Структура урока производственного обучения
Под структурой урока понимают определенную последовательность шагов, этапов процесса деятельности мастера и учащихся, направленных на выполнение учебно– производственных задач урока.
Тип урока | Характеристика содержания | Особенности организации и методики проведения | Вводный | Ознакомление учащихся с профессией, характером и содержанием предстоящих работ, учебной мастерской, правилами поведения и безопасности в учебной мастерской и в училище. Ознакомление с базовым предприятием. | Создание атмосферы торжественности, благожелательности и внимания к учащимся; особое внимание обеспечению доходчивости объяснений и яркости демонстраций; организация встреч новичков с учащимися старших курсов и рабочими базового предприятия – выпускниками училища и другими рабочими предприятия | По изучению трудовых приемов и операций | Формирование у учащихся первоначальных умений правильно и качественно выполнять все приемы и способы изучаемой операции в различных их сочетаниях в соответствии с показанным мастером образцом и рекомендациями инструкционных карт | Особая роль личного показа мастером трудовых приемов и способов в формировании у учащихся ориентировочной основы действия; широкое применение инструкционных карт с подробным описанием правил выполнение трудовых действий. Проведение специальных упражнений в отработке сложных трудовых приемов. Основное внимание – отработке правильности выполнения учебно-производственных работ. | По выполнению простых комплексных работ | Закрепление и совершенствование умений учащихся выполнять приемы и способы труда, типичные для профессии, в различных сочетаниях при выполнении работ комплексного характера, включающих ранее изученные операции. | Показ только новых, незнакомых учащимся трудовых приемов м способов, широкое применение инструкционно-технологических карт, подробно раскрывающих технологию и правила выполнения учебно-производственных работ. Особое внимание правильности и точности выполнение закрепляемых операций, выполнению технологических требований к качеству учебно-производственых работ. | По выполнению сложных комплексных работ | Формирование умений и навыков выполнения типичных для профессии учебно-производственных работ, сочетающих все ранее изученные технологические операции и способы труда. Формирование профессиональной самостоятельности, привычек и умений самоконтроля. Обучение учащихся планированию учебно-производственного труда, воспитание технологической культуры | Стимулирование самостоятельности учащихся в пользовании технической документацией, контроля и самоконтроля процесса и итогов работы. Постепенный переход от выполнения работ по предложенной мастером технологии к самостоятельному планированию трудовых процессов. Обеспечение качественного и высокопроизводительного выполнение работы. Особое внимание развитию самостоятельности, культуры труда, творческого подхода учащихся к выполнению учебно-производственных заданий. | Контрольно-проверочный | Выполнение проверочных работ – планомерное (в соответствие с учебной программой) определение уровня профессиональных умений и навыков учащихся; поэтапная аттестация учащихся. Выполнение контрольный работ, внутреучилищных (или единый по региону) контроль. | Полная самостоятельность учащихся в планировании и самоконтроле выполнения проверочных и контрольных работ. |
Элементы внешней структуры урока | Элементы дидактической структуры урока | Содержание деятельности мастера | Содержание деятельности учащихся | Вводный инструктаж | Целевая установка | Сообщение тем и разъяснение цели урока, т.е. что будут делать учащиеся, чему научатся в результате урока. Демонстрация образцов, наглядных пособий, кинофильмов, диафильмов и т.д. | Восприятие разъяснений мастера, демонстраций трудовых приемов, вопросы к мастеру, ответы на его вопросы. | Актуализация знаний и опыта учащихся | Опрос учащихся по материалу специальных предметов и прошлых уроков производственного обучения. Повторение сведений из специальных предметов по теме урока. Предложение учащимся воспроизвести ранее освоенные приемы и способы работы. | Ответы на вопросы мастера, повторение теоретических сведений, правил. Требований; воспроизведение изученных приемов и способов работы; разбор технической и инструктивной документации. | Формирование ориентировочной основы действий учащихся | Показ и объяснение приемов, способов и технологий выполнения предстоящей на уроке деятельности учащихся. Объяснение правил обслуживания оборудования, пользования инструментами, приспособлениями, оснасткой. Разъяснение способов контроль и самоконтроля, организации труда, безопасных правил выполнения работы. | Восприятие показа и объяснений мастера, рекомендаций инструкционных и технологических карт. Пробное выполнение изучаемых трудовых действий. Самостоятельное определение технологической последовательности, способов и режимов выполнения задания. | Основная часть урока: упражнения (самостоятельная работа ) учащихся | Формирование (отработка) новых способов действия | Организация и руководство упражнениями в выполнении приемов. Организация и руководство упражнениями в выполнении операций. Индивидуальное и коллективное инструктирование учащихся; повторный показ и объяснение приемов на рабочем месте учащихся. Приучение учащихся к использованию документации письменного инструктирования в ходе выполнения учебно-производственных заданий. | Отработка отдельных (новых) приемов и способов выполнения изучаемой операции или новых работы. Отработка правильных способов выполнения операции в целом, способов самоконтроля хода и результатов работы. | Применение (закрепление, развитие, углубление) освоенных способов действия | Организация проведения и руководство упражнениями учащихся в выполнении трудовых процессов. Организация проведения и руководство упражнениями учащихся по управлению технологическими процессами. Обеспечение качества и производительности учебно-производственного труда учащихся, побуждение к самостоятельности и самоконтролю в работе, стимулирование и поощрение творческого подхода учащихся к выполнению учебно-производственных заданий | Освоение способов применения профессиональных знаний, умений и навыков при выполнении разнообразных, постепенно усложняющихся учебно-производственных работ, характерных для профессии. Накопление производственного опыта и совершенствование профессионального мастерства. Развитие творческих способностей, технического мышления, самостоятельности, культуры труда. | Заключительный инструктаж | Подведение итогов | Подведение учебно-роизводственных итогов урока | Самоанализ итогов урока. | |