Образовательная программа дошкольного образования




Скачать 17.51 Kb.
НазваниеОбразовательная программа дошкольного образования
страница1/15
Дата04.02.2016
Размер17.51 Kb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Основная общеобразовательная программа дошкольного образования

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 2 «Аленушка» комбинированного вида


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 «Аленушка» комбинированного»

(далее Программа) является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Программа представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде и обеспечивающую достижение воспитанниками физической и психологической готовности к школе.

Нормативно-правовой базой для разработки основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад № 2 «Аленушка» комбинированного вида является;

- Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и дополнениями).

- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года).

-Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство», переработанная в соответствии с Федеральными государственными требованиями.

-Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008г. №666).

«Санитарно-эпидемалогическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03» (утв. Главным государственным санитарном врачом РФ 25 марта 2003г); от 22 июля2010 г. № 91


- Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 «Аленушка» комбинированного вида.

Программа построена на теоретико - методологических подходах к проблеме развития психики ребенка:

  • Качественный подход (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже).

  • Генетический подход (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже).

  • Возрастной подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Ж.Пиаже).

  • Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский).

  • Личностный подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец).

  • Деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин,А.В.Запорожец, В.В.Давыдов).

Программа основывается на положениях:

1) фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста;

2) научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования;

3) действующего законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования.

Программа:

- направлена на охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое) развитие;

- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной


педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

- отвечает критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);   

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;    

- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;   

- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;    

- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

- обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих:

1) совместную деятельность взрослого и детей,

2) самостоятельную деятельность детей;

- предусматривает внедрение адекватной возрастным возможностям учебной модели при осуществлении образовательного процесса с детьми от 6 до 7 лет в качестве средства подготовки воспитанников к обучению в начальной школе;

- учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;

- обеспечивает преемственность с основными общеобразовательными программами начального общего образования, исключающую дублирование программных областей знаний и реализующую единую линию общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства;

- направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

Важнейшим условием эффективности Программы является определение ее ценностных ориентиров.

Цель Программы:

Создать модель дошкольного образовательного учреждения, ориентированную на сохранение и укрепление физического, психического здоровья интеллектуальное, творческое развитие и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе реализации парциальной программы «Наш край – Дедовичская сторонка».

Задачи Программы:

1. Укрепить и сохранить физическое и психическое здоровье детей посредством использования здоровьезберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе и совершенствования системы взаимодействия педагогов, медицинских работников и родителей.

2. Создание условий для развития интеллектуальных, творческих способностей и воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения детей к системе общечеловеческих ценностей, формирование любознательности, познавательного интереса и создание системы взаимодействия родителей и педагогов.

3. Повысить уровень достижений воспитанников посредством расширения спектра дополнительных образовательных услуг, ориентированных на возраст и уровень интеллектуального, творческого и физического развития дошкольников.

Ведущая идея программы – развитие личности ребенка в единстве образования, воспитания и здоровьесбережения.

Показателями Программы являются:

- построение целостного педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей;

- разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

- гибкое содержание и подбор педагогических технологий, ориентированных на личностное развитие ребенка, раскрытие творческих способностей детей, выявление одаренности;

- развитие различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей детей;

- организацию индивидуальных и коллективных видов деятельности, построенных на содержательном общении, диалоге;

- право выбора самим ребенком содержания, средств, форм самовыражения, партнеров по деятельности.

Образовательная программа МБДОУ состоит из двух частей:

I. Часть Обязательной части.

II. Часть Вариативной части.

I. Часть Обязательная часть программы обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.

II. Часть Вариативная часть программы отражает:

- вид МБДОУ «Детский сад № 2 «Аленушка» комбинированного вида», наличие приоритетного направления деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей.

Время, необходимое для реализации Программы, составляет 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей.

Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а в вариативной части 20% общего объема Программы.

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»), которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

При построении Программы учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Это способствует тому, что основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области решаются и в ходе реализации других областей Программы.

Содержание Программы в полном объеме реализуется в совместной деятельности педагогов и детей включающую непосредственно образовательную деятельность и образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, а также через оптимальную организацию самостоятельной деятельности детей.

Комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, обеспечивает соединение образовательных областей в единое целое. В основу реализации комплексно-тематического принципа построения Программы положен календарь праздников, который обеспечивает:

- «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;

- социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;

- поддержание эмоционально-положительного настроя ребенка в течение всего периода освоения Программы, так как праздник – это всегда событие (день памяти; счастливый, радостный день, напоминающий о произошедшем или устраиваемый по какому- либо поводу);

- технологичность работы педагогов по реализации Программы (годовой ритм: подготовка к празднику – проведение праздника, подготовка к следующему празднику – проведение следующего праздника и т.д.);

- разнообразие форм подготовки и проведения праздников;

- возможность реализации принципа построения программы «по спирали», или от простого к сложному (основная часть праздников повторяется в следующем возрастном подпериоде дошкольного детства, при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каждым ребенком при подготовке и проведении праздников);

- выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (органичное включение в праздники и подготовку к ним родителей воспитанников).

Содержание образовательного процесса построено на основе реализации комплексной образовательной программы нового поколения:

- «Детство», разработанной авторским коллективом преподавателей кафедры дошкольной

педагогики РГПУ им. Герцена Санкт-Петербург;

-парциальных программ и программ дополнительного образования.

Приоритетное направление деятельности МБДОУ: Познавательно – речевое развитие детей через сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном процессе освоения парциальной программы «Наш край – Дедовичская сторонка».

Для более полного удовлетворения индивидуальных интересов и склонностей воспитанников МБДОУ действуют дополнительные образовательные услуги по следующим направлениям: 1. Физкультурно-оздоровительное. 2. Художественно-эстетическое.

Целью дополнительного образования является гармоничное развитие способностей, склонностей и интересов каждого воспитанника, формирование творчески активной личности. Эта цель реализуется на основе интеграции основного и дополнительного образования, введение в процесс дополнительного образования программ, имеющих познавательную, физическую, социально - личностную, художественно-эстетическую направленность.

Возможность реализации Программы дошкольного образования обеспечивается рядом

взаимодополняющих факторов:

- наличие высоквалифицированного кадрового потенциала в МБДОУ;

- материально-техническое оснащение МБДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, современных требований;

- создание образовательно-развивающей среды, предполагающей активное использование культурно-образовательных ресурсов МБДОУ, микрорайона.

МБДОУ имеет достаточный кадровый потенциал, обеспечивающий режим стабильного развития. Воспитательно-образовательный процесс обеспечивают 25 педагогов, из них старший воспитатель – 1, воспитателей - 20, музыкальных руководителя - 2, учитель – логопед -2, педагог-психолог - 1. Из них 10 педагогов (40%) - имеют высшее образование, 12 педагогов (48%) – среднее специальное, 3педагога (12%) - обучаются в высших и средних специальных учебных заведениях. Квалификационную категорию имеют 18 педагогов (72 %), из них 3 педагога (17 %) – высшую квалификационную категорию, 12 (67%) - первую квалификационную категорию, 5 (16%) – вторую квалификационную категорию. Коллектив МБДОУ стабильный, работоспособный, творческий. В дошкольном образовательном учреждении работают опытные педагоги, профессионалы, мастера своего дела. 17 педагогов (68%) имеют стаж работы более 10 лет.


Для реализации целей Программы МБДОУ созданы:

- оптимальные материально-технические условия:

оборудованы: медицинский, процедурный кабинеты, изолятор, спортивный зал, музыкальный зал. Выделены специальные помещения для коррекционной работы с детьми: кабинет педагога-психолога, логопедический кабинет, кабинет дополнительного образования;

- условия для безопасного пребывания участников воспитательно-образовательного процесса: детский сад оборудован охранной и пожарной сигнализацией, дистанционными кнопками тревожной сигнализации;

- во всех возрастных группах организованы специальные центры для разнообразной детской деятельности: игровой, театрализованной, изобразительной, конструктивной, опытнической, двигательной. Все центры оснащены необходимыми материально-техническими ресурсами;

- создана образовательно-развивающая среда, которая способствуют развитию дополнительного образования воспитанников, являющегося важнейшей составляющей духовного и интеллектуального и творческого развития личности ребенка. Оформлен музей краеведения «Русская изба», выставки детского творчества.

Контингент родителей (законных представителей) представлен следующим образом:

- Социальный статус: рабочие – 62 (23%) служащие -183 (68%), неработающие – 8 (3%) предприниматели – 5 (2%), военнослужащие -12 (4%)

- Материальное состояние: выше среднего – 51 (19%), среднее – 200 (74%), ниже прожиточного минимума – 19 (7%).

В МДОУ «Детский сад № 2 «Аленушка» воспитываются 190 детей в возрасте от 1 до 7 лет. Функционирует 11 общеразвивающих групп, из них:

- группа раннего возраста (с 1 года до 2 лет) – 1 группа;

- 1 младшая (с 2 до 3 лет) –2 группа;

- 2 младшая (с 3 до 4 лет) – 2 группа;

- средняя (с 4 до 5 лет) – 2 группы;

- старшая (с 5 до 6 лет) – 1 группа;

- старшая логопедическая (с 5 до 6 лет) – 1 группа;

- подготовительная (с 6 до 7 лет) – 1 группа

- подготовительная логопедическая (с 6 до 7 лет) – 1 группа

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Образовательная программа дошкольного образования iconОбразовательная программа дошкольного образования
Федеральные требования учитывают особенности реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей...
Образовательная программа дошкольного образования iconОсновная образовательная программа дошкольного образования (далее образовательная программа доу) предназначена для реализации в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №31 «Колокольчик»
Доу предназначена для реализации в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №31 «Колокольчик» общеразвивающего...
Образовательная программа дошкольного образования iconОбразовательная программа дошкольного образования
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Сямженский детский сад общеразвивающего вида №3»
Образовательная программа дошкольного образования iconОбразовательная программа дошкольного образования
Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно- речевому
Образовательная программа дошкольного образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки 050700. 68 Специальное (дефектологическое) образование «Образование детей дошкольного возраста с нарушениями в психофизическом развитии»
Основная образовательная программа высшего профессионального образования магистратуры по направлению подготовки 050700. 68 Специальное...
Образовательная программа дошкольного образования iconПрограмма реализации приоритетного национального проекта «образование»
Внедрение во всех субъектах Российской Федерации и муниципалитетах моделей дошкольного образования, обеспечивающих доступность дошкольного...
Образовательная программа дошкольного образования iconОбразовательная программа дошкольного образования
Мглу — Н. Е. Веракса; доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ заведующая кафедрой эстетического воспитания...
Образовательная программа дошкольного образования iconОбразовательная программа дошкольного образования
Мглу — Н. Е. Веракса; доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ заведующая кафедрой эстетического воспитания...
Образовательная программа дошкольного образования iconОбразовательная программа дошкольного образования
Мглу — Н. Е. Веракса; доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ заведующая кафедрой эстетического воспитания...
Образовательная программа дошкольного образования iconОбразовательная программа дополнительного образования дошкольников
Письмо Минобрнауки Калужской области от 06. 06. 2012 №07-022/2218-12 «Об организации подготовки детей к школе в образовательных учреждениях...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница