1. 1 «Становление и развитие педагогической науки»




Название1. 1 «Становление и развитие педагогической науки»
Дата04.02.2016
Размер9.33 Kb.
ТипДокументы
Тема№1. 1 «Становление и развитие педагогической науки»

1.Происхождение слова « педагогика»

2. Этапы становления и развития педагогической мысли

Педагогическая мысль проявилась раньше, чем наука, она проявлялась в делах, поступках, отдельных печатных источниках, которые зафиксировали те или иные идеи.

Свое название педагогика получила от греческого слова «пайдагогос» (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает «детоводство» или «дитяведение».

История человечества знает множество примеров, когда обучением занимались жрецы (Древний Вавилон, Египет, Сирия), вольнонаемные граждане и рабы – дедаскалы и педагоги (Древняя Греция), хорошо знавшие науки государственные чиновники (Древний Рим), а так же путешественники, которые много видели. В Средние века учителями были монахи, а в Новое время в светских учебных заведениях, люди, получившие специальное образование.

1 этап. Педагогическая мысль вначале развивалась и формировалась, как народная педагогика, в виде мифов, сказаний, пословиц, поговорок, обрядов, традиций, песен, потешек и др.

В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги - это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название «мастера». Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся стали обучать детей чтению, письму, молитвам и «грамотные хитрости».

Так, уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания нашли отражение в поговорках и пословицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах (например, "повторение - мать учения", "яблоко от яблоньки недалеко падает", "век живи - век учись" и т.п.), составивших содержание народной педагогики. Их роль чрезвычайно велика как в жизни общества, отдельной семьи, так и конкретного человека. Они помогают ему вступать во взаимодействие с другими людьми, общаться с ними, заниматься самосовершенствованием, выполнять родительские функции.

Житейский педагогический опыт, несмотря на изустную форму своего существования, не исчезал, а передавался из века в век, выдерживал испытания, менял ориентиры и ценности, но в целом сохранялся в виде педагогической культуры народа, его педагогической ментальности, и сегодня составляет основу научного педагогического знания. Обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения. Если оно не хочет быть "бессильным, оно должно быть народным".

2 этап. Зарождение педагогических идей в русле философских и религиозных учений: Платон, Сократ, Аристотель, Квинтилиан, Конфуций и др.

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой.

Демокрит придавал огромное значение воспитанию, которое ведет к овладению мудростью. Руками педагога действует природа, ибо человек является ее частицей. Важно родителям посвятить себя воспитанию ребенка. Важно не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. Нужно прибегать к принуждению в отношении учащихся. Формировать стремление постигнуть неизвестное, чувство долга и ответственности как залог успеха в воспитании и образовании.

Сократ ставил главной целью нравственное самосовершенствование. Человек обладает разумным сознанием, направленным к добру и истине. Один из основоположников учения о доброй природе человека. Природные способности человека связывал с правом на образование. Устанавливал истину путем наводящих вопросов. Его беседы были направлены на то, чтобы помочь самозарождению истины в сознании ученика.

Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека. Воспитание надо начинать с самого раннего детства. Воспитание – способ формирования личности. Воспитание должно обеспечивать восхождение ученика к миру людей. Требовал разностороннего воспитания для всех.

Аристотель ставил наставника выше всех. Человек обладает одновременно душой: растительной, животной, разумной. Взгляды на воспитание изложены в «Политике». Придавал значение общественному, государственному воспитанию. Настаивал, чтобы чиновники следили за семейным воспитанием. Его трактаты – учебные пособия в течение многих столетий.

Квинтилиан черпал свои идеи из греко-римского культурного наследия. Труды: «Ораторское образование», «О риторическом обучении». Необходимо соединить природную доброту человека и воспитание. Воспитание должно формировать свободного человека. Нужно беречь психику детей, тщательно выбирать няньку. Цель воспитания – серьезная подготовка к исполнению гражданских обязанностей. Отдавал предпочтение школьному образованию. Вершина образования – овладение искусством оратора.

Фома Аквинский проповедовал религиозную идеологию. Необходимо было защитить и и философски обосновать христианскую доктрину. Особое место – подчинения. Разделение на сословия установлено Богом. Младший существует для блага старшего.

3 этап. Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений: Декарт, Томас Мор, Жан Жак Руссо, Джон Локк, Иоганн Кант, Лев Николаевич Толстой, Николай Александрович Бердлев и др.

Витторино Рамбольдони да Фельтре организовал школу, названную им «Дом Радости». Цель: гармоничное развитие будущего гражданина; в школе изучались классические языки, литература, математика, астрономия, естествознание. Основными средствами воспитания были ласка, увещевание и возбуждение интереса. Карательные меры считались злом, допускались в лучаях крайней необходимости.

Мишель Монтель считал, что воспитание способствует становлению всех сторон личности в том случае, если теоретическое образование дополняется физическими упражнениями, формированием эстетического вкуса и высоких нравственных качеств. Особое внимание уделялось вопросу нравственного облика наставника. Идея самостоятельности учащихся в приобретении знаний и формировании нравственных убеждений.

Ян Амос Коменский отрицал всякое насилие. Воспитание основывалось на закономерностях естественного развития ребенка. Управление ребенка собой является одной из целей воспитания, которое достигается нравственным совершенствованием.

Джон Локк говорил, что в сознании человека нет врожденных идей и представлений, душа ребенка подобна чистой доске, на которой можно писать все, что угодно.

Жан Жак Руссо считал, что первое из естественных прав человека – свобода. Он требовал уважать личность ребенка, хорошо знать его возрастные особенности и глубоко изучать индивидуальные склонности и способности, считаться с его интересами и запросами. Воспитание наводит на решение вопроса, оказывает косвенное влияние. Он предлагал создавать для ребенка развивающую среду, которая сама способствовала бы его развитию.

4 этап. Развитие педагогики как самостоятельной научной дисциплины. Это произошло в конце 16– начале 17веков, когда появился труд чешского педагога Яна Амоса Коменского «Великая дидактика». В дальнейшем внесли вклад в развитие педагогики Иоганн Гербарт, Песталоцци, Константин Дмитриевич Ушинский, Петр Каптерев, Адольф Дистервег, Антон Семенович Макаренко, Надежда Константиновна Крупская, Павел Блондский, Василий Александрович Сухомлинский.

Иоганн Генрих Песталоцци выдвинул идею об активности роли ребенка в развитии заложенных в нем от природы задатков. Задача воспитателя – содействие саморазвитию всех сторон детской натуры через организацию активной деятельности и труда детей. Самопроизвольное развитие ребенка. Главная задача – нравственное воспитание.

Иоганн Фридрих Гербарт выдвинул идею внутренней свободы, идею совершенства (сила и энергия воли), идею благорасположения, идею права, идею справедливости. Руководство воспитанием – управление, внешнее дисциплинирование. Цель: подавление «дикой резвости» ребенка.

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег считал, что воспитание имеет общечеловеческий характер. Объединение общечеловеческого и национального воспитания. Природосообразность – следование за процессом естественного развития человека, учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника. Развитие в детях самодеятельности. Жизнь детей – непрерывное творчество.

Константин Дмитриевич Ушинский создал целостную дидактическую систему. К решению проблем обучения он подошел с учетом смежных наук – психологии и физиологии. Им глубоко исследованы вопросы: проблемы содержания образования, место и роль родного языка в обучении, влияние личности учителя на детей, принципы обучения, организация народной школы.

Народная педагогика (этнопедагогика) – передаваемая из поколений в поколения, совокупность добытых опытным путем знаний и приемов об обучении и воспитании детей.

Язык и образ жизни народа – главные воспитатели молодого поколения.

Похожие:

1. 1 «Становление и развитие педагогической науки» iconГайденко П. П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ
При ее выполнении необходимо раскрыть содержание темы, показать умение анализировать и обобщать материал, увязывать теоретические...
1. 1 «Становление и развитие педагогической науки» iconП. П. Гайденко история греческой философии в ее связи с наукой
Предложенный Вашему вниманию текст является сокращенным вариантом новой редакции книги П. П. Гайденко Эволюция понятия науки (становление...
1. 1 «Становление и развитие педагогической науки» iconНашего исследования
Становление и развитие ламаизма в Туве и Верхне-Чаданского монастыря «Устуу-Хурээ»
1. 1 «Становление и развитие педагогической науки» iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
Сущностная и функциональная характеристика педагогики как науки. Характеристика терминологии (языка, категориального аппарата) педагогической...
1. 1 «Становление и развитие педагогической науки» iconЯзык как средство конструирования гендера
Становление гендерной лингвистики в контексте общего развития науки о языке
1. 1 «Становление и развитие педагогической науки» iconСанья медицинские терминосистемы: становление, развитие, функционирование
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального
1. 1 «Становление и развитие педагогической науки» iconДоклад мбдоу «Детский сад №122»
Цель публичного доклада становление общественного диалога и развитие участия родителей и общественности в управлении образовательным...
1. 1 «Становление и развитие педагогической науки» iconСтановление, развитие и современная деятельность Отдела №29
...
1. 1 «Становление и развитие педагогической науки» iconТема «Поэты-переводчики Брянского края»
...
1. 1 «Становление и развитие педагогической науки» iconЗадача публичного доклада
Цель публичного доклада становление общественного диалога и развитие участия родителей и общественности в управлении образовательным...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница