Скачать 18.7 Kb.
|
Областной конкурс к 150-летию со дня рождения А.П.Чехова «Сколько прекрасного встретишь в человеке, где и не ожидаешь (В.В.Розанов) Тема «Душевная боль человека» в рассказе А.П.Чехова «Палата № 6» Урок литературы в 10 классе Попов Сергей Михайлович, учитель русского языка и литературы Муниципальное образовательное учреждение «Асмоловская средняя общеобразовательная школа» Деревня Асмолово Барятинского района Калужской области Асмолово 2009-2010 учебный год Попов Сергей Михайлович Учитель русского языка и литературы Муниципальное образовательное учреждение «Асмоловская средняя общеобразовательная школа» Деревня Асмолово Барятинского района Калужской области Тема: «Душевная боль человека» в рассказе А.П.Чехова «Палата № 6» Урок литературы в 10 классе Пояснительная записка Урок русского языка в 10 классе посвящен рассказу А.П.Чехова «Палата № 6».Цели урока отвечают содержанию – не только проанализировать рассказ, но и раскрыть нравственную подоплеку произведения. Рассказ не очень сложен для восприятия, но требует обязательного обсуждения, чтобы разобраться с позициями персонажей. В начале урока затрагивается тема дружбы Чехова и Горького, приводится отрывок из письма Горького о политическом положении в России. Это должно убедить ребят в том, что Чехов был в курсе развития общественно-политической жизни в стране. Становится понятной гражданская позиция Чехова, и ярче проступают тематика, идейно-нравственное содержание рассказа. Используются такие формы и методы, как самостоятельная подготовка определенного вопроса, блиц-дискуссия, обмен мнениями, постановка проблемных вопросов. Работа над составлением таблицы «Характеристика главных героев» позволяет лучше усвоить идейное содержание рассказа и систематизировать знания о персонажах. Комментарии к высказываниям подчеркивают значимость и важность, роль и место рассказа в общей эволюции творчества А.Чехова. Работа над композицией позволяет вспомнить и повторить теоретические литературоведческие знания и навыки учащихся. Тема: «Душевная боль человека» в рассказе А.П.Чехова «Палата № 6» Цель:
Оборудование: таблицы с высказываниями критиков о рассказе «Ни в одном из прежних произведений автор не поднимался еще на такую высоту художественной красоты и серьезной, глубокой и ясной мысли, как в рассказе „Палата № 6". Простота, изящество и сила речи, яркость и живость красок, соблюдение строгой причинности событий, глубокий реализм психологии героев и соразмерность, гармония конструкции частей, выдержанность внутренней перспективы, или, как сказал бы Белинский, внутреннее единство произведения, выдвигают его не только из массы написанного автором, но и из всех лучших произведений русской текущей беллетристики» В. Голосов, «Быть может, одна из самых трудных задач в литературе - уметь передать душевную боль человека. На этом срывали голос самые большие «певцы». И как просто, тихо и сокрушительно умел это делать А.П. Чехов - самый негромкий и самый слышимый художник в мире». Ю.Нагибин; «Никто до него не умел так беспощадно, но правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины.» М. Горький «Всюду - палата № 6. Это Россия» (Лесков). Портрет А.Чехова, кадры из фильма К.Шахназхарова «Палата №6». План урока 1. Вступительное слово учителя: «Мы с вами познакомились со знаменитой трилогией Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Вы уже знаете, чем они объединены. Итак, какова же идея этих рассказов? Чему они учат нас, читателей? Ответы учащихся. 2.Слово учителя о дружбе А.Чехова и М.Горького «Дружба с Горьким многое дала Чехову. Именно от него Чехов узнавал атмосферу эпохи, уровень политического и общественного напряжения. В переписке с Горьким Чехов охотнее, чем с кем бы то ни было, обсуждал события общественной жизни России, которые становились все более неотложными и острыми на рубеже столетий. Знакомство Чехова и Горького началось заочно, в переписке, которая продолжалась с конца 1898 года до смерти Чехова. Горький вполне определенно называет главную, на его взгляд, черту Чехова-художника. Горький видит за образами слабых героев, "чеховских людей", совсем отличный от них образ автора: "Вы могучий талант"; "Вы так мощно волнуете душу мою". Мощь, могучесть - вот главное, в глазах Горького, качество Чехова-писателя. Свое понимание Чехова Горький готов отстаивать в борьбе с теми, кто "недостаточно внимательно читает" рассказы Чехова, кто "мало понимает их сердце и его голос". Горький рассматривает Чехова не как литературное явление прошлого, а как высочайший образец для будущей литературы. Понимая, что подражать Чехову, достигшему высот реализма, невозможно, Горький видит перспективу и цель дальнейшего развития литературы в том, чтобы на новых путях, на новом жизненном материале добиваться художественных открытий, равных по значимости чеховским. Имя Горького скоро становится общепризнанным символом борьбы с российским самодержавием. Чехова очень интересовало в Горьком именно это активное общественное начало. Выступления Горького, репрессии, которые на него обрушивались, Чехов воспринимал как знамения времени, в тесной связи с ростом общественного движения, когда сама жизнь в России начинала идти "по Горькому". Несомненно усиление интереса Чехова в последние годы его жизни к вопросам обновления общественного строя России - достаточно вспомнить взволнованные монологи героев его последних пьес. За год до событий 4 марта 1901 года Горький очень точно определил злободневное общественное значение чеховских пьес и рассказов: они возбуждают "в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни" и делают тем самым "огромное дело". Письма Чехова к Горькому отражают его интерес к человеку и художнику нового поколения. Познакомившись с рассказами Горького, он сразу признал в нем "талант несомненный, и притом настоящий, большой талант"». 3. Поработаем над отрывком из письма Горького к Чехову « Жизнь приняла характер напряженный, жуткий. Кажется, что где-то около тебя, в сумраке событий, притаился огромный черный зверь и ждет, и соображает -- кого пожрать. Лучшие люди в эти дни, ибо бесстрашно идут, дабы победить или погибнуть. Погибнут или победят -- неважно, важна драка, ибо драка -- жизнь. А. М. Горький - Чехову , март 1901 г. Н. Новгород 4. Творчество А.П.Чехова в 90-е годы (сообщение ученика) В 90-е годы Чехов — зрелый художник с европейской известностью. Он печатает в это десятилетие такие шедевры, как «Палата № 6», «Попрыгунья», «Рассказ неизвестного человека», «Черный монах», «Студент», «Три года», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Ионыч», «Случай из практики», «Мужики», «Новая дача», «По делам службы», «Дама с собачкой», пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня» и др. В 1890 Чехов предпринял поездку на о. Сахалин, оставившую глубокий след в его творческом сознании (очерково-публицистическая книга «Остров Сахалин», 1893—94; рассказы «В ссылке», 1892; «Убийство», 1895; как общий итог — повесть «Палата № 6», 1892). В этих произведениях Чехов откликается на самые насущные и острые вопросы современности. В законченных художественных образах он дает глубокий анализ действительности. В некоторых из этих произведений жизнь показана так, что возбуждает ненависть к самодержавию, к деспотизму. Особенно отчетливо это проявилось в самом значительном произведении этого периода- повести «Палата № 6», опубликованной в ноябрьской книжке журнала «Русская мысль» за 1892 год. Исполненная духом протеста против мрачной, «тюремной» действительности, «Палата № 6» явилась высшей точкой в развитии критического реализма Чехова конца 80 — начала 90-х гг. В «Палате № 6» Чехов дал обобщенную картину деспотизма в России. И это понимали даже далекие от революционных идей современники Чехова. Н. С. Лесков, например, писал: «В «Палате № 6» в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду — палата № 6. Это — Россия». Известно, как высоко оценил это произведение В. Ленин: «Когда я дочитал вчера вечером этот рассказ, мне стало прямо-таки жутко, я не мог оставаться в своей комнате, я встал и вышел. У меня такое ощущение, точно и я заперт в палате № 6. В рассказе «Палата № 6» Чехов выступает врагом деспотизма и обличает равнодушие и пассивность, осуждает толстовскую теорию непротивления злу насилием. 5. Попробуем разобраться в композиции рассказа «Палата №6». Определите в рассказе экспозицию, завязку, кульминацию, развязку. (Произведение построено традиционно, в нем присутствуют все основные элементы композиции. «Палата №6» начинается с экспозиции, читатель попадает в обстановку больницы, знакомится с обитателями палаты №6. Затем Чехов подробно описывает жизнь доктора Рагина, дает представление о его мировоззрении. Это и есть завязка рассказа, тот исходный материал, вокруг которого и развиваются последующие события: пресыщение Рагина работой, знакомство с Громовым. Кульминацией рассказа является «заключение» доктора в палате для душевнобольных, переосмысление Андреем Ефимовичем своей философии примирения. И завершается конфликт развязкой – смертью Рагина.) 6. Вопрос к учащимся: «Есть ли в этом рассказе тема любви? Почему она здесь отсутствует? (Здесь отсутствует любовная тема. Чехов намеренно отказывается от нее, чтобы не отвлекать внимание читателей от общественно – политической основы рассказа.) 7. Характеристика героев рассказа. (Материал можно оформить в виде таблицы)
8. Вопросы к классу. Связана ли с этим произведением предыдущая книга А.Чехова - «Остров Сахалин»? Как же должна вести себя интеллигенция в условиях приближающейся революции? Комментирование отрывка из очерка В. Альбова «Два момента в развитии творчества Антона Павловича Чехова»: «Порядочные (...) люди шли сюда по нужде и потом бросали службу при первой возможности или спивались, сходили с ума, убивали себя, или же мало-помалу обстановка затягивала их в свою грязь, подобно спруту-осьминогу, и они тоже начинали красть, жестоко сечь"» Какой символ неоднократно встречается в рассказе и помогает понять его идейную подоплёку? (Мотив тюрьмы проходит через всю повесть. В ней неоднократно упоминаются «окна с решетками». И эта деталь становится реалистическим символом. В предсмертные минуты доктор Рагин видит, как «лунный свет шел через решетки, а на полу лежала тень, похожая на сеть». Громов, да и сам Рагин, воспринимает больницу как тюрьму. Все окружающее кажется им тюрьмой. «Андрей Ефимыч отошел к окну и посмотрел в поле. Уже становилось темно, и на горизонте с правой стороны восходила холодная, багровая луна. Недалеко от больничного забора, в ста саженях, не больше, стоял высокий белый дом, обнесенный каменною стеной. Это была тюрьма. «Вот она, действительность!» - подумал Андрей Ефимыч, и ему стало страшно».) Попробуем объяснить, почему именно этот символ является ведущим в этом рассказе? Поспорьте или согласитесь с этим утверждением : «Это мягкие интеллигенты типа доктора Рагина помогают грубой самодержавной силе держать в гигантской тюрьме весь народ.» 9. Блиц-дискуссия 1 тезис. А.М. Скабичевский видел основную идею «Палаты № 6» в том, «что десятки, сотни сумасшедших гуляют на свободе потому, что наше невежество неспособно отличить их от здоровых... Вы положительно теряете сознание, кого в этой среде можно считать здоровыми, кого душевнобольными людьми, где кончается палата № 6 и начинается область якобы здравого смысла...».
2 тезис. Один из современников Чехова заметил, что в «Палате № 6» «главная коллизия произведения – философские споры Рагина и Громова: должен ли человек реагировать на боль, подлость, мерзость? Естественна ли борьба, протест? Удел человека - борьба или подчинение злу, смирение перед ним? ».
10. Подведение итогов, выводы Обобщающая работа над высказыванием Ю.Нагибина «Быть может, одна из самых трудных задач в литературе - уметь передать душевную боль человека. На этом срывали голос самые большие «певцы». И как просто, тихо и сокрушительно умел это делать А.П. Чехов - самый негромкий и самый слышимый художник в мире». Передает ли «душевную боль человека» Чехов в рассказе «Палата № 6»? Услышали ли вы эту боль? Как вы понимаете мысль писателя о том, что Чехов - «самый негромкий и самый слышимый художник в мире»? Обмен мнениями по поводу просмотра фильма Карена Шахназарова «Палата №6», выдвинутого Россией на премию «Оскар» (Собственную современную версию чеховского рассказа режиссер снимал в психоневрологическом интернате, и все роли второго плана исполняли его пациенты. А исполнитель главной роли Владимир Ильин получил за свою игру приз Московского кинофестиваля.) 11. Домашнее задание. Написать сочинение на тему « Равнодушие – это паралич души» (по рассказу А.П.Чехова «Палата №6») |
![]() | Устный журнал «Страницы жизни и творчества А. П. Чехова» Уважаемые коллеги, предлагаю разработку урока по творчеству А. П. Чехова. В этом (2010) году ему исполнилось бы 150 лет со дня рождения,... | ![]() | Литература о жизни и творчестве 8 Вокруг Чехова. А. П. Чехов и его современники «Насмешливое мое счастье» В россии 2010 год пройдет под знаком Антона Павловича Чехова. 29 января исполнилось 150 лет со дня рождения великого писателя, во... |
![]() | Мероприятия Первая международная заочная научно- теоретическая конференция «Эволюция энвайронментальных взглядов: от В. И. Вернадского до Н.... | ![]() | Навстречу юбилею князя г. Е. Львова Подведены итоги областной заочной личной викторины среди учащейся молодежи Тульского края по истории местного самоуправления в России,... |
![]() | Каталог выставки книг "Издательство имени Чехова" Чехова» в фондах Рязанской областной библиотеки имени Горького : каталог выставки / гбук ро «Рязанская областная универсальная научная... | ![]() | Контрольная работа «Творчество А. П. Чехова» 1 ... |
![]() | Библиотека украинской литературы Подготовка к 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя, жизнь культуры, религиозная тема | ![]() | Библиографический указатель Махачкала 2012 талисман страны гор (К 80-летию со дня рождения Ф. Алиевой) Талисман страны гор: (К 80-летию со дня рождения Фазу Алиевой, нар поэтессы Дагестана): Библиогр указ. / Сост.: П. М. Асадулаева,... |
![]() | Тические чтения среди старошеклассников, посвященные 220-летию со дня рождения н. И. Лобачевского Муниципальные математические чтения среди старошеклассников, посвященные 220-летию со дня рождения н. И. Лобачевского | ![]() | Методико библиографическое пособие (к 60-летию со дня рождения первого казахстанского космонавта Токтара Аубакирова и к 15-летию со дня его полета в космос) «Время больших перемен». В пособии вы так же найдете беседу «Полет на Луну», примерную схему книжно-иллюстративной выставки «Зовущие... |