Организация работы дополнительного образования в условиях общеобразовательной школы




Скачать 12.86 Kb.
НазваниеОрганизация работы дополнительного образования в условиях общеобразовательной школы
Дата04.02.2016
Размер12.86 Kb.
ТипДокументы
Организация работы дополнительного образования

в условиях общеобразовательной школы


Е.Е. Мурашова,

педагог дополнительного образования МОУ "СОШ № 26"

e-mail: murash_roman@mail.ru


Современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, должна построить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые базовое (основное) и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка. В этих условиях школа наконец-то смогла бы преодолеть интеллектуальный перекос в развитии учащихся и создать основу для их успешной адаптации в обществе.

Хорошо известно и то, что на фоне кризисных явлений российского общества в детской, подростковой и молодежной среде в последние годы произошел катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Наблюдается негативная тенденция повышения криминальной активности детей младших возрастов. Продолжает увеличиваться подростковая преступность.

Истоки детской агрессивности кроются в неблагополучной социально-психологической атмосфере общества, которая, в свою очередь, связана с целым комплексом причин. К их числу относятся: разрушение нравственных и семейных устоев, ранняя алкоголизация несовершеннолетних, рост в их среде наркомании, ослабление воспитательной функции школы, нерациональная организация досуговой деятельности школьников, безнадзорность детей в каникулярное время.

Ощущается острая необходимость снизить напряженность, нетерпимость, агрессивность среди детей и подростков. Для этого в первую очередь необходимо увеличить педагогическое влияние на детей, повысить их занятость социально полезным делом. В этом плане дополнительное образование детей представляет собой реальную социальную силу, способную последовательно противостоять натиску всевозможных “контркультур”, дестабилизирующих молодое поколение. Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.

Дополнительное образование имеет свои специфические особенности:

  • дополнительное образование как объект управления характеризуется большим разнообразием субъектов: дети, родители, педагоги, руководители студий, объединений, учреждения разных ведомств и т.д.;

  • целевых ориентаций столько, сколько детей и их родителей с присущими только им интересами, желаниями, способностями.

В центре модели управления дополнительным образованием находится ученик, который добровольно или с участием родителей выбирает тот вид деятельности, который ему интересен, с учётом своих индивидуальных, частных интересов, любознательности, меркантильных потребностей и личных возможностей.

Дополнительное образование детей выполняет еще одну важную задачу – расширяет культурное пространство школы.

По большому счету основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов. Говоря словами А.С. Макаренко, в идеале весь образ жизни ребенка, каждый квадратный метр его жизни должен быть заполнен образованием.

Таким образом, дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:

  • выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;

  • способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;

  • обеспечить каждому ученику "ситуацию успеха".


Важность и значение системы дополнительного образования детей определена в концепции модернизации российского образования. Дополнительное образование способствует развитию склонностей, способностей, интересов социального и профессионального самоопределения детей и подростков. Этот вид образования ориентирован в школе на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности.

Дополнительное образование – самоценный вид. Чем шире спектр образовательных услуг в школе, тем больше возможность в удовлетворении интересов личности ребенка. Дополнительное образование расширяет образовательное пространство. Учащиеся включаются в многочисленные развивающие среды, получают возможность проживать в психологически положительной, эмоционально насыщенной атмосфере. Обучающиеся получают также возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Дополнительное образование детей создает «ситуацию успеха» (Л.С. Выгодский).

МОУ СОШ № 26 в ходе реализации программы дополнительного образования ставит следующие задачи:

- выявление и поддержка талантливых детей;

- поддержка детей и подростков, имеющих проблемы в процессе социализации;

- развитие индивидуальности детей и способности их к самоопределению;

- коррекция образа жизни, организация досуга детей и их родителей;

Своеобразие дополнительного образования в МОУ СОШ № 26 проявляется:

  • в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;

  • в возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога;

  • в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе дополнительных образовательных программ;

  • в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);

  • в возможности получить допрофессиональную подготовку.

Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, можно выделить его функции. К ним относятся:

1) образовательная – обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

2) воспитательная – обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;

3) креативная – создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

4) интеграционная – создание единого образовательного пространства школы;

5) функция социализации – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

6) функция самореализации – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

Приведенный перечень функций показывает, что дополнительное образование детей в школе № 26 является неотъемлемой частью образовательной системы школы. Поэтому не соперничество и конкуренция, а тесное сотрудничество характеризует отношения педагогов основного и дополнительного образования.


В МОУ СОШ № 26 дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений:

художественно-эстетическое;

физкультурно-спортивное;

социально-педагогическое.


1.Художественно-эстетическая направленность:

- хореографическая студия танца «Конфетти»

Творческая деятельность школьников нашла отражение в различных городских, районных и областных мероприятиях. Ни один праздник в школе не проходит без выступления студии танца «Конфетти». Студия танца принимают участия в торжественных мероприятиях, посвященных Дню Знаний, Дню Учителя, Дню защитника Отечества, 9 Мая и т.д. Так же результатом работы объединения стали победы и участия в следующих конкурсах:

Фестиваль народного творчества «Окинские родники 2009», ГДК Горизонт. Результат – Диплом фестиваля, Благодарность

Городской фестиваль молодежного творчества «Голос юности». Результат: Диплом победителя

Гала-концерт по итогам фестиваля самодеятельного творчества. Результат: 2 Грамоты Управления образования администрации ЗГМО

Городской фестиваль самодеятельного творчества «Салют Победы».


2. Физкультурно-спортивная направленность:

Спортивное направление включает работу спортивной секции по баскетболу. Это одно из самых любимых учащимися направлений. В нем заняты более 90 учащихся. Педагог этого направления главной задачей своей программы ставит укрепление здоровья учащихся, развитие их спортивных наклонностей, формирование здорового образа жизни. В рамках их программ проводятся «Дни здоровья», спартакиады, соревнования.

Результатом работы этого направления являются:

Первенство ДЮСШ по баскетболу – II место

Первенство города по баскетболу – I место

Стритбол – I место

Областные соревнования по баскетболу – IV место


3. Социально-педагогическая направленность

Восьмой год в школе работает кружок «Юные инспектора движения». Возрастная категория кружковцев 10 – 14 лет. Кружок посещают как мальчики, так и девочки, также к занятиям привлечены дети группы риска, которые показывают хорошие результаты. Деятельность ЮИДовцев распределяется по нескольким направлениям:

- информационная - это и оформление стендов и уголков безопасности, и выпуск видеороликов, пропагандирующих безопасное поведение на дорогах.

- пропаганда – это и разъяснительная работа по безопасности дорожного движения, проведение бесед с учащимися младших классов, викторин, конкурсов. В процессе работы дети сами создают наглядные пособия для агитации, которые помогают им в дальнейшей работе.

- шефская работа одно из следующих направлений, которому мы уделяем особое внимание. Кружковцы выступают с инсценировками, посвященных безопасности на дорогах, перед младшими школьниками, а также перед

Юидовцы ежегодно принимают участие в таких конкурсах как:

“Мистер ЮИД » и «Мисс ЮИД»,

Смотр агитбригад «Светофорик»

слет-конкурс «Безопасное колесо»

конкурс сочинений «Письмо водителю»

конкурсы фоторабот «Безопасность на дорогах»

- патрульная деятельность

С интересом учащиеся участвуют в патрулировании дорог города совместно и инспекторами ГИБДД, где ребята раздают водителям листовки, указывают на их ошибки, а иногда и принимают участие в погоне за нарушителями.

Школьники дежурят у перекрестков, у школ даже несмотря на непогоду дождь или снег им не помеха.


Организации дополнительного образования в нашей школе № 26 строится на основе тесного взаимодействия школы несколькими учреждениями дополнительного образования детей – Домом детского творчества, клубом «Романтик», художественной, музыкальной и спортивной школой, библиотекой, музеями и др. Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированные учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данной школе.

1.Система дополнительного образования МОУ СОШ № 26 дает возможность каждому ребенку выбрать себе занятие по душе, позволяет создать условия для полной занятости учащихся, создает условия для углубленного изучения многих предметов.

2.Система дополнительного образования является серьезным звеном воспитательной работы школы.

3. Работа с учащимися в рамках дополнительного образования в школе выполняет важные воспитательные задачи: целенаправленно организовывает досуг учащихся, формирует творческую личность, создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, предупреждает асоциальное поведение.


Список используемой литературы:


  1. Гущина Т. Н. Анализ образовательной среды как средства развития субъектности старшеклассника // Ярославский педагогический вестник, 2010, № 2

  2. Буйлова Л.Н., Коенова Н.В., Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 288 с.

  3. Каргина З.А. Практические рекомендации по эффективному управлению дополнительному образованию // Народное образование, 2010, № 9

Похожие:

Организация работы дополнительного образования в условиях общеобразовательной школы iconМетодические рекомендации по организации дополнительного образования в общеобразовательной школе в условиях введения стандартов нового поколения Современная российская школа в условиях введения новых образовательных стандартов[16] призвана обеспечить подрастающему поколению новое качество образовани
Ленинградской области направляет методические рекомендации, разработанные Ленинградским областным институтом развития образования...
Организация работы дополнительного образования в условиях общеобразовательной школы iconПлан работы на 2012-2013 учебный год филиала мкоу сош №26 посёлка кропачёво
Организация деятельности школы, направленная на получение бесплатного начального, основного общего образования и дополнительного...
Организация работы дополнительного образования в условиях общеобразовательной школы iconЧс в условиях дополнительного образования москва тезаурус 2009
Апробация и внедрение новых форм и технологий в работе с детьми по пропаганде противопожарных знаний и безопасного поведения в чс...
Организация работы дополнительного образования в условиях общеобразовательной школы iconФомина А. Б., Кочнева С. В. Организация методической работы в учреждениях дополнительного образования детей. Рекомендации
Фомина А. Б., Кочнева С. В. Организация методической работы в учреждениях дополнительного образования детей. Рекомендации. М.: Црсдод...
Организация работы дополнительного образования в условиях общеобразовательной школы iconЗаседание рмо пдо, 7 февраля 2013 года
Организация дополнительного образования в условиях введения фгос начального общего образования и основного общего образования
Организация работы дополнительного образования в условиях общеобразовательной школы iconСведения Я, Пекешина Светлана Анатольевна, педагог дополнительного образования муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №9 им. А. С. Пушкина г. Волжска Республики Марий Эл
Я, Пекешина Светлана Анатольевна, педагог дополнительного образования муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной...
Организация работы дополнительного образования в условиях общеобразовательной школы iconФомина А. Б., Кочнева С. В. Организация методической работы в учреждениях дополнительного образования детей. Рекоменда- ции
Фомина А. Б., Кочнева С. В. Организация методической работы в учреждениях дополнительного образования детей. Рекоменда
Организация работы дополнительного образования в условиях общеобразовательной школы iconЭксперимента
Создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в условиях общеобразовательной...
Организация работы дополнительного образования в условиях общеобразовательной школы iconФормирование художественных компетенций средствами информационных технологий в условиях интеграции общего и дополнительного образования
Ехода к Федеральным государственным образовательным стандартам, современные информационные технологии обладают огромным и не вполне...
Организация работы дополнительного образования в условиях общеобразовательной школы iconПлан учебно- воспитательной работы школы на 2012-2013 учебный год раздел I. Публичный доклад за 2011-2012год
Организация деятельности школы, направленная на получение бесплатного общего образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница