Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. Спб




Скачать 20.97 Kb.
НазваниеЛогопедическая гимнастика: Методическое пособие. Спб
страница1/7
Дата04.02.2016
Размер20.97 Kb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7
ТВ. Буденная

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

Методическое пособие

Санкт-Петербург

«Детство-Пресс»

2001

Буденная Т. В.

Логопедическая гимнастика: Методическое пособие.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.—64 с. + вкл. 8 с.

Раскрыта значимость артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения. даны краткие описания и методические указания по выполнению комплексов специальных упражнений .




ВВЕДЕНИЕ

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Че­ловек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он* может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопро­сы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, ру­ководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затруд­няет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовнос­ти ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малы­ша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизно-шения, год ох года не уменьшается, а растет.

Речь не является врожденной способностью, она формирует­ся постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения явля­ется полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытую­щее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздей­ствия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением,— глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происхо­дит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошколь­ного возраста имеет те или другие недочеты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются, еже­часно мы слышим в той или иной мере дефектную речь как детей, так и взрослых.

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты

звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.

Воспитание чистой речи у детей — задача большой общест­венной значимости, и серьезность ее должны осознавать все: логопеды, родители, воспитатели, учителя. Им и адресовано на­стоящее пособие. Оно поможет в овладении специальными зна­ниями, а также практическими навыками работы по предупреж­дению и устранению дефектов звукопроизношения у детей и взрослых, хотя последнее уже значительно труднее.

Материал, изложенный в пособии, является результатом глу­бокого изучения научно-методической литературы и обобщения собственного 20-летнего опыта работы автора в данной области. В пособии раскрыта значимость специальной гимнастики в ло­гопедии, изложена методика ее проведения, представлены ком­плексы упражнений, направленных на укрепление мышц, выра­ботку полноценных движений, определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного про­изнесения звуков речи, даны краткое описание и методические указания по выполнению этих упражнений, показана специфика гимнастики языка при ринолалии (гнусавости). В числе упраж­нений есть известные логопедам, малоизвестные и разработанные автором.

Предлагаемые упражнения могут использоваться начиная с раннего возраста детей в профилактических целях (для пред­отвращения неправильной постановки звуков речи), а также для коррекции уже имеющихся речевых нарушений различной этиологии, патогенеза, симптоматики. Выработке артикуляци­онных укладов групп звуков (шипящих, свистящих и др.) бу­дут способствовать специально подобранные комплексы уп­ражнений.

Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом не­достаточно для выработки прочных навыков правильного звуко­произношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями, воспитателем группы детского сада. И здесь пособие будет очень полезно. Логопед, используя данное пособие, подби­рает необходимые упражнения и составляет комплекс для каж­дого конкретного случая. Давая домашнее задание родителям, педагогам, он указывает страницу и номер упражнения, требую­щего доработки дома.

Пособие будет также полезно для реабилитационной рабо­ты — восстановления речи у больных с моторной афазией (детей и взрослых) в посттравматический или постинсультный период. Взрослые могут использовать его самостоятельно для восстанов­ления утраченных движений звукопроизносительного аппарата. Для улучшения дикции эти упражнения могут выполнять все желающие.

Прилагаемые фотоиллюстрации помогут контролировать пра­вильность положения речевых органов в упражнениях.

В пособии рассмотрены далеко не все вопросы исполь-^ зования гимнастики в коррекционно-логопедической работе. В дальнейшем предполагается дополнить его разделом, посвя­щенным дыхательной гимнастике. Что касается пальчиковой гимнастики, то, по мнению автора, в последние годы появилось достаточное количество работ, посвященных этой безусловно важной теме.

Автор надеется, что предлагаемое вниманию читателя пособие вызовет интерес специалистов-логопедов всех уровней, воспита­телей и родителей, а главное — принесет пользу в их совместной работе, направленной на профилактику и коррекцию дефектов звукопроизношения.

РОЛЬ ГИМНАСТИКИ

В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ

РАБОТЕ

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса дви­жений артикуляционных органов — кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых зву­ков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительно­го аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разно­образнейших артикуляторно-мимических движений языком, гу­бами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звука­ми (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики

органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвиж­ные органы речи — язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция свя­зана с работой многочисленных мышц, в том числе жеватель­ных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким обра­зом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следу­ет иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки (см. рис.).

Альвеолы Твердое нёбо Мягкое нёбо Маленький язычок

Задняя стенка / глотки

Надгортанник

Гортань

Голосовые связки

Пищевод

Верхние зубы Верхняя губа Кончик языка Нижняя губа Нижние зубы

Передняя часть языка

Средняя часть языка

Корень языка,

Задняя часть языка

Профиль артикуляционного аппарата

Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и прак­тиков, специализирующихся по расстройствам речи (М. Е. Хват-цев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева и др.).

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специаль­ных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуля­ционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифферен-цированности движений органов, участвующих в речевом про­цессе.

Чтобы правильно подобрать упражнения для артикуляцион­ной гимнастики, надо знать, какие движения свойственны раз­личным органам артикуляционного аппарата. Наиболее по­движным речевым органом является язык. Он состоит из корня языка (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, в которой различают заднюю, среднюю и пе­реднюю части. Особо следует выделить кончик языка, которым заканчивается передняя часть языка, и боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. В зависимости от того, какая часть языка участвует в образовании согласных звуков, они делятся на переднеязычные (т, д, н, л, р, ш, ж, ч, щ, с, з, ц), среднеязычный (и) и задне­язычные (к, г, х).

Передняя часть языка и его кончик обладают наибольшей сте­пенью подвижности. Кончик языка может: опускаться за ниж­ние зубы (как при звуках с, з, ц), подниматься за верхние зубы (как при звуках т, д, н), прижиматься к альвеолам (как при звуке л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (как при звуке р). Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к альвеолам и образовывать с ними щель (как при звуках с, з, ц ), подниматься к нёбу вместе с кончиком языка и образовывать шель с твердым нёбом (как при звуках ш, ж, щ).

Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движе­ниях. Без продвижения передней или задней части она может только подниматься к твердому нёбу (как при звуке и и мягких согласных).

Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с нёбом (как при звуках к, г) или же образовывать щель с нёбом (как при звуке х).

Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверх­ности коренных зубов и не пропускать вбок выходящую струю воздуха (как при звуках с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р), опускаться и пропускать струю воздуха вбок (как при звуке л). Язык, принимая различные положения, меняет форму и объем полости рта, от чего зависит качество гласного звука.

Подвижность губ также играет роль в образовании звуков. Губы могут: вытягиваться в трубочку (как при звуке у), округлять­ся (как при звуке о), обнажать передние верхние и нижние зубы (как при звуках с, з, ц, л и др.), слегка выдвигаться вперед (как при звуках ш, ж). Наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может: смыкаться с верхней губой (как при звуках п,

б, л/), образовывать щель, приближаясь к верхним передним зу­бам (как при звуках ф, в).

Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изме­няя раствор рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.

Мягкое нёбо может подниматься и опускаться. Когда мягкое нёбо опущено, то выдыхаемая струя воздуха проходит через нос; так образуются носовые звуки м, м\ н, н'. Если мягкое нёбо поднято, то оно прижимается к задней стенке глотки и закрывает проход в нос; выдыхаемая струя воздуха тогда идет только через рот, и образуются ротовые звуки (все, кроме м, м', н, «')•

Таким образом, при произнесении различных звуков каж­дый участвующий в речевом процессе орган занимает опре­деленное положение. В речи звуки произносятся не изолиро­ванно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать коорди-нированно.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционно­го аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуля­ционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Для выработки методики логопедической гимнастики важен учет особенностей возрастной моторики. Так, методика вос­питания речевых движений у маленького, еще не говорящего ребенка строится по следующему принципу: работа звукопроиз-носительного аппарата развивается и упорядочивается путем воспитания ритмических движений на базе уже имеющихся у ребенка автоматических движений, с которыми физиологически связана речевая функция. Эти неречевые движения, сформи­ровавшиеся из безусловных реакций, превращаются в речевые, в условные.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ГИМНАСТИКИ

Занятия ведутся по такой схеме: вначале воспитываются гру­бые, диффузные движения упражняемых органов. По мере их усвоения ребенком переходят к выработке более дифференциро­ванных движений в этой же области. Торможение неправильных движений достигается использованием зрительного контроля, а также введением в работу ритма: отдельные движения ограничи­ваются определенной длительностью и прерываются паузами та-, кой же длительности согласно отбиваемому рукой такту. В таком роде ведется воспитание движений собственно звукопроизноси-тельных органов: губ, языка, мягкого нёба, глотки, голосовых связок, дыхательных мышц.

Принципом отбора артикуляционных упражнений каждый раз будет служить характер дефекта произношения и целесообраз­ность рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука. Упражнять надо лишь движения, нуждающиеся в исправлении, и только необходимые для воспитуемого звука. Уп­ражнения должны быть целенаправленными: важно не их количест­во, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения. Упражнения подбирают, исходя из задачи добиться правильной артикуляции звука с учетом конкретного его нарушения у ребен­ка. Для каждого ребенка комплекс упражнений составляется ло­гопедом индивидуально.

Недостаточно только отобрать нуждающиеся в коррекции движения, нужно научить ребенка правильно применять соот­ветствующие движения, выработать точность, чистоту, плав­ность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.

Точность движения речевого органа определяется правильнос­тью конечного результата, что может быть оценено конечным местоположением и формой этого органа.

Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах.

Темп — это скорость движения. Вначале движение произво­дится несколько замедленно, логопед регулирует темп при помо­щи отстукивания рукой или счета вслух, постепенно убыстряя

его. Затем темп движения должен стать произвольным — бы­стрым или медленным.

Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.

Переход (переключение) к другому движению и положению дот-жен совершаться плавно и достаточно быстро.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики не­обходимо соблюдать определенную последовательность — идти от простых упражнений к более сложным. Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме.

В любом упражнении все движения органов артикуляцион­ного аппарата осуществляются последовательно, с паузами пе­ред каждым новым движением, чтобы взрослый мог контроли­ровать качество движения, а ребенок — ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражне­ния выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т.е. для достижения конечного результата используется зрительный самоконтроль. Исключение составляют дети с дизартрией. При выполнении артикуляционной гимнастики зрительный контроль у таких детей используется выборочно, с учетом формы и сте­пени дизартрии.

После того как ребенок научится выполнять движения, зер­кало убирают, и функции контроля берут на себя собственные, кинестетические ощущения ребенка (ощущения движения и по­ложения органов артикуляционного аппарата). С помощью на­водящих вопросов взрослого ребенок определяет, что делает его язык (губы), где он находится, какой он (широкий, узкий) и т.д. Это дает детям возможность делать свои первые «откры­тия», вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффек­тивность.

Каждому упражнению в соответствии с выполняемым дейст­вием дается название (например, движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы — «Качели»), к нему подби­рается картинка-образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям при вы­полнении упражнений артикуляционной гимнастики. Логопед также приучает детей внимательно слушать словесную инструк­цию, точно ее исполнять, запоминать последовательность дей­ствий.

Упражнения перед зеркалом логопед выполняет вместе с ре­бенком. Для этого он должен уметь показать правильную арти-

10

ляцию и ощущать положения и движения органов своего ар­тикуляционного аппарата без зрительного контроля, что требует определенного навыка и достигается путем тренировки.

Если у ребенка не получается какое-то движение, нужно ис­пользовать механическую помощь, например поднять язык за верхние $убы с помощью шпателя, зонда и Г. п. Ребенок не всегда точно ощущает, где должен находиться в данный момент его язык. Тогда логопед концом ручки чайной ложки проводит в лом месте (например, у бугорков за верхними резцами).

Пассивные движения ребенка постепенно переводятся в пас­сивно-активные, а затем и в активные (самостоятельные) при зрительном самоконтроле перед зеркалом. Сначала самостоятель­ные движения будут замедленными. В процессе многократных повторении они становятся легкими, правильными, привычными и могут производиться в произвольном темпе.

Закрепление любого навыка требует систематического повто­рения действия, поэтому проводить артикуляционную гимнасти­ку надо ежедневно, желательно два-три раза в день, чтобы выра­батываемые двигательные навыки становились более прочными. Упражнение не должно доводить орган до переутомления. Пер­вым признаком утомления является снижение качества движе­ния, что и служит показанием к временному прекращению дан­ного упражнения.

Дозировка количества повторении одного и того же упражне­ния должна быть строго индивидуальной как для каждого ребен­ка, так и для каждого данного периода работы с ним. На пер­вых занятиях иногда приходится ограничиваться двукратным вы­полнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем можно доводить количест­во повторений до 15—20. а при условии коротких перерывов — и более.

Из выполняемых грех упражнений новым может быть только одно, два других даются для повторения и закрепления. Если же дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, ло­гопед вообще не вводит нового упражнения, а отрабатывает ста­рый материал, используя для его закрепления новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напря­жено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо логопеда. Лицо долж­но быть, хорошо освещено, а губы — ярко окрашены.


Логопед должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Работа организуется следующим образом.

I Логопед рассказывает о предстоящем упражнении, ис­пользуя игровые приемы.

  1. Логопед показывает выполнение упражнения.

  1. Упражнение выполняет каждый ребенок по очереди, а ло-
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. Спб iconМетодическое пособие 2006 Приходько О. Г. Методическое пособие. С спб.: Издательство «каро», 2006 г
Систематизированы клинические проявления задержки моторного и психоречевого развития, позволившие автору вынести на обсуждение различные...
Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. Спб iconМетодическое пособие выполнено п 2001 г в рамках нтп министерства образования Российской Федерации «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования»
Приходько О. Г., Моисеева Т. Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. Методическое пособие....
Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. Спб iconМетодическое пособие «основы технического перевода»
Методическое пособие предназначено для помощи студентам в выполнении самостоятельной работы по переводу, реферированию и аннотированию...
Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. Спб iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Страхование»
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080100. 62 «Экономика»
Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. Спб iconУчебно-методическое пособие
...
Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. Спб iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета кгму
Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. Спб iconМетодическое пособие для подготовки курсовых работ по дисциплине «Управления качеством»
Методическое пособие предназначено для студентов технологического факультета очной и заочной формы обучения
Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. Спб iconМетодическое пособие по курсовой работе
Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Искусствоведение» (031500. 62), руководителей курсовых...
Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. Спб iconМетодическое пособие по курсовой работе
Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Искусствоведение» (031500. 62), руководителей курсовых...
Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. Спб iconТического анализа: Учеб пособие. Спб.: Профессия, 2002. (11)
Берман Г. Н. Сборник задач по курсу математического анализа: Учеб пособие. Спб.: Профессия, 2002. (11)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница