Методическое пособие подготовлено в рамках курса подготовки инструкторского (вожатского) состава для дол им. К. Сатпаева (май июнь 2009 г.)




Скачать 16.27 Kb.
НазваниеМетодическое пособие подготовлено в рамках курса подготовки инструкторского (вожатского) состава для дол им. К. Сатпаева (май июнь 2009 г.)
страница1/7
Дата04.02.2016
Размер16.27 Kb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7

Методическое пособие подготовлено в рамках курса

подготовки инструкторского (вожатского) состава для ДОЛ им. К. Сатпаева

(май – июнь 2009 г.)


Личность вожатого

Вожатый – лицо, достигшее 18 лет, имеющее высшее или среднее специальное образование, либо студент педагогического ВУЗа, успешно прошедший аттестацию.

Личностные качества: организаторские способности, отзывчивость, обязательность, ответственность, наблюдательность, организованность, активность, работоспособность, настойчивость, лидерские способности, исполнительность, опытность, образованность, добросовестность, находчивость, надежность, профессионализм, инициативность, отсутствие вредных привычек.


Компетенция и должностные обязанности вожатого

1. Обеспечивает выполнение детьми санитарно-гигиенических норм, контролирует соблюдение ими опрятного внешнего вида. Чистоты одежды, установленного порядка в спальнях, иных помещениях жилых корпусов, столовой и пр.

2. Обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом.

3. Вожатый организует обязательное участие отряда во всех общих культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятиях.

4. Осуществляет контроль за приемом пищи в столовой, обращает внимание на культуру поведения.

5. Организует дежурство детей в жилых корпусах, в столовой, на закрепленной за отрядом территорией лагеря.

6. Вожатый следит за порядком и чистотой в комнатах. Организует влажную уборку помещения, следит за чистотой зубных щеток, полотенец, белья.

7. Должен объяснить детям, что на территории лагеря растут ядовитые травы и ягоды. Провести беседу о возможных последствиях соприкосновения этих растений с организмом.

8. В соответствие с общей план-сеткой составляет отрядный план работы. В конце смены – отчет.

9. Изучение индивидуальных особенностей, интересов, творческих склонностей детей, их развитие.

10. Создание благоприятных условий, позволяющих детям реализовать свои интересы и потребности.

11. Организовать отдых детей с пользой для их развития (физического, интеллектуального, творческого, личностного).


Ответственность вожатого

  1. Несет юридическая ответственность за жизнь и здоровье детей.

  2. Несет материальную ответственность за имущество лагеря (мебель, оборудование, постельное белье, бытовой и спортивный инвентарь).

  3. Запрещено:

  • оставлять детей без присмотра,

  • самому или с детьми покидать территорию лагеря без ведома администрации,

  • пускать на территорию посторонних,

  • употреблять спиртные напитки, курить в присутствии детей,

  • применять насилие к детям,

  • пропускать планерки без уважительной причины.



Права вожатого

  1. Право на отдых (один выходной в неделю, не менее 3-х за смену в 21 день).

  2. Право на обеспечение благоприятных условий труда.

  3. Право на получение заработной платы.

  4. Право на отказ от выполнения требований, не предусмотренных трудовым договором.

  5. Право на получение медицинской помощи.

  6. Право на предоставление пакета социальных услуг.

  7. Право на свободное использование методов воспитания, за исключением тех, что противоречат конвенции.

  8. Право на объективную оценку своей деятельности.

  9. Право на свободу слова.

ТАБУ:

  • Неодобрительные замечания по отношению к внешнему виду ребенка.

  • Попущение оскорблений между детьми.

  • Вожатые не должны навязывать детям свою волю (пожелания, просьбы, психологическая подложка).

  • Не должны проявлять самоуправства в момент неподчинения.

  • Не создавать стрессовых ситуаций.

  • Не заниматься личными делами в рабочее время.

  • Не всегда следует искать виноватых.

  • Не читать нотации.

  • Дети не должны чувствовать неприязнь.

  • Вожатый не должен потакать ленивым.

  • Не должен вести запрещенные беседы при детях (например, о выходе за территорию лагеря и пр.).

  • Не срывать плохое настроение на детях.

  • Нельзя запрещать, а потом это позволять и наоборот. Требования должны быть четкими.

  • Правила не должны вступать в конфликт с родительскими установками и важнейшими потребностями ребенка

  • В лагере нет чужих детей!

  • Вожатые должны взаимодействовать друг с другом. Требования должны быть согласованы.

  • Вожатые на должны устраивать разборок при детях.

  • Необходимо избегать открытых конфликтов с администрацией.

  • Ответственность за жизнь и здоровье детей.



Как полюбить детей?

    1. Надо полюбить весь отряд.

    2. Любить детей это не значить гладить их по голове и говорить ласковые слова.

    3. Любовь может быть незаметной, но дети ее чувствуют. Дети очень чутки к холодности, отчужденности, неприязни и ненависти.

    4. Полюбить детей – это настроить себя на доброжелательное восприятие и понимание ребенка.

    5. Нужно понимать, что стоит за поступками детей, быть терпеливым и склонным к поощрению.

    6. Любовь к детям в отряде – результат огромной внутренней работы.



Советы:

1. Ребенок изначально хорош. Не бывает плохих детей.

2. Не бывает абсолютно хороших людей. Если сосредоточить внимание только на отрицательных чертах, то достоинства просто растворятся.

3. Нужно быть готовым к непредсказуемым действиям детей. (внезапный каприз, ярость). Такие действия раздражают, но им всегда можно найти объяснение, найти его источник. Часто раздражает не само поведение, а неспособность предотвратить это действие. Как только мы объясним для себя причину поведение, раздражение сменится на сочувствие.

4. Любая вещь сделанная своими руками – дорога. Когда мы прилагаем усилия, чувствуем отдачу и успех, начинаем гордиться, восторгаться и любить свой отряд. Происходит это через доброту, совместную деятельность.

5. Старайтесь не обращаться к отряду «ДЕТИ», ведь они-то давно уже считают себя взрослыми. Лучше говорить: ребята, мальчишки и девчонки, дамы и господа и т. д.


Чемодан вожатого

Чемодан вожатого не безразмерен, но должен постараться вместить все:

  • Музыкальный центр/магнитофон

  • Чайник

  • Удлинитель

  • Канцелярские товары (ватман, писчая бумага, гуашь, кисточки, цветная бумага, клей, картон, фломастеры, цветные карандаши, простой карандаш, стирательная резинка, кнопки, скрепки, СКОТЧ!!!, маркеры, ножницы, линейка и т.п.)

  • Старые открытки или постеры

  • Методическая литература

  • Книжка со страшилками/сказками (в зависимости от возраста детей)

  • Надувные шарики

  • Собственная одежда (теплые вещи, купальный костюм, спортивный костюм и т.д.)

  • Средства личной гигиены

  • Средство от комаров

  • Кружка

  • Фонарик

  • БУДИЛЬНИК!!!

  • Гитара (если умеете играть)

В общем-то, этот список можно продолжать очень долго, но постарайтесь адекватно оценить свои силы! Вам ведь ее еще и носить придется!


Регистрация+заезд

Важно:

1. Спокойствие (много вопросов, надо на них адекватно реагировать).

2. Улыбка и вежливость.

3. Бейдж с именем и номером отряда.


На столе: Регистрационный бланк:

№ п/п



путевки

ФИО

Ребенка

Дата

рождения

Возраст


Адрес

Тел.

ФИО

родителей

Место работы

Раб. тел.

Хобби

ребенка

Противо

показ.

Деньги



































3 больших конверта:

  1. для путевок;

  2. для справок;

  3. для денег;


Списки того, что должно быть у ребенка:

  1. Головной убор;

  2. Теплые вещи;

  3. Резиновые сапоги;

  4. Смена белья;

  5. Купальный костюм;

  6. Спортивный костюм;

  7. Банные принадлежности;

  8. Туалетная бумага;

  9. Мазь от комаров.

Номер телефона и адрес лагеря.

Списки того, что не следует брать:

  1. Ценные вещи;

  2. Сотовые телефоны;

  3. Продукты, за исключением леденцов в упаковке, пачек печенья в упаковке, сока по 0,2 литра, яблок, апельсинов, сухариков.

АВТОБУС: Перед посадкой подсчитать, проверить детей по списку. Попросить выйти родителей из автобуса, еще раз проверить. (Далее смотри технику безопасности при поездке в автобусе). Во время движения можно поиграть с детьми или попеть песни.

Требования к вожатому: опрятный внешний вид (одежда не вызывающая раздражение, неяркая, неброская, «нет» грязным волосам!); никаких кривляний и сюсюканий; приятные духи, речь приятная, небыстрая.

Вопросы, на которые вожатый должен сам себе ответить перед выездом на целину:

  1. Чем я интересным занимаюсь в жизни?

  2. Какие у меня способности?

  3. За что меня уважают и любят друзья?

  4. Чему могу научить?

Расселение:

Тот момент, когда ребенок определяется со своим местом считается началом лагерной жизни.

Заселение можно производить по желанию детей (дети знакомы друг с другом, братья/сестры, дружная компания), проблемных детей (заранее известно, что с поведением могут быть проблемы) следует расселять подальше друг от друга.

После расселения по комнатам необходимо собрать детей в игровой и проинструктировать, т.е. необходимо проговорить:

  • Требования по технике безопасности и санитарно-гигиеническим нормам.

  • Что, где необходимо хранить (в тумбочке только канцелярские товары и предметы гигиены. Обратить внимание на продукты питания!!! Их быть НЕ должно).

  • Режимные моменты


Смена как живой организм. Периодизация смены.

Организационный период (2-3 дня)

Педагогическое поверье: как пройдет оргпериод, так и вся смена.

В этот период происходит адаптация, привыкание детей (и вожатых) к новым условиям, требованиям, режиму дня, к лагерю в целом. Вожатым важно четко распределить дела между собой, чтобы не заниматься одним делом вдвоем!!! Главная установка: мне надо как можно быстрее запомнить всех детей.

Чтобы процесс прошел безболезненно необходимо:

  • Предъявить требования, касающиеся отношений со взрослыми и внутри отряда.

  • Организация быта и режима лагеря.

  • Познакомить детей друг с другом (игры на знакомство), снять напряжение и тревожность (игры на раскрепощение). Уловить способности. Выявить лидеров (игры на выявление лидера)

  • Создать атмосферу комфорта и уюта.

  • Познакомить детей с лагерем (территория и традиции), его работниками; тематизмом смены и культурой (атрибутика, песни, знаки и пр.)

  • Приучить детей к выполнению санитарных норм и техники безопасности (нарисовать, что можно и что нельзя делать в лагере).

  • Организационно оформить отряд (где, что, зачем, почему). Оформление уголка и палат.

  • Старт коллективному творчеству – выяснить что хотят (игры, дела)? Планирование смены вместе с детьми.

  • Выборы органов самоуправления (командир, редколлегия, физорг и пр.)

  • Принять законы и правила отряда

В начале смены (коллектив на стадии «рассыпчатый песок») дети демонстрируют только социальные роли, а не свои (поэтому выявить лидера сразу очень сложно). Детям необходимо дать возможность самоутвердиться, предложив разнонаправленные дела, возможность выбора и самостоятельного планирования деятельности. Необходимо оформить представление детей о том, что их ждет.

Познакомить детей с лагерем и персоналом можно следующим образом:

  • Игра «Школа разведчиков». Пакет с вопросами: Какого цвета шторы …? Спросите у Галины Михайловны, заведующей столовой, что будет завтра на обед? Сколько клумб…?

  • Туристическая прогулка. Придумать истории (или кричалку) про различные уголки лагеря, про столовую, клуб, корпуса и пр.

  • Вертушка. У каждого объекта стоит сказочный герой и рассказывает историю.


25 дел оргпериода:

    1. Конкурс врунов «Как меня собирали в лагерь»

    2. Свечки-знакомства и свечки-ожидания.

    3. Вперед спасатели (спасение территории около корпуса, уборка).

    4. Конкурс на самого быстрого шнуровщика кроссовок.

    5. Переходящий приз тому, кто первым явился на зарядку.

    6. Чтение вслух интересной сказки или рассказ истории из жизни.

    7. Выпуск газеты «ЭТО МЫ!».

    8. Показательные выступления лучших чистильщиков зубов.

    9. Эстафеты.

    10. Музыкальные часы.

    11. Графики дежурств.

    12. Сказка по кругу. Каждый по предложению (или придумывание нового конца сказки).

    13. Загадочный вечер (отгадывание загадок).

    14. Борт-журнал «День за днем». Летописи отряда.

    15. Викторины.

    16. Выкладывание из камешков или шишек название отряда (например, перед входом в корпус).

    17. Самый аккуратный чемодан, тумбочка.

    18. Турнир по мини-футболу. С девочек – кричалки.

    19. Утверждение плана дел.

    20. Полундра. Быстрая эвакуация из корпуса.

    21. Конкурс дизайнеров (оформление палат).

    22. Скорейшее заправление кроватей.

    23. Изготовление рекламного стенда отряда.

    24. Тематические дни (например, День вежливости)

    25. Джентльмен шоу и пр.


Основной период (12-20 дней). Основные дела (в соответствии с тематикой смены). Примерно на пятый день можно планировать поход, с 15-го – глобальные мероприятия (ярмарки, крупные события). Происходит сплочение отряда, развитие способностей и качеств личности.

Заключительный период (2-3 дня). Все что начали в организационный период, завершаем в итоговом. Познакомились с лагерем, с работниками, друг с другом, с вожатыми – необходимо попрощаться. Процедура и форма могут быть разнообразными (например, наказ или обращение к следующей смене, итоговый сюрприз и пр.). Если ребенок ходил в кружок или делал какие-то поделки в отряде, он должен обязательно забрать их домой.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методическое пособие подготовлено в рамках курса подготовки инструкторского (вожатского) состава для дол им. К. Сатпаева (май июнь 2009 г.) iconРасписание на май-июнь 2013 год для студентов выпускного курса спец. 080110. 51,080114. 51,100701. 51

Методическое пособие подготовлено в рамках курса подготовки инструкторского (вожатского) состава для дол им. К. Сатпаева (май июнь 2009 г.) iconСтратегический план на 2009-2013 года Всеукраинской общественной организации
Описание ситуации в Украине на время создания стратегического плана (май – июнь 2009 год) 5
Методическое пособие подготовлено в рамках курса подготовки инструкторского (вожатского) состава для дол им. К. Сатпаева (май июнь 2009 г.) iconМетодическое пособие для начинающих социальных педагогов, работающих в детских домах (в рамках проекта «Мониторинг социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей»)
Настоящее пособие подготовлено в рамках проекта «Мониторинг социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей». Который...
Методическое пособие подготовлено в рамках курса подготовки инструкторского (вожатского) состава для дол им. К. Сатпаева (май июнь 2009 г.) iconЕвропейская научно-техническая программа «Эврика» Методическое пособие Подготовлено автономной некоммерческой организацией «Международный центр устойчивого энергетического развития» под эгидой юнеско» (мцуэр)
Методическое пособие предназначено для информирования российских учреждений и организаций, ведущих научно-исследовательские и опытно-конструкторские...
Методическое пособие подготовлено в рамках курса подготовки инструкторского (вожатского) состава для дол им. К. Сатпаева (май июнь 2009 г.) iconГу центр занятости населения г. Калуга профессиональная ориентация школьников (Методическое пособие)
Методическое пособие подготовлено сотрудниками отдела профориентации и социально-психологической адаптации Калужского городского...
Методическое пособие подготовлено в рамках курса подготовки инструкторского (вожатского) состава для дол им. К. Сатпаева (май июнь 2009 г.) iconМетодическое пособие для подготовки курсовых работ по дисциплине «Управления качеством»
Методическое пособие предназначено для студентов технологического факультета очной и заочной формы обучения
Методическое пособие подготовлено в рамках курса подготовки инструкторского (вожатского) состава для дол им. К. Сатпаева (май июнь 2009 г.) iconУчебно-методическое пособие infotech hardware москва 2009 Предисловие Данное
Учебное пособие предназначено для студентов первого курса, изучающих английский язык в области информационных технологий по теме...
Методическое пособие подготовлено в рамках курса подготовки инструкторского (вожатского) состава для дол им. К. Сатпаева (май июнь 2009 г.) iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета кгму
Методическое пособие подготовлено в рамках курса подготовки инструкторского (вожатского) состава для дол им. К. Сатпаева (май июнь 2009 г.) iconВыпускная квалификационная работа подготовка и защита Учебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие подготовлено заведующей кафедрой общей психологии и психологии труда ргсу (г. Москва), доктором психологических...
Методическое пособие подготовлено в рамках курса подготовки инструкторского (вожатского) состава для дол им. К. Сатпаева (май июнь 2009 г.) iconМетодическое пособие по международному праву для специалистов
Методическое пособие предназначено для студентов отделения регионоведения факультета истории, социологии и международных отношений....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница