Скачать 18.1 Kb.
|
Мастер – класс «Педагогическая мастерская отношений и ценностных ориентаций» Учитель истории и обществознания МОУ «Гимназия №3» г. Ивантеевка Московской области Шехова Ольга Владимировна Февраль 2010г. Ход проведения мастер-класса Форма: интегрированное (лекционно-практическое) занятие Оборудование урока: м/медиа, демонстрационный материал (связанный с фрагментами урока)
Структура проведения мастер – класса
Педагогическая мастерская- это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. В мастерской построения знаний она может быть представлена так: творческий процесс — творческий продукт — осознание его закономерностей — соотнесение полученного с достижениями культуры — коррекция своей деятельности — новый продукт и т. д. В мастерской достигается максимальное приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свобод ной деятельности. Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками ![]() Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество — явления самоценные. Из действующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения. Принципиальное отличие, однако, заключается по крайней мере в двух особенностях мастерской: Проблемное обучение в основном опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания. Проблема и направление исследования в урочной системе, как правило, определяются учителем, а в системе мастерских все проблемы выдвигаются учащимися. Степень неопределенности в заданиях мастерской принципиально более значительная, чем в других методах работы. Принципы и правила ведения мастерской 1. Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера — руководителя мастерской. 2. Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки — путь к истине. 3. Безоценочная деятельность: отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией. 4. Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать в работе на этапе «предъявления продукта»; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя. 5. Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой — психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. 6. Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Диалог создает в мастер ![]() 7. Организация и перестройка реального пространства, в котором работает мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Такая организация содействует появлению чувства свободы. 8. Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросы и не отвечает на них. Разрыв. Психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Путем «озарения» он приходит к качественно новому повороту истины. «Разрыв» — необходимый и важнейший элемент мастерской, ее ядро. Главный «разрыв» заранее планируется руководителем мастерской. Технологии создания условий для «разрыва» состоит я подборе парадоксального содержания, предлагаемого участникам мастерской для осмысления. Рефлексия. «В психологии различают два типа рефлективных процессов: авторефлексию, то есть осознание собственных мыслей, чувств, поступков (я осознаю, что я думаю о чем-то), и рефлексию как отражение того, о чем думает другой человек (или группа людей)...» В ходе мастерской происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания. Это сближает учебный процесс с процессом настоящего научного и художественного открытия. Таким образом, происходит не передача готовых знаний, а приобретение ценностного опыта разносторонней духовной деятельности, в том числе по самопознанию. Это, по-видимому, и создает условия для формирования истинной культуры. Рефлексия, таким образом, является универсальным психологическим механизмом изменения и развития личности. Творческий процесс в мастерской является главным технологическим средством достижения цели обучения: открытия закона, формулирования правил, создания текста, накопления фактических знаний, приобретения опыта исследования, выработки определенного отношения к явлению, осознания ценностных ориентации и др. Этапами творческой деятельности являются деконструкция и реконструкция (см. Алгоритм) выбранного участниками мастерской материала: слов, текстов, красок, образов, веществ, фактов, явлений, любого материала в зависимости от темы и типа мастерской. Иначе говоря, материал выбирается, а затем создается нечто новое. Типы мастерских Педагогические мастерские могут быть разделены на типы в зависимости от: - состава участников; - целей и способов деятельности; - временной продолжительности процесса. По составу участников мастерские подразделяются на занятия только для учащихся; только для педагогов; мастерские, которые могут быть (при известной коррекции) проведены и со взрослыми, и с детьми. По целям и способам деятельности выделяются: - мастерские творческого письма; - мастерские построения знаний; - мастерские по самопознанию; - мастерские отношений и ценностных ориентации и ряд других. Практически мастерские каждого типа объединяются задачами предметного преподавания, но несут в себе огромные возможности интегрированного обучения, так как реализуют цели образования комплексно. Большую роль в создании творческого процесса в мастерской играет побуждение к ассоциативному мышлению. Ассоциации — это «спонтанное соединение идей, восприятий, образов, фантазий, сообразно определенным личным и психологическим темам, мотивам, сходствам,противоположностям или причинным связям. Само слово может обозначать процесс установления таких связей (посредством ассоциации) или выделять одно звено в такой цепи, то есть какую-то одну ассоциацию» (см. словарное определение). Ассоциации в педагогической мастерской используются для актуализации личного опыта участников, «открывают» в какой-то мере работу воображения и тем самым содействуют развертыванию творческого процесса деятельности каждого. Алгоритм — «точное предписание о выполнении в определенном порядке некоторой системы операций, ведущих к решению всех задач данного типа» (см. словарное определение). Алгоритм деятельности в мастерской зависит от ее вида. Мастерская построения знаний имеет не менее двух этапов и строится по определенному плану. Первый этап 1. Индуктор — первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Есть два необходимых условия такого задания. Во-первых, оно должно актуализировать личный опыт каждого, связанный так или иначе (иногда парадоксально) со смыслом дальнейшей деятельности. Во-вторых, задание должно предоставить известный выбор участнику, что создает интерес, внимание, некоторое бессознательное недоумение, а иногда раздражение. Это психологически готовит к дальнейшему движению творческой мысли. 2. Создание творческого продукта индивидуально или в групповом взаимодействии. Обычно основано на деконструкции и реконструкции. Деконструкция — разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов. Реконструкция позволяет из полученных разрозненных частей, единиц создать целое новое явление, представление, знание, которое необходимо предъявить группе или всем участникам мастерской. 3. «Социализация», т. е. предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т. п.), соединение индивидуальных результатов, коллективная работа. 4. Промежуточная рефлексия и самоконструкция деятельности. Формирошише информационного ним роса (выстраивание новых проблем). Второй этап 1. Обращение к новой информации и ее обработка. 2.Корректировка творческого продукта или создание нового варианта версии, гипотезы и т. п. Групповая пли индивидуальная работа. 3. Социализация. 4. Общая рефлексия и выход на новую систему проблем. Самые разнообразные педагогические приемы работы с информацией — от элементов игры до работы со словарем — могут быть включены в мастерскую. Одно из важных умений человека — это умение видеть истину и соответствовать ей своим поведением. Нравственное, истинное можно познать и усвоить только через нахождение противоречий в своих поступках, мыслях, понятиях. Раскрытие противоречий устраняет мнимое знание, а беспокойство, в которое ввергается ум, побуждает к поиску подлинной истины. Возможным путем к такому душевному поиску является мастерская отношений и ценностных ориентаций. Она создает условия, необходимые для пробуждения у ее участников критического взгляда на свое мировоззрение нравственные ценности. Работа рассчитана на 2 академических часа. Мною разработаны две мастерских «СМИ и ценности современной молодежи» и «Молодежная субкультура. Вызов обществу?». Проведены они были во время Рождественских чтений в 2007 и 2009 году. Первая – как классный час, вторая как урок обществознания в 9а классе в теме «Формы культуры», но могут быть использованы и в курсе обществознания в 10-11 классах, а также для проведения классного часа. Подтолкнула меня к более глубокому изучению данной технологии методическое пособие О.В. Орловой «История Отечества. XX век. 10-11 классы» издательства «Паритет» г.Санкт – Петербурга, 2003 год.
Отдельные элементы педагогичесой мастерской использовала на уроке истории. Положительное, что несет она в себе – развивает творчество коммуникативные способности учащихся. Минус – требует много времени, связанного с поиском материала для урока. Цель мастерской:
Основные понятия:
В ходе подготовки к классному часу была проделана следующая работа:
Непосредственно в ходе мастерской, учащиеся познакомились с новой инфомацией, работали со словарем и афишировали свой творческий продукт (показать страницу в интернете, радиопередачу, журнал).
Предложить слушателям представить себя в роли учеников и создать свой собственный творческий продукт: молодежный канал ТВ, молодежную страничку в газете «Пульс Ивантеевки» и др.
Уроки находятся на сайте http://gimnazia3.info/ в разделе Кафедры – кафедра гуманитарных наук – открытые уроки или http://sites.google.com/site/oshehova/Home Литература:
|