Компьютерная и информационная грамотность студентов технических специальностей как компоненты информационной культуры




Скачать 31.44 Kb.
НазваниеКомпьютерная и информационная грамотность студентов технических специальностей как компоненты информационной культуры
Дата04.02.2016
Размер31.44 Kb.
ТипЗадача
УДК 378


 Ашеров А.Т., Богданова Т.Л.


КОМПЬЮТЕРНАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ КАК КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

1. Исходные предпосылки



В настоящее время начался процесс переосмысления роли информационных и компьютерных технологий в жизни как общества в целом, так и для каждой личности в отдельности а, следовательно, имеют место многочисленные попытки определения понятия «информационная культура», уточнения его содержания и структуры с учетом реалий нашего времени. В работе [1] выделены четыре основные направления в определении информационной культуры: информационная культура личности, информационная культура общества, информационная культура как область культуры и информационная культура как методологический аппарат познания. Нас интересует только первое направление.

Термином «информационная культура личности» наиболее часто пользуются те, кто работает в сфере образовательных технологий. Информационную культуру обычно определяют как совокупность знаний, умений и навыков работы с информацией средствами новых информационных технологий. При этом часто данное понятие сужается до определения компьютерной или информационной грамотности, а процесс формирования информационной культуры сводится к ликвидации компьютерной безграмотности или к обучению основам библиотечно-библиографического дела. С учётом этого факта в данной статье продолжено уточнение понятия «информационная культура личности», начатое в [1].


2. Постановка и метод решения задачи исследований


В связи с тем, что понятие информационной культуры тесно граничит с такими понятиями как информационная и компьютерная грамотность, необходимо определить объёмы этих понятий и место этих понятий в понятии информационной культуры.

Задача решалась в три этапа. На первом этапе на основе литературных источников выделялись компоненты компьютерной грамотности. На втором этапе аналогичная работа выполнялась по отношению к информационной грамотности. На третьем этапе было дано определение информационной культуры как понятия, обобщающего компьютерную и информационную грамотность, выделены аспекты и уровни информационной культуры студента.


3. Результаты


3.1. Компьютерная грамотность. Компьютерной грамотностью будем называть совокупность знаний, умений и навыков, касающихся обращения с компьютером, знаний его возможностей и границ применимости при решении различных проблем. Владение компьютерной грамотностью предполагает:

  • знание основных понятий информатики и ВТ;

  • знание принципов устройства и функциональных возможностей компьютерной техники;

  • знание современных операционных систем, программных оболочек, инструментальных систем и программных средств общего назначения;

  • знание современных специализированных компьютерных программ и комплексов, автоматизирующих профессиональную деятельность; владение некоторыми из них;

  • знание учебных языков программирования и умение применять их на практике;

  • умение использовать функциональные возможности компьютерных средств в подготовке, организации и осуществлении профессиональной деятельности, а также в обновлении своих профессиональных знаний.

Понятие компьютерной грамотности изменилось с развитием и совершенствованием компьютерной техники. В начале оно включало только умение программировать и владение совокупностью определенных технологических навыков работы на ЭВМ. В настоящее время оно, как показано выше, предполагает наличие определенных общих знаний, касающихся информационных и компьютерных технологий, компьютеров, их возможностей и границ использования для решения профессиональных задач, а также практических навыков работы на персональном компьютере.

3.2. Информационная грамотность. Понятие «информационная грамотность» часто используется в зарубежной практике. Информационную грамотность определяют как способность находить, оценивать и эффективно использовать информацию в личной и профессиональной деятельности. Согласно исследованиям американской библиотечной ассоциации владение информационной грамотностью предусматривает:

  • осознание потребности в актуальной и значимой информации;

  • умение находить источники информации, используя наиболее эффективные стратегии поиска;

  • умения критически и компетентно оценивать информацию, отличать факты от мнений;

  • умение творчески оценивать найденную информацию;

  • умение применять полученные навыки по поиску информации в личных целях и в профессиональной деятельности;

  • осознание значения информации в развитии демократического общества;

  • знание и соблюдение этических норм в области информационных технологий;

  • умение сотрудничать в поиске и использовании информации, умение делиться результатами своей деятельности [2].

3.3. Информационная и компьютерная грамотность как компоненты информационной культуры. Информационная культура представляет собой совокупность знаний, умений и навыков работы с информацией с использованием современных информационных технологий, т.е. основными компонентами информационной культуры могут служить компьютерная и информационная грамотность.

Отличием компьютерной грамотности от информационной культуры является то, что информационная культура предполагает наличие у современного человека выработанной привычки получать знания с использованием возможностей современных информационных технологий, в то время как компьютерная грамотность предусматривает только наличие практических умений и навыков работы с компьютером. В свою очередь информационная грамотность, в отличие от информационной культуры, не предусматривает умение создавать собственные информационные объекты, а также не акцентирует внимание на обязательном умении использовать современные информационные технологии для работы с информацией.

Исходя из всего сказанного выше следует подчеркнуть, что определение информационной культуры как совокупности знаний, умений и навыков по поиску, хранению, использованию, преобразованию и созданию информации с помощью средств современных информационных технологий, является пограничным определением как для компьютерной, так и для информационной грамотности. А это означает, что при разработке методик или образовательных технологий по формированию информационной культуры следует помнить, что данное понятие является более полным.

Информационной культурой специалиста будем называть совокупность знаний, умений и навыков по поиску, переработке, хранению и созданию информационных объектов с использованием характерных для данной области новых информационных технологий, с осознанием необходимости использования информационных ресурсов современного общества в профессиональной деятельности.

3.4. Аспекты и уровни информационной культуры. На основе анализа литературных источников установлено, что в структуре информационной культуры личности можно выделить следующие аспекты:

  • когнитивный (знания и представления о новой информационной картине мира в гипотезах и теориях),

  • операционно-содержательный (практические умения и навыки, связанные с получением, хранением, передачей и обработкой информации),

  • коммуникативный (принципы и правила поведения личности в информационных и коммуникативных системах),

  • ценностно-рефлексивный (жизненные установки, оценки и отношение к миру).

С другой стороны, опираясь на теорию формирования умений и навыков в процессе профессионального образования [3,4], можно выделить следующие уровни сформированости информационной культуры: базовый, профессиональный и высший (логический).

Для базового уровня информационной культуры личности главной особенностью набора знаний, умений и навыков будет их межпредметность, возможность применения практически без изменений в различных видах деятельности, т.е. знания, умения и навыки носят обобщенный характер.

Для профессионального уровня информационной культуры личности знания, умения и навыки будут характеризоваться специфичностью, большей сложностью, но вместе с тем ограниченностью области применения. Они будут привязаны к профессиональной деятельности человека, а при обучении в вузе - к дисциплинам, которые формируют ее основы. Профессиональный уровень информационной культуры формируется на основе базового.

Для высшего (логического) уровня информационной культуры знания, умения и навыки также носят межпредметный характер. Однако они отличаются от базовых степенью сложности, и обусловлены творческим мышлением, гибкостью, возможностью осуществлять анализ и синтез, комбинировать ранее освоенные знания, умения и навыки, принимать решения в нестандартных ситуациях, вести альтернативный поиск средств и способов решения задач, обеспечивать перенос знаний. Этот уровень формируется на основе знаний, умений и навыков профессионального уровня информационной культуры.

В таблицах 1, 2, 3 перечислены знания, умения и навыки, характерные для когнитивного, операционно-содержательного, коммуникативного и ценностно-рефлективного аспектов информационной культуры базового, профессионального и высшего (логического) уровня.

Таблица 1

Знания, умения и навыки, характерные для базового уровня

Базовый уровень


Когнитивный

аспект

Операционно-содержательный

аспект

Коммуникативный аспект

Ценностно-рефлективный

аспект

Информационная грамотность:

Информационная грамотность:

Информационная

грамотность:

Информационная

грамотность:

знания о сущности информации, понимание роли и значения информации в информационном обществе

умение критически и компетентно оценивать информацию

умение сотрудничать в поиске и использовании информации

наличие информационных потребностей и интересов

знания о назначении информационных процессов

умение представлять информацию в устной и письменной форме, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ней: ясно, четко, последовательно, а также в соответствии с целью ее представления

умение делиться результатами своей деятельности

наличие мотивов обращения к различным информационным источникам и связанных с этим ожиданий

представление об информационных моделях, их назначении и основах применения информационного моделирования

умение найти объект, обладающий информационным ресурсом, оценить достоверность полученной информации.

знание способов распространения новой информации

предпочтительность каналов получения информации, достаточная интенсивность обращения к различным источникам информации

знание возможностей, назначения и основных характеристик коммуникационных систем




достаточная степень включенности в Internet – сообщество

достаточная степень удовлетворения информационных потребностей, наличие самооценки информационной компетентности



Продолжение таблицы 1





Internet- грамотность




умение общаться с удаленными корреспондентами с помощью информационных систем

осознание значения информации в развитии демократического общества

знание и соблюдение этических норм в области информационных технологий







стремление превратить информацию в знания

Компьютерная грамотность:

Компьютерная

грамотность:

Компьютерная

грамотность:

Компьютерная грамотность:

знание основных понятий информатики и ВТ

умение составлять и анализировать алгоритмы типовых задач в информатике, математике и в других смежных дисциплинах

умение использовать современные компьютерные средства в общении с другими людьми

умение использовать современные компьютерные средства в общении с другими людьми

знание принципов устройства и функциональных возможностей компьютерной техники

умение описать простейшие информационные структуры и модели







знание назначения, области применения и основных характеристик информационных редакторов: текстовых, графических и музыкальных

умение читать, записывать и редактировать текстовую информацию, макетировать простые издания, пользоваться графическими и музыкальными редакторами







представление о файловых системах и о связанных с ними понятиях: файл, имя файла, каталог, путь

умение отыскивать необходимую информацию в базах данных и электронных таблицах, реструктуризировать данные







знание назначения, области применения и основных характеристик прикладных информационных систем, баз данных, электронных таблиц

умение читать и составлять простые программы на учебных языках программирования







Продолжение таблицы 1


владение элементами программирования; знание операторов, процедур, основных структур вычислительных процессов: последовательных, ветвлящихся, циклических

умение пользоваться типовыми программными оболочками







Таблица 2

Знания, умения и навыки, характерные для профессионального уровня




Профессиональный уровень


Когнитивный

аспект

Операционно-содержательный

аспект

Коммуникативный

аспект

Ценностно-рефлективный аспект

Информационная грамотность:

Информационная грамотность:

Информационная грамотность:

Информационная грамотность:

представление об информационных процессах в своей сфере деятельности

умение критически и компетентно оценивать информацию, характерную для данной области, определять ее достоверность

умение организовывать поиск необходимой информации

осознание значения информации в данной области знаний

знания об информационных моделях, их назначении и функционировании в данной области

умение грамотно представлять информацию в устной и письменной форме, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ней, оформлять соответствующую документацию

умение делиться результатами своей деятельности для организации совместной работы

наличие потребности в получении информации для профессиональной деятельности

знание возможностей использования коммуникационных систем для обмена профессиональной информацией;

умение найти объект, обладающий информационным ресурсом для данной области

эффективное использование ресурсов Internet в своей работе.

высокая интенсивность обращения к источникам специальной информации



Продолжение таблицы 2


знание и соблюдение этических норм в обмене профессиональной информацией

умение использовать информацию для обновления своих профессиональных знаний




стремление использовать информацию для повышения профессиональной компетентности

Компьютерная грамотность:

Компьютерная

грамотность:

Компьютерная

грамотность:

Компьютерная грамотность:

глубокие знания функциональных возможностей компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности

умение составлять и анализировать специализированные алгоритмы и модели

умение использовать современные компьютерные средства в общении с удаленными коллегами

эффективное использование компьютерных технологий в поиске специфической информации

знания о возможностях применения текстовых, графических редакторов в профессиональной деятельности

умение использовать функциональные возможности компьютерных средств, текстовых, графических и специальных редакторов в подготовке, организации и осуществлении профессиональной деятельности




понимание роли современных информационных технологий в профессиональной деятельности

глубокие знания в области представления данных в компьютерных системах

умение составлять и анализировать базы данных и электронные таблицы, отыскивать в них необходимые данные, реструктурировать их в соответствии с особенностями своей специальности







знание профессиональных языков программирования, их применения

умения пользоваться специализированными программными средствами, в т. ч. оболочками; применять знания программирования в профессиональной деятельности









Продолжение таблицы 2


знание современных компьютерных программ и комплексов, автоматизирующих профессиональную деятельность, владение некоторыми из них












Таблица 3

Знания, умения и навыки, характерные для высшего (логического) уровня




Высший (логический) урівень





Когнитивный аспект

Операционно-содержательный

аспект

Коммуникативный аспект

Ценностно-рефлективный аспект

Информационная грамотность:

Информационная грамотность:

Информационная грамотность:

Информационная

грамотность:

понимание роли и значения информации в информационном обществе

умение критически и компетентно оценивать информацию

умение организовывать и активно участвовать в поиске и использовании информации

наличие высоких информационных потребностей и интересов

понимание роли информационных процессов в обществе

умение редактировать, рецензировать, творчески оценивать полезность информации

умение делиться результатами своей деятельности в интересах организации

наличие обоснованных мотивов обращения к различным информационным источникам и связанных с этим ожиданий

владение методами построения информационных моделей

умение представлять информацию в устной и письменной форме независимо от области, к которой данная информация относится

умение применять разнообразные способы распространения новой информации

высокая избирательность каналов получения информации, высокая интенсивность обращения к различным источникам информации



Продолжение таблицы 3


знание возможностей, назначения и характеристик коммуникационных систем, правил их построения

умение найти информационный объект не зависимо от его расположения, оценить его прагматическую ценность

высокая степень включенности в Internet - сообщество

высокая степень удовлетворения информационных потребностей, наличие самооценки информационной компетентности;







умение общаться с удаленными корреспондентами с помощью информационных систем

осознание значения информации в развитии демократического общества

Компьютерная грамотность:

Компьютерная грамотность:

Компьютерная грамотность:

Компьютерная грамотность:

Знание, функциональных возможностей разных элементов компьютерной техники, представление о возможностях совершенствования технических характеристик компьютерных систем

умение работать с алгоритмами в любой области знаний

умение использовать разнообразные современные компьютерные средства в общении с другими людьми (электронную почту, интернет, телеконференции и др.)

ээффективное использование компьютерных технологий в поиске информации

глубокие знания возможностей информационных редакторов: текстовых, графических, музыкальных

умение составлять и внедрять информационные модели




понимание роли современных информационных технологий в экономике, политике, военном деле

глубокие знания, связанные с построением и использованием баз данных, баз знаний и электронных таблиц

умение составлять, редактировать и реструктурировать базы данных, базы знаний и электронные таблицы







глубокие знания в области программирования, включая элементы визуального программирования

умение создавать программные продукты в среде современных программных платформ









Очевидно, что в современном информационном обществе специалист любого профиля должен владеть профессиональным или высшим (логическим) уровнем информационной культуры.


4. Заключение.

4.1. Выводы 1. Так как информационная культура представляет собой совокупность знаний, умений и навыков работы с информацией с использованием современных информационных технологий, то основными компонентами информационной культуры являются компьютерная и информационная грамотность.

2. В структуре информационной культуры личности можно выделить следующие аспекты её формирования: когнитивный, операционно-содержательный, коммуникативный и ценностно-рефлексивный. С другой стороны, опираясь на теорию формирования умений и навыков в процессе профессионального образования, можно выделить следующие уровни сформированости информационной культуры: базовый, профессиональный и высший (логический).

3. Большинство исследователей в области формирования информационной культуры и педагогов - новаторов предлагают ввести в учебные планы подготовки специалистов всех специальностей дополнительный курс «Информационная культура», мотивируя это теми или иными причинами. Однако следует отметить, что это вызовет ряд трудностей, особенно в технических вузах, где студенты и так обучаются по довольно насыщенным программам. Более перспективным путём является внедрение НИТ в учебный процесс всех дисциплин.

4.2. Перспективы дальнейших исследований. Анализ перечисленных в таблицах 1, 2, 3 знаний, умений и навыков показывает, что большим потенциалом для формирования информационной культуры студентов обладает курс информатики. Поэтому следующим этапом работы будет разработка модели формирования информационной культуры студентов в курсе информатики за счёт использования задач межпредметного содержания и проектирование соответствующего педагогического процесса.

Литература



1. Ашеров А.Т., Богданова Т. Л. Информационная культура студентов технических специальностей как категория инженерной педагогики // Проблемы инженерно-педагогического образования. Сб. науч. трудов. Выпуск 6. - Харьков: УИПА, 2004 - С.

2. Гура В.В. Информационная культура как педагогическая цель медиаобразования в информационно-образовательной среде вуза // Электронный журнал института Медиаэкологии «Медіа Освіта». – Львов, Украина. – 2002. - Способ доступа URL: http//www.franko.lviv.ua/mediaeco/zurnal/konferehcija/v_gura.htm

3. Коваленко О.Е. Методичні основи технології навчання: теоретико-методичний та практичний аспект викладання дисциплін електроенергетичного циклу: Монографія. - Харків.: Основа, 1996.- 175 с.

4. Коваленко Е.Э. Дидактические основы профессионально-методической подготовки преподавателей специальных дисциплин. – Дис … докт. пед.наук: 13.00.04 - Киев, 1999.


Ашеров А.Т., Богданова Т.Л.

Компьютерная и информационная грамотность студентов технических специальностей как компоненты информационной культуры

В статье показано, что информационная и компьютерная грамотность являются компонентами информационной культуры. Выделены аспекты и уровни информационной культуры специалиста. Перечислены соответствующие им знания, умения и навыки.


Ашеров А.Т., Богданова Т.Л.

Комп’ютерна та інформаційна грамотність студентів технічних спеціальностей як компоненти інформаційної культури

В статті доведено, що інформаційна та комп’ютерна грамотність є компонентами інформаційної культури. Зазначені аспекти та рівні інформаційної культури спеціаліста. Перелічені відповідаючи їм знання, вміння та навички.


A. T.Ashtrov, T.Z.Bogdanova

Computer and Information Literacy of Students of Technical Specialities as a Components of Information Culture

The article proves that information and computer literacy is a component of the information culture. The aspects and levels of the information culture are highlighted. The corresponding knowledge, abilities and skills are mentioned.

Похожие:

Компьютерная и информационная грамотность студентов технических специальностей как компоненты информационной культуры iconКомпьютерная грамотность как средство социализации учащихся с лёгкой умственной отсталостью

Компьютерная и информационная грамотность студентов технических специальностей как компоненты информационной культуры iconИнформационная грамотность и информационная культура личности: международный и российский подходы к решению проблемы

Компьютерная и информационная грамотность студентов технических специальностей как компоненты информационной культуры iconИнформационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой
Основные направления работы школьной библиотеки по формированию информационной культуры школьников
Компьютерная и информационная грамотность студентов технических специальностей как компоненты информационной культуры iconИнформационная культура личности библиографический указатель кемерово 2006
Библиографический указатель предназначен для исследователей, занимающихся разработкой теории формирования информационной культуры...
Компьютерная и информационная грамотность студентов технических специальностей как компоненты информационной культуры iconДидактическая система информационной поддержки психофизической подготовки студентов технических вузов
Фгоу впо «Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»
Компьютерная и информационная грамотность студентов технических специальностей как компоненты информационной культуры iconУрок информационная культура основа информационной цивилизации Урок по ознакомлению с новым материалом. Цели: знать основные этапы развития информационного общества; освоить содержание понятия «информационная культура»
Характерные черты информационного общества. Этапы развития информационного общества. Информационные ресурсы общества. Информационная...
Компьютерная и информационная грамотность студентов технических специальностей как компоненты информационной культуры iconДеятельность вузовской библиотеки по формированию информационной компетентности пользователя
Библиотека, как наиболее традиционное учреждение хранения и распространения информации, является одним из источников формирования...
Компьютерная и информационная грамотность студентов технических специальностей как компоненты информационной культуры iconМетодические указания по выполнению экономической части дипломного проекта (для студентов технических специальностей)
...
Компьютерная и информационная грамотность студентов технических специальностей как компоненты информационной культуры iconМетодические указания по курсу для студентов заочников всех технических специальностей Брянск 1998
Материаловедение. Рабочая программа, задания на контрольную работу, лабораторный практикум и методические указания для студентов-заочников...
Компьютерная и информационная грамотность студентов технических специальностей как компоненты информационной культуры iconИнформационной культуры будущего инженера педагога
В настоящей статье эти элементы знаний, умений и навыков для терминологического удобства будем называть компонентами ик. Из их определения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница