Пояснительная записка цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы




Скачать 16.84 Kb.
НазваниеПояснительная записка цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер16.84 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

  • освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.


Нормативно-правовые документы: Стандарт. Авторская программа. Программа

развития лицея. Образовательная программа лицея.


Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:

Рабочая программа составлена на основании Примерной программы основного общего обра­зования по биологии, а также программы основного общего образования по биологии для 8 класса общеобразовательных учреждений (курс «Человек и его здоровье», авторы Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.).


Обоснование выбора авторской программы:

Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология. Человек». Москва, «Вентана-Граф», 2010 год.


Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование:

Структура курса складывается из трех частей. В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма, рассматриваются клеточное строение, ткани и повторяется материал 7 класса о нервно-гуморальной регуляции органов. Во второй части дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психике. В третьей, завершающей, части рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности: темперамент, характер, способности и другие.

В программе предусматриваются лабораторные и практические работы. Среди практических работ большое внимание уделяется функциональным пробам, позволяющим каждому школьнику оценить свои физические возможности путем сравнения личных результатов с нормативными. Включены также тренировочные задания, способствующие развитию наблюдательности, внимания, памяти, воображения.


Определение места и роли учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки выпускников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами:

учащиеся должны знать:

1. Место человека в эволюционной цепочке.

2. Основные науки, изучающие человека, их методы ис­следования и практические выходы.

3. Значение санитарно-гигиенических знаний для обще­ства и каждого человека, роль медицинской и санитарной служб в охране экологии среды и здоровья населения.

4. Уровневую организацию человеческого организма, включая клеточный, тканевый, органный, системный, организменный и поведенческий уровни.

5. Состав и свойства внутренней среды, гомеостаз; основ­ные свойства крови, лимфы и тканевой жидкости; природу им­мунитета.

6. Строение и функции основных систем органов, вклю­чая систему органов иммунитета; причины тканевой совмести­мости.

7. Нервную и эндокринную регуляцию исполнительных систем, значение прямых и обратных связей; основные законо­мерности высшей нервной деятельности.

8. Индивидуальное развитие организма.

учащиеся должны уметь:

1. Пользоваться научной номенклатурой и терминологи­ей, отличать ее от бытовой лексики.

2. Пользоваться анатомическими таблицами и находить на себе проекции внутренних органов.

3. Раскрывать взаимосвязь строения и функций на раз­ных уровнях организации организма.

4. Устанавливать связи микро - и макростроения органов.

5. Пользоваться лупой, световым микроскопом и другими оптическими приборами. Отличать истинные структуры от ложных (артефактов).

6. Оказывать первую помощь при травматических и неко­торых органических заболеваниях. Выполнять правила профи­лактики и защиты от инфекционных, гельминтозных и других заразных заболеваний.

7. Использовать закономерности высшей нервной дея­тельности и психологии для организации рационального учеб­ного, физического, бытового труда, грамотно чередовать труд с отдыхом, распределять физическую нагрузку.

8. Выполнять простейшие функциональные пробы, срав­нивая свои показания со средними значениями, и при необхо­димости пользоваться соответствующими формулами.

9. Находить гомологичные органы животных и человека и грамотно вести сравнение.

10. Использовать знание систематики, индивидуального развития, сравнительной анатомии и физиологии для уста­новления места человека в природе и его связей с животным миром.


Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком): рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю (68 часов в год), включает 8 лабораторных и 10 практических работ.


Формы организации образовательного процесса:

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматриваются различные формы обучения. Большая часть уроков планируется проводиться в активной форме обучения, а также обязательным является выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Для анализа содержания определений основных понятий планируется использование следующих приемов:

  • обнаружение ошибок, допущенных при выполнении самостоятельных работ. Эти задания могут быть сформулированы учителем и предлагаются ученику. В ситуации формирования навыков рефлексивного восприятия результатов собственной учебно-познавательной деятельности учащимся предлагается проанализировать и исправить собственные ошибки, допущенные при выполнении заданий самостоятельной работы.

  • определение правильного или неправильного использования термина. Такое задание используется, если мы акцентируем внимание на реализации коммуникативной компетентности для формирования навыка ведения дискуссий. Каждому ученику в паре предлагается два варианта определений одного и того же термина и им необходимо определить, какой вариант определения является правильным и аргументировать собственную точку зрения.




Название

Структура

Вид учебных занятий

1.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Подготовка учащихся к усвоению.
Изучение нового материала
Первичная проверка усвоения знаний.
Первичное закрепление знаний.
Контроль и самопроверка знаний
Подведение итогов урока
Информация о домашнем задании.

Лекция, исследовательская лабораторная работа, учебный и трудовой практикум.

2.

Урок закрепления знаний

Логика закрепления знаний:
актуализация опорных знаний;
определение границ (возможностей) применения этих знаний;
пробное применение знаний;
упражнения с переносом знаний в новые условия.

Практикум, лабораторная работа, собеседование, консультация.

3.

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Логика - процесса комплексного применения ЗУН:
актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний;
обобщение и систематизация знаний и способов деятельности;
усвоение образца комплексного применения ЗУН.
применение обобщенных ЗУН в новых условиях;
контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.

Практикум, лабораторная работа, семинар.

4.

Урок обобщения и систематизации знаний

подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов, литературы;
вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами;обобщение единичных знаний в систему (самими учащимися)
подведение итогов.

семинар, конференция, круглый стол.

5.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания; уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях;
уровень готовности к творческому применению знаний

Контрольная работа, зачет.

6.

Комбинированный урок

Организационный этап.
Этап проверки домашнего задания.
Этап всесторонней проверки знаний
Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала.
Этап усвоения новых знаний.
Этап закрепления знаний.
Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.




Технологии обучения:

В ходе реализации программы предпочтение отдается деятельностному подходу к обучению, предполагается широкое использование проектной деятельности, приемов технологии критического мышления, отдельное внимание уделено личностно-ориентированному подходу. Обязательным является использование ИКТ.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Для создания условий, необходимых для реализации учеником компетенций личностного самосовершенствования, ценностно-смысловой целесообразно использование следующих методов и приемов обучения:

Метод командной поддержки индивидуального обучения.

Суть этого метода заключается в представлении малым группам возможности продвигаться по учебной программе в индивидуальном темпе. Учащиеся работают в малых группах над индивидуальными заданиями, в процессе выполнения которых они могут обращаться друг к другу за советом, помощью и консультацией.

Учащиеся могут проверять работы друг у друга, помогать исправлять допущенные ошибки. Учитель, в свою очередь, наблюдает за работой групп, а также поочередно разъясняет новый учебный материал группам, которые закончили работать над индивидуальными заданиями по предыдущему материалу.

Метод группового исследования.

Особенность данного метода заключается в том, что команды, сформированные по неформальным признакам, исследуют какой-либо вопрос учебной темы с целью подготовки группового доклада и выступления перед всем классом. Вопросы по теме распределяются между командами так, чтобы в итоге выступлений охватить весь учебный материал новой темы. Внутри команды каждый учащийся исследует свою часть, собирая необходимый материал, предоставляет его в группу, и далее на основе собранных частей формируется общий доклад группы. За подготовительный доклад выступление каждая команда получает групповую оценку.


Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

1.Ценностно-смысловая компетенция

♦ Определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

♦ Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2.Общекультурная компетенция

♦ Отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – роль науки и религии в жизни человека.
♦ Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

3. Учебно-познавательная компетенция

Включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:
♦ Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу.
♦ Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
♦ Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ
♦ Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии.
♦ Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
♦ Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование).
♦ Определение структуры и его характеристика объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого.

  1   2   3

Похожие:

Пояснительная записка цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы iconОбразовательная программа Муниципального казенного образовательного учреждения Березовская основная общеобразовательная школа
Пояснительная записка программы. Миссия школы, цели и задачи образовательной программы школы
Пояснительная записка цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы iconЦели и задачи реализации фгос на 1 ступени обучения целью реализации
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены
Пояснительная записка цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы iconПояснительная записка Уровень рабочей программы базовый
Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под...
Пояснительная записка цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы iconПояснительная записка Уровень рабочей программы базовый
Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под...
Пояснительная записка цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы iconПояснительная записка статус рабочей программы
Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень)// Вестник образования, №17, 2004
Пояснительная записка цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы iconУчебно- исследовательская работа Рекомендации для учащихся
Задачи, решаемые при организации и проведении учебно-исследовательской деятельности ли­цеистов 6
Пояснительная записка цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы iconСеместр (семестры) 8 Экзамен 8 семестр Вопросы
Основные задачи, решаемые методом сапр при проектировании и расчёте режущих инструментов
Пояснительная записка цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы iconПояснительная записка к рабочей программе по математике
Рабочая программа по математике составлена на основе Программы специальных общеобразовательных школ для незрячих детей, рекомендована...
Пояснительная записка цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы iconПояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель : Курс «Психодингвистика»
...
Пояснительная записка цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы icon1. Пояснительная записка 1-5
Аналитическая справка о реализации разноуровневого подхода к освоению общеобразовательной программы студентами
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница