Инструктивно-методические рекомендации о деятельности классных руководителей в общеобразовательных учреждениях Московской области




Скачать 33.05 Kb.
НазваниеИнструктивно-методические рекомендации о деятельности классных руководителей в общеобразовательных учреждениях Московской области
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер33.05 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3
Министерство образования Московской области образования

ГОУ ДПО МО Педагогическая академия последипломного


Инструктивно-методические рекомендации о деятельности классных руководителей

в общеобразовательных учреждениях Московской области

1. ПРЕАМБУЛА

Для социальной действительности современной России характерны ви­доизменения общественных ценностей и идеалов, изменение социальных ро­лей, активизация адаптационных процессов. Перед людьми встает задача осознания и осмысления объективных социальных перемен, определения своего места в настоящем и будущем.

Модернизация образования, происходящая сегодня в стране, преду­сматривает создание условий для самостоятельного осознанного выбора ка­ждой личностью своей стратегии поведения, способа существования, на­правлений самореализации и самосовершенствования в контексте человече­ской культуры с учетом возрастных особенностей.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» от­мечается, что сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результа­тов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива.

«Минимальный социальный стандарт Российской Федерации» предпо­лагает, что учреждение общего образования должно гарантировать использо­вание воспитательного потенциала основных и дополнительных образова­тельных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответст­вующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, на­правленную на формирование у детей:

  • гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам че­ловека;

  • представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей;

  • трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;

  • экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;

  • эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и по­нимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятель­ности;

- организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, комму­никативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности.

При этом среди субъектов воспитания ключевое место занимает, классный руководитель (воспитатель). Он с первых дней своей работы ока­зывается включённым во всё многообразие проблем реального целостного педагогического процесса. Ему необходимо быстро ориентироваться в слож­ных ситуациях, принимать обоснованные решения. Современный классный руководитель должен уметь учитывать конкретные условия жизнедеятельно­сти вверенного ему детского коллектива, в соответствии с ними определять воспитательные задачи и средства их достижения, настойчиво и последова­тельно добиваться реальных результатов в развитии личности школьника. Вот почему целью настоящих методических рекомендаций является раскры­тие методики воспитательной работы классного руководителя в классном коллективе.

2. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Основополагающими документами, определяющими стратегические направления модернизации деятельности классных руководителей являются: Международные документы

  1. Рекомендация о воспитании в духе уважения прав человека и ос­новных свобод (издательство ЮНЕСКО, принята 19.11.74г.).

  2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (издательство ЮНЕСКО, принята 21.11.78г.).

  3. Всеобщая декларация прав человека (издательство ЮНЕСКО, принята 10.12.48г.).

  4. Декларация прав ребёнка (издательство ЮНЕСКО, принята 20.11.59г.).

  5. Конвенция о правах ребенка (издательство ЮНЕСКО, принята 20.11.89г.).

  6. Декларация принципов терпимости (издательство ЮНЕСКО, принята 16.11.95г.).

Федеральные законы

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями от 20.04.2008г.).

  2. Федеральная программа развития образования (приложение к Федеральному закону «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 12.04.2000г. № 51-ФЗ).

  1. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнад­зорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.99г. № 120-ФЗ).

  2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.98г. № 124-ФЗ).

Нормативно-правовые документы, принятые Правительством РФ

  1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена Постановлением Правительства РФ 14.10.2000г. № 751).

  2. Об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010г. (распоряжение Правительства РФ от 28.12.20001г. « 258).

  3. Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г.№ 196).

Ведомственные нормативно-правовые документы федерального уров­ня

  1. Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образо­вательных учреждениях общего образования (приложение к письму Миноб­разования России от 15.12.2002г. № 30-51-914/16).

  2. О концепции модернизации российского образования на период до 2010г. (приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002г. № 393).

  3. О программе развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001-2010гг. (приказ Министерства образования РФ от 24.04.2001г. № 1818).

  4. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (приказ Министерства обра­зования РФ от 11.02.2002г. № 393).

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПИСЬМА МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВА­НИЯ РФ:

  1. Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях (письмо Минобразования России от 11.02.2000г. № 101/28-16).

  2. Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей приложения к письму Минобразования России от 31.01.2001г. №90/30-16).

  3. Методические рекомендации по развитию дополнительного об­разования детей в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002г. № 30-51-433/16).

  4. Методические рекомендации по развитию ученического само­управления в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию от 03.03.2005г. № 14-11-43/01).

5. Методические рекомендации об осуществлении функций класс­ного руководителя педагогическими работниками государственных общеоб­разовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципаль­ных общеобразовательных учреждений (приказ Минобразования России от 03.02.2006г. №21).

4. ХАРАКТЕРИСТИКА СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Внеучебная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и це­лесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по жела­нию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной дея­тельности:

  1. игровая деятельность;

  2. познавательная деятельность;

  3. проблемно-ценностное общение;

  4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

  5. художественное творчество;

  6. социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);

  7. трудовая (производственная) деятельность;

  8. спортивно-оздоровительная деятельность;

  9. туристско-краеведческая деятельность.

В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учрежде­ний Российской Федерации выделены основные направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, на­учно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная дея­тельность, проектная деятельность.

Результаты внеучебной деятельности школьников могут быть трех уровней.

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первично­го понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достиже­ния данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие уче­ника со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, при­рода, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных соци­альных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта само­стоятельного социального действия. Для достижения данного уровня резуль­татов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настрое­ны к действующему, молодой человек действительно становится (а не про­сто узнаёт о том, как стать) общественным деятелем, гражданином, сво­бодным человеком.

(В случае младшего школьника выход в пространство социального действия должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены для ученика начальной школы).

Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов вне-учебной деятельности школьников:

1-й уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень - школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень - школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Достижение всех трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой дея­тельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

  • формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников; формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, тендерной и др.

5. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИ­ТЕЛЯ

Классный руководитель назначается с согласия педагогического работ­ника приказом руководителя общеобразовательного учреждения на основа­нии решения педагогического совета.

Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет, как правило, заместитель руководителя общеобразовательного учреждения по воспитательной работе. Его участие в образовательном процессе, взаимоотношения с другими организаторами учебно-воспитательной работы опреде­лены должностными обязанностями.

Функции классного руководителя определяются необходимостью соз­дания условий существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творче­скому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни.

Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, плани­руемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего об­разовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориен­тированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогиче­ским коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтниче­ских, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во вни­мание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные ус­ловия их жизни, специфику семейных обстоятельств.

Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные осо­бенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благопри­ятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культу­ры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешно­го вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.

Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между деть­ми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и ду­ховных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и обществен­но значимую деятельность, систему самоуправления; создает ситуацию за­щищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует фор­мированию навыков самовоспитания обучающихся. Его работа направлена на становление и проявление неповторимой индивидуальности, «лица» классного сообщества. В то же время классный руководитель заботится о по­зиции и месте класса в школьном коллективе, способствуя межвозрастному общению.

Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников об­разовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педа­гогического труда в едином образовательном пространстве и социокультур­ной среде. В этой связи педагогическим советам общеобразовательных учреждений при определении функций классного руководителя необходимо в первую очередь четко обозначить его права, обязанности и ответственность, соотнося их с должностными обязанностями других участников образова­тельного процесса.

В процессе своей деятельности классный руководитель в первую оче­редь взаимодействует с учителями - предметниками: совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения; представление интересов своих воспитанников в педагогическом совете; привлечение учителей к работе с родителями; включение обучающихся сво­его класса в систему внеклассной работы по предметам: разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.

Совместно с педагогом - психологом классный руководитель изучает индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в мик­ро- и макросоциум. Классный руководитель координирует связь педагога -психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку. При поддержке педагога - психолога классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способ­ности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выбо­ре будущей профессии; координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности, как со своей стороны, так и со стороны других участников воспитательного процес­са.

Большое значение в деятельности классного руководителя имеет со­трудничество с педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного об­разования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников, стимулирования их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения; поддерживает допрофессиональную подготовку учащихся. Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учрежде­ниях, так и в учреждениях дополнительного образования детей.

В организации внеучебной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятиях классный руководитель активно взаимодействует с педагогом - организатором. Согласуя совместную дея­тельность, классный руководитель привлекает его к проведению мероприя­тий внутри класса, организует участие обучающихся своего класса в обще­школьных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время. При под­держке педагога - организатора классный руководитель привлекает к работе с классом представителей культуры, спорта, общественность.

Классный руководитель должен тесно взаимодействовать с социаль­ным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обу­чающихся. При непосредственном участии социального педагога классный руководитель организует социально значимую деятельность обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов.

Широкое распространение в общеобразовательных учреждениях полу­чают разнообразные детские общественные объединения, способствующие включению детей и подростков в новые социальные отношения; их самореа­лизации, проявлению и развитию гражданской и нравственной позиции, со­циализации личности. В этом направлении деятельности классному руково­дителю важно определиться в сотрудничестве со старшим вожатым. В част­ности, совместными усилиями организуется информирование обучающихся о действующих детских и молодежных общественных организациях и объе­динениях.

Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осозна­ния собственной индивидуальности через освоение классической и совре­менной литературы.

В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является се­мья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудни­чество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к вос­питанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Классный ру­ководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприят­ного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Он координирует усилия по образованию и само­образованию ребенка, изучая информацию о наклонностях воспитанников, материально - бытовых условиях, психологическом климате в семье, требо­вания родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение пер­спектив развития ребенка. Классный руководитель также организует работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность.

Дифференцированный подход к обязанностям классного руководителя определяется спецификой общеобразовательного учреждения и его воспита­тельной системы, уровнем воспитанности учащихся, их возрастными особенностями, сформированностью классного коллектива, качеством предше­ствующей воспитательной деятельности.

Формы работы классного руководителя определяются исходя из педа­гогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционно­го опыта воспитания; степень педагогического воздействия - уровнем разви­тия личностей обучающихся, сформированностью классного коллектива как группы, в которой происходит развитие и самоопределение подростков. Ко­личество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художест­венно - эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д. При этом важней­шей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельно­сти, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта; формирование навыков критического отношения к информации и в том числе аудиовизуальной.

Особое место в деятельности классного руководителя занимает класс­ный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные мо­ральные, нравственные и этические проблемы.

Согласно статье 32 п. 11 и статье 54 п. 4 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников данного образовательного учреждения самостоятельно оп­ределяет размеры доплат, надбавок к должностным окладам, премий и дру­гих мер материального стимулирования и закрепляет их в положении, кол­лективном договоре (соглашении).

Классное руководство включено в перечень дополнительно оплачивае­мых работ (п. 7.2.1 Рекомендаций о порядке исчисления заработной платы работникам образовательных учреждений (приложение к письму Минобра­зования России и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 16.01.2001 N 20-58-196/20-5/7)).

В целях реализации воспитательных задач администрация общеобразо­вательного учреждения обязана создать классному руководителю необходи­мые условия для работы: материально-техническое и методическое обеспе­чение организуемого им воспитательного процесса, поддержку и помощь в систематическом научно-теоретическом осмыслении классного руководства как проблемы, повышение квалификации и профессионального мастерства в стенах общеобразовательного учреждения и в системе институтов повыше­ния квалификации.

Говоря о нормативной базе деятельности классного руководителя, сле­дует отметить, что в настоящее время его права и обязанности в соответствии с Законом РФ «Об образовании» определяются уставом общеобразователь­ного учреждения. В предельно лаконичной форме содержание «Положения о классном руководителе школы» выносится в отдельный документ, который является локальным актом школьного Устава. При приеме на работу каждый педагог знакомится с данными обязанностями и ставит под ними подпись, которая говорит о том, что работник принимает указанные требования и обя­зуется их выполнять. Обязанности должны быть сформулированы макси­мально точно, конкретно, так чтобы в конце учебного года их исполнение можно было проверить.

6. НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Номенклатура дел классного руководителя составляется на основе его функциональных задач, согласуется с заместителем директора школы по воспитательной работе и утверждается руководителем образовательного уч­реждения.

Классный руководитель ведет (заполняет) следующую документацию:

  1. Классный журнал.

  2. Рабочая тетрадь классного руководителя.

  3. План работы классного руководителя на учебный год.

  4. План воспитательной работы с классным коллективом на учебный год.

  5. Анализ воспитательного процесса в классе.

  6. Личные дела учащихся.

  7. Характеристика классного коллектива.

  8. Характеристики учащихся.

  9. Психолого-педагогические карты изучения личности учащихся.

  10. Протоколы родительских собраний.

  11. Дневники учащихся.

  12. Папки с разработками воспитательных мероприятий, результата­ми классных педагогических и социально-психологических исследований.

  13. Папки на каждого ученика (творческие работы, анкеты, тесты, сочинения, личные достижения).

7. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬ­НОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Планирование - основа практики управления классным коллективом, его можно определить как деятельность классного руководителя по опти­мальному выбору реальных целей, составление программ их достижения по­средством совокупности способов, средств и воздействий, направленных на перевод класса в новое качественное состояние.

План воспитательной деятельности классного коллектива — это сис­тема мер, ранжированная по срокам и исполнителям в соответствии с целями и задачами воспитательного процесса в классе.

Планирование, как особый вид управленческой деятельности, предпо­лагает обязательное осуществление следующих основных операций:

  1. Аналитическое обоснование содержания деятельности за предшест­вующий период и выявление педагогических проблем.

  2. Формулирование целей и задач.

  3. Подбор системы мер, обеспечивающих достижение целей и задач.

  4. Определение сроков и исполнителей.

В современной школе используются следующие виды планов:

  1. План работы класса, любого другого объединения детей и взрос­лых (например, органа самоуправления).

  2. Перспективный, календарный и перспективно-календарный.

  3. План на учебный год, на четверть, на месяц, на неделю.

  4. План воспитательного мероприятия.

  5. План работы по какому-либо направлению, специальной про­грамме, по реализации определенных задач и решению актуальных проблем класса.

6. План работы по развитию индивидуальности учащихся.
Рассмотрим технологию создания плана воспитательной работы.

Планированию предшествуют определенные шаги классного руководителя:

Шаг 1. Ознакомиться с внешней информацией. Это: нормативно-правовые документы, отражающие проблемы воспитания, научно-педагогическая литера по актуальным проблемам воспитания и методике планирования воспитательной деятельности, календарь знаменательных дат.

Шаг 2. Ознакомиться с внутренней информацией. Это: Программа раз­вития воспитательной системы школы, перспективный план воспитательной деятельности образовательного учреждения, результаты диагностики воспи­танности учащихся класса.

Шаг 3. Организовать коллективный анализ воспитательной системы класса и коллективное планирование ее развития.

Шаг 4. На основе результатов вышеуказанных действий определить це­ли и задачи развития воспитательной системы класса.

Шаг 5. Наметить перечень дел и мероприятий для решения поставлен­ных задач, который будет являться проектом плана воспитательной деятель­ности.

Шаг 6. Скоординировать намеченные мероприятия по срокам и испол­нителям.

Шаг 7. Определить форму представления плана.

Шаг 8. Оформить план воспитательной деятельности класса и один его экземпляр сдать заместителю руководителя образовательного учреждения по воспитательной работе.

Коллективное планирование (шаг 3) может быть проведено в самых разных формах, например, классный час «Перспективы нашей жизни», орга-низационно-деятельностная игра «Прогноз», письменный опрос учащихся, ящик или конверт предложений, «мозговой штурм» и т.д.

После координации дел и мероприятий (шаг 6) классный руководитель составляет план воспитательной работы (шаг 7-8), который содержит сле­дующие разделы:

  1. Характеристика класса (на диагностической основе).

  2. Воспитательные цели и задачи (исходя из анализа воспитательной
    работы за предшествующий период и характеристики класса; должны быть
    конкретными, реально осуществимыми).

  3. Формы и методы работы (сам план).

  4. Индивидуальная работа (проектирование дальнейшего нравственно­
    го развития отдельных учеников).

Характеристика класса может быть представлена следующим обра­зом.

1. Общие сведения о коллективе и история его формирования.
Численность учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав,

когда сформировался коллектив, были ли слияния с другими коллективами, смена классных руководителей, число вновь прибывших учащихся и др.

2. Учебная деятельность.

Общая характеристика успеваемости и дисциплины, положительные и отрицательные моменты в учебной работе, отношение к ним актива класса и всего коллектива.

3. Результаты диагностики уровня воспитанности учащихся.
Интересы, коммуникативные и организаторские умения, направлен­ность личности.

4. Социальная направленность деятельности коллектива (социальное единство - СОЕ):

а) наличие общей цели деятельности, широта и устойчивость интере­сов;

б) лидеры и актив класса: характеристика (их направленность личности, инициативность, самостоятельнось, требовательность к себе и другим,
авторитет среди членов коллектива и на чем он основан и др.); механизм из­брания, по каким качествам, наличие в коллективе неформальных лидеров, их влияние на коллектив, взаимодействие с активом класса и др.;

в) наличие "отверженных" в коллективе, возможные причины;

г) характер взаимоотношений внутри класса и с другими классными коллективами: стремление к общению, коллективному труду.

5. Организационное и волевое единство (ОРЕ):

а) наличие органов самоуправления, их действенность;

б) сплоченность (ценностно-ориентационное единство) коллектива:
степень единства мнений при решении разнообразных вопросов, единства действий в совместной деятельности, характер решения вопросов взаимопомощи, отношение к ошибкам, влияние неудач на взаимодействие;

в) характер принятия групповых решений: быстрота и легкость в согла­совании действий, умение прислушаться к мнению других;

г) способность самостоятельно поставить групповые цели, выбрать способ действия, довести дело до конца, изменить в зависимости от ситуации и условий цели и способ действий и др.;

д) наличие и взаимодействие микрогрупп.

6. Эмоциональное единство (ЭМЕ):

а) психологический климат и настроение коллектива;

б) характер реагирования на неудачи всего коллектива и отдельных его членов, отношение к негативным проявлениям членов коллектива;

в) отношение к критике и самокритика в коллективе.

7. Традиции класса:
наличие и степень устойчивости.

Составленная таким образом на диагностической основе характеристи­ка класса, позволяет классному руководителю определить цели и задачи вос­питательного процесса весьма конкретные, обоснованные и реально изме­ряемые.

В заключение следует отметить, что план может стать рабочим доку­ментом лишь при наличии удобной для пользования формы.

Опыт убеждает, что наиболее рациональным и наглядным является графическое планирование, где все цели, задачи, совокупность способов, средств и воздействий представляются наглядно на нескольких листах. При этом желательно выделить:

  • традиционные дела учебного года, характеризующие специфику дея­тельности и каждого календарного месяца (годовая циклограмма);

  • школьные традиции и традиции класса;

  • новые дела и формы организации воспитательной деятельности, соответствующие новым целям и задачам.

Например, раздел плана воспитательной работы может выглядеть в ви­де следующей таблицы:



Задача

Основные

мероприятия

Дата

проведения

Ответственные

Работа с

учащимися

Работа с

педагогами

Работа с

родителями,

общественностью

Отметка

о выполнении
  1   2   3

Похожие:

Инструктивно-методические рекомендации о деятельности классных руководителей в общеобразовательных учреждениях Московской области iconКак формы отклоняющегося поведения несовершеннолетних методические рекомендации асоу 2011 удк 343. 85
Методические рекомендации предназначены для руководителей и специалистов органов управления образованием, руководителей государственных...
Инструктивно-методические рекомендации о деятельности классных руководителей в общеобразовательных учреждениях Московской области icon-
Методические рекомендации предназначены для руководителей и специалистов органов управления образованием, руководителей государственных...
Инструктивно-методические рекомендации о деятельности классных руководителей в общеобразовательных учреждениях Московской области icon-
Методические рекомендации предназначены для руководителей и специалистов органов управления образованием, руководителей государственных...
Инструктивно-методические рекомендации о деятельности классных руководителей в общеобразовательных учреждениях Московской области iconМетодические рекомендации по ведению классных журналов в общеобразовательных учреждениях Саратовской области
...
Инструктивно-методические рекомендации о деятельности классных руководителей в общеобразовательных учреждениях Московской области iconПояснительная записка рабочая программа по информатике в 8 9 классах составлена на основе
КТ./ Сост. Э. Днепров и А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа. 2007. При составлении программы учтены рекомендации инструктивно-методического...
Инструктивно-методические рекомендации о деятельности классных руководителей в общеобразовательных учреждениях Московской области iconПояснительная записка рабочая программа по информатике в 8 9 классах составлена на основе
КТ./ Сост. Э. Днепров и А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа. 2007. При составлении программы учтены рекомендации инструктивно-методического...
Инструктивно-методические рекомендации о деятельности классных руководителей в общеобразовательных учреждениях Московской области iconПояснительная записка рабочая программа по информатике в 10 11 классах составлена на основ
КТ./ Сост. Э. Днепров и А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа. 2007. При составлении программы учтены рекомендации инструктивно-методического...
Инструктивно-методические рекомендации о деятельности классных руководителей в общеобразовательных учреждениях Московской области iconСнежневская М. А., Хренова О. М. 8-е изд., стер
М.: Прсвещение, 2010; Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы /под ред. Г. И. Беленького. – М.: Мнемозина,...
Инструктивно-методические рекомендации о деятельности классных руководителей в общеобразовательных учреждениях Московской области iconРабочая программа по учебному курсу «Русский язык»
А. Д. Дейкиной и Т. М. Пахновой (Русский язык в старших классах: Программа. Методические материалы. – М.: Вербум-М, 2007) и инструктивно-методического...
Инструктивно-методические рекомендации о деятельности классных руководителей в общеобразовательных учреждениях Московской области iconРегиональные лицензионные требования к условиям осуществления образовательной деятельности по образовательным программам общего образования в общеобразовательных учреждениях Иркутской области
Перечень показателей для оценки условий осуществления образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница