Развитие связной речи детей с задержкой психического развития




НазваниеРазвитие связной речи детей с задержкой психического развития
Дата04.02.2016
Размер7.71 Kb.
ТипДокументы
Развитие связной речи детей с задержкой

психического развития


Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом. Особенно актуальной становится эта проблема по отношению к детям с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, так как становление связной речи у таких детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется определёнными качественными особенностями. Дети с задержкой психического развития довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной форме речи. Переход же к самостоятельному связному высказыванию очень труден для этих детей и во многих случаях затягивается вплоть до старших классов.

Связная речь предполагает овладение богатейшим сло­варным запасом языка, овладение грамматическим строем, а также практичес­кое их применение, умение пользоваться ус­военным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.     

Развитие связной речи является наи­важнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащий­ся школы может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, вос­производить содержание текстов из учебников, произведе­ний художественной литературы и устного народного твор­чества. Формирование связной речи у детей изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место задержка психического развития (ЗПР).       

Дети с ЗПР - многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них имеет негрубые нарушения со стороны центральной нервной системы, вследствие ее раннего органического поражения. У других детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС. Соматическая ослабленность, наличие хронического заболевания также могут стать причиной отставания в нервно-психическом развитии. Неблагоприятные микросоциальные условия, психотравмирующие ситуации являются еще одной причиной ЗПР у детей.

Речевая деятельность детей с задержкой психического развития изучена недостаточно. В настоящее время имеются данные о некоторых ее особенностях:

- использование в речи слов без понимания и смысла, неполноценность не только спонтанной речи, но  и отраженной;  

-  несформированность грамматического строя речи;

-  недостаточность словообразовательных процессов.       

Детям с задержкой в развитии доступна простота диалогической речи и, наоборот, для них представляет сложность монологическая речь.  Для ребенка с задержкой психического развития, получившего задание пересказать содержание текста, важным является - воспроизведение содержания текста наиболее подробно, с наибольшей точностью. Память ребенка с задержкой психического развития захватывает на непродолжительное время слова и выражения из текста, требуемые для пересказа. Однако, задержанные памятью только для такой цели, они потом очень быстро «выветриваются», так и не войдя в активный словарный запас ребенка. Следует отметить, что неполноценная игровая деятельность детей с задержкой психического развития также тормозит развитие новых форм речи.     

Дети данной категории не умеют самостоятельно пересказать прослушанный рассказ на заданную тему, составить рассказ по сюжетной картинке, описать предмет. При пересказе текстов дети с ЗПР ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц. Высказывания детей с задержкой психического развития нецеленаправленны, обычно они используют примитивные грамматические конструкции, затрудняются связно выразить свою мысль. При изложении своих мыслей дети допускают много ошибок в построении предложений, особенно сложных. При составлении предложений по опорным словам у некоторых детей появляются недочеты в грамматическом оформлении речи. Они легко соскальзывают с одной темы на другую, более знакомую. Рассказывая, дети часто повторяют одни и те же фразы, что указывает на  несформированность внутреннего речевого программирования (плана высказывания) и грамматического оформления речи. Сложноподчиненные предложения, которые составляют некоторые дети с проблемами в развитии, очень пространны, иногда состоят из двадцати слов. Создается впечатление, что ребенок, начав высказывание, не может его закончить. Анализ высказываний детей со стороны словоупотреблений показал, что для рассказов детей с задержкой психического развития характерно увеличение доли существительных, местоимений, наречий, служебных слов.

Формирование связной речи у детей с ЗПР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с задержкой психического развития предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания. Для успешной коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи младших школьников с задержкой психического развития педагогу необходимо реализовать следующие задачи:

- закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;

- формирование навыков построения связных монологических высказываний;

- развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;

- усвоение норм построения связного развернутого высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения и др.);

- формирование навыков планирования развернутых высказываний, обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа-сообщения;

-обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.

Успешность обучения в школе, полнота познания окружающего мира, развитие личности в целом – всё это и многое другое зависит от достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи. В процессе актуализации связной речи школьники с задержкой психического развития нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая оказывается либо в форме вопросов, либо в подсказке. Более лёгкой для усвоения является ситуативная речь, то есть с опорой на наглядность, на конкретную ситуацию.


Используемая литература


  1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2002 г. – 144с.

  2. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) учреждений: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений – М., 2000 г. – 200 с.

  3. Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей с задержкой психического развития – СПб, 1992 г.

  4. Мальцева Е.В. Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология, 1990 г., - №6.

  5. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Книга для учителя – М., 1989 г. – 64 с.




  1. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. – Нижний Новгород, 1994 г.

  2. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/d-2c0b65635a2ac78b5d43b88521316c37.html

Похожие:

Развитие связной речи детей с задержкой психического развития iconСо школьниками с задержкой психического развития [Текст] / П. Д. Лебедева
Структура списка: книги, раскрывающие различные аспекты задержки психического развития; статьи. Статьи сгруппированы по темам: психология...
Развитие связной речи детей с задержкой психического развития iconБлинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб пособие
Аксёнова М. Развитие тонких движений рук у детей с нарушениями речи.// Дошкольное воспитание. 1990 №8 С. 62-65
Развитие связной речи детей с задержкой психического развития iconГлавная задача этого периода – развитие самостоятельной связной речи детей. Содержание логопедической работы на втором году обучения предусматривает дальнейшее развитие связной речи
Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании связной описательной речи старших дошкольников с общим недоразвитием...
Развитие связной речи детей с задержкой психического развития icon«Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста». Составила: Воспитатель Линькова С. И
Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная,...
Развитие связной речи детей с задержкой психического развития iconПрограмма производственной практики педагогическая практика в дошкольных учреждениях для детей с задержкой психического развития направление подготовки: 050700 Специальное (дефектологическое) образование
Педагогическая практика в дошкольных учреждениях для детей с задержкой психического развития
Развитие связной речи детей с задержкой психического развития iconУсова Ольга Юрьевна
В нашей стране изучение детей с задержкой психического развития началось в 50-е годы ХХ в. Многочисленные исследования 70-80х годов...
Развитие связной речи детей с задержкой психического развития iconРазвитие мелкой моторики у детей 5 – 6 летнего возраста с задержкой психического развития
Целью исследования является поиск эффективных путей развития и коррекции мелкой моторики у детей 5 6 лет с зпр
Развитие связной речи детей с задержкой психического развития icon«Развитие связной речи детей дошкольного возраста в игре»
«Психолого-педагогические основы организации воспитания и развития дошкольников»
Развитие связной речи детей с задержкой психического развития iconБольшую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с задержкой психического развития». Это многочисленная
Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с задержкой психического...
Развитие связной речи детей с задержкой психического развития iconОсновные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с онр глава Экспериментальное изучение проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с онр III уровня
Теоретическое исследование проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с онр
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница