Статья по теме «Воспитывающий характер обучения в начальной школе»




НазваниеСтатья по теме «Воспитывающий характер обучения в начальной школе»
Дата04.02.2016
Размер7.54 Kb.
ТипСтатья
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа№76 имени 4ГКККК


Статья по теме
«Воспитывающий характер обучения в начальной школе»


подготовила

учитель начальных классов

Бойко Елена Анатольевна


г. Краснодар

2013

ВОСПИТЫВАЮЩИЙ ХАРАКТЕР ОБУЧЕНИЯ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ



В последние годы в российском обществе и в образовательной среде наметилась тенденция к осознанию исключительной важности воспитания детей и молодежи. Об этом свидетельствует ряд документов, посвященных проблемам воспитания в России. Это национальная доктрина образования в Российской Федерации (2000 г.), которая в числе основных задач обозначила воспитание патриотов России, граждан, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; это государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005–2010 гг.». В концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. подчеркивается, что воспитание является «первостепенным приоритетом образования».

Однако современное развитие средств массовой информации и коммуникации резко расширили и преобразили информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. В результате этого на детей обрушился поток низкопробной продукции, пропагандирующий насилие, вседозволенность, бескультурье и аморальность.

Вместе с тем, формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, стихийно сложившихся форм. Такая практика немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка, поскольку существует опасность возникновения манипулятивного воздействия на процесс развития, а значит искажения его подлинной человеческой природы.

Воспитывающая роль процесса обучения признана еще с древности. В философско-педагогических трудах античных мыслителей (Сократа, Платона) есть утверждения о том, что знание истинных, в том числе общественных ценностей наряду со знанием космических или физических теорий составляет краеугольный камень всякого воспитания. В XIX в. в педагогической науке утвердилась теория воспитывающего обучения И.Ф. Гербарта.

Однако аналитики обращают внимание на то, что педагогическая практика недооценивает значимость единства процессов воспитания и обучения, а порой даже игнорирует воспитательную составляющую образования. В результате погони за объемом знаний, навыками интеллектуальной деятельности и совершенствованием процесса обучения механизм воспитания (его методы, формы и приемы) оказался, по меньшей мере, деформированным, а то и вовсе разрушенным. По оценке ученых, процессы обучения и воспитания "разошлись" настолько, что иногда имеют разнонаправленный характер.

Суть воспитывающей функции обучения состоит в том, что она придает этому объективному процессу определенную целенаправленность и общественную значимость. Между образованием и воспитанием существует не односторонняя связь: от обучения к воспитанию. Процесс воспитания при правильной организации тотчас же оказывает благотворное влияние на ход обучения, поскольку воспитание дисциплинированности, организованности, общественной активности и многих других качеств создает условия для более активного и успешного обучения. Собственно говоря, без должной воспитанности учеников эффективный процесс обучения просто невозможен.

Кризис воспитания по-разному проявляется в области теории и в области практики, наука в последние годы изобиловала теоретическими изысканиями в этой сфере, попытками построения разнообразных концепций воспитания (Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, О.С. Газман, И.П. Иванов, И.А. Колесникова, С.В. Кульневич, Г.И. Легенький, Б.Т. Лихачев, Л.И. Новикова, В.В. Сериков, Н.М. Таланчук, И.С. Якиманская и др.). Сходные процессы наблюдаются и в зарубежной гуманистической психологии и педагогике (А. Адлер, О.Ф. Больнов, М. Бубер, В. Дильтей, А.Г. Маслоу, В. Франкл, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.), где воспитание как гуманитарная практика рассматривается в обращении к экзистенциальным проблемам человека, проблемам его целостного бытия, самостановления, саморазвития, самоактуализации.

Таким образом, главная задача учителя, проектирующего и осуществляющего педагогический процесс – обеспечить единство действия механизмов воспитания и обучения. Конкретно это означает, что механизм обучения нельзя замыкать на передаче суммы (системы) научных знаний, умений, навыков. Необходимо вырабатывать на этой основе стремление у обучающихся к практическому использованию знаний на благо человека и общества.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


  1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.

  2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980.

  3. Аплетаев М.Н. Диагностика нравственного воспитания личности в процессе обучения. Омск, 1989.

  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 1968.

  5. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. №1.

  6. Власова Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников. Ростов н/Д., 1999.

  7. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 2002.

  8. Воспитательный потенциал содержания образования: Методич. пособие для учителей / сост. Н.И. Лебедева. Омск, 2004.

  9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.

  10. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.

  11. Гатальская Г.В. В школу – с радостью: Практическая психология для учителя. Минск.: Амалфея, 2000.

  12. Классному руководителю / Под ред. М.И. Рожкова. М., 2001.

  13. Коротов В.М. Воспитание и развитие личности: Краткий терминологический словарь. М., 1992.

  14. Котова И.Б. Социализация и воспитание. Ростов н/Д., 1997.

  15. Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию. Ростов-н/Д., 2000.

  16. Леонтьев А.Н. Принципы воспитания в образовательной системе «Школа 2100». /Развитие личности. 1999. №1.

  17. Методика воспитательной работы / Под ред. В.А. Сластенина. М., 2007.

  18. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С.А. Смирнова. М., 2008.

  19. Подласый И.П. Педагогика. М., 2004.

  20. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2001.

  21. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М., 2004.

  22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1996.

  23. Синицына Г.П. Воспитание современного школьника. Омск, 2000.

  24. Степанов К.П. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения // Педагогика. 2001. №4.

  25. Сухомлинский В.А. Воспитание гражданина. М., 1971.

  26. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 2007.

  27. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в современной школе. М., 1998.



Похожие:

Статья по теме «Воспитывающий характер обучения в начальной школе» iconСтатья из опыта работы учителя начальных классов Гудзиевой С. А. по теме: «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе»
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Статья по теме «Воспитывающий характер обучения в начальной школе» iconСтатья отнесена к разделу: Общепедагогические технологии
Как организовать процесс профессионального обучения, чтобы способствовать переходу с преимущественно репродуктивного на частично-поисковый...
Статья по теме «Воспитывающий характер обучения в начальной школе» iconПсихологические особенности младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до...
Статья по теме «Воспитывающий характер обучения в начальной школе» iconТика (для четырёхлетней начальной школы)
Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком...
Статья по теме «Воспитывающий характер обучения в начальной школе» iconТика (для четырёхлетней начальной школы)
Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком...
Статья по теме «Воспитывающий характер обучения в начальной школе» iconРеферат по теме: «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка в начальной школе»
«Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка в начальной школе»
Статья по теме «Воспитывающий характер обучения в начальной школе» iconУроках математики в начальной школе
Методика работы с уже решенной задачей на примере ее преобразования на уроках математики в начальной школе
Статья по теме «Воспитывающий характер обучения в начальной школе» iconРеферат по теме : Творческая работа в начальной школе с применением игровых технологий
Творчество – это созидание, оно порождает новые духовные и материальные ценности
Статья по теме «Воспитывающий характер обучения в начальной школе» iconРеферат На тему «Геометрия в начальной школе»
Комбинированный метод организации обучения геометрии. Моделирование объемных фигур
Статья по теме «Воспитывающий характер обучения в начальной школе» iconКурсовая работа «Дидактические игры в учебном процессе»
Применение дидактических игр на примере обучения математике в начальной школе. 25-38
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница