Самопознание и развитие личности




Скачать 17.55 Kb.
НазваниеСамопознание и развитие личности
Дата04.02.2016
Размер17.55 Kb.
ТипУрок
Амелина Наталья Валентиновна, учитель общественных дисциплин МОУ «Гимназия №3» г. Брянска

Тема урока: Самопознание и развитие личности.

10 класс, профильный уровень.

Цели:

- объяснить понятия и термины: «самосознание», «самопознание», «самооценка», «Я-образ», «Я-концепция», «идентичность»; ознакомить с особенностями процесса самопознания, выявить роль самосознания в развитии личности; определить трудности познания человеком самого себя;

-развивать у учащихся умение осуществлять систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, аргументировано высказывать своё мнение, суждения;

- формировать коммуникативные навыки, работая в группе;

-способствовать выработке гражданской позиции учащихся; помочь учащимся в организации самопознания для развития собственной личности.

Тип урока: Урок-рассуждение (2урока по 45 минут).

Оборудование: 1. Учебник Л.Н.Боголюбова, 2008, Профильный уровень.

2. Е.Н.Сорокина. Поурочные разработки по обществозна-

нию.10 кл, Профильный уровень. М., «Вако», 2008.

3. Дидактические материалы к учебнику Л.Н.Бого-

любова, М., «Просвещение», 2001.

4. Практикум по обществознанию, 10 класс, М.,

«Просвещение», 2008

5. Энциклопедия тестов. М.. «Вече», 1997.

6. Презентация из интернета с адаптацией к данному

уроку.

Ход урока.

1 урок

Оргмомент.

Учитель обращается к цитате на доске, предлагая её в качестве девиза урока:

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь. Но, ради Бога, размышляйте, и хотя криво, - да сами»

(Г. Лессинг)

Учитель: Послушайте ПРИТЧУ:

Один человек проснулся ночью, так как замёрз. Он пошёл к дому соседа и начал стучать в дверь. Ему открыли дверь и спросили, что нужно. Человек сказал: - Я замёрз. Не могли бы вы дать мне огня?Сосед ответил: - Что такое с вами? Вы встаёте ночью, идёте сюда, будите всех нас – а в руках у вас зажжённый факел.

Задание: - О чём притча? - Чему она нас учит?

Ответы учащихся:

Учитель: Я прочитаю вам стихотворение поэта 15 века Франсуа Виньона, а вы постарайтесь угадать последнее слово:

Я знаю, как на мёд садятся мухи,

Я знаю смерть, что рыщет, всё губя.

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю всё, но только не …………….себя.

Поскольку мы продолжаем изучать виды познавательной деятельности, то вы наверное уже догадались о каком виде познания пойдёт речь сегодня на уроке.

Ответы учащихся:

Учитель: Тема урока: «Самопознание и развитие личности».

Учитель: - Как вы полагаете, на какие вопросы мы должны сегодня получить ответы?

Ответы учащихся:

Задание: Сейчас вам предстоит поразмыслить над двумя понятиями.

1 и 2 группа подумают, что такое САМОСОЗНАНИЕ.

3 и 4 группа подумают над тем, что такое САМОРЕАЛИЗАЦИЯ.

Ответы учащихся и запись в тетрадь определений:

САМОСОЗНАНИЕ- определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, нести за них ответственность, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой.

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ- процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

Учитель: Оба эти понятия связаны с самопознанием и относятся к внутреннему миру человека. Внутренний мир человека и его самосознание издавна привлекали внимание философов, психологов, социологов, педагогов, художников. Мы с вами познакомимся со взглядами некоторых из них. Каждая группа поработает с текстом, лежащим у вас на столе и ответит на два вопроса к нему.

Работа с текстами в четырёх группах:

Текст №1. «О сознании самого себя».

Иммануил Кант (1724-1804) – родоначальник классической немецкой философии.

То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своём Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на Земле. Благодаря этому он личность, и в силу единства сознания при всех изменениях, которые он может претерпевать, он одна и та же личность, т.е. существо, по своему положению и достоинству совершенно отличное от вещей, каковы неразумные животные, с которыми можно обращаться и распоряжаться как угодно. Это справедливо даже тогда, когда человек ещё не может произнести слово Я: ведь он всё же имеет его в мысли; и во всех языках, когда говорят от первого лица, всегда должно мыслить это Я, хотя вы это сознание самого себя…и не выражали особым словом. Эта способность (а именно способность мыслить) и есть рассудок.

Но примечательно, что ребёнок, который уже приобрёл некоторый навык речи, всё же лишь сравнительно поздно (иногда через год) начинает говорить от первого лица, а до этого говорит о себе в третьем лице («Карл хочет есть, гулять» и т.д.); когда же он начинает говорить от первого лица, кажется, будто он прозрел. С этого дня он никогда не возвращается к прежней манере говорить. Прежде он только чувствовал себя, теперь он мыслит себя.

1 вопрос. Какие основания для выделения человека из «других существ, живущих на Земле» И.Кант считал правомерными?

2 вопрос. Согласны ли вы с положением И.Канта о том, что изменение формы высказывания человека о себе отражает развитие самопознания?

Текст №2. О способности человека к познанию и самопознанию.

Джон Локк (1632-1704) – английский философ.

Исследование о разумении, приятное и полезное. Так как разум ставит человека выше остальных чувствующих существ и даёт ему всё то превосходство и господство, которое он имеет над ними, то он, без сомнения, является предметом, заслуживающим изучения уже по одному своему благородству. Разумение, подобно глазу, давая нам возможность видеть и воспринимать все остальные вещи, не воспринимает само себя: необходимы искусство и труд, чтобы поставить его на некотором отдалении и сделать собственным объектом. Но каковы бы ни были трудности, лежащие на пути к этому исследованию, что бы ни держало нас в таком неведении о нас самих, я уверен, что всякий свет, который мы сможем бросить на свои собственные умственные силы, всякое знакомство со своим собственным разумом будет не только приятно, но и весьма полезно. Помогая направить наше мышление на исследование других вещей…

1 вопрос. Какова главная мысль приведённого фрагмента?

2 вопрос. Как следует понимать слова Д.Локка о том, что «знакомство с собственным разумом будет не только очень приятно, но и полезно»? В чём заключается эта польза?

Текст №3. Человек-«текст» и его «прочтение».

М.В. Зюзько – современный российский психолог

Человек может рассматриваться как своего рода «сообщение», в котором, как и во всяком сообщении, выделяется внешняя сторона – текст и внутренняя сторона – смысл. Роль текста выполняет поведение воспринимаемого (совершаемые им действия и поступки). Функцию смысла – затекстовый слой, та деятельность, то сознание воспринимаемого, какое проявляется, воплощается в текст-поведение. Восприятие другого человека, сближение с ним, знакомство и есть его «прочтение».

Восприятие обычного словесного сообщения (когда мы читаем книгу, слушаем товарища) обладает для нас «значением» и «смыслом». Значение слова складывается из закреплённых за ним в общественном опыте признаков.

Смысл слова – это его субъективная ценность для меня – конкретного человека. Смысл – переработанное мною значение слова. Значение слова, несущее мои потребности, и есть мой смысл. Поэтому одно и то же значение слова имеет для разных людей различный смысл.

…В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, расшифровывая значение их внешних действий и раскрывая смысл получающегося текста. Понимание значения поведения другого человека – это приписывание ему готовых «словарных», стереотипных характеристик. В повседневной жизни это и происходит при «беглом» прочтении других людей, когда у нас вырабатывается более или менее автоматически функционирующий подтекст к их поведению.

1 вопрос. От чего, по мысли автора, зависит точность «прочтения» человека?

2 вопрос. Какой вывод можно сделать применительно к самопознанию?

Текст №4. Я-концепция.

В.Б. Ольшанский – психолог и социолог.

Представления человека о самом себе и то, каким знают его другие люди, никогда полностью не совпадают. Каждый извлекает из собственных переживаний некое существенное со своей точки зрения содержание и создаёт из него специфическую персонификацию – образ человека, модель его (или своей) личности, как он её себе представляет. Все знают, что человек идеализирует («выдумывает») объект своей любви и создаёт контрастный образ врага. По тому же принципу создаётся персонификация самого себя…

Организованная познавательная структура, извлечённая из собственных переживаний своего собственного «Я», называется Я-концепцией. Однажды возникнув, она очень избирательно принимает в данную концептуальную категорию новые переживания или новую информацию. Поэтому ей приписывают тенденцию к самоподкреплению. Серьёзный вклад в разработку этого понятия внёс Манфред Кун. Он рассматривает Я-концепцию как основу для организации личности, её интеграции в процессах социального взаимодействия. Кун выделяет пять функций данного образования в регуляции поведения:

А) определение собственной идентичности;

Б) собственных интересов, симпатий и антипатий;

В) своих целей и продвижений к успеху;

Г) системы соотнесения, в центре которой находится сам индивид в окружении значимых объектов;

Д) самооценивания

1 вопрос. Какие элементы входят в Я-концепцию? Как вы понимаете их сущность?

2 вопрос. Какой важный для самопознания вывод можно сделать из того, что людям свойственно идеализировать предмет любви?

Ответы групп:

Задание: - Что объединяет эти тексты, написанные в разные века?

Учитель: Итак, исходя из услышанного, ясно, что процесс самопознания, хотя и не прост, но необходим, и неизбежен. Конечно, мы не останемся к нему безучастными. На столе у вас находятся 3 «Листа самопознания» с овалами, делёнными на 4 части:

1лист - образец;

2лист - как вы видите себя сейчас в этих секторах;

3лист – заполняется после изучения темы.


2. «Я» - слепое

  1. «Я» - открытое



4. «Я» - неизвестное

3. «Я» - скрытое



  1. Открытое «Я» - вы знаете, другие знают

  2. Слепое «Я» - вы не знаете, другие знают

  3. Скрытое «Я» - вы знаете, другие не знают

  4. Неизвестное «Я» - никто не знает



Учитель: Разделите овал на сектора в зависимости от того в каком соотношении в вас присутствует каждое из 4-х утверждений.

Учитель: А теперь мы посмотрим, как процесс самопознания рассматривает наука.

Объяснение учителя по презентации:

Жизнь- это непрерывный, зачастую неосознанный процесс самопознания. Самопознание начинается с самоузнавания, различения себя и внешнего мира. Учёные полагают, что такое различение встречается уже у трёх - восьмимесячных младенцев.

Затем образ «Я» формируется на основе ощущений - боль, радость. Но в среднем до двух лет дети не узнают своё отображение. Открытие своего облика, отражённого в зеркале, вызывает удивление и восторг. Начинается САМОВОСПРИЯТИЕ.

Начинается переход от пассивного восприятия себя к активному созданию образа «Я», пока только внешнего. Человек смотрится в зеркало, но получает искажённый образ, так как «готовится» к его восприятию – принимает позу, делает определённое выражение лица, а между тем ученые знают, что даже левая и правая половинки лица не одинаковы - правая старше. Первыми это заметили театральные гримёры.

Однако внешность человека также важная деталь его сущности. Можно задаться вопросом: Характер человека зависит от внешности или внешность зависит от характера? Но как бы ни было, внешность человека оказывает влияние на восприятие человека другими людьми.

Задание: Приведите примеры такого восприятия.

Ответы учащихся:

Учитель: Психологические эксперименты показывают, что тем, кто обладает приятной внешностью, люди склонны приписывать достоинства, даже отсутствующие у них на самом деле. К сожалению, этой особенностью человеческого восприятия часто пользуются преступники, производя приятное впечатление. Сказанное об особенностях самовосприятия не означает, что человеку вообще не дано составить верного представления о себе. Как гласит народная мудрость «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Помогает составлению верного представления о себе – САМООЦЕНКА.

Отношение к собственной внешности, представление о своих способностях, об отношении к тебе других людей формируют самооценку. Самооценка – эмоциональное отношение к своему образу: «Я умён», «Я красив» и т.д.

Как формируется самооценка? (1,2,3 записывается в тетрадь)

1) это соотнесение реального образа с идеалом.

САМООЦЕНКА = УСПЕХ : ПРИТЯЗАНИЕ. Как повысить самооценку? Либо уменьшить притязание, либо увеличить успех.

2) самооценка формируется при оценивании себя, через оценку другими.

Задание: Каковы на ваш взгляд последствия завышенной самооценки, заниженной, нормальной?

Ответы учащихся:

Учитель: 3)Также самооценка формируется через отношение к своим успехам и неудачам. Чтобы провести самооценку необходимо честно самому себе о себе всё сказать.

Задание: Как вы думаете это легко или нет. Почему?

Ответы учащихся:

Учитель: Самоисповедь затруднена, п.в. из-за необходимости нравственной честности, из-за необходимости заглянуть в своё подсознание.

Задание: Что, по-вашему даёт человеку самоисповедь?

Ответы учащихся:

Задание: Какие вы знаете способы самоисповеди?

Ответы учащихся:

Учитель: Я прочитаю вам выдержки из дневников двух восьмиклассниц. Могут ли записи в них считаться самоисповедью? Почему?

  1. Лена: «Встала полвосьмого. Зарядку делать неохота. Оделась. Зашла за Алинкой. Было пять уроков. В буфете истратила 50 рублей. Ирка два дня дулась. Теперь подлизывается. Но я ещё подожду мириться. Пусть побегает. Смотрела телик. Легла спать полдвенадцатого».



  1. Оля: «Сегодня в классном уголке кто-то вывесил плакатик самодельный: «Каждому свойственно ошибаться, но никому, кроме глупцов, не свойственно упорствовать в ошибке. Цицерон». Понимаю, что это для меня. После нашего глупого спора и ссоры я никак не могу подойти к Наде и сказать, что я была неправа. Раскричалась, наговорила кучу обидных слов. Нет, надо взять себе за правило, во-первых, считать до пяти, прежде чем сказать человеку что-то не очень приятное. Во-вторых, спорить по существу, личность не трогать. И завтра же всё надо уладить».

Ответы учащихся:

2 урок

Учитель: Сейчас мы заполним несколько тестов на самопознание.

(Тестирование учащихся по «Энциклопедии тестов»)

Учитель: Вы работали на уроке, узнали результаты тестов. Теперь возьмите

«Листы самопознания» и разделите второй овал также на 4 части.

- Что изменилось в вашем знании о себе? Как-то изменилось соотношение частей во втором овале?


Итог урока:

1) Выставление оценок.

2)Литература, рекомендуемая учителем для учащихся для учащихся:

а) Дейл Карнеги- сборник (любое издание).

б) Михаил Веллер. « Всё о жизни» (любое издание).

Д/з: *27,выучить понятия

Творческое задание на самопознание(одно любое):

1)Напиши себе письмо и расскажи в нём о себе, своих друзьях, увлечениях. Спустя время, прочитай его и напиши себе ответ, каким ты себя увидел.

2)Напиши рассказ: «Я- какое-то животное»; «Я- житель какой-то эпохи»; «Я в шапке-невидимке». Опиши своё поведение в новом качестве.

В завершение урока учитель читает итоговую цитату на доске:

«Человек должен быть самим собой и познавать самого себя. Только уяснив свою истинную сущность, человек может надеяться на счастье».

(Андре Жид)

Похожие:

Самопознание и развитие личности iconПрограмма вступительного экзамена по специальности для поступающих в магистратуру по специальности «6М012300 Социальная педагогика и самопознание»
Программа составлена в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом по специальности «6М012300 – Социальная педагогика...
Самопознание и развитие личности iconПсихолого-педагогическая
Любая конкретная наука имеет свой предмет изучения. Если общая педагогика рассматривает само понятие и развитие личности, то тифлопедагогика...
Самопознание и развитие личности iconСтили детско-родительских отношений и их влияние на развитие личности ребенка
Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в следующем: очень...
Самопознание и развитие личности iconМонография по теме: «Значение сенсорного воспитания в творческом становлении личности ребенка»
Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете,...
Самопознание и развитие личности iconАктуальность проблемы личностно-ориентированного подхода в обучении английскому языку в 5-х классах
Азовательной среды, в которой происходит социализация и развитие личности ребёнка, среды, создающей условия для творчества и самоактуализации...
Самопознание и развитие личности iconПлан учебно-воспитательной работы на 2012-2013 учебный год 2012 год
Навашинский Центр дополнительного образования детей (далее – Центр) – образовательное учреждение, основное предназначение которого...
Самопознание и развитие личности iconК 90-летию системы дополнительного образования детей. Дополнительное образование как открытое образовательное пространство
Образование должно стать ориентированным на развитие личности и индивидуальности обучающихся, на реализацию заложенных в них возможностей....
Самопознание и развитие личности icon-
Тема моей работы "Влияние молодежных субкультур на развитие личности подростка"
Самопознание и развитие личности iconРазвитие личности учащихся младшего школьного возраста
Автор: Козлова Софья Васильевна, учитель начальных классов моу сош №15 г. Якутска
Самопознание и развитие личности iconОбразовательная программа «Навстречу друг другу»
Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница