предоставляет свыше тысячи электронных форм и реальных услуг. Классифицированные разделы услуг: "государственные блага", "государственные гранты", "государственные работы", "получение лицензий", "вопросы социальной безопасности", "получение паспортов", "иммиграция", "объявления и заявки потребителей" и др. Портал предоставляет условия для интерактивного диалога в режиме реального времени. В США службы, занимающиеся внутренними доходами (Internal Revenue Service), располагают самым посещаемым веб-сайтом общественных служб и около 1/3 налоговых поступлений в 2000 г. было собрано посредством Интернет-связи.[2]

Канадский правительственный веб-портал называется "Государственная служба Канады" или кратко: "Служба Канады", "Канадский сайт" (Introduction to the Government of Canada official web-site /Canada site): http://www.canada.gc.ca/. Он предоставляет централизованный доступ почти к 1000 государственных программ и услуг. Правительством Великобритании в 1999 г. была принята стратегическая программа "Модернизация государственной власти", охватывающая пять миллионов государственных служащих страны. Ее ключевым элементом является внедрение электронной системы управления информационного века. В соответствии с ней был создан правительственный портал - "Великобритания он-лайн" (UK Online): htpp://www.open.gov.uk. Проект "Прямой доступ" (Direct Access) позволяет всем государственным учреждениям Великобритании предоставлять гражданам в удобное для них время электронный доступ ко всем формам документов. При использовании технологии электронно-цифровой подписи, формуляры могут заполняться прямо на экране и отправляться по электронным каналам связи.

Одним из самых развитых является официальный веб-портал Сингапура -http://www.gov.sg.// Сингапурские власти, учитывая высокий уровень интернетизации преимуществ информационных технологий, еще в 1980 г. задались целью превратить сбою страну в интеллектуальный остров". Им удалось объединить с помощью Интернета все сферы жизнедеятельности: государственное управление бизнес, образование, науку медицину и даже индустрию развлечений (на программу государево выделяет до 0,5 млрд долл. США в год). Действует интерактивная связь. Для этого нужно предварительно зарегистрироваться (указать пароль, логин и шифр пользователя) и получать необходимую информацию по любому из подразделов [1].

Для реорганизации государственного управления по типу "электронного правительства" необходим ряд важных условий и предпосылок: наличие соответствующей политической воли властей; достаточный уровень "интернетизации" общества, разработка рациональной, реализуемой концепции новых управленческих структур и создание необходимых информационно-технологических форм (документов, подписи, банков данных и др.), финансового обеспечения, подготовки новых кадров в алгоритме данного правительства. Не менее важны учет сложнейших социальных и административно-правовых проблем, возникающих при внедрении новых электронно-организационных управленческих моделей, социокультурных традиций, особенностей национальной бюрократии и т.д., а, следовательно, и преодоление узкотехнологических подходов к их формированию и деятельности. Не исключена, безусловно, опасность их использования в корпоративных и антиобщественных целях.

Современный опыт индустриально развитых стран показывает, что в рамках деятельности "электронного правительства" в режиме "онлайн" для граждан, имеющих возможность регулярно использовать Интернет, стали реально доступными и удобными многие виды государственных услуг: электронный запрос многих видов информации документов, законов, постановлений, статистических сведений и о вакансиях, географических карт), получение распространенных форм официальных документов, их заполнение и отправка с идентификацией электронной подписи; многие запросы в государственные органы, их регистрация, возможность проверки этапов их прохождения, получение ответа с указанием результата и ответственных за его принятие; поступление в вузы на дистанционные, интерактивные формы образования; заявления в полицию и т. д.

Зарубежным экспертами формируются рейтинги, оценивающие степень готовности различных государств к информационному обществу и соответствующим управленческим структурам. Так, Network Readiness Index, подготовленный Гарвардским университетом, ставит Россию на 61 место из 75 рассмотренных стран. Первые места занимают США, Исландия, Финляндия, Сингапур. Общая оценка складывается из совокупности таких параметров, как развитость информационной инфраструктуры, национальная политика в области инфокоммуникаций и технологий, экономический климат, социальный капитал, доминирующие модели этики производства и отношений, онлайновое (пользование Интернетом) обучение, электронная коммерция, принципы государственного управления[1].

Стоит отметить, что в России существует проблема информатизации населения, но несмотря на это процесс внедрения в деятельность органов государственной власти России современных информационно-коммуникационных технологий идет и приносит определенные результаты. Так, в январе 2002 г. была принята Федеральная целевая программа (ФЦП) "Электронная Россия (2002-2010 гг.)"- "Электронную Россию" можно рассматривать как ключевое направление на пути к созданию "электронного правительства". Основная идея проекта заключается в том, что, обладая разветвленным и инерционным, бюрократически, (далеко не во всем достаточно профессиональным и эффективно-функциональным) управленческим аппаратом, государство может, применив информационные технологии, решить определенные насущные проблемы оптимизации управления. Среди них: 1) введение электронного документооборота, что позволит уменьшить бюрократические проволочки и ускорить принятие решений; 2) перевод в электронную форму взаимодействия граждан с властью; 3) осуществление более прозрачного и доступного государственного и муниципального управления; 4) дебюрократизация государственных организаций и поддержка развития гражданского общества в России. Рассматриваемая Программа нацеливает соответствующие службы, организации и общественные институты на решение следующих задач: формирование системы взаимодействия государства с гражданским обществом посредством передовых телекоммуникационных сетей; широкий и эффективный обмен электронными документами между населением и правительством, органами государственной власти; обеспечение гласности и прозрачности местных и региональных властей; повышение эффективности государственного управления на основе современных моделей и методов электронных технологий; создание электронной системы мониторинга и поддержки принятия решений.

В соответствии с программой "Электронная Россия" все основные государственные службы, начиная с администрации Президента РФ, открыли свои сайты, дающие необходимую и обычно достаточно оперативную информацию по соответствующим вопросам. "Электронная Россия" представляет собой единый сервер органов государственной власти Российской Федерации (htpp;/www.government.gov.ru), и предлагает широкий круг оперативной и архивной информации о деятельности обозначенных органов.

Развивается сеть российских региональных порталов. Примером использования информационно-коммуникационных технологий на уровне субъекта РФ может служить региональный сервер "Оренбуржье" (htpp//:www.orb.ru/), работающий, как и другие, в основном в рамках первой стадии-направления "электронного правительства" - "публичность".

Развернутую структуру имеет сервер Правительства Москвы - "Электронная Москва" (htpp//:www.mos.ru/). Он содержит разделы: Общие сведения, Мэр Москвы, Правительство Москвы, Аппарат Мэра и Правительства Москвы, Отраслевые и функциональные органы исполнительной власти, Территориальные органы исполнительной власти, Городские организации. Правовые акты, регламентирующие деятельность Правительства Москвы, Законотворческая деятельность Мэра и Правительства Москвы, "Служба одного окна" и др.

В Томской области действует сайт Администрации Томской области, сайт Администрации города Томска, которые содержат общие сведения, регулярно обновляются, размещаются проекты законов, прогнозы, действующие и модельные нормативно-правовые акты, есть возможность задать вопросу губернатору области. Не реализована функция «участия» и «онлайн-транзакции», что планируется в будущем.

Для Российской Федерации характерна неразвитость телекоммуникационной структуры, неравномерность распределения населения, имеющих доступ к Интернету, неохваченность всех категорий населения, также неграмотность населения, особенно в сфере информационных технологии, отдельно следует отметить, что в органы государственной власти достаточно часто обращаются люди преклонных лет, которые не могут в силу своего возраста быть активными пользователями порталов электронного правительства.

Кроме того, в действующей системе электронного правительства большинство порталов предлагает только возможность получить информацию, зачастую только общую и неконкретизированную. Также существует объективная необходимость соединения центрального сервера "Электронной России" в единую систему с серверами региональных и местных органов власти. Интерактивные формы связи используются эпизодически. Актуально создание единого портала услуг (прежде всего, государственных) для широкого круга пользователей. Представляется полезным создание при Сервере веб-узла по делам СНГ, ЕВРАЗЕС и др. по аналогии с электронным обеспечением деятельности Министерства по делам Содружества Великобритании.

К проблемам можно также отнести отсутствие информирования о соответствующих решениях и пропаганды использования данных ресурсов, которая может быть осуществлена через СМИ, недоверие к власти, неразвитость институтов гражданского общества. Возможно, платность доступа к определенной информации как государственной услуге станет проблемой при реализации права доступа к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.


Литература

  1. Ирхин Ю.В. «Электронное правительство» и общество: мировые реалии и Россия (сравнительный анализ) // Социс. 2006. №1. С. 73-82.

  2. Малько А.В., Лопашенко Н.А., Коновалов И.Н., Петров М.П. Концепция антикоррупционной политики в РФ // Правовая политика и правовая жизнь. 2006. №1. С.78-99.

  3. Толкачев В.В, Принципы антикоррупционной политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2007. №1. С. 100-107

  4. The US Government's Official web-portal - www.First-Gov.gov

  5. Единый сервер органов государственной власти Российской Федерации - www.government.gov.ru

  6. "Оренбуржье" - www.orb.ru

  7. Правительства Москвы - "Электронная Москва" - www.mos.ru

  8. "Великобритания он-лайн" (UK Online) - www.open.gov.uk

  9. Сайт Администрации Томской области – www.gov.tomsk.ru

Похожие:

Мировой опыт использования электронного правительства матова А. А iconМетодические рекомендации по порядку подготовки проектов правовых актов с использованием системы межведомственного электронного документооборота и делопроизводства «Дело»
Губернатора Ростовской области, постановлений и распоряжений Правительства Ростовской области (далее – правовые акты) производится...
Мировой опыт использования электронного правительства матова А. А iconПоложение о геоинформационной системе «Геопортал Челябинской области»
Челябинской области на 2012-2015 годы», распоряжением Правительства Челябинской области от 21. 09. 2012 г. №231-рп «О программно-аппаратном...
Мировой опыт использования электронного правительства матова А. А iconФормирования в российской федерации инфраструктуры электронного правительства
Федеральный, региональный и муниципальный уровни применения Системного проекта 18
Мировой опыт использования электронного правительства матова А. А iconО долгосрочной целевой программе
Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие "электронного правительства" в Ленинградской области на 2011-2015...
Мировой опыт использования электронного правительства матова А. А iconФинансово–экономическое обоснование областной целевой Программы
«Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Челябинской области на 2011–2012 годы»
Мировой опыт использования электронного правительства матова А. А iconФинансово–экономическое обоснование областной целевой Программы
«Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Челябинской области на 2011–2012 годы»
Мировой опыт использования электронного правительства матова А. А iconВ. П. Колесников, А. В. Татаркин
Опыт использования техногенных электромагнитных полей при решении экологических задач в условиях города
Мировой опыт использования электронного правительства матова А. А iconМировой опыт и российские реалии
Халтурина Дарья Андреевна, к и н., доцент кафедры организации социальных систем и антикризисного управления Российской академии государственной...
Мировой опыт использования электронного правительства матова А. А iconРазработка электронного пособия
Данный дипломный проект разработала студентка 46 группы специальности 2203 – «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных...
Мировой опыт использования электронного правительства матова А. А iconКонцепция электронного правительства республики казахстан
Глобализация и развитие «информационного общества» стремительно меняют облик современного мира. Можно отметить, что в целом его сущность...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница