Использование компьютерных технологий и игр с мячом на логопедических занятиях




Скачать 11.69 Kb.
НазваниеИспользование компьютерных технологий и игр с мячом на логопедических занятиях
Дата04.02.2016
Размер11.69 Kb.
ТипДокументы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИГР С МЯЧОМ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ


В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Своевременное проведение коррекционной работы позволяет устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.

Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности (Р.Ф. Абдеев, 1994; В.П. Беспалько, 2002; Е.И. Машбиц, 1986, 1988; О.И. Кукушкина, 1994; И.А. Филатова 1993 и др.).

В своей работе в структуру логопедических занятий я включаю цикл упражнений «Игры для Тигры». Данная компьютерная логопедическая технология делает образовательный процесс более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, повышается мотивационная готовность ребенка к занятию, что положительно сказывается на результатах работы.

Наряду с развивающими, воспитательными и образовательными задачами у ребенка формируется психологическая готовность к использованию компьютера как средства решения задач своей деятельности.

Игровые упражнения и игры с мячом сочетаются с текущей логопедической работой и являются стимулирующим дополнительным коррекционным средством, способствующим речевому и психомоторному развитию детей.

Кроме того игры с мячом удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат и могут быть рекомендованы воспитателям и родителям.

Используя мяч в играх с детьми – логопатами, я обратила внимание на то, что он, действительно, может быть прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практике.

Уникальное сочетание физических упражнений, «пропевание» звуков, проговаривание стихов в ритм движений развивает речь, ритмическое чувство, динамическую координацию, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.

Значение игр с мячом в развитии детей с нарушениями речи:

  1. Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению.

  2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.

  3. Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.

  4. Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

  5. Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.

  6. Регулируют силу и точность движения.

  7. Активизируют непроизвольное внимание и формируют произвольное.

  8. Развивают и нормализуют эмоционально – волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.

  9. Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.

  10. Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – легких, сердца, улучшают обмен веществ.

  11. Развивают коммуникативные навыки, снижающие проявление робости и застенчивости.

  12. Развивают внимание, память и восприятие.

Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Предлагаем Вашему вниманию конспект логопедического занятия с использованием компьютерной технологии «Игры для Тигры» и игр с мячом.


Список литературы:

  1. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта,2001.

  2. Выгодская И.Г., Берковская Н.В. Звукоград, Буквоград, Златоустия. Материалы для подготовки к обучению грамоте детей 5 – 7 лет. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.

  3. Лизунова Л.Р. «Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста»: Учебно-методическое пособие – Пермь: ПОИПКРО, 2005.

  4. Тимотен Е.И. Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях по подготовке к обучению грамоте в условиях специальных групп детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи. – СПб.: «Детство-Пресс», 2002.



КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ЖИВОТНЫЕ»

с использованием компьютерной логопедической технологии

«Игры для Тигры»


Цель – развитие лексико-грамматических категорий и обогащение словаря детей по теме «Животные».


Задачи:

  1. Развивать слуховое, зрительное внимание, восприятие и память

  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук

  3. Совершенствовать звуковую сторону речи

  4. Развивать умение структурировать и использовать в речи словосочетания, предложения

  5. Развивать умение отвечать на вопросы

  6. Развивать способность классифицировать предметы, понимать причинно-следственные отношения и расширять объем словаря прилагательных

  7. Закрепить навык выполнения движений с большим мячом для развития общей моторики, быстроты реакции в сочетании с речевой деятельностью

  8. Развивать коммуникативные навыки

  9. Формировать навыки работы на компьютере с использованием

манипулятора «мышь»

  1. Развивать словесно-логическое мышление


Оборудование: большие и средние мячи, рабочие листы, предметные картинки, раскраски с изображением животных, компьютерная логопедическая технология «Игры для Тигры».


Ход занятия


Организационный момент

Отгадывание загадок:

«По деревьям скок-скок и орешки щелк-щелк» (белка).

«Ходит лесом косолапо, а зимой сосет он лапу» (медведь).

«Кто зимой холодной в лесу ходит серый, злой, голодный» (волк).

«Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки, мчится,

что есть духу, хвост короче уха. Живо угадай-ка, кто же это?» (зайка).

«С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвост колечком» (собака).

«Отворилась тихо дверь, и вошел усатый зверь,

сел у печки, жмурясь сладко, и умылся серой лапкой» (кот).

«Спереди пятачок, сзади крючок, посередине спинка, а на ней щетинка» (свинья).


Развитие мелкой моторики

Упражнение «Котенок-шалун».

Котенок мамочку зовет – мяу-мяу, мяу-мяу.

Соединяют одноименные пальцы обеих рук.

Он не напился молока – мало-мало, мало-мало.

Сжимают пальцы рук в замок, опуская и поднимая их.

Покормит мама молочком – мур-мур-мур, мур-мур-мур.

Поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой.

Свернется маленьким клубком – ур-ур-ур, ур-ур-ур.

Потирают кулачком о кулачок.

Потом с клубочком поиграет – цап-цап-цап, цап-цап-цап.

Сжимают пальцы рук.

И нитку быстро размотает – ап-ап-ап, ап-ап-ап.

Совершают круговые движения указательных пальцев вокруг друг друга.


Упражнение «Кошка выпускает коготки».

Поджать подушечки пальцев рук к верхней части ладони, прошипев, как рассерженная кошка: «Ш-ш-ш!».

Быстро выпрямить и растопырить пальцы, промяукав, как довольная кошка: «Мяу!».


Компьютерное упражнение «Кто сказал мяу?»

Компьютерное упражнение «Кто живет в лесу?»

«У каждого зверя голос собственный, у каждого зверюшки песня своя, они прокричат, вы, тихонько послушайте, и кто вас позвал, угадайте, друзья».

В начале упражнения детям предлагается прослушать звучание голосов животных. В этот момент для привлечения зрительного и слухового внимания ребенка изображение животного выделяется подсвеченным контуром. Таким образом, достигается визуализация аудио информации на экране. Затем детям предлагается определить, чей голос сейчас прозвучит (последовательность звучания задается программой). Если задание выполнено правильно, то тигренок хвалит ребенка.

Упражнение имеет четыре варианта заданий, отличающихся по степени сложности.


Игры с мячом

«Знают взрослые, и дети мамы есть у всех на свете, и не только у детей есть у маленьких зверей »

Логопед бросает ребенку мяч и называет животное, ребенок возвращает мяч и называет детеныша животного (кошка – котенок).


«Чья у зверя голова подскажи скорей слова»

Логопед бросает ребенку мяч и называет животное, ребенок возвращает мяч, образуя из существительного притяжательное прилагательное (у лисы голова – лисья).

Передача мяча может быть разнообразной.


Работа на листе «Кто что любит»

«Кто-то косточку грызет, кто-то зернышки клюет, молоко лакает, рыбку уважает, а теперь спрошу вас я, что у Тигры едят друзья?».

Детям предлагается соединить изображение животного с тем, «кто что любит».


Компьютерное упражнение «Чей домик?»

«Всем на свете нужен дом, чтоб жилось уютно в нем.

Нужен взрослым и ребятам, птицам, рыбкам и зверятам».

В ходе упражнения ребенку предлагается определить, кто может жить в предъявленном «домике». Для этого необходимо указать на подходящую картинку с помощью наведения на нее курсора и нажатия левой клавиши «мыши». Если картинка подобрана верно, то она соединяется с центральной веревочкой, и тигренок хвалит ребенка (если – нет, то соединения не происходит, и тигренок советует повторить попытку). Параллельно необходимо составить простое предложение с прямым дополнением («В норе может жить лиса» и т.д.).

Упражнение имеет три варианта заданий, отличающихся по степени сложности.


Игра с мячом

«Мы волшебники немного был один, а станет много».

Логопед бросает ребенку мяч и называет животное «например, одна кошка», ребенок возвращает мяч – «много кошек».


Компьютерное упражнение «Что из чего?»

«Знает каждый из детей, что есть польза от зверей - кто-то домик стережет, кто-то молоко дает, шерсть для варежек подарит, от мышей наш дом избавит».

Ребенку предлагается разместить предметные картинки в подходящих для них домиках по принципу «что из чего сделано».


Работа на листе «Четвертый лишний»

«Вот зверюшки сели в ряд, на ребят они глядят, кто тут лишний из зверей? Отвечайте поскорей».

Ребенку предлагается определить, какое изображение лишнее.


Компьютерное упражнение «Музыка»

Детям предлагается прослушать звучание представленных музыкальных инструментов. В этот момент для привлечения зрительного и слухового внимания ребенка изображение выделяется подсвеченным контуром. Таким образом, достигается визуализация аудио информации на экране. Затем детям предлагается определить, какой инструмент прозвучал (последовательность звучания задается программой). Если задание выполнено правильно, то тигренок хвалит ребенка.

Итог занятия

Дети хорошо потрудились на занятии и за это животные «играют» им на музыкальных инструментах, ребята отгадывают, кто, на чем играет, и получают в подарок раскраски с изображением животных.

Похожие:

Использование компьютерных технологий и игр с мячом на логопедических занятиях iconДоклад на рмо учителей логопедов
«Использование икт на логопедических занятиях как средство оптимизации коррекционно – педагогического процесса»
Использование компьютерных технологий и игр с мячом на логопедических занятиях iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс дпп. В. 03 «Использование компьютерных технологий в обучении школьников с нарушением интеллекта»
«Использование компьютерных технологий в обучении школьников с нарушением интеллекта»
Использование компьютерных технологий и игр с мячом на логопедических занятиях iconПрограмма «Звукозапись»
Использование средств икт на уроках чтения, письма и развития речи, на логопедических занятиях в условиях коррекционной школы
Использование компьютерных технологий и игр с мячом на логопедических занятиях iconИспользование информационно-компьютерных технологий как важное условие развития интеллектуальных и творческих способностей одаренных школьников
Проблема реализации потенциальных возможностей информационно-компьютерных технологий в процессе обучения становится сегодня все более...
Использование компьютерных технологий и игр с мячом на логопедических занятиях iconДоклад Использование информационных технологий в работе учителей-логопедов
Слайд 2 Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают...
Использование компьютерных технологий и игр с мячом на логопедических занятиях iconПлан мо на 2013 г. 21. 01. 13
«Использование информационно-компьютерных технологий в образовательной деятельности удод»
Использование компьютерных технологий и игр с мячом на логопедических занятиях icon«Эффективное использование информационно-коммуникационных технологий при обучении физике»
Концепция современного образования ставит перед школой ряд проблем, решение которых, зачастую, невозможно без повсеместного внедрения...
Использование компьютерных технологий и игр с мячом на логопедических занятиях iconИспользование икт в образовательной деятельности доу для детей с овз. Ягодина Л. А
В настоящее время в России одной из распространенных форм воспитания и обучения детей дошкольного возраста является использование...
Использование компьютерных технологий и игр с мячом на логопедических занятиях iconЗависимость от компьюрных игр. Определение количественного соостава школьников, имеющих высокую вероятность зависимости от компьютерных игр. >
Проект: «Зависимость от компьюрных игр. Определение количественного соостава школьников, имеющих высокую вероятность зависимости...
Использование компьютерных технологий и игр с мячом на логопедических занятиях iconИспользование компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку
Педагогическое образование должно быть направлено на подготовку именно такого учителя
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница