Учебно-методический комплекс дисциплины




Скачать 24.49 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/18
Дата04.02.2016
Размер24.49 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина»


Кафедра дошкольной педагогики и методик


Дошкольная педагогика


Учебно-методический комплекс дисциплины



Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2009

ББК

П

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
им. В.М. Шукшина



Рецензент:


Д дошкольная педагогика [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М.В. Антонова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008. – 109 с.


Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальностям: () дошкольная педагогика и психология.


Ó БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009

Ó М.В. Антонова, 2009




Оглавление


Пояснительная записка 4

Часть 1. Организационно-нормативная документация 6

1.1. Учебная программа
(рабочая модульная программа)
8

1.1.1. Цели и задачи дисциплины 8

1.1.2. Содержание дисциплины 10

1.1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 29

1.1.4. Учебно-методическая карта дисциплины 30

1.1.5. Карта самостоятельной работы студента по дисциплине 41

1.1.6. Карта согласования рабочей программы дисциплины 43

1.1.7. Карта обеспечения дисциплины учебными
материалами дисциплины 44


1.1.8. Карта обеспечения дисциплины учебными материалами 46

1.1.9. Карта обеспечения дисциплины оборудованием 47

Часть 2. Дидактические материалы (средства обучения) 48

2.1. Печатные дидактические материалы 48

2.2. Электронные дидактические материалы 51

Часть 3. Средства контроля 52

3.1. Рейтинг-контроль 54

3.1.1. Технологическая карта дисциплины 54

3.1.2. Рейтинговая книжка студента 54

3.2. Контрольно-измерительные материалы 60

3.2.1. Текущий контроль 60

3.2.2. Итоговый контроль 67

Часть 4. Методические рекомендации 69

4.1. Методические рекомендации для студентов 69

4.1.1. Методические рекомендации по организации
самостоятельной работы
70

4.1.2. Вопросы, рассматриваемые на лекционных занятиях 71

4.1.3. Теоретические вопросы и практические задания к семинарам 76

4.1.4. Внеаудиторная работа 94

4.1.5. Словарь 95

4.2. Методические рекомендации для преподавателей 100

4.2.1. Тезисы лекций и материалы для самостоятельной
подготовки студентов
100


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Дошкольная педагогика» включен в федеральный компонент государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и входит в цикл общепрофессиональных дисциплин для подготовки будущих педагогов. Содержание учебно-методического комплекса дисциплины соответствует требованиям государственных образовательных стандартов по педагогическим специальностями и учебных планов образовательного учреждения.

Задачи, стоящие перед нашим обществом, представляют все более повышенные требования к качеству подготовки работников просвещения, в частности будущих специалистов дошкольного образования. За время обучения они должны не только в полном объеме и глубоко овладеть системой наук о человеке, о закономерностях его физического, нравственного, психического, умственного развития, но и научиться применять эти знания на практике.

Содержание курса строится с учетом таких объективных тенденций совершенствования учебного процесса, как гуманизация, демократизация, поиск коллективных форм взаимодействия.

В основу изучения положены следующие идеи:

- личностно-гуманистическая ориентация деятельности педагога;

- идея целостности педагогического процесса;

- идея целесообразности и системности действий педагога.

Повышая профессионализм будущих специалистов, преподаватели дошкольной педагогики ставят своей целью:

  • формировать педагога-исследователя путем активного приобщения студентов к учебно-исследовательской и научно–методической работе;

  • развить у них творческие способности, инициативность, самостоятельность, гибкость мышления;

  • вооружить студентов знаниями, умениями и навыками работы с детьми в условиях личностно-ориентированного воспитания и обучения;

  • усилить их практическую подготовку при высоком ее теоретическом уровне.

В процессе обучения у студентов формируются необходимые им профессионально-педагогические умения.

Аналитические: Умение взглянуть на обсуждаемые вопросы с разных позиций; систематизировать информацию в виде схем, таблиц, графиков и рисунков; наблюдать, анализировать и оценивать деятельность детей и воспитателя ДОУ; выявлять возникшие педагогические проблемы; диагностировать уровень развития, воспитанности и обученности дошкольников; оценивать методическую оснащенность педагогического процесса, вносить конкретные предложения по его совершенствованию; анализировать собственную педагогическую деятельность (рефлексировать).

Организаторские: Умение задействовать, объединить членов коллектива для выполнения творческого задания; организовать режимные процессы, труд, занятия, самостоятельную деятельность дошкольников; управлять поведением и действиями детей, регулируя их; выбирать наиболее рациональные формы организации детской деятельности в зависимости от конкретной педагогической ситуации; организовывать собственную педагогическую деятельность.

Конструктивно-проектировочные: Умение формулировать задачи образовательной работы с детьми, определить пути и средства их реализации, выбрав оптимальный вариант; прогнозировать результаты педагогического воздействия; отбирать необходимый дидактический материал в соответствии с целями обучения и воспитания, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, создать условия, обеспечивающие эффективность педагогического процесса; планировать работу с детьми.

Коммуникативные: Умение мотивированно отстаивать собственную позицию и уважительно относится к суждениям коллег, сознавая созидательную силу плюрализма мнений; устанавливать контакт с группой детей и отдельным ребенком; находить индивидуальный подход к детям; регулировать взаимоотношения между ними; разбираться в конфликтных ситуациях и устранять их; находить правильный тон и форму общения с детьми, сотрудниками дошкольного учреждения, родителями дошкольников.

Прикладные: Умение рисовать, лепить, конструировать, петь, ритмично двигаться под музыку, играть на музыкальных инструментах и т.д., осуществлять работу с родителями в разных формах, участвовать в оснащении педагогического процесса.

Программа по дошкольной педагогике содержит основные положения науки о воспитании детей до школы. Она опирается на классические и современные педагогические исследования, данные психологии, смежных наук.

Методы преподавания курса – лекции, практические и лабораторные занятия.

Назначением практических занятий является активное обучение студентов умениям и навыкам связывать теоретические знания с практической деятельностью. Практические занятия позволяют проводить своеобразный тренинг, упражнять студентов в умении работать с «Типовой программой воспитания и обучения в детском саду», с вариативными (комплексными и парциальными) образовательными программами для ДОУ, создавать развивающую среду в дошкольном образовательном учреждении, анализировать собственные конспекты занятий для детей дошкольного возраста, рецензировать статьи, составлять аннотации на методические пособия, книги.

Большое место отводится систематическому выполнению студентами практических заданий и упражнений, решению и составлению педагогических ситуационных задач. Не случайно последние рассматриваются как метод повышения эффективности преподавания дошкольной педагогики. Педагогические задачи позволяют студентам использовать теоретические знания в условиях, моделирующих различные формы деятельности педагога.

В результате решения названных задач студенты овладевают умением анализировать и оценивать уровень обученности и воспитанности конкретных детей и целой возрастной группы, проектировать развитие личности отдельного ребенка и всего коллектива детей, выбирать путь педагогического воздействия на ребенка, воспитателя и родителей, использовать наиболее эффективные в данной ситуации средства и методы.

Педагогическая задача – это лаконично сформулированная педагогическая ситуация, требующая быстрого и правильного анализа и оперативного решения, поиска выхода из создавшегося положения. Она содержит определенную фабулу и вопрос (Что необходимо предпринять? Правильно ли поступил воспитатель? Над чем следует задуматься родителям и какие необходимо принять меры?). педагогические задачи могут быть использованы в разных целях: для углубления знаний студентов, как иллюстрация к теоретическому положению, как способ реализации теоретического материала на практике, как способ повышения профессиональной ориентации. Чрезвычайно важно и то, что они убеждают студентов в необходимости теоретических знаний.

В содержании задач включаются: типичные ситуации из жизни детей (их взаимоотношения со сверстниками, родителями, воспитателями); нестандартные, редкие, но заслуживающие внимания ситуации; экстремальные ситуации, для решения которых требуется особый, нетрадиционный, оригинальный подход. Содержание задач может охватывать все стороны педагогического процесса, спорные вопросы воспитания в общественных дошкольных учреждениях и в семье.

Интенсификация учебного процесса требует использования на семинарских и практических занятиях передовых технологий обучения, накопленных практикой. Этим целям служат активные методы и приемы обучения. Занятия могут проводится в форме блиц-игры «Пресс-конференция», игры-семинары «Студент в роли преподавателя», с использованием элементов «мозгового штурма» и деловой игры, диадной формой работы студентов (парное выполнение заданий для закрепления материала, контроля знаний, оценки выполненных действий и заданий).

Лабораторный практикум, в отличие от практических занятий, проводится вне стен университета. Он организуется в основном в дошкольных образовательных учреждениях, где студенты, углубляя знания и умения, приобретённые на аудиторных занятиях, знакомятся с современным состоянием воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях разных видов, с их работой по вариативным и альтернативным программам; оказывают помощь дошкольным учреждениям в работе с детьми; взаимодействуют с членами педагогического коллектива; продолжают овладевать методами педагогического исследования (наблюдение, беседа, интервьюирование и пр.) и с их помощью изучают ребёнка, осуществляют педагогический анализ деятельности воспитателя, проводят эксперименты по предложенным методикам и обобщают экспериментальный материал.

Лабораторный практикум уже на младших курсах позволяет студентам изучить обстановку, в которой воспитываются дети, ознакомиться со стилем педагогического общения, с используемыми воспитателем современными педагогическими технологиями, расширить свои представления о функциональных обязанностях воспитателя, старшего воспитателя; а самое главное, общаться с детьми и совершить первые шаги в воспитательно-образовательной работе (организация игр и занятий, проведение бесед. Режимных процессов).

На занятиях лабораторного практикума студенты выполняют учебно-исследовательские задания нескольких типов: ознакомление с педагогическим процессом в разных возрастных группах детского сада; анализ развивающей среды и социально-технических условий; изучение развития, обучения и воспитания детей в разных видах деятельности; изучение стиля общения воспитателя с детьми и с родителями; диагностирование воспитательно-образовательного процесса и развития детей на занятиях и в самостоятельной деятельности; анализ разных видов документации.

Чтобы студенты лучше ориентировались при выполнении заданий, им предлагаются вопросы для наблюдения, беседы и анализа, тесты, схемы характеристик развития детей, показатели нервно-психического развития, диагностические материалы для изучения разных проблем воспитания и обучения дошкольников.

Результаты выполненных заданий студенты отражают в дневниках, анализируют и обобщают во время лабораторного практикума. Собранные материалы используются на практических занятиях, а также при подготовке рефератов, курсовых работ.

Лабораторный практикум осуществляет непосредственную подготовку ко всем видам учебно-производственной практике в вузе.

Таким образом, практические занятия и лабораторный практикум опирающиеся на принцип «обучение через исследование», способствуют углублению лекционного материала по дошкольной педагогике, обеспечивают связь теории с практикой, превращение педагогических знаний в убеждения, усвоение базисных знаний и развитие потребности в педагогическом творчестве.

Итогом курса является экзамен. При проведении экзамена в билет включается два теоретических вопроса.

Результирующая оценка складывается из многих компонентов. В процессе освоения дисциплины преподавателем осуществляется рейтинг-контроль, который включает ответы на семинарских занятиях, написание конспектов, ведение терминологического словаря, написание реферата, выполнение домашних заданий, результаты промежуточных и итоговых тестов, посещаемость занятий. Все компоненты находят свое отражение и оценку в рейтинговой книжке студента и в итоге суммируются. На основании общей суммы выводится оценка. При условии согласия студента с оценкой студент освобождается от экзамена, если же студент претендует на более высокую оценку – он сдает экзамен. Примечание: на экзамене студент может улучшить свою оценку лишь на один балл.

Часть 1. Организационно-нормативная документация

1.1. Учебная программа
(рабочая модульная программа)


      1. Цели и задачи дисциплины

Преподавание дисциплины «Дошкольная педагогика» является обязательной для подготовки специалистов факультета педагогики БПГУ им. В.М. Шукшина. Данная программа освоения учебного материала соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и учитывает специфику подготовки студентов по специальности ДПП.Ф.09. «Дошкольная педагогика и психология».

Изучение данной дисциплины актуализирует знания студентов, полученные при изучении дисциплины «Педагогика», «Истории педагогики (общая и дошкольная)», «Детская психология», «Анатомия и физиология человека», в дальнейшем могут быть использованы при прохождении таких дисциплин, как «Управление дошкольным образованием», «Психолого-педагогический практикум», «Тренинг педагогического общения», «Основы педагогического мастерства», «Теория и методика дошкольного образования», а также при прохождении психолого-педагогической практики в дошкольных учреждениях.

Цель преподавание дисциплины – обеспечение освоения студентами знаний о дошкольной педагогике как теоретической и практической и дисциплине, содействие становлению у студентов ключевых профессинально-личностных компетенций, состоящих из следующих структурных элементов:

- опыт познавательной деятельности, фиксированный в форме ее результатов – знаний;

- опыт осуществления известных способов деятельности – в форме умения действовать по алгоритму, образцу;

- опыт творческой деятельности – в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;

- опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ценностных ориентаций.

Задачи курса:

  1. Содействовать развитию студентов:

- способности использовать освоенное содержание курса для решения практически-познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных задач и проблем;

- интегральных навыков профессионального и культурного поведения;

- способов организации собственной деятельности.

2. Обеспечить практически-продуктивную направленность курса на основе использования трехуровневой психологической закономерности обучения при моделировании учебного процесса: на лекциях обеспечить качественный уровень понимания изучаемого материала, на семинарских занятиях - качественный уровень усвоения, на практических базах ДОУ (вместо лабораторных работ, не включенных в учебный план) – качественный уровень применения знаний, навыков и умений.

3. Способствовать формированию профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально-значимых качеств у специалиста дошкольного образования, позволяющих применять их в ходе прохождения психолого-педагогической практики в образовательных учреждениях.

При прохождении дисциплины «Дошкольная педагогика» студенты должны знать:

- источники дошкольной педагогики как науки; цели, задачи и методы дошкольной педагогики; место дошкольной педагогики в системе педагогических наук и е связь с другими науками;

- значение воспитания в разные годы жизни; особенности воспитания детей раннего и дошкольного возраста;

- цели воспитания детей дошкольного возраста;

- теорию дошкольного воспитания; дидактические принципы и методы обучения; формы организации обучения;

основные виды деятельности (игра, труд, познание, художественно-эстетическая деятельность), их своеобразие в дошкольном возрасте; становление компонентов деятельности в дошкольном возрасте; содержание, формы и методы организации детской деятельности в разных возрастных группах;

- сущность и принципы построения педагогического процесса в ДОУ, основные направления его гуманизации; типы взаимодействия взрослого с детьми, особенности и модели организации педагогического процесса в дошкольных учреждениях;

- комплексные и парциальные программы для дошкольных учреждений; программно-методические документы по дошкольному воспитанию;

- значение семьи и школы в воспитании детей дошкольного возраста;

- значение и формы сотрудничества детского сада с семьей и школой;

- теоретические основы планирования образовательной работы с детьми дошкольного возраста, виды планирования.

уметь:

- использовать различные методы изучения ребенка в педагогическом процессе;

- анализировать педагогический процесс и определять особенности воспитания детей на каждом возрастном этапе;

- строить педагогический процесс на основе личностно-ориентированного взаимодействия с детьми;

- анализировать и оценивать уровень развития игровой деятельности каждого ребенка и группы в целом;

- организовать развивающую среду для разнообразной деятельности;

- проектировать развитие игровой деятельности детей;

- анализировать и оценивать уровень трудового воспитания в ДОУ;

- определять методику организации различных видов трудовой деятельности дошкольников;

- проектировать познавательную деятельность детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

- проектировать индивидуальную работу с детьми по приобщению к художественно-творческой деятельности, развитию художественной деятельности;

- выбирать наиболее эффективные методы и приемы решения нравственных задач с учетом индивидуальных особенностей ребенка;

- реализовывать задачи работы дошкольных учреждений с семьей;

- осуществлять индивидуальный подход в работе с семьей;

- отбирать и реализовывать разнообразные формы сотрудничества с семьей и школой.

Дисциплина завершается экзаменом, на котором выявляется:

  • усвоение основных понятий дошкольной педагогики;

  • умение оперировать современными теориями и концепциями дошкольного образования;

  • ориентация в содержании современных образовательных программ;

  • способность к концептуальному анализу, оценке и конструированию содержания и технологии педагогического процесса в ДОУ;

  • понимание сущности личностно-ориентированного взаимодействия педагога и детей;

  • осознание педагогических факторов целостного развития ребенка и его готовности к школьному обучению;

  • овладение методами педагогической диагностики.

Рабочая программа составлена на основании учебного плана и государственного стандарта высшего профессионального образования.

1.1.2. Содержание дисциплины
ДПП.Ф.09. «Дошкольная педагогика»

Требования ГОС к содержанию курса
ДПП.Ф.09. «Дошкольная педагогика»

Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции. Становление и развитие дошкольной педагогики. Теоретические основы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста. Современные отечественные и зарубежные концепции воспитания и развития ребенка. Общая характеристика основных подходов к воспитанию и развитию. Система дошкольного образования. Ребенок и социум. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога. Ребенок как объект научного исследования и субъект воспитания. Цель, задачи и содержание работы с детьми раннего и дошкольного возраста. Целостность и гармоничность физического, социально-нравственного, умственного и художественно-эстетического воспитания ребенка. Теория обучения в отечественной дошкольной педагогике. Сущность, дидактические принципы, формы и методы. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников. Формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста. Основные виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста: предметная, познавательная, игровая, трудовая, художественно-эстетическая и общение. Их особенности, взаимосвязь, организация и руководство. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. Классификация игр, функции и структура разных видов игр. Игрушка: ее виды, воспитательно-образовательная ценность. Целостный педагогический процесс дошкольного учреждения: теоретические основы, сущность, структура, его компоненты и их взаимосвязь. Участники целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении и вне его. Их роль в социокультурном формировании личности ребенка. Взаимодействие педагога и детей. Моделирование образовательного процесса в соответствии с современными концепциями дошкольного образования. Построение предметно-развивающей среды. Гуманизация педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения. Взаимодействие семьи, школы, культурно-просветительских учреждений. Их роль в развитии ребенка раннего и дошкольного возраста. Основные вопросы семейного воспитания. Подготовка ребенка к школе. Преемственность в работе детского сада и школы.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Операционные системы и среды»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Информационных технологий» и утвержден Учебно-методическим советом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины нотариат для студентов юридического факультета
Учебно-методический комплекс дисциплины «Нотариат» / сост. Т. Е. Борисова. – М. Импэ им. А. С. Гри­боедова, 2010. – 28 с
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины (модуля) «трудовое право»
Учебно-методический комплекс подготовлен кандидатом юридических наук, доцентом О. А. Архиповой
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Психодиагностика»
Учебно-методический комплекс утвержден и рекомендован к печати на заседании умс гуманитарного профиля от протокол №
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы виктимологии»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Уголовно-правовые дисциплины» (протокол №6 от 14. 11. 10г)
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Речевой этикет и культура общения. Национальные особенности речевого этикета]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: В....
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины Риторика Для студентов
Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика». – 2-е изд., испр и доп. – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. – 63 с
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «страхование» Ростов-на-Дону
Учебно-методический комплекс дисциплины «Страхование» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины геополитика направления подготовки бакалавров: 080100 «Экономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очного и очно-заочного отделения экономического факультета
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «специальные налоговые режимы»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения, содержит учебную программу, учебно-тематический...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница