План: Школа и педагогическая мысль в Европе XVII xviii веков. Положение школы в Германии XVII столетия




Скачать 16.76 Kb.
НазваниеПлан: Школа и педагогическая мысль в Европе XVII xviii веков. Положение школы в Германии XVII столетия
страница1/12
Дата04.02.2016
Размер16.76 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
«Образование и воспитание к началу Нового времени. Зарождение педагогики как науки (XVII в). Педагогическая деятельность В. Ратке, Я. А. Коменского»


План:

1. Школа и педагогическая мысль в Европе XVII – XVIII веков.

2. Положение школы в Германии XVII столетия.

3. Краткие сведения из биографии Вольфганга Ратке.

4. Педагогические идеи Вольфганга Ратке.

5. Краткие сведения из биографии Яна Амоса Коменского.

6. Педагогические идеи Яна Амоса Коменского. Воспитание «человечного в человеке».


1. Школа и педагогическая мысль в Западной Европе XVII-XVIII веков.

В XVII –XVIII веках педагогика и школа в западной Европе развивалась в экономических и социальных условиях переломных для человечества. Социальный институт, идеология феодализма превратилась в тормоз для развития воспитания и образования. В противоречие со временем вступает традиция, когда жизненный успех обеспечивает не деловые качества и образованность, а игра обстоятельств и принадлежность привилегированным сословиям. В результате на вершины власти поднимались люди если не невежественные, то во всяком случае не получившие достойного воспитания и образования.

В недрах феодализма ускорилось образование новых общественных и духовных ценностей, решительно пересматривалась концепция в отношении человека и мира. Наиболее заметная роль в критике сословной школы, разработка прогрессивных педагогических идей принадлежала представителям позднего Возражения и возникшего в XVIII веке движения Просвещения. Появляется небывалое число педагогических трактатов, в которых выражается стремление сделать личность свободной, посредствам воспитания и образования обогатить духовную природу человека. Педагогическая проблематика становится одной из приоритетных тем в научных исследованиях, выявляются законы педагогического процесса, вытекающие из объективных закономерностей природы и общества.

Новый идеал личности был переориентирован на формирование человека, который постигает окружающую действительность как целостный мир, являющейся частью множества иных миров. Воспитать такого человека можно было только на основании новых знаний необходимых для занятий коммерции, путешествиями и так далее. Такие знания могли даваться только на родном языке. Неизбежно следовала интеграция этих новых знаний со средневековой (школьных премудростей) на латинском языке. В преддверии нового времени в духовной сфере постепенно происходит переход от богословско-религиозной светской аргументации. XVII век был временем рационализма и индивидуализма, выдвинувших соответственном осмыслении природу человека и его воспитании. В отличие от прежней гуманистической образованности новая педагогическая мысль основывала на данных экспериментальных исследований. Все более очевидной становилась роль естественнонаучного образования.


2. Положение школы в Германии XVII столетия.

По свидетельству историков немецкая городская школа XVII века недалеко ушла от школы XV-XVI столетий. Чем объяснялась такая неподвижность школы в быстро прогрессировавшем обществе.

Внешняя неизменность гимназии была тесно связана с глубинными изменениями ее роли общественной жизни. В конце XV –XVII веков во главе общественного движения в Германии шли города: и гуманизм, и реформация были созданы тогдашней буржуазией. Но немецкая буржуазия не смогла у прочить за собой это преобладание. Закончившейся в XVI веке переворот в условиях всемирной торговли нанес ряд тяжелых ударов экономическому благосостоянию немецких городов, Тридцатилетняя война добила их. Таким образом, в последующее за войной столетие города отошли на задней план, а господствующим общественным классом стало дворянство. Общественным классом стало дворянство и захватив в свои руки все высшие места в управлении, немецкая знать вознаградила себя за прежнюю потерю независимости. Этот класс, обретя новую силу, создал для своих потребностей новую систему образования.

Возникли два резко обособленных типа образования – аристократическое и плебейское. Новым аристократическим идеалом являлся неученый человек, человек (придворный). Согласно ему молодой немец хорошей фамилии должен был овладеть французским языком, как языком всей новой образованности. На втором месте стоял итальянский язык имевший большое значение при императорском дворе; знание латинского языка признавалось не обязательным, но желательным и наук полагалось знать географию, историю, но ( не древнюю, а новую) с приложением генеалогии и геральдики. Затем требовалась знакомство с основами юриспруденции науки о государстве с мораль и естественном правом политикой и историей империи. Наконец, благородный юноша должен иметь понятия о математических дисциплинах и их главнейшем применении в архитектуре и фортификации, равно как и новой физике и механике, с их новейшими опытами и открытиями. Наряду с языками и науками изучались благородные искусства: верховая езда, фехтование, танцы, игра в мяч, рисование, музыка. Венцом образования являлись усвоенные правила придворного этикета, умение говорить комплименты, вести спор, искусство одеваться и т. д. Благодарные дети теперь получали воспитание дома, занимаясь со специально нанятыми «информаторами», или наставниками, либо в «кавалерских заведениях». Старая латинская школа осталась достоянием плебеев.

Но не следует думать, что третье сословие оказалось чуждо умственного движения и удовлетворилось старыми идеалами образования. Сами дети постоянно являлись «двигателями наук», все профессора и наставники дворянской школы вышли из школы городской, плебейские же школы выставили еще в период Тридцатилетней войны таких крупных педагогов мыслителей как Ян Амос Каменский и Вольфганг Ратке, которые подвергли всю старую систему обучения сомой жесткой критике как со стороны программы так и со стороны методов.


3. Краткие сведения из биографии Вольфганга Ратке.

Одним из основных педагогов Нового времени в Германии был Вольфганг Ратке (18X1971 –27.IV.1635), известный также под латинизированным именем Ротихий или Ротихиус.

Родился он в небольшом городке Вильстер недалеко от Гамбурга где окончил гимназию. После этого В. Ратке учился в Лютеранском университете Ростоке, изучая теологию, философию. Но его интересы очень скоро сосредоточились на изучении иностранных языков и совершенствовании методов обучения им. Он стремился сделать обучение легким и приятным для учащихся. Оставив должность священника, Ратке стал заниматься педагогической деятельностью, дал частные уроки и, исходя из своей учительской практике, пришел к выводу о необходимости реформирования преподавания в городских школах. От методов изучения иностранных языков В. Ратке перешел к общим вопросам организации школьного дела и дидактике, высказывая нередко соображения социально - политического характера. Свои идеи он пытался реализовать в опытной школе в городе Кетен в школе в Магдебурге, а также в Швейцарии.

В 1603 году В. Ратке уехал в Голландию, где прожил почти семь лет (по 1610г.) По возвращении он поселился во Франкфурте-на-Майне, где в 1612 году представил на съезде немецких князей и представителей местного магистрата получивший мировую известность «Франкфуртский Мемориал» (Памятную записку), в котором изложил свои новаторские замыслы, касавшиеся не только школьного дела, но и проблем религиозной и политической жизни всех немецких государств того времени. В своем « Мемориале» В. Ратке выделял три группы вопросов:

реформы обучения в школах языка,

реформы всего школьного дела и» наконец,

реформы религиозной и политической жизни Германии в целом.

Передовые для той эпохи идеи по реформированию системы воспитания и обучения в Германии были встречены далеко не однозначно: они были благожелательно приняты в кругах высшего бюргерства, среди части людей науки и некоторыми прогрессивно мыслящими князьями, покровительствовавшими распространению просвещения; резко отрицательно отнеслись к этим идеям по вполне понятным причинам церковные деятели большинства конфессий и основная масса князей, не желавших иметь хоть сколько-нибудь образованных подданных.

Все это привело к частым переездам В. Ратке с места на место, «а временами и к острым конфликтам с правительством», к невозможности на практике достаточно систематически реализовать свои планы по переустройству немецкой школы.

Кроме того, современники В. Ратке отмечали его «неуживчивость и подозрительность к окружающим», которые якобы могли украсть его идеи (этим в ряде случаев можно объяснить чрезмерную сжатость его высказываний). Свои мысли немецкий педагог изложил не только во « Франкфуртском Мемориале», но и в ряде других трудов, среди которых видное место занимает «Всеобщее обучение по способу Ратихия» (или «Всеобщее наставление») 1619г. К сожалению, учебные пособия для учителей, созданные В. Ратке, так и не были опубликованы. Также им были создан ряд работ методического характера и учебники.


4. Педагогические идеи Вольфганга Ратке.

Свои общие дидактические и методические идеи В. Ратке изложил в книге «Всеобщее обучение по способу Ратихия» ( или «Всеобщее наставление» ) и дополнениях к ней, частью школоведческого характера, а также в ряде учебников по языку, логике, метафизике, Священному писанию и другим предметам. Во всех этих работах содержатся предложения относительно как содержания образования с акцентом на реальные знания, так и новых методов обучения, новой организации школы в целом. В. Ратке был сторонником природосообразного принципа воспитания.

Зародыши этой идеи встречаются еще в произведениях античных мыслителей: Демокрита, Платона, Аристотеля. Природосообразное воспитание - это педагогический принцип, согласно которому воспитатели в своей деятельности должны руководствоваться факторами естественного, природного развития ребенка. Все педагогические средства должны быть природосообразны, то есть соответствовать общим законам природы.

Принцип предполагает тщательное изучение духовной жизни человека и согласования с ней всех педагогических воздействий. Этот принцип сыграл важную роль в разрушении схоластической системы воспитания, пришедшей из средних веков. Различные педагоги по-разному интерпретировали эту идею. В. Ратке трактовал природосообразность как дедуктивное движение от простого и известного к сложному и непознанному.

Дидактические взгляды В. Ратке, которые носили в значительной степени материалистический характер, соответствовали этой идее. Он был убежден в том, что разум ребенка при рождении подобен чистой доске, на которой в процессе обучения можно будет написать все, что угодно.

Исходя из материалистического мировоззрения и принципов природосообразности, В. Ратке выделял в процессе познания две ступени:

восприятие предметов и явлений внешнего мира,

умственная переработка этого восприятия.

Из сенсуализма гносеологических воззрений В. Ратке вытекали и его требования к организации обучения детей. В школьном обучении он считал необходимым широкое использование различных форм наглядности, следование от конкретного к абстрактному, систематическое проведение повторений и упражнений, поддержание у детей интереса к знаниям.

В соответствии с исторической потребностью, В. Ратке выдвигал требование уделять в школе, по крайней мере, на первых годах школьного обучения, основное внимание обучению учащихся родному языку, сделав его языком преподавания других предметов. В XVII столетии уже никто не разделял изумления одного из педагогов прошлого века перед тем обстоятельством, что находятся родители, которые заботятся при воспитании о родном языке и заставляют детей учиться по-немецки раньше, чем по латыни или по-гречески, как - будто родному языку всякий не выучивается с годами сам собой. Никто уже не верит, что при таком превратном порядке дети станут менее способны к изучению иностранных языков. Поколение нового времени устами Томазия, первого профессора, начавшего читать лекции по-немецки, дало такую оценку влиянию латинских школ на умственное развитие их питомцев: « Я убежден, - писал Томазий, - что если взять первую попавшуюся неглупую женщину, не получившую почти никакого образования и не знающую по-латыни, то ее гораздо скорее можно обучить наукам» чем столь же способного мужчину, промучившегося всю юность над латынью: ибо при обычном способе преподавания в юношеские головы вместе с латынью набивается ужасная чепуха, которая там крепко заседает и составляет потом серьезное препятствие к усвоению дельных и полезных вещей».

К обучению другим языкам он считал возможным приступать лишь после того, как дети хорошо овладеют родным языком. Был также поставлен вопрос о приоритете родного языка в школе. В. Ратке предложил метод одновременного обучения чтению и письму, что было для того времени большим новшеством. А также В. Ратке был одним из первых поборников звукового метода обучения на родном языке.

По существу, эти идеи В. Ратке выходили далеко за рамки простого школьного обучения, они были направлены против монополии церкви в школьном деле и создавали принципиальные основы для придания школе во всех немецких княжествах единого национального характера.

Далее В. Ратке настоятельно предлагал сделать немецкие школы - школы родного языка - основой всей школьной системы, если о таковой в то время можно было вести речь. В этих школах должна была обучаться вся молодежь, мальчики и девочки, овладевая родным языком и с его помощью изучая все нужные науки и искусства.

Из практического использования новых методов обучения родному и иностранному языкам В. Ратке сумел вывести важные общедидактические принципы, которые практически одновременно с ним, но гораздо обоснованнее, сформулировал великий чешский педагог Ян Амос Коменский.

Эти общие принципы обучения В. Ратке сводил к следующим основным положениям, которыми должен руководствоваться каждый учитель.

1. Обучение должно протекать в соответствии с ходом природы, не нарушая его.

2. Обучение должно быть последовательным, нельзя одновременно изучать разные вещи. (Н. Сперанский Очерк истории средней школы в Германии, - Москва, 1898г.).

3. В обучении следует постоянно использовать повторение.

4. Первоначальное обучение должно обязательно вестись на родном языке учащихся.

5. Обучение должно вестись без принуждения.

6. Заучивать ученики должны только то, что им понятно.

7. В обучении следует идти от частного к общему, от известного к неизвестному.

8. В ходе обучения всегда нужно опираться на индукцию и опыт. (Последнее утверждение, или принцип, вытекал из философских идей его современников Ф. Бэкона (1561 - 1626) и Р. Декарта (1596- 1650), которые призывали не доверять силе авторитета, а опираться на достаточные доказательства и опыт, пропущенные через собственный разум).

Несомненной заслугой В. Ратке было создание на немецком языке научных терминов, которые ранее существовали на латыни.

Наконец, В. Ратке волновали и вопросы взаимоотношений школы и общества. В своем «Мемориале» он набросал примерную программу достижения национального, политического, религиозного и культурного объединения германии: в едином государстве должен быть общий язык (на основе верхненемецкого диалекта), единое правительство, единая церковь (на основе лютеранской). Всему этому должна была предшествовать широкая реформа образования во всех немецких княжествах.

Придавая столь важное значение образованию в жизни общества, стремясь распространению школ для народа, В. Ратке большое внимание уделял методической и дидактической подготовке учителей, для которых готовил специальные пособия. Он считал, что учителю должно быть обеспечено хорошее материальное и общественное положение, государство и родители обязаны заботиться о поддержании авторитета учителя. В работе «Всеобщие наставления» В. Ратке, проводя мысль о создании демократических учебных заведений, подчеркивал необходимость педагогических знаний для каждого человека как условие счастливого существования.

Недостатком дидактики В. Ратке является недооценка роли активности самих учащихся в процессе обучения. Он считал возможным строить обучение в школе почти исключительно на лекционных формах, преподнося готовую информацию. Большинство правил обучения, сформулированных В. Ратке, близко к дидактическим правилам Яна Амоса Коменского, которые тот выдвинул и более глубоко обосновал почти одновременно с ним.

Педагогические идеи Вольфганга Ратке получили заслуженную оценку много лет спустя после его смерти, в девятнадцатом столетии, и интерес к ним, как и ко всей его деятельности, возродился вновь в веке двадцатом.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

План: Школа и педагогическая мысль в Европе XVII xviii веков. Положение школы в Германии XVII столетия iconРабочий лист по теме «Экономика России в первой четверти XVIII века»1
Прочитайте пункт «Состояние экономики России на ру­беже XVII-XVIII веков» (стр. 122) и выделите черты экономики страны к началу XVIII...
План: Школа и педагогическая мысль в Европе XVII xviii веков. Положение школы в Германии XVII столетия iconФизическая культура в первый период нового времени (с XVII в до 1871 года) Особенности развития физической культуры в странах Западной Европы после буржуазных революций XVII – XVIII веков
Октябрьской революции 1917 г. В новой истории выделяют два периода: первый – от английской буржуазной революции 1640 г до Парижской...
План: Школа и педагогическая мысль в Европе XVII xviii веков. Положение школы в Германии XVII столетия iconСвіт емоцій, ментальність, форми поведінки в голландському груповому портреті
В кінці XVII початку XVIII століття, зі вступом на міжнародну торгівельну арену Англії І франції, Голландія втрачає своє економічне...
План: Школа и педагогическая мысль в Европе XVII xviii веков. Положение школы в Германии XVII столетия iconБарокко в русской архитектуре
На рубеже XVII и XVIII вв в России закончилось Средневековье и началось Новое время. Если в западноевропейских странах этот исторический...
План: Школа и педагогическая мысль в Европе XVII xviii веков. Положение школы в Германии XVII столетия iconРеферат по дисциплине "культурология" на тему: "барокко в русской архитектуре"
На рубеже XVII и XVIII вв в России закончилось Средневековье и началось Новое время. Если в западноевропейских странах этот исторический...
План: Школа и педагогическая мысль в Европе XVII xviii веков. Положение школы в Германии XVII столетия iconВведение Книга «Море невухим»
«Море невухим» оказала влияние и на европейскую мысль начиная со средневековой христианской философии (ярким примером является Фома...
План: Школа и педагогическая мысль в Европе XVII xviii веков. Положение школы в Германии XVII столетия iconЗаселение русскими территории Омского Прииртышья в XVII середине XIX веков
Формирование постоянного населения этого края началось с основания города Тары в 1594 году. Возникновение Тары как опорного пункта,...
План: Школа и педагогическая мысль в Европе XVII xviii веков. Положение школы в Германии XVII столетия iconСвободомыслие и атеизм в XVII в
Для антирелигиозной мысли XVI и начала XVII в характерны противоречивость, несистематичность, доходящая до эклектичности, и преобладание...
План: Школа и педагогическая мысль в Европе XVII xviii веков. Положение школы в Германии XVII столетия iconНаучно-практическая конференция История возникновения заимствованных слов
На протяжении всей своей истории русский язык обогащался за счет иноязычных слов. Например, интенсивное заимствование из польского...
План: Школа и педагогическая мысль в Европе XVII xviii веков. Положение школы в Германии XVII столетия iconНовые явления в экономике России второй половины XVII века
Оборудование урока: учебник А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России», карта «Россия в XVII веке»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница